Слагаемые педагогического мастерства
статья по технологии по теме

обобщение опыта работы учителя технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_rabotydokument_microsoft_word.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края

«Слагаемые педагогического мастерства»

из опыта работы учителя технологии

Ромах Александры Ивановны

 

                                    2010 год  

                                                                                    Чем активнее будет личность,

тем выше будут её идеалы, тем

быстрее мы будем приближаться к

Правде, и тем чище и прекраснее

будет Правда человеческая!

П. Сорокин

 

Концепцией модернизации российского образования определена первоочередная задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сложнейшая и одновременно интереснейшая задача, путей, к решению которой великое множество. На мой взгляд, один из путей решения — профессиональный рост учителя, развитие педагогической компетентности, которое невозможно без развития творческого потенциала, без огромного интереса к работе, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, без активной жизненной позиции.

 Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога — воспитание  уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все педагоги достаточно полно используют творческий потенциал своей профессии, работа для них превращается в рутинное воспроизведение давно заученных шаблонных знаний. А между тем, ошибки «школьного конвейера» иногда приходится исправлять на протяжении целой жизни. Почему порой учитель поступает не по велению сердца, а с позиции устоявшегося мнения окружающих? Почему порой легче решить поставленную задачу не собственным, оригинальным путем, а так, как это «принято» решать?

Почему зазорно быть не как все?

 Ошибочные стереотипы профессиональной роли учителя, базирующиеся на устарелой социально-профессиональной модели — на уровне воспроизведения полученных знаний, — порой невозможно преодолеть, и часто учитель, пытающийся это сделать, выглядит смешным и нелепым. Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения.  Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволяют включиться в различные формы интерактивной работы, и будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.

Я работаю в школе 44 года, из них 19 лет преподаю технологию. Имею высшую квалификационную категорию. За годы работы накопился немалый опыт в преподавании образовательного предмета  Технология.  Я люблю свой предмет, умею многое делать и стараюсь любовь к предмету передать своим ученикам. Работу свою строю под девизом «Умею сама – научу своих учеников». Современный рынок труда как  раз требует творческих « рукастых» специалистов. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, а для этого нужно воспитать трудолюбивого, творческого, активно- мыслящего человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша». Знание  современных достижений  в педагогике и методике преподавания технологии, эффективное использование здоровье сберегающих  технологий, дифференцированного  обучения, позволяют мне вести преподавание предмета на  должном уровне, а продуманная внутренняя логика уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемых материалов, позволяют  постоянно добиваться качественных  результатов. В своей педагогической практике я использую органическое соединение учебной и педагогически направляемой внутри учебной творческой деятельности  школьников, основанной на принципах избирательности, практической реализованности, занимательности,  варьировании коллективной, групповой и индивидуальной работы, выборочного применения исследовательского, поискового методов обучения, приёмов планирования и организации самообразования обучающихся. Проведение открытых уроков,  круглых столов, мастер-класс,  для учителей технологии, завучей и директоров школ района - норма для меня, а  каждый урок стараюсь делать  интересным по-своему.

Связь предмета с жизнью ещё одна особенность моего предмета. Именно поэтому, я ставлю и решаю задачу не только дать знания, подготовить учащихся к выбору будущей профессии, но и подготовить надёжную хозяйку дома, интеллектуально, гармонично и эстетически, развитую личность.

 Комплекс адаптивных образовательных технологий обучения, которые включают в себя: проблемное, групповое самостоятельное обучение, групповую уровневую дифференциацию позволяет мне осуществлять работу на высоком уровне. Для каждой возрастной группы собран свой раздаточный материал, способствующий достижению поставленных целей, усвоению тем  курса. Почему я уделяю большое внимание  учебно-познавательному и  учебно-практическому труду учащихся? Это связано с тем, что, большинство старшеклассников  мотивированы на продолжение учёбы, подготавливают себя к профессиональной деятельности, поэтому  наиболее эффективным  считаю технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и, прежде всего - метод проектов. Работа стоится таким образом чтобы содержание проекта не было повторением того, что создавалось наукой, а сам проект,  был  значим , имел социальный спрос.

