Современный урок
статья по технологии по теме

Голубева Светлана Борисовна

Современный урок

 

ТЕМА: “Требования к современному уроку”

 

                                                                           Выполнила :

                                                                                   Голубева С.Б.

                                                                                   учитель технологии

                                                                             Трукан Г.Н.

                                                                                 учитель технологии

 

г Красноуральск

2010г

 

Содержание.

Введение:

·        Актуальность темы

·        Проблема

·        Цели

·        Задачи

Теоретическая часть

·        Общие требования к современному уроку      

·        Современные теории и концепции обучения 

Практическая часть                                                                 

·        Основные пути совершенствования урока в современной школе.    

·        Типология и структура современного урока.                             

·        Наблюдение за уроком                                                                                          

Список использованной литературы 

Приложение                                           

 

Введение

Актуальностьтемы:

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы, каждый заведующий учебной частью. Они постоянно задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного  момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

 

·       Обосновать использование модели

·       Рассмотреть теоретическую основу урока

 

Задачи:

 

·       Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме

·       Проанализировать современный урок

·       Раскрыть понятие качественного образования

·       Описать модель урока

·       Рассмотреть методики обучений

Теоретическая часть

 

Требования к современному уроку.

 

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.     Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.     Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.     Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

 

Стиль урока:

1.     Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.     Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.     Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.     Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.     Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.     отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.     возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.     планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.     проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.     дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1.     температурный режим;

2.     физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.     освещение;

4.     предупреждение утомления и переутомления;

5.     чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.     своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.     соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.     соответствие классной мебели росту школьника.

 

Требования к технике проведения урока:

1.     урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.     темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.     необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.     доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.     по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.     обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

 

Достоинства и недостатки современного урока.



Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.


Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

 

Практическая часть

         Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

-           урок усвоения новых знаний;

-           урок усвоения навыков и умений;

-           урок комплексного применения знаний;

-           урок обобщения и систематизации знаний;

-           урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

 

Первый урок темы: «Блюда из овощей» (2ч)

 

Структура урока

Этапы работы

Содержание

Материально – техническая база

Организационно- подготовительный

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, наличие спецодежды, санитарное состояние.

Активизация учащихся. Сообщение  темы, цели и задач  урока.

Организация групп для проведения викторины и практической работы, выдача документации (памятка дежурного, технологических карт, карт органолептической оценки готовых блюд для дегустации)

Памятки, технологические карты, карты оценки блюд

Формирование новых знаний

Лекция с элементами беседы по теме урока, презентация «Блюда из овощей».

Теоретические сведения: овощи в рациональном питании, сохранение витаминов и питательных веществ в овощах, первичная обработка овощей, способы тепловой обработки овощей; инструменты, организация рабочего места, техника безопасности.

Показ  учителем способов нарезки овощей.

Мультимедийная презентация «Блюда из овощей», мультимедийный проектор, экран; разделочная доска, нож

Применение знаний, формирование умений

Выполнение коллективной или индивидуальной практической работы  с помощью технологических карт или компьютера (1 вариант-приготовление салата или винегрета, 2 вариант - эскизы оформления салатов). Самоконтроль

Технологические карты приготовления салатов, винегрета. Посуда и инвентарь : нож, разделочная доска, миска, столовая ложка, салатник, вилки, салфетки, скатерть, тарелки.

Контроль и рефлексия

Повторение правил поведения за столом. Дегустация.  Самооценка готовых блюд или работ. Вопросы для повторения. Анализ учителем ошибок и недочетов.

Блюда или эскизы, выполненные учащимися

Подведение итогов

Определение уровня формирования знаний и умений. Обсуждение  качества готовых блюд, их внешнего вида (1вариант). Демонстрация лучших эскизов(2вариант). Мытье посуды и уборка рабочих мест. Выставление оценок. Информация о домашнем задании.

Изделия, выполненные учащимися

 

Межпредметные связи на уроке:   биология, история,  математика, русский язык

Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа

Отличительные особенности данного урока:

План-конспект урока и  мультимедийная презентация «Блюда из овощей». Занятие соответствует учебной программе.  Предложено несколько вариантов выполнения практической работы:1) блюда из овощей, 2) если нет возможности приготовления блюд  - составление эскизов оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы в программе MicrosoftPaint  и кроссворд «Овощи» .

 Дидактические материалы даны в приложении : технологические карты приготовления блюд из овощей, органолептическая оценка блюда, памятка дежурному, эскизы оформления салатов.

Урок можно проводить в неделимых классах , а также в классах с разным уровнем подготовленности детей.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Они вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно.

Этапы первичной обработки овощей: переборка, мойка, очистка, промывание.

