Здоровьесберегающие технологии на уроке труда
методическая разработка по технологии по теме

Бобылёва Марина Юрьевна

Физкультминуткм и упражнения для снятия напряжения и концетрации внимания на уроке технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если мы не будем сами осознанно относится к своему здоровью.  В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, даже  чем врач. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

В своей работе я в первую очередь обращаю  внимание на гигиенические условия в классе чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Перед первым уроком на каждой перемене провожу проветривание кабинета. В каждом классе назначаются дежурные ,которые следят за чистотой доски и всего класса. Неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся оказывают  и такие психолого-педагогические факторы, как:

-стрессовая тактика авторитарной педагогики; 
-увеличение темпа и объема учебной нагрузки; 
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; 
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии  - задача особой важности. 
        С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.

На уроках технологии  провожу физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), ввела  систему  разминок для глаз. Для этого использую схемы зрительных траекторий, расположенные на доске. Упражнения сочетают  в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.                                    

В начале учебного дня на первом уроке, могу провести точечный массаж лица и головы, чтобы полностью «разбудить» детей и задать тон на весь учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой не только в руках ,но и во всём теле, т. к.  кончики пальцев непосредственно связаны с головным мозгом. Массаж проводиться в следующей последовательности:

 1.Массируются точки на лбу между бровями.                                                                        

2.Массируются парные точки по краям у крыльев носа.                                                                      

3.Точки посередине верхнего края подбородка.                                                        

4.Парные точки в височных ямках.                                                                                      

5.Парные точки в области козелка уха.  

Более тысячи биологически активных точек находиться на ухе массируя их можно воздействовать на весь организм. Массировать уши надо так ,чтобы они «горели». Сначала потянуть  мочки ушей вниз, затем ушные раковины потянуть вверх и круговые движения. Важно помнить,что упражнения должны приносить пользу и не оказать не какого вреда.

При раскрое детали на ткани, ученики долгое время стоят наклонившись вперед, что приводит к болям в спине, поэтому во время физкультминутки предлагаю сделать упражнение «Росток»,которое способствует повышению активности организма.  Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

Для улучшения мозгового кровообращения проводится упражнение «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад;  2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.

Упражнение «Непоседа» снятию статического напряжения мышц спины. И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.

Упражнение «Лицо релаксанта»  - релаксация.  Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

Простейшие упражнения для глаз : 1) выполняем вертикальные движении я глазами вверх-вниз.2) горизонтальные движения вправо –влево.3)круговые вращения глазами.4) закрыть глаза и представить все цвета радуги .Упражнение для глаз «Раскрашивание» служит профилактикой нарушений при неврозах, гипертонии и повышенном внутричерепном давлении.(Закрыть глаза представить фигуру и раскрасить её.)          На уроках технологии очень важно развивать воображение. С этой целью провожу следующие упражнения: после введения нового материала, хорового прочтения нового термина, предлагаю закрыть глаза и представить, что нос вырос как у Буратино, обмакнуть его ,как в сказке, в чернила и написать как можно красивее этот термин. Сделать это можно мысленно или движением головы, зафиксировать перед глазами этот термин и запомнить его. Не всем учащимся даётся легко предмет «технология» Поэтому в своей работе использую работу парами или в группах , где ведомый (слабый)  ученик чувствует поддержку сильного товарища. И при оценки такой работы учитываю не только полученный результат , но и степень усердия. Лучший отдых _- это  смена видов деятельности , поэтому при планировании урока стараюсь не допускать однообразной работы. Во время выполнения упражнений очень важен эмоциональный климат и наличие у школьников желания их выполнять, стремление больше узнать, радость от активности.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках. 

При изучении раздела «Кулинария», я учащихся знакомлю с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. 

В ходе изучения тем «Цветы в доме и приусадебном хозяйстве» и тем из раздела «Растениеводство» учащихся  знакомлю с разновидностями комнатных растений и их влияние на психоэмоциональное состояние человека.

При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.            Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

 Наилучшим результатом своей работы считаю хорошее настроение и довольные лица своих учениц после урока.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Здоровье - это здорово!"

Здоровье - это здорово!Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. /А.ШопенгауэрЗдоровый нищий счастливее больного короля. /А.ШопенгауэрЗдоровье - это не все, но все - ничто без доровья. /Солом...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Режим питания".

Без еды человек может прожить около месяца, а вот без воды только 7 дней. Человек на 2/3 состоит из воды, вольше всего воды в крови, мышцах и головном мозге, но даже костях есть вода. При обезвоживани...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Энергия пищи".

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы. /ГипократНе ешь много, не ешь мало. Ешь умеренно. /АристотельУченые говорят, что наш вес (масса тела) зависит не только ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке труда

В этой работе даны физкультминутки и упражнения для снятия усталости сглаз и общего напряжения и для концентрации внимания на уроке....