Инновационные технологии применяю не только в обучении на предметных уроках, но и во внеурочное время, во внеклассной работе - это составляющие  методов моей работы

Я люблю и  знаю свой предмет. Особенностью своей работы считаю умение реализовать такие стороны  учебного процесса, как единство обучения, воспитания и развития личности. Увлеченность  своим предметом, вдумчивость, творческий подход к делу помогают формированию культуры учащихся, этичности, эстетической отзывчивости  на прекрасное в жизни и искусстве.

 На своих уроках  стараюсь дать ясное представление о системе взаимодействия традиций народов с современной жизнью.

. Технология проектов позволяет учащимся продуктивнее усваивать знания, учит их анализировать, обобщать, исследовать, интегрировать знания, делать их более  практико- ориентированными. Считаю очень важным  в своей работе воспитание у  учащихся  валеологической  и  экологической грамотности, основой которых является формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, факторах риска, факторах, которые способны укрепить и сохранить здоровье.

 Уроки технологии  развивают  технологическое, экономическое, экологическое мышление, тренируют память, воспитывают  трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных целей, а деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находятся под моим контролем.  

 Мои учащиеся постоянно принимают участие в олимпиадах по предмету, занимая призовые места

2005 -2006 уч. год – 9 класс - 2 место (Малинка Елена),

                                 10 класс – 2 место (Ищенко Ирина),

                                 11 класс – 3 место (Лисицкая Виктория)

2006 -2007 уч. год  – 8 класс - 2место (Кротова Ольга),

                                    9 класс- 2место (Чудик Евгения),

                                  11класс – 2место (Ищенко Ирина)

2007 -2008 уч. год - 9 класс - 2 место (Кротова Ольга)

                                  10 класс- 2 место ( Чудик Евгения),

                                  11 класс- 3место (Либидинская Анна).

Ученицы  получают грамоты на районных олимпиадах и в отдельно взятых  номинациях: за оригинальность- «Морская фантазия»- Москаленко Елена (2005), Либидинская Анна(2006)-за « Лучший проект» по технологии.

Всегда стараюсь провести интересно и разнообразно  вне  классные мероприятия: конференции  для  родителей, где проходят  творческие отчеты, как учителя,  так и учащихся. Ежегодно,  организую и провожу фестиваль  проектов, лучшие из которых принимают участие в выставках по декоративно- прикладному искусству на районном и краевом уровнях, где учащиеся  награждаются и поощряются,  дипломами лауреатов,  грамотами  и памятными подарками. В их победе есть и моя частица, от души радуюсь за них.

   Занятия по элективным «От идеи -  к проекту», «Тайны создания

домашнего очага», «Психология успеха», спецкурсу «Хозяйка фермерского двора», которые,  я так же веду, всегда вызывают  интерес  учащихся.

С 2004 года я в составе авторского коллектива, работающего над темой: «Внедрение проектных технологий в образовательную практику - организация работы с портфолио достижений  учащихся и  работников МОУ СОШ №2 с. Большая Джалга

Работаю не только по « готовым» программам, но умею  самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять программы в практической деятельности, к их реализации - всегда творческий подход.

   В 2004 году   разработала и провела апробирование программ по внеклассной кружковой работе «Аппликация из ниток » и «Технология  изготовления ковровых  изделий в домашних условиях из вторичного сырья», имеющие экологическую направленность.

В 2005 году – «Аппликация из текстиля и его  отходов», обсуждение и утверждение проводилось на уровне педагогического совета.  В творческом, экономическом  и  экологическом  развитии  детей эти программы  нашли свое практическое применение. Именно здесь проявлялись творчество, фантазия учеников и рассматривалась безотходность производства.  

В 2006, 2007 г.г. разработаны программы элективных курсов:  «Декоративная отделка швейных изделий», «Условности, без которых не прожить», «Принимаем гостей», на данном этапе они  находятся на рецензировании в СКИПКРО, а также учебная программа для кружка « Работа с природным материалом»

В 2008 году программа  предпрофильного курса «Художественная обработка поделочных и конструкционных материалов».