Способы нарезки овощей: брусочки, кубики, соломка, ломтики, кружочки, дольки, кольца.

Блюда из свежих овощей: салаты

Тепловая обработка овощей: варка, жаренье, запекание, тушение, припускание, бланширование.

Домашнее задание:Используя Internet  найти сообщения по темам: «Профессия «повар», « Пасхальные  яйца»; подсчитать количество продуктов на бригаду для практической работы «Омлет с помидорами», оформить пословицы, поговорки, загадки по теме «Блюда из яиц».

Некоторые итоги урока: Обобщены знания, полученные в школе и дома по теме «Овощи»; знакомство с первичной и тепловой обработкой овощей, приемами нарезки овощей, приготовлению и украшению блюд из овощей.

Задачи:  обучать приемам работы с ножом и другими приспособлениями для нарезки продуктов; познакомить с требованиями к качеству готовых блюд из овощей;

формировать умения фигурной нарезки овощей для украшения блюд;

развивать эстетический вкус, творческую активность и художественное мышление.

Варианты объектов труда: салаты из свежих овощей, блюда из вареных овощей.

Ход урока

1.Вводная часть

1.Организационный момент.

2.Проверка спецодежды и санитарного состояния.

2.Содержание урока

1. Сообщение темы.

Учащимся предлагается перечислить известные им овощные растения.

Викторина

- У каких овощей едят корни, клубни? (Морковь, свекла, картофель, лук, редис…)

- У каких овощей едят листья? (Капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)

- У каких овощей едят цветы? (Цветная капуста)

- У каких овощей едят плоды? (Томат, огурец, кабачок, тыква…)

- У каких овощей едят семена? (Горох, фасоль, кукуруза…)

- С каких овощей срезают кожицу? (Картофель, репа…)

- Какие овощи едят мытыми? (Все)

Учитель обобщает ответы (презентация «Блюда из овощей», слайд «Классификация овощей»)

Сегодня мы с вами узнаем, что можно приготовить из овощей.

2. Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Рациональное питание человека невозможно без овощей. Овощи являются основными поставщиками жизненно  необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ (презентация «Блюда из овощей», слайды «Содержание витаминов в овощах», «Калорийность овощей»).

Для сохранения в овощах витаминов и полезных питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки, приготовления и хранения (презентация «Блюда из овощей», слайд «Показатели качества овощей»).

Первичная обработка овощей подразумевает их сортировку, мойку, очистку, промывание и нарезку (Слайды «Первичная обработка овощей», «Приспособления для первичной обработки овощей», «Способы нарезки овощей», «Фигурная нарезка овощей»).

Из свежих овощей готовят салаты. Это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей иногда в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т.д. (слайды «Продукты для салатов», «Приготовление салатов из свежих овощей»)

Беседа с учащимися об известных им способах тепловой обработки овощей, ответы обобщаются (слайды «Тепловая обработка овощей», «Приготовление холодных блюд из вареных  овощей», «Подбор овощных гарниров»)

Запись в тетради учащихся основных понятий по теме урока.

3.Практическая работа «Приготовление овощных блюд»

1 вариант: Технологические карты (см. Приложение)

2 вариант: Эскизы оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы ; кроссворд «Овощи»

Если нет возможности  провести практическую работу по приготовлению блюд из овощей , то можно предложить учащимся выполнить эскизы оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы. Для этого продемонстрировать фотографии и рисунки оформления салатов и раздать учащимся трафареты салатниц (овал, круг, квадрат) или работать с компьютером в программе MicrosoftPaint.

4.Повторение правил поведения за столом, дегустация блюд.

5.Вопросы для повторения:

1.Для чего нужны овощи в питании человека?

2.Какие правила нужно соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов?

3. Какие формы нарезки вы узнали?

4. Как можно украсить салат?

3.Итог урока

1.Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся.

2.Мытье посуды и уборка рабочих мест.

3. Домашнее задание.

Приложение

Приготовление салата из свежих овощей

Технологическая карта.  Салат «Здоровье»

Наименование продуктов

Количество

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Морковь

2 шт.

Очистить, нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Огурцы

2 шт.

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Яблоки

2 шт.

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Салат зеленый

50 г

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Сметана

Лимон

Соль

Зелень

100 г

¼ шт.

По вкусу

По вкусу

Соединить продукты, добавить сок лимона, зелень петрушки, соль, сметану и аккуратно перемешать

Миска, столовая ложка

Помидоры

Салат зеленый

2 шт.

