история создания легендарного танка Т-34
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) на тему

В работе описывается история создания Т-34-легендарного танка времен Великой Отечественной Войны. В приложениях даны схемы сборки танка, рисунки с модификациями и  характеристиками. практическая часть представляет из себя выполненный макет  модели танка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boldyvev_proekt_po_tankam.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЮВАО города Москвы

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Центр Образования №1423

Проектная работа

            Тема: Легендарный  Т-34.

Выполнил: ученик 8 класса

                                       Болдырев Федор

Руководители проекта:

М.А. Пузанова –   учитель технологии

Москва 2011

                                     История создания.
Предшественником Т-34 был средний танк Т-28. К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 (им. Ворошилова) в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был инженер Н. В. Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу «Красный Путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод). Серийный Т-28 значительно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору. 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°.

В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Данный вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный). С 1939 года по приказу К. Е. Ворошилова, на всех танках стала обязательной установка кормового пулемета.

Средний танк Т-28.  Характеристики:

Год выпуска

1931 год

Всего произведено

523

Масса

27,8 т

Экипаж

6 человек

Габариты

Высота

2,82 м

Ширина

2,81 м

Длина

7,44 м

Вооружение

Пушечное

76-мм КТ-28 (70 снарядов)

Пулеметное

4×7,62-мм ДТ (1512 патронов)

Бронирование

Лоб

30 мм 

 Борт

30 мм 

Корма

20 мм 

Крыша

15 мм

Днище

15 мм

Ходовые характеристики

Двигатель

М-17Т

Мощность

500 л.с.

Тип

карбюраторный

Скорость

по дороге — 45 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч

Запас хода

по дороге — 220 км;
по бездорожью — 160 км

Давление на грунт

0,72 кг/см2

Начало производства Т-34

В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Пытаясь сделать машину неуязвимой и увеличивая толщину брони многобашенная компоновка зашла  в тупик — возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем, количество и расположение башен у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем. По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 411 танков Т-28 различных модификаций.

Танки, выпускавшиеся в 1940 г, имели боевую массу 26,8 т и были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 г, длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Башня танка сварная из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30°. В боковых стенках монтировались смотровые приборы, а в кормовой стенке башни имелась съемная, установленная на болтах броневая накладка. Она закрывала прямоугольное отверстие, через которое проводилась смена ствола пушки. Опыт боев показал, что это было уязвимым местом и впоследствии задняя стенка башни делалась сплошной. Замена ствола пушки стала осуществляться при поднятии кормы башни над корпусом. Позднее на части танков устанавливались литые башни с увеличенной до 52-мм толщиной брони. Танки первых выпусков (их называют иногда образца 1939 или 1940 года) имели носовую часть корпуса обтекаемой, только этим машинам свойственной формы. Верхний и нижний 45-миллиметровые броневые листы крепились гужонами (с головками впотай) к поперечной стальной балке. Оригинальной формы был люк с откидной крышкой для механика-водителя. В крышке имелся смотровой перископический прибор, а слева и справа от нее размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в определенных пределах вести обзор влево и вправо. Траки гусениц остались старого образца, как и на БТ (но, разумеется, большей ширины – 55 см), гладкие, без развития. Кормовой лист корпуса съемный, на болтах, крепился к боковым стенкам. На крыше башни находился один большой люк трапециевидной формы. 

«Тридцатьчетверка», безусловно, превосходила в начале войны все танки противника по вооружению, защищенности и маневренности. Но и у нее были недостатки:

- быстрый выход из строя бортовых фрикционов

- малая обзорность из танка

- надгусеничные полки и прямоугольные отверстия в корме башни (на машинах первых выпусков) оказались уязвимыми

- наличие лобового пулемета и люка водителя ослабляли стойкость лобового броневого листа. 

Разработки образцов.