Большое место  в  моей деятельности  занимает краеведческая работа, которая находит своё отражение в творческом проектировании учащихся: «Традиции поколений храним и множим». Сама разрабатываю техники и   технологии  изготовления изделий  с учетом  экономичности и экологичности  изделий.  Новизна  и оригинальность в том, что история культуры региона рассматривается в разработке изделий интерьера, согласно традиций, родного села, и с учетом направления моды современной эпохи. Всегда поддерживаю инициативу учащихся в изучении исторических истоков, корней культуры, для этого знакомлю с местными умельцами, организуя не только исследование по историческим материалам, но и в личных встречах поисковых групп. Вся работа строится с учетом возрастных особенностей учащихся, а сами учащиеся ведут сбор материала, обобщающийся  в краеведческом кружке « Отечество».

Поэтому, не случайны успехи прошлого года. В районном конкурсе «Отечество-2007», команда заняла первое место, на краевом уровне- 1,2 и 5 место

Работаю над  разработкой и проведением интегрированных уроков, стараюсь пополнить знания учащихся по другим предметам, поэтому в творческих работах  учащиеся всегда отражают   межпредметную связь.

 Для детей всегда стремлюсь быть  интересным учителем и просто человеком, а это приходит тогда, когда  постоянно находишься в творческом  поиске идей и замыслов, ведь творчество и трудолюбие - самая большая ценность  труда. Я не заставляю, а побуждаю учиться. Добиваясь высоких результатов, уважаю других и ценю то, что имею. Изменять, создавать, придумывать, искать и  находить - моё жизненное кредо.

В каникулярное время я занимаюсь устройством  ребят на временные работы через Центр Занятости населения по Ипатовскому району. В звеньях по ремонту и благоустройству школы и школьного двора задействованы учащиеся в возрасте от 14 лет, так осуществляется связь теории и практики. За период с 2005- 2008гг. было трудоустроено  143 человека,  только в 2007 году-77человек. Работа звеньев решает несколько воспитательных задач:  связь теории с практикой, приобщение к производительному труду, адаптации к трудовой деятельности, снижению уровня безнадзорности подростков в летнее каникулярное время.

 Профессиональная и педагогическая этика всегда присутствуют в общении с учащимися и коллегами, и свои отношения строю на взаимном доверии, уважении, участии и взаимопонимании.

Мои типологические особенности как  личности учителя и человека: принципиальность  и грамотность, творческий подход  к обучению и воспитанию, организованность и ответственность, эрудиция, стремление достичь большего.

