НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ. РАБОТА НА НЕЗАПРАВЛЕННОЙ МАШИНЕ.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Крутолевич Наталья Николаевна

ТДЦ: - ОЗНАКОМИТЬ С НАЗНАЧЕНИЕМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

 - ОЗНАКОМИТЬ СО СТРОЕНИЕМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

- ОЗНАКОМИТЬ С ВИДАМИ ПРИВОДОВ

-ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ С КНИГОЙ, ИНСТРУКЦИОННОЙ КАРТОЙ, ТЕСТАМИ

- РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ

-ПРИВИВАТЬ НАВЫКИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ

ЗНАТЬ: - НАЗВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

- ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАШИННЫХ РАБОТ

- ПРИЁМЫ ПОДГОТОВКИ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ

УМЕТЬ: - ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО

 - ПОДГОТОВИТЬ ШВЕЙНУЮ МАШИНУ ДЛЯ РАБОТЫ

 - КООРДИНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ НОГ И РУК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОМЕРНОГО ВРАЩЕНИЯ МАХОВОГО КОЛЕСА

 - РЕГУЛИРОВАТЬ СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ МАХОВОГО КОЛЕСА

- ВЫПОЛНЯТЬ СТРОЧКУ НА НЕЗАПРАВЛЕННОЙ МАШИНЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx158.38 КБ

Предварительный просмотр:

 МОДУЛЬ «МАШИНОВЕДЕНИЕ» 5 КЛАСС

М-1 НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ.

        РАБОТА НА НЕЗАПРАВЛЕННОЙ МАШИНЕ.

ТДЦ: - ОЗНАКОМИТЬ С НАЗНАЧЕНИЕМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

 - ОЗНАКОМИТЬ СО СТРОЕНИЕМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

- ОЗНАКОМИТЬ С ВИДАМИ ПРИВОДОВ

-ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ С КНИГОЙ, ИНСТРУКЦИОННОЙ КАРТОЙ, ТЕСТАМИ

- РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ

-ПРИВИВАТЬ НАВЫКИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ

ЗНАТЬ: - НАЗВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

- ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАШИННЫХ РАБОТ

- ПРИЁМЫ ПОДГОТОВКИ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ

УМЕТЬ: - ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО

 - ПОДГОТОВИТЬ ШВЕЙНУЮ МАШИНУ ДЛЯ РАБОТЫ

 - КООРДИНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ НОГ И РУК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОМЕРНОГО ВРАЩЕНИЯ МАХОВОГО КОЛЕСА

 - РЕГУЛИРОВАТЬ СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ МАХОВОГО КОЛЕСА

- ВЫПОЛНЯТЬ СТРОЧКУ НА НЕЗАПРАВЛЕННОЙ МАШИНЕ


М-1 НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ.

        РАБОТА НА НЕЗАПРАВЛЕННОЙ МАШИНЕ.

Наглядные пособия и оборудование:

1 .Таблица "Устройство швейной машины"

2.Учебник «Трудовое обучение» 4 кл.

3.Ножная швейная машина

4.Рисунок швейной машины, копировальная бумага.

З.Раздаточные карточки задания "упражнение №1", "упражнение №2"

6.Инструкция по охране труда при работе на швейной машине.

7.Тест №1 поурочного контроля.

На доске: "Всякому молодцу ремесло к лицу"

УЭ-0   1

К  началу  урока,  согласно  правилам  внутреннего  распорядка,  учащиеся  должны  быть  в

спецодежде.

УЭ-1

Цель: знать организацию рабочего места, санитарно-гигиенические требования, правила охраны труда при работе на швейной машине.

2. работа с инструкцией по охране труда, учебником.

3. распределяет рабочие места за швейными машинами, задаёт вопросы, актуализирует знания.

-какова правильная поза при работе на швейной машине? Почему?

-почему швейные операции обязательно нужно выполнять в спецодежде?

-какое значение играет освещение при работе на швейной машине?

