Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (8,9 класс) по теме:
    поурочное планирование по черчению под редакцией А. Д. Ботвинникова

    Кашина Ольга Львовна

     

    Поурочное планирование разработано в соответствии с новой программой по черчению и учебником для средних школ "Черчение. 8-9 класс" под редакцией А. Д. Ботвинникова 1992, 1995, 1997 годов издания. Автор Подшибякин В. В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    botvinnikov.docx106.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ББК30.1я721 П 449

    Подшибякин В. В.

    П 449    Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 класс. - Саратов: "Линей", 1999. - 32 с.

    ISBN 5-8053-0065-6

    Поурочное планирование разработано в соответствии с повой программой по черчению и учебником для средних школ "Черчение. 8-9 класс" под редакцией А. Д. Ботииппнкова 1992, 1995, 1997 годов издания.

    ББК30.1я721

     Предисловие

    Для всех видов инженерной деятельности необходима хорошая подготовка в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, машинной графики и других учебных дисциплин, составляющих современное графическое образование. Новые концептуальные и мето дологические основы преподавания курса , "Техническое черчение и инженерная графика" в школе направлены на формирование и развитие графической культуры уча щихся, их мышления и творческих качеств личности. В ос нове обновления содержания традиционного курса лежит разнообразие видов графических задач, позволяющих формировать техническое, логическое, абстрактное и об разное мышление, развивать пространственные представ ления. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся, поэтому при изучении всех разде лов курса используются задачи творческого содержания. Задания имеют обязательную практическую направлен ность. Принципы политехнизма и связи с жизнью, мо делирование элементов профессиональной деятельности лежат в основе графической подготовки школьников. Расширение графической подготовки учащихся безус ловно поможет им лучше интегрироваться в систему выс шего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

    ISBN 5-8053-0065-6        © Издательство "Лицей", 1999.


    8 КЛАСС

    № п/п

    Название темы

    Цели урока:

    а) обучающая,

    б)воспитательная,

    в) развивающая

    Краткое содержание

    теоретической части

    урока

    Оборудова ние

    Практическая работа на уроке

    Задание на дом

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    1.

    Учебный предмет "Черчение". Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей и их место среди других видов графических изображений. Современные методы выполнения чертежей. Использование ЭВМ, графопостроителей. Инструменты, принадлежности, материалы для выполнения чертежей.

    а)        Понятие о чертеже
    как изображении

    на плоскости формата.

    б)        Формирование
    интереса к изучению
    конструкторской
    документации.

    в)        Развитие
    технического и
    образного мышления.

    Роль чертежа

    в жизни человека.

    Имена русских

    ученых и

    изобретателей,

    использовавших

    в своей

    деятельности

    чертежи.

    Содержание данных

    в современном

    чертеже.

    Графические

    изображения.

    Учебные таблицы. Диафильм

    Сравнение примеров изображений. Ознакомление с чертежными инструментами принадлеж ностями.

    Введение. А4 (принести).

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    2.

    Организация рабочего

    места. Рациональные

    приемы работы

    чертежными

    инструментами.

    Понятие

    о государственных

    стандартах.

    Типы линий.

    Форматы, рамки,

    основная надпись

    чертежа.

    а)        Знакомство
    школьников

    с правилами оформления чертежей.

    б)        Воспитание
    стремления
    добросовестно
    и рационально
    выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие интереса
    к предмету.

    Организация

    рабочего места.

    Подготовка

    чертежного

    инструмента

    к работе.

    Правила

    оформления

    чертежей.  Размеры

    форматов.

    Назначение

    линий чертежа.

    Учебные

    таблицы. Диафильм.

    Вычерчивание

    рамки и

    основной

    надписи чертежа

    (А4).

    Построение

    горизонтальных,

    вертикальных,

    наклонных

    линий и

    окружностей.

    §1,2.

    РИС. 23 в тетради. А4 (принести).

    3.

    Графическая работа

    № 1.

    "Линии чертежа".

    а)        Закрепление навыков
    выполнения линий.

    б)        Формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение теоретического материала по теме "Типы линий".

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение упражнений на проведение различных типов линий. А4.

    §1.2.

    4.

    Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

    а) Знакомство

    с правилами написания

    прописных и печатных

    букв и цифр чертежного

    шрифта.

    Шрифт, его размер и ширина. Написание прописных букв и цифр.

    Учебные таблицы, индивиду альные карточки-задания для опроса у доски,

    Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта (по группам).