Чтобы проводить уроки на современном уровне с применением компьютера, прошла курсовую подготовку в городе Ставрополь Центра Интернет образования «Интернет – технологии в профессиональной образовательной деятельности».(октябрь 2007г)  Курсы ИКТ позволяют применять на уроках технологии  электронные источники  информации; самостоятельно разрабатывать свои уроки и презентации к ним; через систему Интернет находить дополнительную литературу, разработки уроков своих коллег и применять их в своей практической деятельности.  В прошлом учебном году (2007-2008) разработаны  уроки и презентации к ним: 5 класс «Швейная машина. Конструирование и моделирование фартука»  (Аукцион знаний), конкурсное занятие для девочек 6 классов «А, ну-ка, девочки!», 8-9класс «Основные свойства тканей», «Декорирование окон»,10-11класс «Час для души» (изделия и аксессуары интерьера -  своими  руками), конференция для родителей: « От уроков обслуживающего труда -  к урокам технологии и от них -  в жизнь», так учителем создаётся медиатека по предмету «Технология». Считаю, что каждый учитель должен быть профессионалом. Естественно, если он профессионально компетентен, то и уроки будут у такого учителя интересные, творческие, современные, т.е. налицо инновационная деятельность учителя. Полученные знания в области  ИКТ, помогают мне в совершенстве работать с современными технологиями преподавания предмета, с использованием не только комьютера, но и таких средств как проектор, сканер, цифровой фотоаппарат.Я провела уроки "Косметика", "Уход за волосами" в 7 классе с помощью программы "Салон красоты-2". Эта программа помогает подобрать макияж, сладить недостатки и подчеркнуть выигрышные стороны внешности. Видеоролики с уроками специалистов учат правильно наносить макияж, подбирать цвет волос, «примерять» и адаптировать к себе  прически, проявлять свое творчество. На этих занятиях я показала, как, используя программы можно творчески поработать, для этого нужна была только фотография, а дальше дело только техники. С применением программы «Вышивка – 2» я познакомила учащихся с разработкой любого рисунка под вышивку с цветовым анализом. Есть у меня и обучающая программа «Интерьер», где по заданным параметрам разрабатывается интерьер комнаты. Уроки с применением компьютера всегда проходят интересно, но для достижения целей и нужных результатов у детей должна быть заинтересованность. Как этого достичь и когда начинать формировать интерес к предмету? Уже с 5-го класса стараюсь учить детей, проявляя своё педагогическое творчество. Мои мастерские  представляют собой музей лучших работ учащихся разных лет, поэтому ученики 5-го класса с восхищением рассматривают работы, и у них возникает желание научиться делать такие же работы. В рамках программы не замыкаюсь, подхожу к каждому уроку вдумчиво, продумывая каждый этап урока. Чтобы узнать  что - то новое для себя, а затем эти знания передать учащимся, приобретаю новейшие методические разработки и рекомендации, «посещаю» сайты Интернета: методическая копилка учителей, мастерская учителей технологии, открытый урок «Преподавание технологии», художественное творчество, ручная работа и др. На современном этапе невозможно работать без самообразования. Всему чему учусь сама – учу своих воспитанников. На уроки приношу книги и  СD диски, которые и выписываю через ООО «Мир книги» ". Содержание этих книг рассматриваю вместе с учащимися, обсуждаем, а затем предлагаю учащимся выбирать интересный проект  и выполнить его.  Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Причем эти изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. При выполнении практических работ учащиеся должны уметь решать задачи, направленные на создание целостного изделия, отвечающего как гигиеническим и функциональным, так и эстетическим, экологическим требованиям. Художественная обработка материала дает возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, ведь мы хотим воспитать людей с высокой культурой труда. В своей работе использую разные материалы и методики по изготовлению работ декоративно-прикладного искусства. В разделе «Художественная обработка" материалов» учу ребят работать с нетрадиционными материалами: крупами (5 класс), вышивание гладью крестом (6 класс),вышивка лентами (8, 9 класс), работаем с лоскутами (7-10 класс), выполняем аппликации, причем не только из ткани, ниток, но и из бумаги, работаем с природными материалом ( 6-8 класс). А заботясь об экологии родного села, используем, вторичное сырьё: поношенные тканевые и вязаные вещи, бросовый материал например - пустые бутылки интересной формы, баночки из-под йогурта, битое стекло, пластиковые банки из-под сока Сейчас модно украшать интерьер дома вещами, сделанными своими руками. Например, на полку в кухню можно поставить декоративные бутылки, которые мы делаем несколькими способами: одни декорируем элементами соленого теста (6 класс), другие - оплетаем в технике макроме (7 класс), третьи - декорируем кожей и цветами, выполненными методом сборки из лент (8 -9 класс). Любят наши дети работать с бумагой - ведь это доступное и увлекательное занятие для них. Оно способствует развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук, мелкой моторике. Все это положительно сказывается на общем развитии ученика. Для этого вида работы у меня также есть пособие «Оригами для всей семьи», «Узоры из бумажных лент». Ученики работают над этой техникой, изготавливают небольшие панно, « выращивая»  цветы, которые   растут у нас в селе. Перед занятием с бумагой выходим в наш школьный двор и, где растет много цветов. Предлагаю ученикам внимательно рассмотреть строение понравившихся цветов, чтобы потом попытаться выложить эти цветы в из бумажных лент. Так ученики, учатся не только работать с бумагой, развивая глазомер, моторику рук, наблюдательность, но и познают природу своего села, ведь «Технология» - интегрированная область, синтезирующая научные знания из разных областей, в том числе и из биологии. На уроках по материаловедению в 6 классе  применяю карточки-задания, например: "Определить вид ткани", "Определить вид переплетения нитей", "Найти направление долевой нити". Вместе с карточками раздаю конвертики, в которых находятся кусочки материала с номерами, такие карточки-задания хороши при закреплении и проверки материала. Обязательно провожу практическую работу по материаловедению, например, в 6 классе при работе "Определение вида ткани" ученики не только визуально, но и путем сжигания кусочка ткани должны определить по виду горения и запаху,  из какого волокна получена ткань. Обязательно перед такой работой провожу инструктаж по технике безопасности и демонстрирую приемы работы. В конце уроков по материаловедению ученики с удовольствием составляют коллекцию изученных тканей, но, не просто приклеивая кусочки ткани в тетрадь, а выполняя какой-нибудь рисунок. Таким образом, выходит веселая коллекция из картинок, выполненных из тканей. Учу учеников выбирать тему проекта такую, чтобы этот проект было интересен по замыслу,  познавателен для них, нужен для  дома или  школы. Внимание обращаю на разработку плана по выполнению проекта. Разбираю, как правильно проект написать:

  1. Оформление титульного листа
  2. что сдержит пояснительная записка к проекту (введение),
  3. какие виды исследований может содержать проект,
  4. как создать банк идей и вариантов,
  5. что значит выбрать альтернативный вариант,
  6. как работать с экономическими расчетами и рекламировать своё изделие по проекту,
  7. почему экологичность изделия так важна,
  8. как написать резюме,
  9.  как эстетически оформить проект и «защитить» его.

Вот некоторые темы проектов, которые выполняли ученики: «Картина, вышитая лентами», «Осень», «Картина из соленого теста Жизнь в селе», «Игрушка-подушка», «Мягкая игрушка для моей подружки», «Село моё родное», «Люблю я сельские рассветы эти», «Забытые ремёсла? Всё это русское родное», « Ах, уж эти лоскуты», «Традиции поколений храним и множим. Шутливые коврики-картинки», « Коллаж Юбилею А.С.Пушкина «Триптих» вязание крючком: салфетки, вазочки, скатерти и многие другие. Как итог работы над проектами - выставка. Комиссия, состоящая из учителей МО,  художественно-эстетического цикла оценивает работы учеников и подводит итог: вручает грамоты за самые лучшие и оригинальные работы. В своей методической работе опираюсь на методический журнал «Школа и производство», который выписываю много лет,  это настольная книга  учителя - предметника. Считаю, что предмет «Технология» (обслуживающий труд) должен вестись с 1-го по 11 класс. Предмет «Технология» не должен исчезнуть из Базисного учебного плана, он должен быть включен в перечень предметов, позволяющих успешно  решать приоритетные задачи, стоящие перед образованием  в национальном проекте «Образование», иначе мы прийдем к тому, что подрастающее поколение не будет подготовлено к взрослой жизни

Профессия учителя так разнолика!

 А главное — конкурсы заставляют задуматься о роли учителя как Учителя с большой буквы, всерьез искать ответ на вопрос «Что такое учительское счастье?»...

  Есть в подготовке и  участии в конкурсах   издержки: трудно переключиться на другой вид деятельности, что непосредственно влечет за собой проблемы в организации трудового дня, выполнении ежедневных педагогических обязанностей, постоянно ощущается нехватка времени; возникает сомнение в правильности выбранного решения (а может, и не стоило начинать?). Но я думаю, что эти проблемы в принципе преодолимы, достаточно только оценить весь масштаб проделанной работы, «взвесить» объем имеющейся  информации, проанализировать багаж  своего опыта.