-какие правила работы с иглой нужно выполнять при работе на швейной машине?

- какие правила работы с ножницами учитываются при работе на швейной машине?

-какие части утюга могут быть опасны для человека?

-какие детали швейной машины могут быть опасны?

4. работают с учебником стр. 100 -101, инструкцией по охране труда при работе на швейной машине, отвечают на вопросы, анализируют ответы одноклассников.

УЭ-2

Цель: выделить швейную машину, как основное оборудование при изготовлении швейных

изделий, выделить основные детали швейной машины, рассмотреть их назначение.

2. работа с учебником, швейной машиной, беседа учителя.

3. прочитайте текст на стр.98 и ответьте на вопросы:

-каковы преимущества швейной машины?

-как подразделяют швейные машины?

-какие приводы бывают у швейных машин?

Основное преимущество шитья на швейной ма шине — высокая производительность труда и хо рошее качество строчки. Чтобы швейная машина стала вам другом; нужно хорошо её знать. Разместившись по 2 человека за машинкой, учащиеся слушают объяснения учителя по плакату.

Первая деталь, которую вы видите, — это рукав. Он полый, внутри него находится главный вал. Своей изогнутой частью — стойкой рукав опирается на плоскую металличе скую деталь — платформу. Вместе с рукавом ее можно откинуть и увидеть валы, которые при водят в движение рабочие части машины. В пра вом конце рукава расположен привод, с помощью которого приводится в движение маховое колесо, а оно заставляет двигаться главный вал.

Двигая рукой маховое колесо, учитель предла гает учащимся сделать то же самое движение и обращает их внимание на головку рукава и движение иглы. Игла удерживается в иглодержателе винтом, а перемещается при помощи игловодителя. Для образования строчки на головке рукава расположены регулятор натяжения верхней нити и рычаг нитепритягивателя. На стояке расположены регулятор длины стежка и моталка.

Под лапки машин подложены кусочки ткани. При движении махового колеса ткань продвигается. Чтобы узнать, почему это происходит, надо вынуть ткань из-под лапки, плотно прижимающей ее к рейке двигателя.

Лапка крепится на стержне лапки, а подымается и опускается при помощи рычага подъёма лапки. Вынув ткань, школьницы поворачивают маховое колесо и наблю дают за движением рейки двигателя ткани. На платформе вы видите две пластинки: игольную и задвижную. Под платформой располагается челночное устройство, в которое для работы вставляется шпульный колпачок со шпулькой.

4.Учащиеся перерисовывают рисунок швейной машины в тетрадь при помощи копировальной бумаги, подписывают детали. Находят перечисленные  детали на швейной машине.

УЭ-3

Цель: отработать навыки равномерного вращения махового колеса швейной машины.

2. практическая работа - упражнение № 1

3. учитель демонстрирует приёмы работы

Поставьте ноги на педаль, правой рукой поверните маховое колесо на себя, плавно нажимайте педаль то левой, то правой ногой. Добейтесь, чтобы маховое колесо вращалось только на себя и равномерно. Прекратите работу ногами, остановите машину. Повторите упражнение несколько раз до получения устойчивого навыка.

Совершает целевые обходы: контроль соблюдения правил охраны труда, контроль правильных приёмов работы на швейной машине.

4. следят за демонстрацией приёмов работы, выполняют тренировочные упражнения.

УЭ-4

Цель: отработать навыки попадания иглой в заданную линию.

2. практическая работа-упражнение №2

3. демонстрирует приёмы выполнения упражнения.

Положите под лапку лист бумаги в линейку, опустите иглу, проколов бумагу в начале линии, опустите лапку. Приведите в движение машину поворотом колеса на себя. Руками придерживайте и направляйте лист бумаги так, чтобы линия проходила в прорезь между рожками лапки. В конце линии машину останавливают, игла находится в нижнем положении, лапку поднимите, уберите лист. Повторите упражнение до получения положительных результатов.

