Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают возможность  применять  на  практике  теоретические знания, полученные в разных  областях науки.

Рабочая программа составлена в соответствии  с  норматино-правовыми  и  инструктивно-методическими документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_5-9_klass.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        В  настоящее  время  в  России  идёт  становление  новой  системы  образования,  ориентированной  на  вхождение  в  мировое  образовательное  пространство  и  базирующейся  на  принципах:  гуманизации,  демократизации  и  интернационализации.

        Этот  процесс  сопровождается  поиском  новых  образовательных  парадигм,  соответствующих  новым  тенденциям  развития  российского  общества.  При  этом  приоритетными  целями  общего  среднего  образования  становятся – свободное  всестороннее  развитие  личности  средствами  обучения  и  воспитания,  создания  школой  условий  адаптации  ребёнка  к  быстро  меняющейся  социальной  и  природной  среде.

        Конечный  результат  мы  видим  в  формировании  и  развитии  выпускника,  обладающего  мобильностью  знаний,  гибкостью,  критичностью  мышления,  способного  к  продолжению  образования,  самостоятельному  выбору  профессии  и  адекватной  самооценке.  

           Технология - предмет,  способствующий  профессиональному становлению  развивающейся личности.   Именно в процессе освоения технологических навыков, учащиеся получают возможность применить на практике теоретические знания, полученные в разных областях науки.

  Образовательное  значение  технологии  состоит  в  широких  возможностях  использования  её потенциала для реализации  одной из основных целей гуманитарного  образования – создания условий для социализации личности.  

     Главная  цель  образовательной  области  «Технология» - подготовка  учащихся  к  самостоятельной  трудовой  жизни  в  условиях  рыночной  экономики.

     Это  предполагает:

  1. Формирование  у  учащихся  качеств  творчески - думающей,  активно  действующей  и  легко  адаптирующейся  личности,  которые  необходимы  для  деятельности  в  новых  социально-эконмических  условиях.
  2. Подготовка  учащихся  к  осознанному  профессиональному  самоопределению.
  3. Формирование  творческого  отношения  к  качественному  осуществлению  трудовой  деятельности.
  4. Развитие  разносторонних  качеств  личности.

    В  процессе  преподавания  предмета  «Технология»  должны  быть  решены  следующие  задачи:

1.  Привитие  элементарных  знаний  и  умений  по  ведению  домашнего  хозяйства.

2.  Развитие  самостоятельности  и  способности  учащихся  решать  творческие  и  изобретательские  задачи.

3.  Воспитание  трудолюбия,  предприимчивости,  коллективизма,  человечности  и  милосердия,  обязательности,  честности,  порядочности,  культуры  поведения.

4.  Использование  в  качестве  объектов  труда  потребительских  изделий  и  оформление  их  с  учётом  требований  дизайна  и  декоративно – прикладного  искусства,  развитие  эстетического  вкуса  и  художественной  инициативы  ребёнка.

Общеучебныецели  достигаются  через  овладение  учащимися  следующими  компетенциями:

  1. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  2. сравнение, сопоставление классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  3. выдвижение предположений;
  4. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  5. адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  6. владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение;
  7. выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
  8. выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  10. самостоятельная организация учебной деятельности;
  11. владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
  12. оценивание своих учебных и творческих  достижений;
  13. владение умениями совместной деятельности с другими ее участниками;
  14. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

     Основная  часть  учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми  умениями и навыками.

     Наряду с традиционными  методами обучения применяется метод проектов учащихся.

     В  течение  всего  года  учащиеся  выполняют  творческий  проект. Под проектом понимается творческая завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся.  Работа,  которая  требует  больших  затрат  времени  может  быть  выполнена  в  домашней  обстановке;  тем  самым  закладываются  возможности  для  общения  детей  с  родителями  на  качественно  ином  уровне – взаимопонимания  и  взаимоуважения.

     Более  глубокому  освоению  содержания  программы  будут  способствовать  конкурсы  и  выставки  творческих  работ  учащихся.

Рабочая программа  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

1. Программы средних образовательных учреждений.  Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).

3.  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4.  Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5.  Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОи НРФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

6.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»

        На изучение  данного  курса  в 5-7  классах  отводится  2  часа  в  неделю,  8-9 классах  -  1час в неделю.

Учебно – тематическое планирование

5  класс  (девочки)

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по т/ б. Материаловедение

- виды  волокон.

-определение лицевой и изнаночной, долевой и уточной нити в ткани.