50 г

Красиво уложить в салатник листья салата,

 на них выложить приготовленный салат, украсить его зеленью петрушки и ломтиками помидора

Салатник,

 нож, разделочная доска, столовая ложка

Приготовление блюда из вареных овощей

Технологическая карта.  Винегрет

Наименование продукта

Масса, г

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Свекла

46

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Картофель

50

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Морковь

20

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Огурцы соленые

30

Нарезать мелкими кубиками

 Нож, разделочная доска

Капуста квашеная

40

Перебрать, нашинковать крупные куски

Нож, разделочная доска

Лук репчатый

40

Очистить, мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Зелень

10

Мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Масло растительное

30

Смешать все продукты и заправить маслом

Столовая ложка, миска

 

Дегустация готовых блюд (органолептическая оценка)

Оценка винегрета

Наименование показателя качества

Характеристика показателя качества

Характеристика приготовленного блюда

Заключение дегустаторов

Вкус

Должен соответствовать вкусу входящих в блюдо продуктов

Вкус сладковатый, соответствует требованиям

Соответствует требованиям

Цвет

Продукты, входящие в состав винегрета, не должны быть окрашены соком свеклы

Цвет овощей, входящих в состав винегрета, соответствует своему цвету

Соответствует требованиям

Запах

Должен соответствовать запаху, свойственному свежим продуктам, из которых он приготовлен

Запах, свойственный свежим овощам

Соответствует требованиям

Консистенция

Мелкие, отдельные кубики.

Капуста мелко нашинкована, овощи не переварены

Консистенция соответствует требованиям

Соответствует требованиям

Внешний вид

Аппетитно выглядит. Эстетично украшен

Вид красивый и аппетитный

Соответствует требованиям

 

Памятка дежурного

До занятия:

1.     Подготовить рабочие места для первичной и тепловой обработки продуктов, пользуясь карточкой для дежурного.

2.     Проверить санитарное состояние учащихся.

3.     Получить у учителя инструкционные карты и карточку-перечень для сервировки стола.

Во время занятия:

1.       Следить за порядком на рабочих местах во время выполнения практических работ.

После занятия:

1.      Убрать и проветрить помещение.

Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.

Занятие: Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей                                                                                                                              (2 урока)

Цели занятия:

развивающие

  • ознакомить с приемами первичной обработки овощей и оформлением готовых блюд;
  • развивать координацию движения рук;
  • развивать исполнительские умения и творческие способности.

обучающие

  • сформировать навыки по определению доброкачественности овощей;
  • выработать умение правильной нарезки овощей;
  • научить готовить блюда из сырых овощей;
  • учить экономному расходу продуктов.

воспитательные

  • воспитывать эстетический вкус и внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • прививать уважительное отношение к труду.

Техническое обеспечение:

  • кабинет информатики (урок №1);
  • мультимедийная установка в кабинете обслуживающего труда (урок №2).

Материальное обеспечение:

  • инструкции по технике безопасности в кабинете ИКТ и кулинарии;
  • журнал по технике безопасности;
  • презентация №1, №2 на диске;
  • видеоматериалы «Нарезка овощей»;
  • инструкционная карта «Знакомство с сайтами»;
  • инструкционная карта «Приготовление салата»;
  • посуда и инструменты для практической работы;
  • продукты для выполнения практического задания (приносят учащиеся).

Программное обеспечение:

  • Microsoft Power Point,
  • Microsoft Word;
  • Тестер Knowing.

 

Технологии и методы обучения:

  • информационные технологии;
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод контрольных вопросов;
  • познавательные;
  • мозгового штурма.
  • практический метод;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;

Формы познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Ход занятия

Урок №1

I. Организационный момент (презентация №1), (слайд №1-5)

  • приветствие;
  • сообщение темы и цели урока;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала(слайд №6-7)

  • проверка домашнего задания (слайд №6).

Учащиеся  подготовили дома эскиз, согласно вопросам:

1.Как правильно расставитьпосуду и приборы на столе?

2.На каком расстояние от краястола?

3. Какой длины должна быть скатерть?

Проверка результатов выполняется с использованием слайда.

  • «Блиц- опрос» (слайд №7).

Выполняется фронтальный опрос.

III. Изучение нового материала(слайд №8-14)

Лекция с элементами беседы

·    последовательность первичной обработки овощей (слайд №8);

·    способы нарезки овощей (слайд №9);

·    оборудование и приспособление для нарезки (слайд №10-11);

·    форма нарезки овощей (слайд №12-13);

·    ознакомление с видеоматериалами «Нарезка и оформление блюд из овощей» (слайд №14);

IV. Физкультминутка(приложение№1)

V. Самостоятельная работа учащихся за ПК

·    вводный инструктаж «Работа с компьютером»;

·    знакомство с Интернет - сайтами «Блюда из овощей» (слайд №15), (приложение №1).

Учащиеся работают в Интернет – сайтах, согласно гиперссылке на слайде.