В процессе своего производства Т-34 улучшался, в его конструкцию было внесено множество изменений. Однако основное: корпус, двигатель, трансмиссия (за исключением коробки передач), подвеска сохранились

По словам Ю.Е.Максарева, в конструкцию Т-34 в год вносилось до 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. До конца 1941г. были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление деталей, полностью отменена 5641 деталь (1265 наименований). Более чем в три раза была снижена трудоемкость обработки броневых деталей. Свои изменения вносил и каждый завод производитель. Таким образом, внешне  можно было в ряде случаев отличить танки выпуска различных годов и разных заводов.

Обратимся к танку образца 1941г., хотя это чисто условное обозначение. Трудно сказать, когда именно и на каком заводе оформился Т-34 образца 1941г. Эти машины стали вооружаться пушкой Ф-32 с длиной ствола 31,5 калибров. Перешли к безбалочному креплению передних краев лобовых броневых листов. Теперь они соединялись сварным швом.

Изменилась форма бронировки откатных приспособлений пушки. По аналогии с машинами ранних выпусков стала устанавливаться литая башня, впрочем, сохранившая форму предыдущей – сварной. Изготовление литой башни облегчило производство и позволило увеличить выпуск танков. Изменилась форма люка в крыше башни. Люк механика-водителя получил прямоугольную форму с двумя отдельно стоящими в нем перископическими смотровыми приборами, прикрытыми броневыми заслонками. Водитель мог пользоваться любым из них (второй служил резервным на случай выхода из строя первого). Ширина траков гусеницы была уменьшена с 55 до 50 см и они получили развитую поверхность. В результате улучшились маневренные свойства танка за счет лучшего зацепления гусениц с грунтом. Часть машин стала оснащаться опорными катками без «обрезинки» (резиновых бандажей), с так называемой внутренней амортизацией. Это делалось в целях экономии дефицитной резины, но приводило к быстрому изнашиванию резины внутренней амортизации и усложняло производство. Внутренняя амортизация катков не получила широкого распространения и в дальнейшем лишь периодически применялась на некоторых сериях разных заводов. Направляющие же катки потеряли обрезинку навсегда, в данном случае экономия оказалась к месту. Боевая масса танка образца 1941г. возросла. 

1942 год принес новые улучшения в конструкции Т-34, направленные на повышение его боевой мощи, маневренности, а также упрощение конструкции. На танке ставились пушки либо Ф-32, либо Ф-34. Последняя  имела длину ствола 41,3 калибра. Баллистические характеристики Ф-34 были такими же, как и у знаменитой дивизионной пушки ЗИС-3 и пушки ЗИС-5 тяжелого танка КВ. Теперь уже ствол пушки выступал за переднюю часть корпуса. Боекомплект составлял 97 или 100 выстрелов. Для увеличения свободного объема в башне опоры цапф пушки были вынесены вперед за ее лобовую часть. Это и вызвало появление на ней выпуклой наделки. Литая башня получила шестигранную форму. На ее крыше было уже два люка – командира и заряжающего. Введена пятискоростная коробка передач (вместо четырехскоростной), что улучшило тяговые характеристики двигателя. Устанавливались более эффективные воздухоочиститель и всережимный регулятор топливного насоса. Катки употреблялись либо с обрезинкой, либо с внутренней амортизацией, как сплошные, так и облегченные, с ребрами жесткости, к тому же в разных сочетаниях. Была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-З, причем она теперь ставилась на всех машинах, а не только на командирских. 

Еще в конце 1942г. па ЧКЗ было предложено оснастить Т-34 командирской башенкой, разработанной для экспериментального среднего танка KB-13. Ее стали устанавливать на танках выпуска 1943г. Неподвижная башенка имела по основанию 5 смотровых щелей со стеклоблоками, а в крыше – перископический прибор наблюдения МК-4. В ней же – люк с крышкой, через который осуществлялась посадка наводчика (его тогда называли командир башни или башнер) и командира. Заряжающий имел свой круглый люк справа от командирской башенки, и тоже получил свой прибор МК-4 в крыше башни. На части танков ставилась новая литая башня более округлых очертаний. 