Работа с бумагой

-выполнение открытки в технике изонить

Ручные стежки и строчки

- терминология ручных работ.

-инструменты и приспособления

4

4

4

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

 Машиноведение

-устройство швейной машины

-заправка верхней и нижней нити (практическая  работа)

Конструирование фартука.  

-снятие мерок

-построение чертежа в М1:4

-построение чертежа в натуральную величину

 4

6

2

1  

1

1

1

1

1

1

1

3

Конструирование фартука.  

- раскладка выкройки на ткань, раскрой изделия

- новогодние затеи (ёлка из бусин)

4

6

2

2

2

4

4

Инструктаж по т/ б. Моделирование фартука

Технологическая обработка фартука

-обработка грудки и нижней части;

-обработка кармана и соединение его с основной деталью;

-обработка бретелей и пояса;

-окончательная отделка изделия.

2

10

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

5

 Технология работы с нетрадиционными материалами

-литьё из гипса

-роспись гипсовых фигурок

12

2

10

6

Декоративно-прикладное творчество

-русская  народная кукла (веснянка)

-вышивка крестом

12

1

1

5

5

                                                             Итого:

68

 25

43

5  класс  (мальчики).

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

 Инструктаж по т/ б.  Декоративно-прикладное творчество

- изонить

-природный материал

 10

2

4

1

6

1

2

 Инструктаж по т/ б. Элементы машиноведения

-Устройство швейной машины

-Заправка верхней и нижней нити

-Выполнение прямой строчки

Конструирование швейных изделий

-Построение чертежа швейного изделия

Технология изготовления швейных изделий

-Обработка деталей кроя

10

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

Технология работы  с  бумагой

- Выполнение фото рамки

-Новогодние затеи (ёлка из бусин)

10

2

2

3

3

4

Инструктаж по т/ б. Работа с металлическим конструктором

-воздушный транспорт

- водный транспорт

- военная техника

- грузовая машина

-гоночная машина

- свободная тема

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Технология работы  с  нетрадиционными  материалами

- литьё  из  гипса

-роспись гипсовых фигурок

12

2

10

6

Декоративно-прикладное творчество

-чердачная  кукла

-декупаж

12

2

2

4

4

Итого:

68

26

42

6  класс  (девочки).

Три

мес

тр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1,2

Инструктаж по т/ б.  Элементы  материаловедения

Элементы  машиноведения

Одежда и требования к ней

Конструирование,  моделирование  ночной сорочки.

1

4

5

1

7

1

2

3

1

3

2

2

4

3,4

Конструирование швейных изделий

Технологическая  обработка  ночной  сорочки.

Новогодние  затеи.

12

2

6

1

6

1

5

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

- художественная обработка материалов, лоскутная  пластика  (Изготовление  подставки  из уголков).  

- тряпичная  кукла.

20

10

10

6

Создание изделий из текстильных материалов

- технология традиционных видов рукоделия, вышивка крестом

16

4

12

Итого:                              

68

31

37

6  класс  (мальчики)

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по т/ б.  Работа с бумагой

- цветная аппликация

-поздравительная открытка

- гравюра

12

1

1

1

4

1

4

2

Технология работы витражными красками

-составление эскиза, нанесение контура

-заполнение рисунка краской

-работа с объёмной формой

10

1

1

1

1

3

3

3

Конструирование швейных изделий

-Построение чертежа швейного изделия Технология изготовления швейных изделий

-Обработка деталей кроя (фартук)

10

1

3

1

5

4

Инструктаж по т/ б. Работа с металлическим конструктором

- военная техника

- подъёмный кран

- грузовая машина

- гоночная машина

-вертолёт

- свободная тема

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Модульное оригами

- складывание модулей

-составление композиции

12

1

1

6

4

6

Работа с  нетрадиционными материалами

- плетение  из  шнура

-плетение  из  фольги

12

2

2

4

4

 Итого:    

68

22

46

7  класс  (девочки)

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по т/ б.  Проектирование и изготовление поясного изделия

-основные конструкции юбок

-снятие мерок, построение чертежа в М1:4

-построение чертежа в натуральную величину

-раскладка выкройки на ткань, раскрой изделия

12

1

1

1

1

6

1

1

2

Технология обработки поясного изделия

10

3

7

3

Материаловедение.