VI. Закрепление знаний нового материала

выполнение теста с использованием компьютера (слайд №15).

Учащиеся выполняют работу в тестере «Knowing».Оценивание происходит по 5 –бальной системе.

VII. Подведение итогов урока.

Урок №2

VIII.Подготовка к практическая работе(презентация №2), (слайд №1-8)

  • вводный инструктаж:

           - сообщение названия практической работы (слайд №1);

           - знакомство с технологической последовательностью приготовления

             салатов (слайд №3-4);

           - украшение блюд из овощей (слайд № 5-6);

           - задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование 

             ИТК), (приложение №2);

           - предупреждение о затруднениях;

           - санитарно-гигиенические требования (слайд №7);

           - инструктаж по Т/Б (слайд №8).

  • самостоятельная работа учащихся по группам (бригадный метод);
  • текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения самостоятельной работы -формированию новых умений):

           - проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организованности рабочих мест;

- соблюдение техники безопасности;

- правильность использования ИТК;

- инструктирование по выполнению задания;

·          заключительный инструктаж:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся

- самооценка готовых блюд или работ

           - разбор типичных ошибок учащихся.

IX. Рефлексия(слайд №9)

         - Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем 

         уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?

X. Подведение итогов занятия

·         обобщение достижения цели занятия (приложение № 1)(слайд №10);

          -Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень

           интересно было общаться с вами.

          -Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из 

          тарелочек из сервиза на вашем столе: зеленую – очень интересно, синюю –

           интересно, красную – было неинтересно. Вместе соберем сервиз.  Прекрасно!

·         объективная оценка результатов труда учащихся на уроке (заполнение оценочного листа), выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся (приложение №3)(слайд №11);

·         сообщение о теме следующего урока (слайд №12);

·         домашнее задание, учащимся на подготовку к следующему уроку (слайд №13);

·         уборка рабочих мест.

 XI. Учебное и научно-методическое обеспечение(слайд № 14).

     1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса. 2008 г.

     2. Компьютерная книга рецепто «КУХНИ МИРА»- Медиа Хауз. 2006г.

     3. Ермакова В. И.Альбом плакатов по кулинарии. 2005 г.

     4. Эльмира Гончарова «Блюда из овощей»:рецепты из серии «Вкусные хлопоты».

         2007 г.

     5. Макуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд (тесты) 5-7 класс, М., «Экзамен», 

        2006

     6. Интернет- ресурсы:

Ø  рецепты салатов из свежих овощей (http://www.easycookery.ru/category/teplovaya-obrabotka-produktov/);

Ø  «Салаты из сырых овощей» (http://kl.grandik.net/www/nomer-4/glava%204/12.htm.);

Ø  «Кулинарные этюды» (http://fotki.yandex.ru/contest.xml?id=15&how=&p=4);

Ø   «Кулинария на все случаи жизни»(http://www.easycookery.ru/category/teplovaya-obrabotka-produktov/);

Ø  «Карвинг –  декоративная резьба по овощам и фруктам

 (http://www.karving.ru/carving/sorevn).

 

 

 

Наблюдение за уроком.

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке

При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландреса (Flanderes№, 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого – руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятиях. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям нашей школы.

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.

Учитель

Реакция на действия ученика

1.    Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

2.    Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.

3.    Шутки, использование юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

4.    Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

5.    Оценка ответа, работы школьника.

6.    Вопросы учителя.

Характер вопроса, обращенность, форма.

7.    Рассказ учителя.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

8.    Распоряжения, указания, приказы.

Форма.

9.    Критика, замечания.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

10.          Пауза, молчание.

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

11.          Ответ на вопрос учителя.

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

12.          Реакция на шутки учителя.

13.          Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя

14.          Реакция на замечания учителя

15.          Реакция на оценку

Ученик.

Самостоятельные действия.

16.          Разговор с учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

17.          Вопросы задаваемы учителю.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

18.          Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.

19.          Форма выражения своего отношения к уроку и учителя.

20.          Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность.

21.          Другие формы поведения высказываний взрослых и детей.

 

Заключение

Урок - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.

 

Используемая литература.

1.           “Урок в современной школе” - Москва “Просвещение”, 1981 г. - В. А. Онищук.

2.           “Практическая психология образования” 2-е изд. – Москва ТЦ “Сфера”, 1998 г. – Под редакцией И.В. Дубровиной.

3.           “Психология и педагогика” – Москва издательство “Совершенство”, 1998 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

ТЕМА: “Требования к современному уроку”

                                                                           Выполнила :

                                                                                   Голубева С.Б.

                                                                                   учитель технологии

                                                                             Трукан Г.Н.

