Статья. "Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-изыскательских методов".
статья по технологии (5 класс) по теме

Забалуева Галина Юрьевна

Создание системы по повышению мотивации у учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов.

Паспорт системы деятельности педагога

по теме: «Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов»

разработчик системы: учитель технологии и изо МБОУ СОШ №20 г.о. Самара Забалуева Галина Юрьевна

объект системы: обучающиеся 5-х классов (10-12 лет) МБОУ СОШ №20 г.о. Самара

цель системы: создание системы по повышению мотивации обучения учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов.

Задачи системы:

  1. сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  2. внедрять в учебный процесс проектно-исследовательскую  работу; 
  3. расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  4.  развивать творческие способности учащихся;

Сроки реализации системы: начало реализации 2007-2008 учебный год и продолжается в настоящем учебном году, согласно календарно-тематического планирования

  Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании.  Федеральный закон об образовании в Российской Федерации  пересматривает концепцию российского образования. Начало пути  реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.  Актуальность

“В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”...- как часто мы слышим эти фразы в повседневной жизни, на школьных совещаниях, педсоветах, с экранов телевизоров! ”... Действительно, отсутствие познавательного интереса у учащихся — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Как преодолеть равнодушное отношение к познанию? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!"

Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.

Проблемы и противоречия

Работая в традиционной системе, возникают следующие проблемы:

  1. Отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); противоречие между неправильно выбранным  методом обучения учителем и дефицитом интереса у учащихся;
  2. испытывает страх перед практической деятельностью; противоречие между самостоятельностью ученика и  учителем, работающего по принципу «Делай, как я»;
  3. учащиеся не могут применить теорию на практике; возникает противоречие между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке.

Цель и задачи

   Цель моей работы: создание системы по повышению мотивации обучения учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  2. внедрять в учебный процесс проектно-исследовательскую  работу; 
  3. расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; 
  4. развивать творческие способности учащихся;

Идеи по решению проблемы 

Система обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность. Поэтому я ввожу на уроках проектно-изыскательский метод.

Планируемые результаты

Планируемые результаты, при введении в образовательный процесс проектно – исследовательских методов деятельности  в рамках ФГОС:

  1. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  2. качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  3. прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

   Современные требования  к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Использование новых образовательных технологий         

   Для решения этой проблемы используются  новые образовательные технологии в технологии. Они  предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- здоровьесберегающие технологии.

       Использование современных средств обучения

        Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как  компьютеры, мультимедийный проектор, сеть Интернет, библиотека электронных наглядных пособий.

Приемы, методы, средства обучения 

Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:

Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции, беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа.

Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, СанПиНа, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, психологические тесты.

Описание опыта

На уроках технологии я работаю по  программе Н.В. Синица,В.Д.Симоненко «Технология. Технологии ведения дома» 5-8 классы.

На своих занятиях использую приемы создания творческой атмосферы:

  1. легкодоступные творческие задания;
  2. проявление интереса к действиям учеников;
  3. признание и поощрение.

    Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять.

Я пошла по пути совмещения традиционной системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Учащиеся 5 класса, работая согласно календарно-тематическому планированию в течение нескольких уроков по теме « Художественные ремёсла»\», заинтересованы в создании проектов по народным промыслам. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность изобразительного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.

   Таким образом, сложилась следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащиеся переходят к выполнению  практических заданий, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по теме «Художественные ремёсла», после этого к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.

Учащиеся выполняют эскизы собственных игрушек, стилизованных под Дымковские, Филимоновские и Каргопольские. После преобретения теоретических знаний и практических навыков обучающиеся начинают выполнять коллективный проект «Сказочные Полканы скачут в неведомые страны».

                                Паспорт проекта.

Название проекта

Сказочные Полканы скачут в неведомые страны

Руководитель проекта

Забалуева Галина Юрьевна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

технология

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Изобразительное искусство,литература, история Руси

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

10 -12 лет

Тип проекта

 Учебный (надпредметный)

Цели проекта

1. Сформировать понятие о художественных промыслах России.