    § 2. В тетради написать: "Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем


    о

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие навыков
    в написании

    букв и цифр.

    за первыми учебными столами, для само стоятельной практичес кой работы.

    образованным народам,то начертатель ная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения".

    5\

    Некоторые сведения о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки диаметра и радиуса,

    а)        Знакомство

    с правилами нанесения размеров, букв и цифр.

    б)        Развитие у
    школьников стремления
    к овладению знаниями,
    формирование умений

    Линейные размеры на машинострои тельных чертежах, их толщина и размер. Расстояние между контуром изображения

    Учебные таблицы. Диафильм.

    Упражнения в написании знаков для нанесения размеров, стре лок, размерных и выносных линий.

    §2.

    Рис. 34 М 2:1.

    А4 (принести).

    0

    2

    3

    4

    5

    6

    5.

    указание толщины 'и длины детали надписью, расположение размеров). Применение и обозначение масштаба.

    четко организовывать свою практическую деятельность, в) Развитие технического и образного мышления.

    и размерными линиями. Нанесение размерных чисел, знаков и букв. Масштаб.

    6.

    Графическая работа

    №2.

    "Чертеж плоской

    детали".

    а)        Закрепление умений
    и навыков по
    построению чертежа и
    обозначению размеров.

    б)        Развитие стремления
    к овладению знаниями,
    формирование умений
    четко организовывать
    свою практическую
    деятельность.

    в)        Развитие
    самостоятельной
    активности и
    творческого отношения
    к решению задач.

    Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме.

    Индивиду альные карточки-задания

    Выполнение

    чертежа плоской

    детали

    с нанесением

    размеров и

    изменением

    масштаба (по

    индивидуальным

    заданиям).

    А4.

    § 1,2.

    Рис. 36 А4.

    7.

    Проецирование.

    а)        Понятие

    о проецировании как изображении предмета на плоскости.

    б)        Формирование
    интереса к предмету.

    Общие

    сведения

    о проецировании.

    Примеры проекций.

    Проекция точки

    на плоскость.

    Учебные таблицы. Диафильм

    Проецирование точки на плос кости, проекции фигуры, получение тени модели.

    §з.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7.

    в) Развитие технического и образного мышления.

    Центральное,

    параллельное,

    прямоугольное,

    косоугольное

    проецирование.

    Центральное, косоугольное, прямоугольное проецирование.

    8.

    Прямоугольное проецирование. Проецирование на 3 плоскости проекций.

    а)        Понятие

    о прямоугольном

    проецировании

    на плоскости проекций.

    б)        Формирование
    познавательного
    интереса к предмету,
    активности, самосто
    ятельности суждений.

    в)        Развитие творческого
    мышления, интереса

    к поиску решения задач.

    Проецирование на одну, на две и на три плоскости проекции предмета. Обозначение и название плоскостей.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания (модели).

    Построение предмета на одну, две и три плоскости. Чтение чертежа. Рис. 45, 46, 47, 48, 49, 50.

    §4. Рис.51 в тетради.

    II ЧЕТВЕРТЬ

    9.

    Расположение видов на чертеже. Местные виды.

    а)        Понятие

    о расположении видов на чертежах, формирование навыков построения видов на чертеже.

    б)        Развитие

    у школьников

    стремления

    к овладению знаниями,

    Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции.

    Название проекций, полученных при проецировании на 3 плоскости проекций и их расположение.

    Учебные таблицы. Индивиду альные карточки-задания для опроса у доски, за первыми учебными

    Построение 3-х проекций на ппоскости. Тренировочное упражнение. Рис. 55.

    § 5. Рис. 56

    М3:1

    в тетради. Практическая работа № 3. Моделирова ние по чертежу. Рис. 58 а, б.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    формирование умений находить главный вид. в) Развитие самостоя тельной активности и творческого отношения к решению задач.

    Определение местного вида и цель его исполь зования. Что дает применение местного вида.

    столами, для само стоятельной практичес кой работы.

    10.

    Получение и построение аксонометрических проекций.

    а)        Понятие

    об аксонометрии как изображении.

    б)        Формирование
    интереса к учению.

    в)        Развитие
    технического
    образного мышления.

    Проецирование куба на фронтальную димметрическую и изометрическую проекцию. Расположение осей в аксонометрии. Способ построения аксонометрических проекций плоских фигур.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Получение аксонометричес ких проекций. Построение фигур

    в фронтальной димметрической и изометричес кой проекции.