-технология  производства химических волокон;

-свойства химических волокон;

-уход за одеждой (практическая работа)

Элементы машиноведения

-классификация машинных  швов

Новогодние затеи

4

4

2

1

1

1

2

1

1

2

1

4

Инструктаж по т/ б. Выполнение творческого проекта  на тему «Традиционные виды декоративно- прикладного творчества».  Выполнение диванной подушки.

Постановка идеи проекта, дизайн – анализ.

Определение задачи и её формулировка

Графическая часть проекта

Технологическая часть проекта:

- организация рабочего места и соблюдение техники безопасности;

- составление технологической карты;

-выполнение работы;

-экономическая оценка проекта, самооценка, создание рекламы своего изделия.

Заключение, приложение

Защита творческих проектов

12

6

6

5

Рукоделие

- вязание крючком

12

3

9

6

Декоративно–прикладное творчество

-русская народная кукла (веснянка, крупеничка)

-чердачная кукла

12

2

2

4

4

                                                             Итого:

68

26

42

7  класс  (мальчики)

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по т/ б. Чертёж – язык техники

- чертёжные  инструменты и приспособления, линии чертежа;

- построение развёрток;

12

1

5

6

2

Элементы черчения

-деление окружностей

10

5

5

3

 Художественное моделирование из бумаги с использованием развёрток

- выполнение творческого проекта

10

2

8

4

Инструктаж по т/ б.Технология  плетения

-плетение из фольги  

Модульное оригами

-складывание модулей

-составление композиции

4

8

1

1

1

3

2

4

5

Инструктаж по т/ б. Технологии  работы  с металлическим конструктором

- токарный станок

- сверлильный станок

- снегоуборочная техника

- подвижной состав

Художественное  моделирование из древесины

-забор с калиткой

8

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

6

Художественное  моделирование из древесины

- лесенка

- колодец

- лавка – стол

- рамка для фото

- самолёт

- салфетка под кружку

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

68

27

41

8  класс  (девочки)

Три местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1,2,3

Инструктаж по т /б.   Конструирование поясного изделия (юбка)

-снятие мерок, построение чертежа в М 1:4

-построение чертежа в натуральную величину

-раскладка выкройки на ткань, раскрой изделия

Технология обработки ткани

- технологическая обработка швейного изделия

6

10

1

1

1

4

1

1

1

6

4

Инструктаж по т /б.   Технология художественной  обработки  материалов

-  вышивка  художественной  гладью

-  узелки  рококо

- двухсторонняя  гладь

6

1

1

1

 1

1

1

5

Семейная экономика

Гигиена девушки

3

3

2

2

1

1

6

Декоративно-прикладное творчество

-вышивка крестом

6

2

4

Итого:

34

16

18

8  класс  (мальчики)

Три местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1,2,3

Инструктаж по т /б.    

1.Семья как экономическая ячейка общества

2.Предпринимательство в семье.

3.Потребности семьи.

4.Информация о товарах.

5.Торговые символы, этикетки и штрихкод.

6.Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.

7.Расходы на питание.

8.Сбережения. Личные сбережения.

9.Экономика приусадебного участка.

10.Как строят дом.

11.Ремонт оконных и дверных блоков.

12.Ремонт дверей.

13.Технология и установки врезного замка.

14.Утепление дверей и окон.

15.Ручные инструменты.

16. Безопасность ручных работ.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Инструктаж по т /б.  

1. Электрическая энергия – основа современного технического прогресса.

2. Электрический ток и его использование.

3. Принципиальные и монтажные электрические схемы.

4. Параметры потребителей электроэнергии.

5. Параметры источника электроэнергии.

6. Электроизмерительные приборы.

1

1

1

1

1

1

 

5

1. Правила безопасности на уроках электротехнологии.

2. Электрические провода.

3. Виды соединения проводов.

4. Монтаж электрической цепи.

5. Электромагниты и их применение.

6. Электроосветительные приборы.

 

1

1

1

1

1

1

6

1. Лампа накаливания.

2. Регулировка освещённости.

3. Бытовые электронагревательные приборы.

4. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

5. Двигатели постоянного тока.

6. Электроэнергетика будущего.

1

1

1

1

1

1

Итого:

34

32

2

9  класс (девочки)

Три

местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по т/ б.  Технология художественной  обработки  материалов

-  вышивка  художественной  гладью

-  узелки  рококо

- двухсторонняя  гладь

6

1

1

1

1

1

1

2

Вязание  крючком

- техника вязания палантина.

5

2

3

3

Модные аксессуары

-основные приёмыработы;

-разработка и выполнение  творческой  работы.

