Главные вкладки

    Статья по технологии по теме:
    Планируемые результаты обучения ФГОС по технологии при переходе из НОО в ООО

    Аушина Елена Георгиевна

     

    Основная цель введения новых ФГОС – смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться. Со следующего учебного года 5-е кл. нашей школы (которая является пилотной школой) будут обучаться по новым стандартам. В связи с этим, я выполнила анализ приращений планируемых результатов при переходе от начальной школы к основной по предмету технология по трем направлениям: личностные, метапредметные и предметные результаты.         

     Все мы – и учителя, и родители хотели бы, видеть у ребенка на выходе из школы, качества, которые помогут ему быть успешным в современной жизни. Новые ФГОС предполагают формирование этих качеств, а обеспечение преемственности между ступенями начальной и общеобразовательной школы является необходимым условием получения этого образовательного результата.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    aushina_statya.doc.doc38 КБ
    preemstvennost_fgos.ppt441 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планируемые результаты ФГОС по технологии при переходе из НОО в ООО

              Основная цель введения новых ФГОС – смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться. Со следующего учебного года 5-е кл. нашей школы (которая является пилотной школой) будут обучаться по новым стандартам. В связи с этим, я выполнила анализ приращений планируемых результатов при переходе от начальной школы к основной по предмету технология по трем направлениям: личностные, метапредметные и предметные результаты.

              Одним из основных личностных результатов, непосредственно касающихся технологии является мотивация к трудовой деятельности и творческому труду. На этапе начальной школы происходит ее формирование. А на этапе основной – развитие заключается в том, что данная мотивация окончательно сформирована и, кроме того, формируется осознание необходимости общественно полезного труда как условия социализации.

              Очень важна мотивация к работе на результат и бережному отношению к материальным и культурным ценностям, которая формируется в начальной школе, а в основной добавляется проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

              И, наконец, хотелось бы остановиться на таком личностном результате: освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Этот результат на этапе основной школы перерастает в желание учиться и трудиться в промышленном производстве, самооценку умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации, становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности и планирование образовательной и профессиональной карьеры.

              Метапредметные результаты достигаются через универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

    Одно из важнейших регулятивных УУД  касается целеполагания, планирования и определения наиболее эффективных способов решения учебной задачи. Этот результат начальная школа формирует, а основная преобразует в самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности и определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

              Умение контролировать и оценивать учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха формируется на этапе начальной школы. а в основной школе ребенок должен научиться не только диагностировать учебный результат и выявлять причины ошибок, используя критерии, но и обосновывать пути их устранения.

              Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии перерастает по итогам основной школы в оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

              Результаты, получаемые через познавательные УУД касаются прежде всего вопросов поиска и обработки информации. Если на этапе начальной школы дети учатся пользоваться различными источниками, то основная школа призвана научить их осуществлять выбор: для решения каких  познавательных и коммуникативных задач какие источники лучше подойдут, а также использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов труда, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 

              И, конечно, очень важно научить ребенка пользоваться механизмами логического мышления. Если на этапе начальной школы формируются зачатки этих умений, то на этапе основной школы дети должны уметь использовать механизмы логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей для обоснования технико-технологического и организационного решения и  отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности, речь идет прежде всего о проектировании.

              Теперь о результатах, достигающихся через коммуникативные УУД. В начальной школе должно происходить формирование способности к совместной деятельности в группе, выражающейся в определении общей цели и путей ее достижения  и готовности признавать возможность существования различных точек зрения. В основной школе к способности координировать и согласовывать совместную работу добавляется   умение объективно оценить вклад своей познавательно-трудовой деятельности в общее дело.

              И, наконец, о преемственности и развитии предметных результатов: на уроках технологии в начальной школе ребенок должен получить первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. Эти представления в основной школе развиваются в осознание роли технологий для прогрессивного развития общества и  формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда. 

               Получение в начальной школе основных сведений о мире профессий и важности правильного выбора профессии в основной школе перерастает в  формирование четких представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями и востребованности их на рынке труда.

               Если на этапе начальной школы ребенок учиться основным технологическими приемами ручной обработки материалов, то основная школа должна научить его планировать технологический процесс выполнения объектов труда, выбирая из  имеющихся и возможных средств и технологий его создания, а также выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм.