В 1943г. было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34. На них вместо лобового пулемета был установлен огнемет АТО-41. Огневыстрел (выброс зажигательной смеси – 60 процентов мазута и 40 процентов керосина) осуществлялся под давлением пороховых газов от сгорания обычного заряда к патрону 45-мм пушки, толкавших поршень в рабочем цилиндре огнемета. Дальность огнеметания достигала 60-65м (для специальной смеси – до 90м) по 10л жидкости в каждом выстреле. Емкость резервуара – 100л. Их хватало на 10 огневыстрелов.

Т-34. Характеристики:

Год выпуска

1940-1944 год

Всего произведено

33929шт.

Масса

25,6 т

Экипаж

4 человек

Габариты

Высота

2405мм

Ширина

3000мм

Длина

5920мм

Длина с пушкой вперёд

5964мм

Клиренс

400мм

Вооружение

Калибр и марка пушки

 76-мм Л-11, пушка нарезная

Длина ствола, калибров

30,5

Боекомплект пушки

77

Прицелы

телескопический ТОД-6 обр. 1940 года, перископический ПТ-6 обр. 1940 года

Пулемёты

2 × 7,62-мм ДТ

Бронирование:

стальная катаная поверхностно закалённая броня

Лоб

45 мм 

 Борт

40 мм 

Корма

40 мм 

Крыша корпуса

16-20мм

Днище

13-16 мм

Лоб

45мм

Маска орудия

40мм

Борт башни, мм/град

45 / 30°

Корма башни, мм/град

45 / 30°

Крыша башни, мм

15 / 84°

Ходовые характеристики:

Двигатель

V-образный
12-
цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском

Мощность

500 л.с.

Удельная мощность

19,5 л. с./т

Скорость

по дороге — 54 км/ч;
по бездорожью — 25 км/ч

Запас хода

по дороге —300км;
по бездорожью — 230 км

Давление на грунт

 0,62кг/см2

Тип подвески

подвеска Кристи

Удельное давление на грунт

0,62 кг/см

Преодолеваемый подъём

36°

Преодолеваемая стенка

О,75 м

Преодолеваемый ров

3,4м

Преодолеваемый брод

1,3м

Роль Т-34 в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.

Приведем для сравнения наши потери в танках в первых стратегических оборонительных операциях: 

а) прибалтийская операция (22.06–9.07.41 г.) потеряно 2.523 танка;

б) белорусская (22.06–9.07.1941 г.) – 4.799 танка;

в) в Западной Украине (22.06–6.07.41 г.) – 4.381 танк.

Велика была роль танковых войск и в начавшейся в октябре 1941г. битве за Москву. 

В составе трех фронтов – Западного, Резервного и Брянского – мы имели на 10 октября 990 танков (среди них много легких Т-40 и Т-60). Немцы бросили в наступление около 1.200 танков. В начале октября враг окружил в районе Вязьмы соединения Красной Армии, вынудив остальные к отходу. Для прикрытия отхода войск Западного фронта были выделены пять недавно образованных танковых бригад (9-я, 17-я, 18-я, 19-я и 20-я), вооруженные танками Т-34. С юго-запада на Москву наступала 2-я танковая группа генерала Г.Гудериана. Его танки, прорвав фронт вблизи г.Орла, стали угрожать обходом Москвы с юга. Навстречу им были выдвинуты 4-я (полковник М.Е.Катуков) и 11-я (полковник П.М.Арманд, он же Тылтынь) танковые бригады. 