                                                                                 учитель технологии

г Красноуральск

2010г

Содержание.

Введение:

  1. Актуальность темы
  2. Проблема
  3. Цели
  4. Задачи

Теоретическая часть

  1. Общие требования к современному уроку        
  2. Современные теории и концепции обучения        

Практическая часть                                                                

  1. Основные пути совершенствования урока в современной школе.        
  2. Типология и структура современного урока.                                
  3. Наблюдение за уроком                                                                                        

Список использованной литературы        

Приложение                                        

Введение

Актуальность темы:

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы, каждый заведующий учебной частью. Они постоянно задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного  момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

  1. Обосновать использование модели
  2. Рассмотреть теоретическую основу урока

Задачи:

  1. Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  2. Проанализировать современный урок
  3. Раскрыть понятие качественного образования
  4. Описать модель урока
  5. Рассмотреть методики обучений

Теоретическая часть

Требования к современному уроку.

Дидактические требования к современному уроку:

  1. четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  3. прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  4. выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  5. реализация на уроке всех дидактических принципов;
  6. создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
  1. соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  2. определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  3. планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  4. учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  5. соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  1. Особенности самоорганизации учителя:
  1. подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  2. рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  3. педагогический такт (случаи проявления);
  4. психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  1. планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  2. использование установок в форме убеждения, внушения;
  3. планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  4. использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  1. определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  2. опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  3. планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  4. руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  5. использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  1. Закрепление результатов работы:
  1. формирование навыков путем упражнений;
  2. обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока. 



Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  1. В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  2. Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  3. К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  4. Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  5. Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  6. Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  7. Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  8. И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.


Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

Практическая часть

        Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

  1. урок усвоения новых знаний;
  2. урок усвоения навыков и умений;
  3. урок комплексного применения знаний;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Первый урок темы: «Блюда из овощей» (2ч)

Структура урока

Этапы работы

Содержание

Материально – техническая база

Организационно- подготовительный

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, наличие спецодежды, санитарное состояние.

Активизация учащихся. Сообщение  темы, цели и задач  урока.

Организация групп для проведения викторины и практической работы, выдача документации (памятка дежурного, технологических карт, карт органолептической оценки готовых блюд для дегустации)

Памятки, технологические карты, карты оценки блюд

Формирование новых знаний

Лекция с элементами беседы по теме урока, презентация «Блюда из овощей».

Теоретические сведения: овощи в рациональном питании, сохранение витаминов и питательных веществ в овощах, первичная обработка овощей, способы тепловой обработки овощей; инструменты, организация рабочего места, техника безопасности.

Показ  учителем способов нарезки овощей.

Мультимедийная презентация «Блюда из овощей», мультимедийный проектор, экран; разделочная доска, нож

Применение знаний, формирование умений

Выполнение коллективной или индивидуальной практической работы  с помощью технологических карт или компьютера (1 вариант-приготовление салата или винегрета, 2 вариант - эскизы оформления салатов). Самоконтроль

Технологические карты приготовления салатов, винегрета. Посуда и инвентарь : нож, разделочная доска, миска, столовая ложка, салатник, вилки, салфетки, скатерть, тарелки.

Контроль и рефлексия

Повторение правил поведения за столом. Дегустация.  Самооценка готовых блюд или работ. Вопросы для повторения. Анализ учителем ошибок и недочетов.

Блюда или эскизы, выполненные учащимися

Подведение итогов

Определение уровня формирования знаний и умений. Обсуждение  качества готовых блюд, их внешнего вида (1вариант). Демонстрация лучших эскизов(2вариант). Мытье посуды и уборка рабочих мест. Выставление оценок. Информация о домашнем задании.

Изделия, выполненные учащимися

Межпредметные связи на уроке:   биология, история,  математика, русский язык

Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа

Отличительные особенности данного урока:

План-конспект урока и  мультимедийная презентация «Блюда из овощей». Занятие соответствует учебной программе.  Предложено несколько вариантов выполнения практической работы:1) блюда из овощей, 2) если нет возможности приготовления блюд  - составление эскизов оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы в программе Microsoft Paint  и кроссворд «Овощи» .

 Дидактические материалы даны в приложении : технологические карты приготовления блюд из овощей, органолептическая оценка блюда, памятка дежурному, эскизы оформления салатов.

Урок можно проводить в неделимых классах , а также в классах с разным уровнем подготовленности детей.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Они вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно.

Этапы первичной обработки овощей: переборка, мойка, очистка, промывание.

Способы нарезки овощей: брусочки, кубики, соломка, ломтики, кружочки, дольки, кольца.

Блюда из свежих овощей: салаты

Тепловая обработка овощей: варка, жаренье, запекание, тушение, припускание, бланширование.