5

1

1

1

2

4,5,6

Инструктаж по т/ б.  Разработка  и  выполнение  творческого  проекта

-этапы выполнения проекта, выбор и обоснование проекта;

- разработка технологии изготовления изделия;

-изготовление изделия;

-экономический расчёт,  затраты на материалы;

- рекламный проспект;

-защита проекта

18

1

1

2

1

1

1

1

6

1

1

2

                                                             Итого:

34

15

19

9  класс  (мальчики)

Три местр

Наименование  этапа

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1,2,3

       Инструктаж по т /б.    

  1. Профессия и карьера.
  2. Технологии индустриального производства.
  3. Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности.
  4. Профессиональная деятельность в торговле и общественном  питании.
  5. Универсальные перспективные технологии.
  6. Профессиональная деятельность в социальной сфере.
  7. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.
  8. Технология управленческой деятельности.
  9. Из истории радиоэлектроники.
  10. Электромагнитные волны и передача информации.
  11. Правила электробезопасности и технология радиомонтажных работ.
  12. Элементы электрических цепей.
  13. Полупроводниковые приборы.
  14. Бытовые радиоэлектронные приборы.
  15. Технология учебного проектирования.
  16. Простые автоматические устройства.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

  1. Цифровые приборы вашего окружения.
  2. Элементы цифровой электроники.
  3. Функциональные узлы цифровой электроники.
  4. «Анатомия» персонального компьютера.
  5. Металл.
  6. Древесина.

1

1

1

1

1

1

 

5

  1. Пластмассы.
  2. Творческий проект «Утилизация отходов пластмассовых ёмкостей».
  3. Основы профессионального  самоопределения.
  4. Классификация профессии.
  5. Внутренний мир человека и профессиональное  самоопределение.
  6. Профессиональные интересы, склонности и способности.

 

 1

1

1

1

1

1

6

  1. Роль темперамента и характера в профессиональном  самоопределении.
  2. Психологические процессы важные для профессионального самоопределения.
  3. Профессиональная пригодность.
  4. Здоровье и выбор профессии.
  5. Мой профессиональный выбор.

1

1

1

1

1

Итого:

33

33

Содержание  курса

Элементы машиноведения

Виды швейных машин, их устройство и эксплуатация. Правила безопасной работы.    

Элементы материаловедения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна и волокна животного происхождения. Получение искусственных и синтетических волокон. Изготовление нитей и тканей. Простые и сложные переплетения. Сравнительные характеристики тканей.  

Конструирование и моделирование.

Национальный костюм. Требования, предъявляемые к одежде. Особенности строения женской фигуры. Правила измерения фигуры человека. Расчетные формулы. Правила построения и оформления чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Особенности моделирования. Нанесение конструктивных и фасонных линий

Технология обработки ткани

Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани. Обмеловка, нанесение припусков, раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Соединение деталей кроя. Проведение примерок, исправление недочетов, поузловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Правила влажно-тепловой обработки, ее значение при изготовлении швейных изделий.

Культура дома

Уход за жилищем, обувью, одеждой. Ремонт одежды. Интерьер жилого дома, Зоны  жилого дома и декоративное оформление интерьера. Личная гигиена: уход за волосами, ногтями, кожей. Косметика: лечебная косметика, декоративная косметика, повседневный, вечерний макияж.

Художественно- декоративное творчество.

Краткие сведения из истории национальных рукоделий. Материалы и инструменты,  используемые при изготовлении различных изделий. Возможности рукоделия и связь с современной модой. Работа с журналами мод. Уход за изделиями :стирка, сушка, влажно-тепловая обработка изделий.

Выполнение творческих проектов

Особенности творческого проектирования. Выбор и обоснование возникшей проблемы. Этапы выполнения проекта. Защита проекта.

5  класс

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения:Виды передач вращательного движения.  Передаточное число и его расчет.  Виды машин, применяемых в швейной промышленности.  Бытовая универсальная швейная машина, её технические характеристики.  Назначение основных узлов.  Виды приводов швейной машины. Их устройство. Преимущества и недостатки.  

Правила подготовки универсальной швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка.