В контрнаступлении наших войск под Москвой (началось 5 декабря 1941г.) участвовали две танковые дивизии, 14 бригад и 13 отдельных танковых батальонов. Здесь отличилась в частности 8-я танковая бригада, действовавшая на клинском направлении. Она шла с боями на юг по тылам противника и утром 9 декабря, захватив населенный пункт Ямуга, между Клином и Калинином перерезала Ленинградское шоссе, по которому осуществлялась связь между московской и калининской группировками врага. Это явилось решающим моментом в разгроме немцев на этом участке фронта. 

В Московской оборонительной операции (30.09–5.12.41 г.) наши потери достигли 2785 танков, а в московской наступательной (5.12.1941–7.01.1942 гг.) всего 429. 

Дальше был 1942 год с летним наступлением врага на юге и переходом 19 ноября войск Юго-Западного и Донского фронтов в наступление, завершившееся окружением немецких войск под Сталинградом. В контрнаступлении приняли участие 4 танковых и 2 механизированных корпуса, а также 17 отдельных танковых полков и бригад. Меньше, чем за четверо суток наши танки прошли 150км с севера и 100км с юга и замкнули кольцо окружения. В ночь на 22 ноября лихим рейдом танкисты 157-й танковой бригады захватили мост через р.Дон. Немецкая охрана моста никак не ожидала, что приближавшиеся с зажженными фарами машины – советские. 

В декабре враг пытался деблокировать свою окруженную группировку. Он достиг некоторого успеха, но вскоре выдохся и 16 декабря наши войска вновь перешли в наступление. Фронт немцев был прорван и в прорыв вошли 4 наших танковых корпуса. Заслуживает упоминания знаменитый Тацинский рейд 24-го танкового корпуса (имевшего по 32 Т-34 и 21 Т-70 в каждой танковой бригаде): за 5 дней он прошел 240 км и обрушился на немецкий гарнизон станицы Тацинской и авиабазу вблизи ее. 

В решающий момент Курской битвы произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой (12 июля 1943г.). Тут немецкий танковый таран наткнулся на встречный удар 5-й гвардейской танковой армии генерала П.Л.Ротмистрова. Схватились более 1200 танков и СУ. Атака «тридцатьчетверок» была столь стремительна, что они прорезали весь боевой порядок противника. Его грозные «Тигры» и «Пантеры» в ближнем бою не могли использовать своего преимущества в вооружении. Именно лучшая маневренность «тридцатьчетверок» и помогла им выиграть этот бой. 

Потом была Белорусская наступательная операция (июнь–август 1944г.), Висло-Одерская, в которой участвовало более 7.000 танков и СУ (январь 1945г.). В этой последней советские танки за 20 дней с боями прошли 600-700км. И, наконец, Берлинская операция (апрель 1945г.), в которой только с нашей стороны участвовало 6.250 танков и СУ. Потери составили 1.997 единиц.

Использованная литература:

Энциклопедии и справочники

1. Военная энциклопедия. В 8 томах. 1994-2003.

2. Великая Отечественная война1941-1945:Энциклопедия. М., 1985.

3. Великая Отечественная война, 1941-1945:События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник М.,1990. .

4. Энциклопедия для детей. М., 1996.Т.5,Ч.3.

Документальные и художественные исследования

5. Барятинский М., Павлов М. Средний танк Т-28. Монография. — М.: Аскольдъ, 1993

6.  Катуков М.Е. "На острие главного удара". М., 1976 г.

7.Лившиц Я.С. "Первая гвардейская танковая бригада в боях за Москву",1948 г.

8. Шишков А.М. "От Москвы до Берлина - боевой путь 1-й Гвардейской Чортковской дважды ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого танковой бригады". М., 2005 г.

9. Шишков А.М. "Шли вперед гвардейцы Катукова". Калуга, 2008 г.

10. http://otvaga2004.narod.ru/publ_w4/050_t34.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"

Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"...

История создания легендарного штурмовика Ил-2

Историческая справка по созданию бронированного штурмовика Ил-2 предназначена для педагогов организаторов авиамодельных объединений для проведения тематических викторин, а так же для педагогов ведущих...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....