    §6,7.

    В тетради построить прямоугольник в димметрии и изометрии.

    11.

    Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

    а)        Закрепление умений
    и навыков по построе
    нию аксонометрий.

    б)        Развитие у
    школьников стремления
    к овладению знаниями,
    формирование умений
    четко организовывать
    свою практическую
    деятельность.

    Расположение осей

    фронтальной

    димметрической

    проекции.

    Как откладывают

    размеры вдоль

    осей фронтальной

    димметрической и

    изометрической

    проекций и

    параллельно им.

    Учебная таблица.

    Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Построение

    фронтальной

    димметрической

    проекции.

    Рис. 62.

    Справочная

    таблица № 2.

    § 7. Рис. 63. Угольник. Справочная таблица № 2.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    в) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

    12.

    Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

    а)        Проверка качества
    усвоения материала
    по теме.

    б)        Формирование
    познавательного
    интереса к предмету,
    активности,
    самостоятельности
    суждений.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений,
    пространственного
    мышления.

    Способ построения

    аксонометрических

    проекций

    предметов,

    имеющих круглые

    поверхности.

    Учебная таблица. Диафильм.

    Построение

    фронтальной

    диаметрической

    проекции

    окружностей,

    изометрической

    проекции

    окружностей.

    Рис. 64, 66, 65, 68.

    § 8. Рис. 65. 80 мм в тетради.

    13.

    Технический рисунок.

    а)        Закрепление умений
    и навыков

    по построению аксонометрии.

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    Правила построения

    технического

    рисунка.

    Его отличия от

    аксонометрической

    проекции.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса у доски, за первыми

    Построение технического рисунка с натуры моделей.

    §9. Рис. 62. В тетради построить димметрию и изометрию.

    0                         1

    2

    3

    4

    5

    5

    в) Развитие

    пространственных

    представлений,

    пространственного

    мышления.

    учебными столами, для само стоятельной практичес кой работы.

    14,

    Анализ

    геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

    а)        Знакомство

    с правилами построения проекций геометрических тел.

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развитие
    самостоятельной
    активности и
    творческого отношения
    к решению задач.

    В основе форм деталей машин и механизмов находятся геометрические тела. Проекции геометрических тел. Проекции группы геометрических тел.

    Учебные таблицы, диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Анализ группы

    геометрической

    формы

    предмета.

    Проецирование

    геометрических

    тел. Построение

    проекции группы

    геометрических

    тел. Рис. 83

    (удалить конус).

    §10,11. Рис.    1    i.

    1А^

    / тг+

    /   ' n\ 1

    ч i

    А ! /t\

    (в тетради). Заниматель ные задачи. Рис. 84 а, б (фломастеры).

    15.

    Проекции вершин, ребер и граней предмета.

    а)        Понятие о проекциях
    вершин, ребер

    и граней, предмета, формирование навыков построения точек.

    б)        Формирование
    познавательного
    интереса к предмету,
    активности, самосто
    ятельности суждений.

    Расположим

    предмет

    в пространстве так,

    чтобы каждая

    из двух

    параллельных

    между собой граней

    была параллельна

    одной из плоскостей

    проекций. Тогда эти

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса у доски, за первыми

    Построение

    прямоугольных

    проекций

    предмета,

    обозначение

    вершин,

    ребер, граней,

    нанесение

    проекционных

    точек.

    §12.

    Рис. 90 а, б, в;

    98, 95, 96

    в тетради.

    А4.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    в) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

    грани изобразятся

    на соответствующих

    плоскостях

    проекций

    без искажений.

    учебными столами для самостоя тельной практичес кой работы.

    Рис. 87а, б; 88, 94, 97.

    16.

    Графическая работа №4.

    "Чертежи и аксонометрические проекции предметов".

    а)        Закрепление навыков
    выполнения проекций,
    граней, ребер и точек.

    б)        Формирование
    навыков выполнения
    проекций,граней, ребер
    и точек.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение теоретического материала по теме "Проекции вершин, ребер и граней предмета".

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение

    работы

    на формате А4.

    Рис. 98, 99.

    Повторить § Ю, 11, 12. Гр. работу завершить дома.

    Ill ЧЕТВЕРТЬ

    17, 18.

    Порядок построения

    изображений

    на чертежах.

    а)        Проверка

    качественного усвоения материала по теме прямоугольное проецирование.

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следовательно, для чтения и выполнения черте жей надо знать, как изображаются эти геометрические тела.