Домашнее задание: Используя Internet  найти сообщения по темам: «Профессия «повар», « Пасхальные  яйца»; подсчитать количество продуктов на бригаду для практической работы «Омлет с помидорами», оформить пословицы, поговорки, загадки по теме «Блюда из яиц».

Некоторые итоги урока: Обобщены знания, полученные в школе и дома по теме «Овощи»; знакомство с первичной и тепловой обработкой овощей, приемами нарезки овощей, приготовлению и украшению блюд из овощей.

Задачи:  обучать приемам работы с ножом и другими приспособлениями для нарезки продуктов; познакомить с требованиями к качеству готовых блюд из овощей;

формировать умения фигурной нарезки овощей для украшения блюд;

развивать эстетический вкус, творческую активность и художественное мышление.

Варианты объектов труда: салаты из свежих овощей, блюда из вареных овощей.

Ход урока

1.Вводная часть

1.Организационный момент.

2.Проверка спецодежды и санитарного состояния.

2.Содержание урока

1. Сообщение темы.

Учащимся предлагается перечислить известные им овощные растения.

Викторина

- У каких овощей едят корни, клубни? (Морковь, свекла, картофель, лук, редис…)

- У каких овощей едят листья? (Капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)

- У каких овощей едят цветы? (Цветная капуста)

- У каких овощей едят плоды? (Томат, огурец, кабачок, тыква…)

- У каких овощей едят семена? (Горох, фасоль, кукуруза…)

- С каких овощей срезают кожицу? (Картофель, репа…)

- Какие овощи едят мытыми? (Все)

Учитель обобщает ответы (презентация «Блюда из овощей», слайд «Классификация овощей»)

Сегодня мы с вами узнаем, что можно приготовить из овощей.

2. Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Рациональное питание человека невозможно без овощей. Овощи являются основными поставщиками жизненно  необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ (презентация «Блюда из овощей», слайды «Содержание витаминов в овощах», «Калорийность овощей»).

Для сохранения в овощах витаминов и полезных питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки, приготовления и хранения (презентация «Блюда из овощей», слайд «Показатели качества овощей»).

Первичная обработка овощей подразумевает их сортировку, мойку, очистку, промывание и нарезку (Слайды «Первичная обработка овощей», «Приспособления для первичной обработки овощей», «Способы нарезки овощей», «Фигурная нарезка овощей»).

Из свежих овощей готовят салаты. Это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей иногда в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т.д. (слайды «Продукты для салатов», «Приготовление салатов из свежих овощей»)

Беседа с учащимися об известных им способах тепловой обработки овощей, ответы обобщаются (слайды «Тепловая обработка овощей», «Приготовление холодных блюд из вареных  овощей», «Подбор овощных гарниров»)

Запись в тетради учащихся основных понятий по теме урока.

3.Практическая работа «Приготовление овощных блюд»

1 вариант: Технологические карты (см. Приложение)

2 вариант: Эскизы оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы ; кроссворд «Овощи»

Если нет возможности  провести практическую работу по приготовлению блюд из овощей , то можно предложить учащимся выполнить эскизы оформления салатов для салатниц круглой, овальной и квадратной формы. Для этого продемонстрировать фотографии и рисунки оформления салатов и раздать учащимся трафареты салатниц (овал, круг, квадрат) или работать с компьютером в программе Microsoft Paint.

4.Повторение правил поведения за столом, дегустация блюд.

5.Вопросы для повторения:

1.Для чего нужны овощи в питании человека?

2.Какие правила нужно соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов?

3. Какие формы нарезки вы узнали?

4. Как можно украсить салат?

3.Итог урока

1.Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся.

2.Мытье посуды и уборка рабочих мест.

3. Домашнее задание.

Приложение

Приготовление салата из свежих овощей

Технологическая карта.  Салат «Здоровье»

Наименование продуктов

Количество

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Морковь

2 шт.

Очистить, нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Огурцы

2 шт.

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Яблоки

2 шт.

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Салат зеленый

50 г

Нарезать тонкой соломкой

Нож, разделочная доска

Сметана

Лимон

Соль

Зелень

100 г

¼ шт.

По вкусу

По вкусу

Соединить продукты, добавить сок лимона, зелень петрушки, соль, сметану и аккуратно перемешать

Миска, столовая ложка

Помидоры

Салат зеленый

2 шт.