Совершает целевые обходы: контроль организации рабочего места, контроль правильных приёмов работы на швейной машине.

4. следят за демонстрацией приёмов работы, выполняют тренировочные упражнения, осуществляя самоконтроль качества работы.

УЭ-5

Цель: обеспечить степень усвоения знаний и навыков.

2. тестовое задание №1                       Ответы:

1.1 специальная

1.2 рычага подъёма лапки

1.3 ручным, ножным, электрическим

2.1 для перемещения иглы

2.2 для наматывания ниток на шпульку

2.3 для перемещения ткани

3.1 да

3.2 нет

3.3 да

4. выполняют тестовое задание, самоконтроль и самооценку.

УЭ-6

Цель:        анализ и оценка деятельности на уроке, рефлексия.

2.  таблица оценок. До 27 баллов -9. До 24 баллов – 8. До 21 баллов- 7. до 18 баллов-6. до 15 баллов - требуются дополнительные занятия.

Упражнение №1

Упражнение №2

Тест №1

Сумма баллов

Итоговая оценка

        

3. Делает анализ допущенных ошибок. Зарисуйте таблицу оценок в рабочую тетрадь, в таблицу оценок проставьте число баллов за все выполненные задания, найдите сумму баллов. Пользуясь предложенной шкалой, выставьте итоговую оценку.

Ориентирует на домашнее задание: выучить правила по охране труда при выполнении работ на швейной машине, принести 2 детали лоскута ткани размером 15X15 см.

4. анализируют допущенные ошибки, выставляют оценки, записывают домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке

М-1 Назначение и устройство швейной машины.

        Работа на незаправленной машине.

Учеб. Элем.

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

УЭ-8

Интегрирующая цель:

Знать: назначение, устройство швейной машины и её основных деталей, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на швейной машине.

Уметь: выполнять строчку на листе бумаги в линейку при незаправленной машине.

Цель: выделить швейную машину, как основное оборудование при изготовлении швейных изделий.

1. Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь.

2. Найдите в тексте учебника стр. 97-98 ответы на вопросы:

-какие преимущества выполнения швов на швейной машине?

-как подразделяются швейные машины по назначению?

-какие приводы бывают у швейных машин?

Цель: знать санитарно-гигиенические требования, которые нужно выполнять при работе на швейной машине.

1. Прочитайте текст учебника стр. 100

2. Подготовьте ответы на вопросы:

-какова правильная поза при работе за швейной машиной?

-почему швейные операции нужно выполнять в спецодежде?

-какое значение играет освещение при работе на швейной машине?

-как организовать рабочее место на швейной машине?

Цель: знать правила безопасной работы на швейной машине.

1. Выслушайте объяснения учителя.

2. Запишите памятку по охране труда при работе на швейной машине.

Цель: иметь представление об основных деталях швейной машины, их назначении.

1. Следите за объяснениями учителя и демонстрацией деталей на плакате.

2. Перерисуйте рисунок швейной машины в рабочую тетрадь при помощи копировальной бумаги.

3. Подпишите названия основных деталей швейной машины по рис. 56 стр. 99

4. Найдите соответствующие детали на швейной машине.

Цель: научиться равномерному вращению махового колеса швейной машины.

1. Демонстрация учителя начала работы на швейной машине, согласованности движения ног, равномерности вращения махового колеса

2. Практическая работа – тренировочные упражнения №1 для согласования движений ног, вращения махового колеса.

3. Проверьте, чтобы маховое колесо вращалось только на себя, следите за скоростью.

4. Сдайте зачёт учителю.

Цель: научиться попадать иглой по намеченной линии

1. Демонстрация учителем приёмов выполнения строчки по намеченной линии на незаправленной машине.

2. Практическая работа – тренировочные упражнения №2 попадания иглой по намеченной линии

3. Проверьте точность попадания иглой по намеченной линии.