Практические умения: намотка  нитки на шпульку, Заправка верхней и нижней нити. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения:  Классификация текстильных волокон.  Натуральные растительные волокна, их строение, химический состав и физико-химические свойства.  Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях.  Основная и уточная нити в ткани.  Полотняное переплетение.  Лицевая и изнаночная сторона ткани.Свойства тканей из натуральных растительных волокон.  Краткие   сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические умения Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Теоретические сведения:  Фартуки в национальном костюме.  Требования, предъявляемые к рабочей одежде.  Общие правила построения и оформления чертежей изделий.  Фигура человека и её измерение.  Особенности строения женской и детской фигуры.  Основные точки и линии  измерения. Правила  снятия  мерок,  необходимых для  построения  чертежа  фартука. Расчетные  формулы.  Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим  меркам. Особенности моделирования рабочей одежды.  Виды отделки фартука. Выбор модели и моделирование фартука.  Подготовка выкройки к раскрою.Конструкция машинного шва.  Длина шва, ширина стежка.  Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их  условные графические обозначения и технология выполнения.Подготовка ткани к раскрою.  Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.  Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка накладных карманов и бретелей. Сборка изделия. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.  Художественная отделка изделия.  Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий.

Практические умения:Раскладка выкройки фартука и косынки, и раскрой ткани. Прокладывание контурных  линий и точек  на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Соединение деталей кроя стачными и надстрочными швами. Отделка влажно- тепловая обработка изделия.

КУЛЬТУРА ДОМА.  Личная гигиена.

Теоретические сведения:  Санитарно-гигиенические  требования  к предметам и средствам  ухода за кожей и волосами, требования к прическе школьницы.

Практические умения: типы волос и уход за волосами.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Теоретические сведения:  Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды.  Материалы для лоскутной пластики, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.  Использование прокладочных материалов.Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.

Практические умения: изготовление шаблонов из картона. Изготовление швейного изделия в технике лоскутной пластики.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

ЗНАТЬ:основные технологические понятия;  назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;    профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;назначение различных швейных изделий; основные стили  в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных ремёсел; средства оформления интерьера;  виды декоративной отделки деталей или изделий из различных материалов; назначение различных швейных изделий.

УМЕТЬ:рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры;  проводить примерку изделия;

выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства, умения изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

6  класс

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения:  Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а так же нитей  на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о рапорте переплетения. Дефекты тканей. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические умения: распознание волокон и нитей из хлопка, льна, шерсти, шелка. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани саржевого и атласного переплетений.

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения: устройство бытовой швейной машины.  Устройство регуляторов, электродвигателя. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические умения:  регулировка качества машинных строчек для различных видов ткани

КОНСТУРИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРВОАНИЕ.

Теоретические сведения:  Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Современные поясные изделия. Чтение чертежа поясного изделия. Мерки, необходимые для построения основы чертежа поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Выбор модели. Построение основы чертежа поясного изделия  в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Способы моделирования поясных изделий. Подготовка выкройки к раскрою. Применение складок швейных изделий. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачки. Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой «молния», разреза (шлица) на юбке.Способы раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани.  Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка поясного изделия к примерке. Примерка, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание изделия. Обработка нижнего среза. Способы обработки верхнего среза поясного изделия. Художественная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Практические умения: изготовление образцов поузловой обработки, для изготовления поясных изделий. Раскладка выкройки и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сматывание деталей кроя. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Втачивание деталей и выполнение отделочных работ. Подливание низа юбки потайными подшивочными стежками.

КУЛЬТУРА ДОМА.

Теоретические сведения:  Правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.

Практические умения: народные средства защиты меховых вещей от насекомых вредителей.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. КОСМЕТИКА.

Теоретические сведения:

        Единство стиля костюма, прически, косметики, правила пользования средствами косметики.

Практические умения: народные  косметические средства (лосьоны, маски из подручных продуктов).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Теоретические сведения:  Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы.  Технология выполнения простейших ручных  и счетных швов. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Практические умения: зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

ЗНАТЬ:  основные технологические понятия;назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;    профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;назначение различных швейных изделий;основные стили  в одежде и современные направления моды;виды традиционных народных ремёсел;средства оформления интерьера;виды декоративной отделки деталей или изделий из различных материалов;назначение различных швейных изделий.

УМЕТЬ: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;  снимать мерки с фигуры человека;  строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры;  проводить примерку изделия

ИСПОЛЬЗОВАТЬ: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства, изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

7  класс

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения:  Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида тканей. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной игла или  неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двух ниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

Практические умения: обработка срезов зигзагообразной строчкой, устранение неполадок в швейной машине. Чистка и смазка  швейной машины.

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения:.Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения.

Практические умения: определение свойств тканей искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРВОАНИЕ.