    Учебные таблицы. Диафильм.

    Анализ формы предмета. Последователь ность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение 3-го вида.

    §13. рис. 113 (1,2,3). Урок 17: рис. 111 в, г. Урок 18: рис. 114 (1,2,3,4,5,6). А4.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников.

    Приступая к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.

    1        урок:

    ри. 107,111 а, б; 112 а,б.

    2        урок:
    рис. 113

    (4, 5, 6, 7, 8, 9).

    19.

    Графическая работа

    №5.

    "Построение третьей

    проекции по двум

    данным".

    а)        Закрепление навыков
    выполнения прямо
    угольных проекций.

    б)        Формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений,
    пространственного
    мышления.

    Повторение и

    закрепление

    теоретического

    материала по теме

    прямоугольного

    проецирования.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение

    работы

    на формате А4

    (М2:1).

    I        а, б;

    II        в, г;

    III        г, д.

    Повторить §13.

    20.

    Нанесение размеров с учетом формы предмета.

    а) Знакомство

    с правилами нанесения

    размеров с учетом

    формы.

    Каждый размер на чертеже указывают только один раз. В то же время

    Учебные таблицы. Диафильм.

    Нанесение размеров с учетом формы предмета.

    §14. Рис. 120 6,

    121        (М2:1),

    122        (М 2:1).


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    б)        Воспитание
    стремления,
    добросовестно и
    рационально выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления учащихся.

    чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления предмета.

    Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Рис.119 6, 120 а.

    21.

    Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

    а)        Знакомство
    с правилами
    геометрических
    построений.

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений,
    пространственного
    мышления школьников.

    Расчленение

    процесса

    выполнения

    чертежа

    на отдельные

    графические

    операции

    называется

    анализом

    графического

    состава

    изображения.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Анализ

    графического

    состава

    изображений.

    Деление

    окружности

    на части.

    Сопряжения.

    §15. Рис. 137 с нанесением размеров. А4.

    22.

    Графическая работа

    №&

    "Чертежи детали

    (с использованием

    геометрических

    построений, в том

    числе сопряжений)".

    а)        Закрепление навыков
    выполнения геометри
    ческих построений.

    б)        Формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    в)        Развитие
    пространственного
    мышления.

    Повторение

    и закрепление

    теоретического

    материала

    по теме

    геометрические

    построения.

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение

    работы

    на формате А4.

    Рис. 138.

    Повторить §15.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    23.

    Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

    а)        Знакомство с
    правилами построения
    разверток.

    б)        Воспитание,
    стремления
    добросовестно  .
    и рационально
    выполнять учебные
    задания.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Построение

    разверток

    призмы,

    цилиндра,

    конуса,

    пирамиды.

    § 16. Рис. 139,

    140

    (с 1 по 14)

    по журналу.

    Рис. 141, 142

    (с 15 по 30).

    24.

    Порядок чтения чертежей, деталей.

    а)        Закрепление знаний,
    умений и навыков

    в чтении чертежей.

    б)        Развитие у
    школьников стремления
    к овладению знаниями,
    формирование умений
    четко читать чертежи.

    в)        Развитие
    самостоятельной
    активности и
    творческого отношения
    к чтению чертежа.

    Чтение чертежа заключается в представлении объемной формы предмета по плоским изображениям и в определении его размеров.

    Учебные таблицы. Чертежи деталей.

    Чтение чертежа детали.

    1.        Основная
    надпись чертежа.
    Масштаб,
    название и т. д.

    2.        Определить,
    какие виды
    детали даны
    на чертеже.

    3.        Анализ
    изображений,
    данных

    на чертеже.

    4.        Размеры де
    тали и ее элемен
    тов. (Зачет по
    индивидуальным
    работам).

    § 17. Рис. 145. Прочитать.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    25, 26.

    Практическая работа

    №7.

    "Устное чтение

    чертежа".

    а)        Закрепление навыков
    в чтении чертежей.

    б)        Формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение

    теоретических

    положений.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение работы в тетради. Рис. 146,147, 148.

    § 17 повторить. А4.

    IV ЧЕТВЕРТЬ

    27, 28.

    Выполнение эскизов деталей.

    а)        Знакомство
    школьников с правилами
    выполнения эскиза.

    б)        Воспитание стремле
    ния добросовестно и
    рационально выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления учащихся.