 Победа в конкурсе не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который нельзя останавливаться, а надо идти дальше и дальше. Я думаю, важная миссия учителя-конкурсанта — привлечь коллег к участию в различных конкурсах! Это означает открыть новые таланты, создать плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег! Все творчески! Иначе — зачем?

 Конкурсы профессионального мастерства, как учителя, так и его учеников. Конкурс! Конкурс! Конкурс! При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. К сожалению, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл: гала-концерт с песнями и танцами, где представление разворачивается по заранее написанному сценарию; праздник Фортуны (везет счастливчикам!), шоу, где предопределены победители и побежденные; борьба за престижное звание. И лишь для тех немногих, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. Не могу не согласиться с членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Е. Пахомовой: конкурс педагогического мастерства — это «замечательный педагогический праздник — праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли».

 

Моя конкурсная копилка:

     1985 год — районный конкурс профессионального мастерства учителей – предметников.  Результат: Грамота отдела образования Ипатовского района  и отраслевое звание «Старший учитель»

  1. 1990 год – краевой конкурс профессионального мастерства учителей – предметников.  Результат: Грамота отдела образования  Ставропольского края и отраслевое звание

         «Учитель методист».

  1. 1994год -  участие в разработке программы для учащихся сельских школ «Хозяйка сельского фермерского двора».

Результат: присвоена высшая квалификационная категория                                по должности «учитель»;

  1. 1994-98 гг.- задействована в работе экспериментальной площадки по разработанной программе

Результат : обобщение опыта работы на уровне края, Грамота    краевого отдела образования;

  1. 2000-2002 год – работа на экспериментальной площадке «Предпрофильное и профильное образование учащихся сельских школ»

Результат: обобщение опыта работы в районе, Грамота отдела образования;

  1. 2001 год – За высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в Образование награждена Грамотой Министерства образования Российской Федерации.
  2. 2003 – 2004 год участие в конкурсе методических разработок                 по работе с портфолио учащихся

Результат: Грамота Отдела образования, Нагрудный знак Правительства Ставропольского края «50 лет ученическим бригадам Ставрополья»

  1. 2005 год – За хорошую подготовку уч-ся к олимпиаде по технологии награждена Грамотой Ипатовского отдела образования;
  2. 2007 год-участие в конкурсе по теме: «Традиции поколений храним и множим» Ипатовский краеведческий музей ;

         Результат: Грамота администрации музея и районной администрации Ипвтовского муниципалитета

  1. 2008 год – конкурс учителей России;

        Результат: грант учителей России.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом другим. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия, я понимаю, требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. Кто оценит, как важны для учителя эти маленькие победы над собственной усталостью, разочарованием в деле, ощущением бесполезности?

 Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

 Подготовка к конкурсу стала для меня настоящей школой повышения уровней педагогических компетентностей:

  1. изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;
  2. овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволяет критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы;
  3. осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствует формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;

 Из опыта участия в конкурсе  кабинетов

Кабинет технологии создан в школе в 1993 году. За этот  срок кабинет успел зарекомендовать себя как центр методической, учебной и воспитательной, дополнительной работы с учащимися в школе.

Материалы, представленные на конкурс учебных кабинетов:

— паспорт кабинета технологии,

— мультимедийная презентация,

— нормативно-правовая база кабинета истории (подборка необходимых документов),

— инвентарная книга кабинета.

 Содержание паспорта кабинета

1. Приказ об открытии кабинета технологии.

2. Анализ работы кабинета технологии за 2007/2008 учебный год.

3. Презентация кабинета технологии.

4. Перспективный план развития кабинета технологии. .

5 План работы методического объединения.

6. Содержание внеклассной работы по предмету «Технология».

7 Портфолио учителя.

8. Оснащенность учебного процесса кабинета технологии в соответствии с требованиями перечней минимального оснащения кабинетов Министерства образования и науки Российской Федерации.

9. Оборудование кабинета.

10. Картотека библиотечного фонда кабинета технологии.

 Приложения

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

— Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: Технология. Обслуживающий труд,(5-7 кл), Технология (9-11кл).