              Начальная школа должна научить детей использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских и технологических задач, что в основной школе преобразуется в формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным предметам для решения прикладных учебных задач и овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

              Полученные в начальной школе исходные знания о правилах создания предметной и информационной среды и приобретенные умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач в основной школе развиваются до умений применять технологии работы с информацией, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современных сферах производства.

              Все мы – и учителя, и родители хотели бы, видеть у ребенка на выходе из школы, качества, которые помогут ему быть успешным в современной жизни. Новые ФГОС предполагают формирование этих качеств, а обеспечение преемственности между ступенями начальной и общеобразовательной школы является необходимым условием получения этого образовательного результата.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Преемственность и развитие ФГОС НОО и ФГОС ООО Акценты в обучении смещаются с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоватьсяАушина Е.Г. учитель технологии МКОУ «Русскополянская СОШ № 2» Формирование мотивации к работе на результат и бережному отношению к материальным и культурным ценностям
    Сформированность мотивации к трудовой деятельности, осознание необходимости общественно полезного труда как условия социализации
    Формирование мотивации к трудовой деятельности, творческому труду
    Сформированность мотивации к работе на результат и бережному отношению к материальным и культурным ценностям, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности
    Преемственность и развитие личностных результатов ФГОС НОО ФГОС ООО выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
    Освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения
    самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации
    становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности и планирование образовательной и профессиональной карьеры
    Преемственность и развитие личностных результатов ФГОС НОО ФГОС ООО самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности и определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов
    формирование умения планировать и определять наиболее эффективные способы решения учебной задачи
    диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах
    формирование умения контролировать и оценивать учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха
    Преемственность и развитие метапредметных результатов через регулятивные УУД ФГОС НОО ФГОС ООО оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
    Преемственность и развитие метапредметных результатов через регулятивные УУД ФГОС НОО ФГОС ООО выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных
    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
    использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость
    Преемственность и развитие метапредметных результатов через познавательные УУД ФГОС НОО ФГОС ООО использование логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей для обоснования технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений
    Преемственность и развитие метапредметных результатов через познавательные УУД ФГОС НОО ФГОС ООО согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками и объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в общее дело
    формирование способности к совместной деятельности в группе, к определению общей цели и путей ее достижения и готовности признавать возможность существования различных точек зрения
    Преемственность и развитие метапредметных результатов через коммуникативные УУД ФГОС НОО ФГОС ООО осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда
    получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества
    получение первоначальных представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии
    формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда
    Преемственность и развитие предметных результатов ФГОС НОО ФГОС ООО планирование технологического процесса и процесса труда,ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда, выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм
    овладение технологическими приемами ручной обработки материалов
    усвоение правил техники безопасности
    соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены
    Преемственность и развитие предметных результатов ФГОС НОО ФГОС ООО формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным предметам для решения прикладных учебных задач, овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности
    использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач
    приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
    развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания
    Преемственность и развитие предметных результатов ФГОС НОО ФГОС ООО Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни
    Умение ориентироваться в миреСамостоятельно добывать и применять знания
    Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье …
    Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Планируемые результаты обучения История ФГОС 6 класс

    Уважаемые коллеги! В школе у нас требуют примерно вот такую таблицу по результатам обучения по ФГОС. Помогите! Может кто...

    Интерактивные технологии на уроках информатики при переходе к ФГОС

    Краткое описание возможностей использования на уроках информатики мультимедийного оборудования. Основные аспекты переход...

    Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании иностранного языка при переходе на ФГОС нового поколения

    В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне тр...

    Результаты обучения за последние 3 года

    Процент учащихся, освоивших государственные учебные  программы  по  преподаваемому предмету  Техноло...

    Современные технологии обучения: опыт применения, результаты, эффективность.

    Опыт применения новой технологии РКМЧП на уроках литературы: находки, пути решения, использование. Опубликована в сборни...

    Планируемые результаты формирования УУД.

    Формирование УУД, планируемые результаты формирования....

    Статья: "Формирование патриотизма и гражданственности на третьей ступени обучения при переходе на ФГОС"

    В статье содержаться основные приемы и методы формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся старших классов...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

     Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую в...

    «Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

    Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенде...

    Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.

    Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при...