    К эскизам относят чертежи,

    предназначенные для разового использования в производстве. Изображения выполняются по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюде нием пропорций.

    Учебные таблицы. Диафильм.

    Построение эскизов по техническим

    моделям.

    §18. Рис. 155 в тетради.

    29.

    Графическая работа №8.

    "Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)".

    а)        Закрепление навыков
    в выполнении чертежа
    предмета в трех видах.

    б)        Формирование
    навыков самостоятель
    ной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Закрепление знаний

    теоретического

    материала.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Выполнение работы на формате А4. Рис. 149,150, 151.

    Повторить §2,4,6,7,8, 9, 13, 14.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    30.

    Графическая работа

    №9.

    "Эскиз и технический

    рисунок детали".

    а)        Закрепление навыков
    в выполнении эскиза

    и технического рисунка.

    б)        Формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Закрепление знаний

    теоретического

    материала.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Построение

    эскиза

    и технического

    рисунка

    с модели

    детали.

    Повторить §9,18.

    31, 32.

    Графическая работа

    № 10.

    "Выполнение чертежей

    детали с включением

    элементов

    конструирования".

    а)        Закрепление
    теоретических знаний
    и использование

    их в конструировании.

    б)        Формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение

    и закрепление

    знаний

    в конструировании

    узлов.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Построение

    чертежей

    деталей.

    1        урок:
    рис.156, 157.

    2        урок:

    рис. 158, 159.

    Повторить §4, 5, 9, 14, 17, 18.

    33,

    34.

    Графическая работа № 11.

    "Выполнение чертежа предмета".

    а)        Обобщение знаний,
    полученных

    при изучении курса в 7-м классе.

    б)        Формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение и закрепление знаний.

    Учебные

    таблицы.

    План

    выполнения

    работы.

    Построение чертежа детали в необходимом количестве видов.

    1        урок:

    рис. 160 а, б.

    2        урок:

    рис. 160 в, г.

    Повторить §4,5, 13, 14, 15, 17.

    9 КЛАСС

    № п/п

    Название темы

    Цели урока:

    а) обучающая,

    б) воспитательная,

    в) развивающая

    Краткое содержание

    теоретической части

    урока

    Оборудова ние

    Практическая работа на уроке

    Задание на дом

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    1.

    Общие сведения о способах проецирования.

    а)        Актуализация знаний,
    полученных

    в 8-м классе, подготовка учащихся к восприятию нового материала.

    б)        Усвоение навыков
    коллективной работы
    при фронтальном
    решении
    познавательных задач.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений и
    пространственного
    мышления.

    Повторение теоретического материала по теме: "Проецирование на три плоскости проекций", "Аксонометрические проекции".

    Учебные

    таблицы

    с задачами

    на

    построение

    чертежа

    детали

    , в 3-х видах

    по двум

    заданным.

    Чтение чертежа: а) устное чтение (фронтальная работа с классом); б)построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях).

    Повторить §3-8, §19. Рис.161, 162 в тетради.

    2.

    Сечения.

    а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечений,   . их классификация.

    Сечения наложенные и вынесенные,

    Учебная таблица "Сечения",

    Построение наложенных сечений и использование

    §20,21,22. Рис. 176 в тетради.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    б)        Формирование
    интереса к учению.

    в)        Развитие
    технического и
    образного мышления.

    обозначения их на

    чертежах, штриховка

    материалов

    в сечениях, алгоритм

    построения сечений.

    динамичес кая модель с задачами на построе ние сечений и образца ми ответов (для после дующей-проверки правиль ности

    выполнения заданий).

    программиру емых карт (работа выполняется на кальке). Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях).

    3.

    Сечения.

    а)Закрепление    -умений и навыков построения и обозначения сечений.

    б)        Развитие

    у школьников

    стремления

    к овладению знаниями,

    формирование умений

    четко организовывать

    свою практическую

    деятельность.

    в)        Развитие самостоя
    тельной активности и
    творческого отношения
    к решению задач.

    Повторение

    теоретических

    знаний

    и отработка

    практических

    навыков по теме

    "Сечения".

    Индивиду альные карточки-задания для опроса у доски, за первыми учебными столами, для

    самосто ятельной практичес кой работы.

    Построение сечений (работа выполняется по индивидуаль ным карточкам-заданиям.

    Повторить

    §20,21,22.

    В тетради

    выполнить

    графическую

    работу

    №12.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    4.

    Сечения.

    а)        Проверка качества
    усвоения материала
    по теме.