— Примерные программы курса технологии для 5—11-х классов, созданные в соответствии с названными выше образовательными минимумами содержания.

— Программы, преподаваемых элективных курсов.

— Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете технология .

— Инструкция по охране труда при работе.

— План эвакуации.

— Календарное тематическое и поурочное планирование.

— Планы-конспекты уроков.

— Графики проведения школьных олимпиад, творческих конкурсов, школьных конференций, ярмарок и других мероприятий по предмету.

— Направления работы и состав членов МО учителей общественных дисциплин.

— Представления на членов МО общественных дисциплин.

— Качественная успеваемость обучающихся по технологии. 2007/2008 учебный год.

— Анализ работы МО учителей художественно- эстетического цикла 2007/2008учебный год.

— План работы МО. 2008/2009 учебный год

И т. д.

 Основное назначение кабинета технологии: обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.

 

Цель: создание современных условий для организации процесса обучения предметам художественно- эстетического цикла в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

 Задачи:

— оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями (требования перечней минимального оснащения кабинетов Минобрнауки России);

— совершенствование научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета;

— обеспечение условий реализации базового и профильного уровней обучения учащихся 9—11-х классов ;

— обеспечение реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов;

— разработка программ элективных курсов для учащихся основной и средней школы;

— развитие творческих способностей обучающихся;

— расширение сферы деятельности кабинета по воспитанию и обучению, обучающихся во внеурочное время.

 Основные направления работы кабинета: учебная деятельность, научно-методическая деятельность, информационно-методическая деятельность, административно-хозяйственная деятельность, организационная деятельность.

 Основное содержание деятельности кабинета технологии:

— совершенствование форм и методов преподавания предмета,

— освоение и введение в программу преподавания  новых педагогических технологий,

— систематизация материалов по применению активных форм и методов преподавания истории в основной и средней школе,

— организация работы по накоплению и систематизации дидактического материала,

— разработка документально-методических комплексов для уроков технологии

— применение информационных технологий на уроках технологии,

— организация работы по созданию мультимедийных проектов.

 Программа развития кабинета технологии предполагает формирование ключевых компетенций средствами кабинета (оборудование, наглядные и дидактические пособия) и воспитание у обучающихся трудолюбия, целеустремлённости в достижении поставленных целей, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Программа развития кабинета способствует:

— освоению знаний о важнейших технологических  процессах отечественной и всемирной технологии получения и обработки конструкционных материалов, в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

— овладению элементарными методами технологического познания, умениями работы с различными источниками информации;

— формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

— применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом  обществе, об участии в многокультурном взаимодействии, о толерантном отношении к представителям других народов и стран.

 Программа развития кабинета призвана:

— развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию,

— обеспечить обучающихся технологическими  данными,

— стимулировать интерес к изучению истории и традиций своей малой Родины – села Большая Джалга, Ипатовского района, Ставропольского края, России.

— способствовать привлечению обучающихся к подготовке и организации мероприятий патриотического характера,

— привить интерес к работе с историческими документами в области исследовательской работы, систематизации материала, созданию творческих проектов.

 Участие в инновационных программах:

— работа над изменением содержания учебных программ и средств оценки уровня знаний обучающихся в рамках дифференцированного обучения

— разработка новых методов диагностики качества образования в условиях дифференцированного подхода к обучению (составление  разноуровневых  заданий, карточек, тестов

— использование информационных компьютерных технологий в обучении образовательного предмета «Технология»;

— руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся;

— работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям) в рамках программы «Творчески одарённые дети»;

— использование ресурсов кабинета в организации работы группы одаренных детей по инновационной программе «Творчески одарённые дети».

 

Работа с творчески одаренными детьми:

— организация и руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся;

— проведение школьных олимпиад,

— подготовка к научно-практическим конференциям,

— подготовка к районным, краевым, зональным, Всероссийским олимпиадам

— обучение обучающихся редакционной деятельности в процессе работы над рефератами, исследовательскими, проектными работами по предмету «Технология».