Теоретические сведения:Виды женского легкого платья. Краткие сведения об ассортименте современных плечевых изделий. Плечевые изделия в народном костюме.  Современное направление моды. Чтение чертежа плечевого изделия. Мерки, для построения основы чертежа плечевого изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Зависимость величину прибавок на свободу облегания от силуэта изделия и свойств тканей. Модель женского платья. Особенности моделирования плечевых изделий. Подготовка выкройки к раскрою. Выбор ткани и отделки. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулики. Технология выполнения рельефного шва со шнуром, обтачного шва в рамку и в кант. Обработка обтачных петель в рамку, одной или двумя обтачками, из вытачного и плетеного шнуров. Обработка бортов. Соединение лифа с юбкой. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. Варианты раскладки выкройки на ткани различной ширины. Последовательность раскроя. Перенос контурных  контрольных линей и точек выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. В.Т.О. обработка вытачек и складок. Подготовка изделий к примерке. Проведение примерки. Возможные дефекты при изготовлении плечевого изделия и способы их исправления. Окончательная отделка изделия. Режимы В.Т.О. изделия из ткани с синтетическими волокнами.

Практические сведения: выполнение нескольких вариантов раскладки выкройки на ткани различной ширины, раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Втачивание деталей и выполнение отделочных работ.

КУЛЬУТРА ДОМА. ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА.

Теоретические сведения:Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. Требование к интерьеру, прихожей, кухни, детской комнаты, способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Роль освещения в интерьере. Роль комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат в помещении.

Практические умения: подбор посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Теоретические сведения:        Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материала. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель  ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.

Практические умения: изготовление образцов вязаных крючком.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

ЗНАТЬ:основные технологические понятия;  назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, виды и свойства тканей;  назначение различных швейных изделий; назначение сварных способов соединения деталей в швейных изделиях; виды традиционных народных промыслов,  характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;основные виды бытовых домашних работ;  средства оформления интерьера;

назначение основных видов современной бытовой техники.

УМЕТЬ:составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий;работать на швейной машине; регулировать качество машинной строчки; снимать мерки с фигуры человека; строить чертёж плечевого швейного изделия; моделировать швейные изделия; выполнять не менее трёх видов художественной отделки швейных изделий; подготавливать выкройку к раскрою; выполнять раскрой ткани;  выполнять соединительные, отделочные и краевые швы; определять и исправлять дефекты швейных изделий; проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий;выполнять не менее трёх видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами; выполнять мелкий ремонт швейных изделий; проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов; соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм,  соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; находить необходимую инструктивную информацию для выполнения определённого вида работ с бытовой техникой; выбирать средства для проведения уборки помещения; подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ:  использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ;  швейные машины, оборудование и приспособлений для изготовления изделий из текстильных материалов;  приборы для влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов;  различные виды художественной отделки швейных изделий,  бытовые санитарно-гигиенические средства, средства индивидуальной защиты и гигиены.

8  класс

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения:  Общие сведения о специальных швейных машинах. Их назначения и классификация. Краеобметочные швейные машины. Общие устройства и принцип работы.

Практические умения: обработка края детали с помощью краеобметочной машины или зигзагообразной строчкой.

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения:  Синтетические волокна, технология их производства, свойства волокон. Способы обнаружения искусственных синтетических волокон в тканях.Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины тканей, их влияние на способ раскладки выкройки и технология пошива изделия.

Практические умения: обнаружение синтетических и искусственных нитей в ткани. Определение прочности ниток из разных материалов. Выбор тканей для швейных изделий различного назначения.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Теоретические сведения:  Юбка в русском народном костюме. Современные поясные изделия. Чтение чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок. Необходимых для построения чертежа прямой юбки, их условные обозначения. Прибавки на свободу облегания. Последовательность построения основы чертежа прямой юбки в масштабе 1:4.Расчетно конструкторская система. Технология выполнения чертежа прямой юбки в натуральную величину по своим меркам. Способы копирования чертежей из журналов мод.Конструктивные особенности деталей юбок в зависимости от фасона. Способы моделирования прямой юбки. Выбор модели и моделирование юбки. Назначение накладных швов с двумя закрытыми и открытыми срезами. Конструкция швов и складок, их условные и графические обозначения и технология выполнения.Правила обработки кокеток. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Способы соединения кокетки с основной деталью. Разрезные и неразрезные вытачки. Обработка вытачек, переходящих  в складки и защипи. Особенности технологии обработки вытачек из различных тканей.Обработка карманов – подкройных и в швах соединения основных деталей изделия. Обработка поясов и шлевок для поясных изделий. Обработка застежки тесьмой «молния». Обработка деталей кроя: обработка вытечек, рельефов, складок, обметывание срезов (ручными стежками, зигзагообразной сточкой, на крае обметочной машине). Особенности обработки швейного изделия притачным поясом с бретелями и шлевками. Проведение примерки, выявление и исправление  дефектов, подгонка изделия по фигуре.Технология обработки шлицы, разреза, застежки в боковом шве. Способы обработки нижнего среза юбки: краевым швом подгибку с закрытым срезом, с открытым срезом и прикреплением подгиба подшивочной строчкой, клеевыми прокладками. Художественная отделка изделия в соответствии с моделью. Окончательная В.Т.О. юбки. Контроль качества готового изделия.