    б)        Воспитание культуры
    труда, формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений,
    пространственного
    мышления школьников.

    Индивиду альные карточки-задания

    Решение задач на построение сечений.

    Повторить §20,21,22. Задание по карточке.

    5.

    Простые разрезы.

    а)        Понятие о разрезах,
    знакомство с класси
    фикацией разрезов,
    формирование навыка
    построения
    целесообразных
    разрезов.

    б)        Формирование
    познавательного
    интереса

    к предмету, активности,

    самостоятельности

    суждений.

    в)        Развитие творческого
    мышления, интереса

    к поиску решения задач.

    Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы,отличие' разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов.

    Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамичес кая модель, таблица "образо вание разреза".

    Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащий разрез(работа выполняется по индивидуаль ным заданиям).

    § 23, 24 (до п. 24.4). В тетради выполнить задание рис. 180,183, 184.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    6.

    Обозначение простых разрезов.

    а)        Знакомство
    школьников с правилами
    обозначения простых
    разрезов,

    формирование понятия о местном разрезе.

    б)        Воспитание
    аккуратности и четкости
    при выполнении
    графической работы.

    в)        Развитие
    пространственных
    представлений,
    пространственного
    мышления.

    Повторение теоретических знаний по темам: "Сечения", "Простые разрезы". Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез.

    Учебные таблицы: "Обозна чение разрезов", "Местный разрез". Индивиду альные карточки-задания.

    Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначения их. Рис. 188.

    §24.

    В тетради

    рис. 186, 187.

    7.

    Соединение

    части вида

    с частью разреза.

    а)        Знакомство
    школьников с правилами
    соединения части вида

    с частью разреза,

    особенностями

    обозначения разрезов

    и условностями,

    принятыми

    в таких случаях.

    б)        Воспитание стрем
    ления добросовестно и
    рационально выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления учащихся.

    Повторение

    теоретических

    положений

    по теме "Сечения",

    соединение

    части вида

    с частью разреза.

    Учебные таблицы по теме урока, карты

    программи рованного контроля, индивиду альные задания для практичес кой работы.

    Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза.

    §25.

    В тетради

    рис. 193, 194,

    195 (лист

    клетчатой

    бумаги А4).


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    8.

    Графическая работа №13.

    "Эскиз детали с выполнением

    а)        Закрепление навыков
    выполнения разреза.

    б)        Формирование
    навыков

    Повторение

    теоретических

    положений

    по теме "Разрезы".

    Учебная таблица "Разрезы", набор

    Выполнение (на клетчатой бумаге формата А4)эскиза

    Повторить § 25, 25.

    необходимого

    самостоятельной

    моделей

    детали

    разреза".

    работы.

    в) Развитие навыков

    логического мышления.

    технических

    деталей.

    План

    выполнения

    работы.

    с применением

    необходимого

    разреза.

    II ЧЕТВЕРТЬ

    9.

    Особые случаи

    а) Знакомство с

    Если на сечении

    Учебная

    Решение задач

    § 26, 27.

    разрезов.

    правилами выполнения особых случаев разреза.

    хотят показать,

    из какого материала

    таблица. Индивиду-

    на построение особых случаев

    В тетради. А4 i

    б) Воспитание аккурат ности и четкости при

    деталь изготовлена, то пользуются

    альные карточки-

    разрезов.

    r4il\

    выполнении разрезов, в) Развитие простран ственных представле ний, пространственного мышления.

    графическими обозначениями.

    задания для опроса.

    г - - * -!-' - -1

    ,

    -

    §i#

    i

    10.

    Графическая работа

    №14.

    "Чертеж детали

    а)        Закрепление навыков
    выполнения разреза.

    б)        Формирование

    Закрепление теоретических знаний по теме

    Учебная таблица. План

    Построить

    целесообразный

    разрез

    Повторить §20,21,23, 24, 25, 26, 27.

    с применением

    навыков самостоя-

    "Разрезы".    ,

    выполнения

    и нанести

    разреза".

    тельной работы, в) Развитие навыков логического мышления.

    работы.

    размеры.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    11.

    Выбор количества

    а) Знакомство

    Положение детали

    Учебная

    Определение

    §28,29.

    изображений

    с правилами выбора

    должно давать

    таблица.

    рациональности

    Рис. 202

    и главного

    главного и необходи-

    полное

    Индивиду-

    выполнения

    вМ2:1

    изображения.