50 г

Красиво уложить в салатник листья салата,

 на них выложить приготовленный салат, украсить его зеленью петрушки и ломтиками помидора

Салатник,

 нож, разделочная доска, столовая ложка

Приготовление блюда из вареных овощей

Технологическая карта.  Винегрет

Наименование продукта

Масса, г

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Свекла

46

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Картофель

50

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Морковь

20

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Огурцы соленые

30

Нарезать мелкими кубиками

 Нож, разделочная доска

Капуста квашеная

40

Перебрать, нашинковать крупные куски

Нож, разделочная доска

Лук репчатый

40

Очистить, мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Зелень

10

Мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Масло растительное

30

Смешать все продукты и заправить маслом

Столовая ложка, миска

Дегустация готовых блюд (органолептическая оценка)

Оценка винегрета

Наименование показателя качества

Характеристика показателя качества

Характеристика приготовленного блюда

Заключение дегустаторов

Вкус

Должен соответствовать вкусу входящих в блюдо продуктов

Вкус сладковатый, соответствует требованиям

Соответствует требованиям

Цвет

Продукты, входящие в состав винегрета, не должны быть окрашены соком свеклы

Цвет овощей, входящих в состав винегрета, соответствует своему цвету

Соответствует требованиям

Запах

Должен соответствовать запаху, свойственному свежим продуктам, из которых он приготовлен

Запах, свойственный свежим овощам

Соответствует требованиям

Консистенция

Мелкие, отдельные кубики.

Капуста мелко нашинкована, овощи не переварены

Консистенция соответствует требованиям

Соответствует требованиям

Внешний вид

Аппетитно выглядит. Эстетично украшен

Вид красивый и аппетитный

Соответствует требованиям

Памятка дежурного

До занятия:

  1. Подготовить рабочие места для первичной и тепловой обработки продуктов, пользуясь карточкой для дежурного.
  2. Проверить санитарное состояние учащихся.
  3. Получить у учителя инструкционные карты и карточку-перечень для сервировки стола.

Во время занятия:

  1.  Следить за порядком на рабочих местах во время выполнения практических работ.

После занятия:

  1. Убрать и проветрить помещение.

Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.

Занятие: Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей                                                                                                                              (2 урока)

Цели занятия:

развивающие 

  1. ознакомить с приемами первичной обработки овощей и оформлением готовых блюд;
  2. развивать координацию движения рук;
  3. развивать исполнительские умения и творческие способности.

обучающие

  1. сформировать навыки по определению доброкачественности овощей;
  2. выработать умение правильной нарезки овощей;
  3. научить готовить блюда из сырых овощей;
  4. учить экономному расходу продуктов.

воспитательные

  1. воспитывать эстетический вкус и внимательность;
  2. прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  3. прививать уважительное отношение к труду.

Техническое обеспечение:

  1. кабинет информатики (урок №1);
  2. мультимедийная установка в кабинете обслуживающего труда (урок №2).

Материальное обеспечение:

  1. инструкции по технике безопасности в кабинете ИКТ и кулинарии;
  2. журнал по технике безопасности;
  3. презентация №1, №2 на диске;
  4. видеоматериалы «Нарезка овощей»;
  5. инструкционная карта «Знакомство с сайтами»;
  6. инструкционная карта «Приготовление салата»;
  7. посуда и инструменты для практической работы;
  8. продукты для выполнения практического задания (приносят учащиеся).

Программное обеспечение:

  1. Microsoft Power Point,
  2. Microsoft Word;
  3. Тестер Knowing.

Технологии и методы обучения:

  1. информационные технологии;
  2. объяснительно-иллюстративный метод;
  3. метод контрольных вопросов;
  4. познавательные;
  5. мозгового штурма.
  6. практический метод;
  7. самоконтроль;
  8. взаимоконтроль;

Формы познавательной деятельности учащихся:

  1. индивидуальная;
  2. групповая.

Ход занятия

Урок №1

I. Организационный момент (презентация №1), (слайд №1-5)

  1. приветствие;
  2. сообщение темы и цели урока;
  3. проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала (слайд №6-7)

  1. проверка домашнего задания (слайд №6).

Учащиеся  подготовили дома эскиз, согласно вопросам:

1.Как правильно расставить посуду и приборы на столе?

2.На каком расстояние от края стола?

3. Какой длины должна быть скатерть?

Проверка результатов выполняется с использованием слайда.

  1. «Блиц- опрос» (слайд №7).

Выполняется фронтальный опрос.

III. Изучение нового материала (слайд №8-14)

Лекция с элементами беседы

  1. последовательность первичной обработки овощей (слайд №8);
  2. способы нарезки овощей (слайд №9);
  3. оборудование и приспособление для нарезки (слайд №10-11);
  4. форма нарезки овощей (слайд №12-13);
  5. ознакомление с видеоматериалами «Нарезка и оформление блюд из овощей» (слайд №14);

IV. Физкультминутка (приложение№1)

V. Самостоятельная работа учащихся за ПК

  1. вводный инструктаж «Работа с компьютером»;
  2. знакомство с Интернет - сайтами «Блюда из овощей» (слайд №15), (приложение №1).

