Главные вкладки

    Методическая разработка (технология, 5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему:
    Развитие регулятивных универсальных учебных действий

    Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    regulyativnye_uchebnye_umeniya_zalizko_zh.v..doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Волгоградская государственная академия  повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

    Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Развитие регулятивных универсальных учебных действий

    Выполнила:

    Слушатель курсов  № 269

    Учитель технологии

    МОУ «Октябрьский лицей» Калачевского района

    Волгоградской области

    Зализко Ж.В.

    Волгоград, 2010


    В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков: 1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);  3) познавательный; 4) знаково-символический; 5) коммуникативный.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

    -  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    -  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    -  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

    Критериями сформированности у учащегося  произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

    - Выбирать средства для организации своего поведения;

    - Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

    - Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

    - Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

    - Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

    -Тормозить ненужные реакции.

    Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

    Каковы действия учителя по развитию регулятивных учебных умений?

    1. У  ребенка трудности при выполнении поручений:
    1. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
    2. Во-вторых,  нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.
    1. У  ребенка трудности при  определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
    1. поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
    2. конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
    3. необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
    4. обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов

    3. У ребенка трудности при   оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:

    1. Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.  Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

    4. У  ребенка трудности  в волевой саморегуляции:  

    1. Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
    2. Режиссерская игра
    3.  Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    1. «преднамеренные ошибки»;
    2. поиск информации в предложенных источниках;
    3. взаимоконтроль;
    4. диспут;
    5. контрольный опрос на определенную проблему;
    6. проекты.

    Таблица «Виды оказываемой учителем помощи»

     (5 – наиболее низкий уровень регуляции действия)

    Степень помощи

    Условия, при которых оказывается помощь

    Содержание помощи

    1

    Действие выполняется неуверенно

    Одобрение, поддержка

    2

    Возникают трудности, остановка

    Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

    3

    Действие выполняется ошибочно

    Вопрос «Разве так?»

    4

    Действие выполняется ошибочно повторно

    Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

    5

    Неправильно выполняется все задание

    Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане

            


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

    В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков. ...

    Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД форми...

    Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.

    Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разра...

    Сборник методических материалов. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий

    Методические материалы являются универсальным методическим обеспечением деятельности педагога начального, основного и ср...

    Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

    Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями ор...