    мого количества

    представление

    альные

    чертежа.

    в тетради.

    Условности

    изображений, а также

    о форме

    карточки-

    Условности

    Повторить

    и упрощения

    с условностями

    и размерах

    задания

    и сокращения.

    §9.

    на чертежах.

    на чертежах.

    б)        Формирование
    познавательного
    интереса к предмету,
    активности,
    самостоятельности
    суждений.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    при рациональном использовании поля чертежа.

    для опроса.

    12.

    Графическая работа

    а) Закрепление навыков

    Закрепление

    Учебная

    Чтение чертежа.

    Повторить

    № 15.

    в выборе главного

    навыков по теме.

    таблица.

    Построение

    §18,28,29.

    "Устное чтение

    изображения

    План

    технического

    А4.

    чертежа".

    и упрощениях.

    б)        Формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    выполнения работы.

    рисунка (в тетради).

    13.

    Графическая работа

    а) Закрепление навыков

    Учебная

    Выполнить эскиз

    Повторить

    № 16.

    выполнения разреза.

    таблица.

    детали с натуры

    §28,29.

    "Эскиз с натуры".

    б) Формирование навыков самостоя тельной работы.

    План

    выполнения

    работы.

    и построить

    целесообразный

    разрез.


    '

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    в) Развитие навыков логического мышления.

    Построить необходимое количество видов и разрезов.

    ^>

    Отверстие сквозное.

    14, 15.

    Сборочные чертежи.

    а)        Понятие о сборочных
    чертежах, станках

    и механизмах.

    б)        Формирование
    интереса к учению.

    в)        Развитие
    технического и
    образного мышления.

    Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы.

    Учебная таблица. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Виды соедине ний деталей. Стандарты. Изображение резьбы

    и обозначение различных видов резьб. Шпильки, болты.

    §30,31,32. Рис.217, 219 ж.

    16.

    Графическая работа

    № 17.

    "Эскиз резьбового

    соединения".

    а)        Закрепление
    навыков

    в выполнении сборочных чертежей.

    б)        Формирование
    навыков самосто
    ятельной работы.

    в)        Развитие
    навыков логического
    мышления.

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Сборочный чертеж

    (выполняется по индивидуаль ным карточкам-заданиям в тетради).

    Повторить §30,31,32.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    III ЧЕТВЕРТЬ

    17.

    Сборочные чертежи.

    а)        Знакомство с прави
    лами соединения
    шпоночных и
    штифтовых соединений.

    б)        Воспитание
    стремления
    добросовестно и
    рационально выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания   . для опроса.

    Изображения шпоночных и штифтовых соединений.

    §33.

    Рис. 222, 230

    в тетради.

    А4.

    13.

    Графическая работа № 18.

    "Чертеж шпоночного соединения и вала".

    а)        Закрепление навыков
    в выполнении
    сборочных чертежей.

    б)        Формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развите навыков
    логического мышления.

    Закрепление

    теоретических

    навыков.

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Построение сборочного чертежа с применением математичес кого расчета. Рис. 226.

    Повторить §30,31,32,33.

    19.

    Сборочные чертежи.

    а)        Основные правила
    расположения видов

    на сборочных чертежах.

    б)        Формирование
    интереса к учению.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Повторение

    теоретических

    положений по темам:

    болтовые,

    штифтовые,

    шпоночные,

    шпилечные

    соединения.

    Учебные

    таблицы.

    Диафильм.

    План

    выполнения

    работы.

    Общие сведе ния о сборочных чертежах изделий. Спецификация. Разрезы. Размеры. Рис. 232, 236.

    §34.

    Рис. 236, 237.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    20.

    Сборочные чертежи.

    а)        Правила чтения
    сборочных чертежей и
    условности упрощений.

    б)        Воспитание
    стремления
    добросовестно
    и рационально
    выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Последовательность чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения, применяемые при выполнении сборочных чертежей.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Порядок чтения сборочных чер тежей, а также условности и упрощения, при меняемые при их выполнении (индивидуаль ные карточки-задания в тетради).

    §35.36. Завершить работу, начатую на уроке. В тетради выполнить графическую работу № 19.

    21.

    Понятие

    о деталировании.

    а)        Понятие о
    деталировании
    сборочного чертежа.

    б)        Воспитание
    стремления
    добросовестно
    и рационально
    выполнять учебные
    задания.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Порядок выполнения деталирования деталей. Карточки-задания.

    §37.