Практические умения: снятие мерок и запись результатов измерения. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 в тетради. Копирование чертежа выкройки из журнала мод и коррекция по снятым меркам. Подготовка выкройки к раскрою. Отработка техники выполнения накладных швов и складок на лоскутах ткани. Изготовление образцов поузловой обработке для изготовления поясного изделия. Влажно-тепловая обработка поясного изделия.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Теоретические сведения:.История вязания. Ассортимент изделий, выполненных в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Способы начала вязания на двух спицах. Набор петель. Приемы вязания лицевых и изнаночных петель. Кромочные петли. Технология выполнения различных приемов вязания: скрещенные петли, накиды, ажурное вязания, убавление и прибавление петель, перемещение петель и др. Условные обозначения, применяемые для записи узоров при вязании на спицах. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Распределение цвета в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.

Практические умения: подбор спиц и пряжи. Изготовление образцов вязания лицевых и изнаночных петель различных видов резинки, ажурных узоров, выполнение эскизов орнаментов для вязания изделий. Вязание образцов цветных орнаментов нитками двух, трех цветов.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

ЗНАТЬ:  основные технологические понятия;назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;    профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;назначение различных швейных изделий;основные стили  в одежде и современные направления моды;виды традиционных народных ремёсел;

средства оформления интерьера; виды декоративной отделки деталей или изделий из различных материалов; назначение различных швейных изделий.

УМЕТЬ: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);  находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры;  

проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства, изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

9  класс

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения: Технологическая культура и ее компоненты. Назначение и конструкции различных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышений производительности труда.

Практические умения: работа на швейной машине с использованием приспособлений малой механизации.

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения: Ткани из смесовых волокон, их эксплуатационные свойства. Сравнительная характеристика тканей из натуральных, химических и смесовых волокон.Трикотажное волокно, его виды и свойства. Использование трикотажного полотна в швейных изделиях. Свойства тканей с разреженными нитями, специальными покрытиями и пропитками. Нетканые материалы. Ассортимент тканей  из смесовых волокон на современном рынке, сведения о новых отделочных материалах для изготовления одежды.

Практические умения: изучение физических, технологических и эксплуатационных свойств тканей и трикотажного полотна.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Теоретические сведения: Стиль в одежде. Современное направление моды. Народный костюм как источник творчества при конструировании современной одежды.Мерки, необходимые для построения чертежей рукава и воротника. Правила измерения и условные обозначения этих мерок. Формулы расчета конструкции рукава. Построение одно-шовного и двух  шовного стачных рукавов в рабочей тетради и в нательную величину. Зависимость величины прибавок на свободу облегания от силуэта изделия и свойств тканей. Последовательность построения чертежа полочки, спинки, рукава и воротника. Моделирование плечевого изделия способом  переноса основной вытачки. Способы моделирования рукавов и цельнокроеных воротников в зависимости от силуэта и пропорций в одежде. Создание новых форм рукавов и воротников на основе их чертежей. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Оформление воротника и рукавов в народной одежде. Связь художественного оформления в современно одежде с традициями народного костюма.  Определение качества ткани для изготовления изделия.

Технология обработки воротников различной конструкции, стачных рукавов, манжеты и ее соединения с рукавом, обработка застежки на воротнике и манжетах. Обработка бортов (притачивание надставок к подборам, обтачивание бортов, вывертывание и взметывание подборов). Режимы В.Т.О. изделий из ткани с синтетическими волокнами.