2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Задачи проекта

 - Познакомить учащихся с основными приёмами работы с глиной  и с правилами росписи;

 -Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Вопросы проекта

- Декоративно-прикладное искусство.

- Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская глиняная игрушка,

 Каргопольская глиняная игрушка.

- Методы лепки и росписи игрушек

Необходимое оборудование

Экран и мультимедийный проектор (для  демонстрации  презентации)  

Актуальность проекта

Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Народные русские сказки стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.  В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный.

- Исследование учащимися различных источников с целью получения дополнительной информации о народной глиняной игрушке (тематика, материал, правила лепки и т.д.).

2.   Основной.

- Беседа о приемах работы с глиной

- Лепка модели игрушки по своему эскизу

- Роспись игрушки

3.  Заключительный

- Создание презентации

- Защита проекта

- Оценка результатов, анализ ошибок, недочетов

Список использованных информационных ресурсов

- Интернет – ресурсы.

- А.И. Савенков «Содержание» и организация исследовательского обучения школьников.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

Критерии оценки проекта

Специфика работы учителя технологии заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребенке, в каждой его работе, в каждом проекте. Искусство в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка.

Критерии оценки проекта:

  1. Оригинальность темы и идеи проекта;
  2. Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению, прочность, надежность, оригинальность;
  3. Технологические критерии: соответствие документации;
  4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, использование традиций народной культуры;
  5. Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование.

     Важной частью проекта является контрольно-оценочный лист (см. приложение №1) Главным  условием для учителя при подготовке контрольно-оценочного листа являются понятность и объективность оценки, охват всех этапов работы над проектом, наглядность результатов оценки. Кроме контрольно-оценочного листа учитель готовит рецензию (см. приложение №2) на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы.

Считаю, что внедрение проектной деятельности на уроках технологии активизирует образовательный процесс, повышает познавательную и творческую  активность учащихся, тем самым повышает мотивацию учащихся к обучению. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

                                                                                Приложение№1

Контрольно-оценочный лист  творческого проекта

Класс _____ Ф.И. учащегося___________________________________________________

Тема творческого проекта _____________________________________________________

п\п

Этапы выполнения проекта

Критерии оценки

Кол-во баллов

Оценка в баллах

1

                 2

        3

         4

         5

 1

Организационно-подготовительный этап

-Обоснование проблемы и потребности

-Выбор модели, описание внешнего вида

-Выбор материала

-Выбор оборудования, инструментов, организация рабочего места

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

 2

Технологический этап

-выполнение технологических операций

-соблюдение технологической последовательности

-правильность сборки и отделки изделия

-соблюдение ТБ и культура труда

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

3

Заключительный этап

-экономическое обоснование

-экологическое обоснование

-защита проекта

-убедительность изложения материала

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

Есть\нет

             Общий балл

             Оценка

Дата _______________ Подпись учителя __________________________________________

Перевод баллов в оценку: «Есть»-1 балл        «нет» - 0 баллов

12 баллов –«отлично»     10 баллов –«хорошо»        8 баллов-«удовлетворительно»

Менее 8 баллов –«неудовлетворительно»

                                                                                Приложение №2

                                        РЕЦЕНЗИЯ

Ф.И.учащегося __________________________________ Класс _____________________

Тема проекта _______________________________________________________________

Дата сдачи ____________

Руководитель-консультант ____________________________________________________

                                Оценка проекта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________________ Подпись руководителя ______________________

Информационные ресурсы

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от29.12.2012г.
  2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.  
  2. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
  3. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом

образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. –   М.: Вентана-Граф, 2003.

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном

учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.

  1. Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: ОМЕГА – Л, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов

Презентация об опыте работы  педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе...

"Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий"

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры,-главная цель развития отечесвтенной системы школьного образования. Система образования отк...

Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающей технологии

Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна ...

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...