4. Повторите тренировочные упражнения

Цель: проверить освоение материала

1. тестовое задание:   Тест № 1

1) продолжите предложение

1.1 швейную машину, выполняющую одну операцию

    называют …

1.2 лапку опускают и поднимают при помощи …

1.3 швейные машины бывают с приводами …, …, …

2) ответьте на вопрос

2.1 для чего служит игловодитель?

2.2 для чего служит моталка?

2.3 для чего служат зубчатая рейка и прижимная  лапка?

3) ответьте на вопрос да или нет

3.1 корпус швейной машины состоит из платформы и

    рукава.

3.2 швейные машины в Беларуси выпускают в Минске?

3.3 нитепритягиватель находится на головке рукава.

2. Проверьте правильность выполнения заданий при помощи ответов, взяв ответы у учителя.

3. Сделайте оценку выполненного задания.

Цель: подведение итогов и его оценка

1. Обратите внимание на записанную в начале урока цель

2. Заполните таблицу оценок, выставьте оценку.

3. Сравните полученные знания и практические умения с заданной целью урока

4. Сделайте общую оценку урока

5. Уборка рабочих мест

6. Запиши домашнее задание

Внимательно прочитайте цели урока.

Подготовьте письменно ответы на вопросы. Контроль учителя.

Работа с учебником. Ответить на вопросы устно. Контроль учителя.

Внимательно выслушайте объяснения учителя.

Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Работа в парах.

Внимательно следите за демонстрацией действий учителя. Для закрепления навыка повторите упражнение несколько раз. Контроль учителя.

Повторяйте упражнение  до получения положительных результатов.

Контроль учителя.

Тестовое задание выполните в рабочей тетради письменно. Будьте объективны при самооценке.

Форму таблицы смотри на доске.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

СТРОЕНИЕ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

Швейная машина шьёт обыкновенной двухниточной строчкой. Верхняя нитка подаётся с катушки, которая надевается на катушечный стержень (1). Нижняя – со шпульки (2), которая вкладывается в шпульный колпачок (3). Открыв задвижную пластину (4), шпульный колпачок вставляется под платформой в челночное устройство (5).

                2                   3                       4              5

                                   

Нажимая на педаль, движение передаётся через ремень передач маховому колесу (6), затем через систему звеньев остальным деталям машины. Маховое колесо вращается только на себя.

Подача верхней нитки с катушки в количестве нужном для образования стежка производится верхним рычагом – нитепритягивателем (7). Поднимаясь вверх, рычаг нитепритягивателя вытягивает нитку из ткани и затягивает стежок.

При вращении махового колеса игла движется вверх и вниз вместе с металлическим стержнем – игловодителем (8). В нижней части игловодителя укреплён иглодержатель (9), в котором винтом закреплена игла (10). Игла прокалывает ткань и проводит через неё верхнюю нитку.

При вращении махового колеса ткань продвигается в сторону от работающего. Она прижата к игольной пластине прижимной лапкой (11). Чтобы освободить ткань, надо рычагом (12) поднять лапку.

Подняв лапку в вырезе игольной пластины (13) видны металлические зубцы – рейка двигателя ткани (14).

                                              1

                      7                

               

                    12                                                                                      6

                              8              14

                            13   11                       9        10  

               4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса по теме "« Назначение и устройство швейной машины»

Эта разработка основана на применении активных и интерактивных методов обучения, поэтому я не ставила цель подробное изложение учебного материала по изучаемой теме. Уверенна, что эта сторона подготовк...

Назначение и устройство машинной иглы и моталки.

К концу урока учащиеся должныЗнать: назначение и устройство машинной иглы, назначение моталки, правила  охраны труда при работе на швейной машине, неполадки в работе,  возникающие из-за нека...

Устройство швейная машина с ручным приводом

Данная разработка может быть использована для организации учебного процесса в 5-6-х классах образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Машиноведение», факультативного курса в...

Тест "Назначение и устройство швейной машины"

"Назначение и устройство швейной машины"....

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...