Учащиеся работают в Интернет – сайтах, согласно гиперссылке на слайде.

VI. Закрепление знаний нового материала

выполнение теста с использованием компьютера (слайд №15).

Учащиеся выполняют работу в тестере «Knowing». Оценивание происходит по 5 –бальной системе.

VII. Подведение итогов урока.

Урок №2

VIII. Подготовка к практическая работе (презентация №2), (слайд №1-8)

  1. вводный инструктаж:

           - сообщение названия практической работы (слайд №1);

           - знакомство с технологической последовательностью приготовления

             салатов (слайд №3-4);

           - украшение блюд из овощей (слайд № 5-6);

           - задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование  

             ИТК), (приложение №2);

           - предупреждение о затруднениях;

           - санитарно-гигиенические требования (слайд №7);

           - инструктаж по Т/Б (слайд №8).

  1. самостоятельная работа учащихся по группам (бригадный метод);
  2. текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения самостоятельной работы - формированию новых умений):

           - проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организованности рабочих мест;

- соблюдение техники безопасности;

- правильность использования ИТК;

- инструктирование по выполнению задания;

  1.  заключительный инструктаж:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся

- самооценка готовых блюд или работ

           - разбор типичных ошибок учащихся.

IX. Рефлексия (слайд №9)

         - Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем  

         уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?

X. Подведение итогов занятия

  1. обобщение достижения цели занятия (приложение № 1) (слайд №10);

          -Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень

           интересно было общаться с вами.

          -Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из  

          тарелочек из сервиза на вашем столе: зеленую – очень интересно, синюю –

           интересно, красную – было неинтересно. Вместе соберем сервиз.  Прекрасно!

  1. объективная оценка результатов труда учащихся на уроке (заполнение оценочного листа), выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся (приложение №3) (слайд №11);
  2. сообщение о теме следующего урока (слайд №12);
  3. домашнее задание, учащимся на подготовку к следующему уроку (слайд №13);
  4. уборка рабочих мест.

 XI. Учебное и научно-методическое обеспечение (слайд № 14).

     1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса. 2008 г.

     2. Компьютерная книга рецепто «КУХНИ МИРА»- Медиа Хауз. 2006г.

     3. Ермакова В. И.Альбом плакатов по кулинарии. 2005 г.

     4. Эльмира Гончарова «Блюда из овощей»:рецепты из серии «Вкусные хлопоты».

         2007 г.

     5. Макуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд (тесты) 5-7 класс, М., «Экзамен»,  

        2006

     6. Интернет- ресурсы:

  1. рецепты салатов из свежих овощей (http://www.easycookery.ru/category/teplovaya-obrabotka-produktov/);
  2. «Салаты из сырых овощей» (http://kl.grandik.net/www/nomer-4/glava%204/12.htm.);
  3. «Кулинарные этюды» (http://fotki.yandex.ru/contest.xml?id=15&how=&p=4);
  4.  «Кулинария на все случаи жизни»(http://www.easycookery.ru/category/teplovaya-obrabotka-produktov/);
  5. «Карвинг –  декоративная резьба по овощам и фруктам

 (http://www.karving.ru/carving/sorevn).

Наблюдение за уроком.

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке

При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландреса (Flanderes №, 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого – руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятиях. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям нашей школы.

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.

Учитель

Реакция на действия ученика

  1. Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

  1. Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.

  1. Шутки, использование юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

  1. Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

  1. Оценка ответа, работы школьника.

  1. Вопросы учителя.

Характер вопроса, обращенность, форма.

  1. Рассказ учителя.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

  1. Распоряжения, указания, приказы.

Форма.

  1. Критика, замечания.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

  1. Пауза, молчание.

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

  1. Ответ на вопрос учителя.

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

  1. Реакция на шутки учителя.

  1. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя

  1. Реакция на замечания учителя

  1. Реакция на оценку

Ученик.

Самостоятельные действия.

  1. Разговор с учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

  1. Вопросы задаваемы учителю.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

  1. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.

  1. Форма выражения своего отношения к уроку и учителя.

  1. Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность.

  1. Другие формы поведения высказываний взрослых и детей.

Заключение

Урок - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.

Используемая литература.

  1. “Урок в современной школе” - Москва “Просвещение”, 1981 г. - В. А. Онищук.
  2. “Практическая психология образования” 2-е изд. – Москва ТЦ “Сфера”, 1998 г. – Под редакцией И.В. Дубровиной.
  3. “Психология и педагогика” – Москва издательство “Совершенство”, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...