Практические умения: построение чертежа одношовного и двушовного рукава. Построение чертежей воротников 2-3 видов в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Моделирование выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества тканей на изделие. Обработка рельефного шва со шнуром, обтачных швов в рамку и в кант. Изготовление образцов  технологической и поузловой обработки изделия.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕКАРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Теоретические сведения:  Значение аппликаций в старинной народной вышивке. Аппликации из кожи, меха, атласа, бархата. Сочетание аппликаций с другими видами вышивки (бисером и блестками, вышивка гладью, крестом). Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и недосыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, трикотаже, сетке, канве. Съемная аппликация.

Практические умения зарисовка образцов старинной вышивки. Зарисовки аппликаций из журналов мод. Выполнение образцов аппликации из различных материалов.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

        Особенности выполнения индивидуального и коллективного проекта. Этапы выполнения проекта: выделение задачи, исследования, отбор наиболее удачных идей, развитие идей, планирование, решение задачи, оценка успешности применения данного решения, защита проекта. Разработка проекта с применением современных информационных технологий.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

ЗНАТЬ:  основные технологические понятия;назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;    профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;назначение различных швейных изделий;

основные стили  в одежде и современные направления моды;  виды традиционных народных ремёсел; средства оформления интерьера; виды декоративной отделки деталей или изделий из различных материалов; назначение различных швейных изделий.

УМЕТЬ: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

снимать мерки с фигуры человека;  строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;  выбирать модель с учетом особенностей фигуры;  проводить примерку изделия.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства, изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

                                                                                                        

Критерии оценивания учащихся

Оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

2

3

4

5

6

7

8

5

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

«4

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

«3

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

«2

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

«1

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

1.1 Общее оформление

1

1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5

1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1

1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1

1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1

1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1

1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5

1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5

1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5

1.12 Реклама изделия

1

2.1 Оригинальность конструкции

5

2.2 Качество изделия

10

2.3 Соответствие изделия проекту

5

2.4  Практическая значимость

5

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2

3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

3.3 Описание технологии изготовления изделия

3

3.4 Четкость и ясность изложения

1

3.5 Глубина знаний и эрудиция

2

3.6 Время изложения (7-8 мин)

1

3.7 Самооценка

2

3.8 Ответы на вопросы

3

ИТОГО:

50

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать

основные технологические понятия;  назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Материально техническое оснащение учебного процесса

№ п/п

Наименование

Количество

Год приобретения

1

Шейная  машина  Janome

4

2008

2

Утюг Scarlett

2

2006

3

Гладильная доска

1

1994

4

Ножницы портновские

5

2007

Литература для учителя

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
  2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
  3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
  4. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
  5. Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.
  6. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
  7. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
  8. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.
  9. Основы конструирования швейных изделий: учебное пособие. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, Юж. – Урал. Изд. – торговый дом, 1999. – 63с.
  10. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2004.-143с.
  11. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.
  12. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.
  13. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

Литература для учащихся

  1. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
  2. Белецкая Л.Б. Флористика. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 77с.
  3. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002. – 120с.
  4. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.
  5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.
  6. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.
  7. Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.
  8. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.
  9. ДавидовскиМарион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.
  10. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.
  11. Д.Г.Хессайон. Всё о комнатных растениях.- М.: «Кладезь - Букс», 2003. – 255с.
  12. Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.
  13. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.
  14. История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  15. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.
  16. Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.
  17. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: ЭКСМО, 2000. – 80с.
  18. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. – 110с.
  19. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.
  20. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.
  21. Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  22. Селия Эдди. Лоскутное шитье. Энциклопедия. – М.: АРТ-РОДНИК, 2003. – 255с.
  23. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.
  24. Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.
  25. Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.
  26. Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.
  27. Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.
  28. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.
  29. Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.
  30. Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.
  31.  Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.
  32. Журналы «BURDA MODA»  1997-2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)

Рабочая программа включает разделы "Растениеводство",  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",   "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал буд...

Рабочая программа по технологии 5 класс (девочки)

Вашему вниманию представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса по технологии (девочки)....

Рабочая программа по технологии 5 класс девочки

Рабочая программа по технологии (5 класс девочки) составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вент...

рабочая программа по технологии 5 класс (девочки)

Рабочая программа по технологии ориентирована на воспитание школьника –  гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника,  его национального самос...

Рабочая программа по технологии 7 класс(девочки)

Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» и авторской прогр...

Рабочая программа по технологии (вариант для девочек) с 5 по 8 класс по В.Д. Симоненко

Данная программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, развёрнутое тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, литературу....

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...