— ознакомление обучающихся с новинками периодических изданий и литературы по различным видам декоративно – прикладного искусства,

— подготовка сборников творческих работ обучающихся,

— подготовка презентаций выступлений обучающихся .

 

Внеклассная работа в кабинете:

    Проведение выставок лучших рабочих тетрадей, технологических альбомов,                 практических работ,

    Обновление информации на сменном стенде «Учимся не для школы – для жизни»,

«Изучаем по классам», «Ткани вокруг нас», « В школе учимся для жизни», «Прически школьницы»

    Оформление тематических выставок изделий декоративно- прикладного искусства,

творческих и исследовательских работ, посвященных юбилейным датам событий в стране. районе, крае, селе.

    Ознакомление обучающихся с обновлением библиотечного фонда кабинета, обзор литературы,

     Подготовка к итоговой аттестации 9-х, 11-х классов,

     Оформление вернисажей творческих работ учащихся.

     Представление компьютерных презентаций учащихся.

 

Ученический Совет кабинета технологии:

В совете кабинета – 7 человек ( по 1 чел от кл)

Задачи совета кабинета

— выявление интересов учащихся, организация и участие в мероприятиях, проводимых в кабинете,

— формирование актива из числа учащихся школы,

— обсуждение содержания и форм проведения мероприятий в кабинете технологии и школы,

— участие в организации и проведении различных конференций, олимпиад, предметных недель, конкурсов и т. д.,

— организация деятельности учащихся по систематизации учебного материала в кабинете технологии,

— анализ проведения внеклассных мероприятий, итогов различных районных конкурсов, проведения выставок и т. д

Ученический Совет кабинета технологии принимает активное участие в реализации всех задач кабинета.

 

Девиз ученического Совета: «Вдохновение! Инициатива! Творчество! Результат! Успех!».

 

Оснащенность кабинета технологии

Оборудование кабинета  состоит из трёх составляющих:  мебели и приспособлений, технической аппаратуры, учебных пособий.

 

Наиболее удачный вариант организации рабочего пространства кабинета технологии предполагает визуальное разделение кабинета на 2 зоны:

— рабочие места обучающихся: письменные столы со стульями;

— рабочее место учителя: письменный стол, стул,

— информационная зона: сменные стенды,

— специальная мебель для хранения книг, учебных пособий 

 

Наглядные пособия:

— настенные: таблицы по технике безопасности, демонстрационные пособия: аппликации, схемы, альбомы и т. п.;

— объемные:  макеты;

— раздаточные: наглядные пособия: технологические альбомы, коллекции волокон и тканей, хрестоматии, пакеты-комплекты документов(технологические и инструкционные карты и т.п.).

 

Технические средства обучения.

 

Дидактический материал: иллюстративный и текстовой.

 

Библиотечный фонд: учебная, научная, методическая, справочная, энциклопедическая литература, издания периодической печати.

 

Гордость кабинета — работы учащихся декоративно- прикладного искусства, которые много раз представляли школу на выставках разного уровня, некоторые из них вошли в издание  «Дети Кавказа – за мир  на Кавказе». Ценность этих работ для стимулирования интереса к созданию неповторимых  работ. С каждым годом «сокровища» пополняются с помощью детей, родителей и коллег.

 

Прогнозируемый результат

Высокое качество знаний обучающихся, высокий уровень подготовки выпускников достигается, благодаря созданию хорошей научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета.

Привитие стабильного интереса к предмету, а следовательно, увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в области различных технологий преобразования конструкционных материалов.

 

Максимальное пополнение электронной базы кабинета и широкое применение информационных технологий в обучении технологии.

 

Сверхзадача

Добиться полного соответствия кабинета современным условиям, необходимым для организации обучения предметам художественно -эстетического цикла и технологии  в соответствии с требованиями образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Конкурс педагогического мастерства «И мастерство, и вдохновенье!»

Традиционный конкурс педагогического мастерства в Центре внешкольной работы "Академический"...