    Повторить § 30-36. Завершить работу, начатую на уроке. А4.

    22, 23.

    Графическая работа № 20. ::Деталировзние".

    а). Закрепление навыков в выполнении деталирования сборочных чертежей.

    Закрепление

    теоретических

    навыков.

    Учебная

    таблица.

    План

    выполнения

    работы.

    Деталирование сборочных чертежей. 1 урок: рис. 240 детали 4,5;

    Повторить § 30-37.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    б)        Формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развитие
    логического мышления.

    рис. 244 детали 1,3; рис. 245 детали 2,3. 2 урок: рис. 246 детали 3,4; рис. 247 детали 1,2; рис. 248 детали 1,3.

    24. 25.

    Практическая работа

    №21.

    "Решение творческих

    задач с элементами

    конструирования".

    а)        Конструирование
    новых изделий и

    их усовершенствование.

    б)        Формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Решение задач,

    включающих

    элементы

    конструкторского

    труда.

    План

    выполнения

    работы.

    Решение твор ческих задач на конструи рование.

    1        урок:

    1, 2, 3 задание;

    2        урок:

    4, 5 задание.

    IV ЧЕТВЕРТЬ

    26.

    Основные особенности

    строительных

    чертежей.

    а)        Общее понятие о
    строительных чертежах.

    б)        Воспитание стремле
    ния добросовестно и
    рационально выполнять
    учебные задания.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Основные правила изображений на строительных чертежах.

    Учебная таблица. Диафильм.

    Изображения,

    масштаб,

    размеры.

    §38.


    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    27.

    Условные изображения на строительных чертежах.

    а)        Понятие об условных
    изображениях

    на чертежах.

    б)        Формирование
    интереса к учению.

    в)        Развитие навыков
    логического мышления.

    Графическое

    изображение

    элементов зданий

    и деталей

    внутреннего

    оборудования.

    Учебные таблицы. Диафильм. Индивиду альные карточки-задания для опроса.

    Изображение

    на чертеже

    оконных

    и дверных

    проемов,

    лестничных

    клеток,

    санитарно-

    технического и

    отопительного

    устройства.

    §39.

    Повторить

    §38.

    28.

    Порядок чтения

    строительных

    чертежей.

    а)        Закрепление знаний,
    полученных на
    предыдущих занятиях.

    б)        Формирование
    навыков

    самостоятельной работы.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    При чтении строительного чертежа рекомендуется учитывать основные правила и условности изображений.

    Учебная таблица.

    Составить в тетради чертеж по рассказу.

    §40.

    Повторить § 38-39.

    29.

    Графическая работа

    №22.

    "Чтение строительных

    чертежей".

    а)        Закрепление навыков
    в выполнении
    строительных чертежей.

    б)        Формирование
    навыков самостоя
    тельной работы.

    в)        Развитие логического
    мышления.

    Учебная таблица.

    Индивидуаль ные карточки-задания.

    Повторить § 20-40.

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    30.

    Графическая работа

    Закрепление навыков,

    Учебная

    Контрольная

    31.

    №23.

    полученных при изучении курса черчения.   .

    таблица.

    работа по чертежу сборочной единицы. Индивидуаль ные карточки-задания.

    ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ. КОНСУЛЬТАЦИИ


    Примерные критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению

    Оценка "5" ставится, когда ученик:

    1. полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
    2. твердо знает все изученные условные изображения и обозна чения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
    3. интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и акку ратно ведет рабочую тетрадь;        
    4. ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

    Оценка "4" ставится, когда ученик:

    1. полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
    2. правила изображения и условные обозначения знает, спра вочными материалами пользуется несистематически и ориен тируется в них с трудом, выполняет обязательные практи ческие и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
    3. при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второ степенного порядка, исправление которых требует периоди ческой помощи учителя.

    Оценка "3" ставится, когда ученик:

    1. основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выпол няет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и час тичного применения средств наглядности;
    2. знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные про граммой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической дея тельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

     Оценка "2" ставится, когда ученик:

    1. основной программный материал не знает;
    2. чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практи ческие и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
    3. систематически допускает грубые ошибки.

    Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подго товлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.

    Предлагаемые критерии составлены доктором пед. наук, автором учебника "Черчение. 8—9 класс" А. Д. Ботвинниковым и одобрены комиссией по черчению Учебного методического совета при Министерстве просвещения.

    Пособие по черчению в средней школе. М, "Просвещение", 1989.

    30