Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-6 класс по новому ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Казыева Зоя Петровна

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, возникают проблемы с разработкой рабочих программ по предметам, в том числе и по предмету "Технология". Надеюсь данный материал будет полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii5-6_klass_po_fgos.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« МИХАЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССМОТРЕНО                                    СОГЛАСОВАНО                   УТВЕРЖДАЮ                                                                                          

на заседании МО,                                    с зам., директором                Директор МКОУ

МКОУ «Михалёвская» СОШ                 по УВР__________             «Михалёвская» СОШ      

протокол №______                                   _________,

«____»_____2012 г.                                 «____»_____2012 г.              «____»______2012г.  

Рабочая учебная программа по предмету

«Технология» 5 (6) класс

(технический труд)

«Технологии ведения дома».

                                        Автор-составитель: Казыева З.П.

                                                                                                     учитель технологии высшей

                                                                                                             квалификационной категории

                                                                       

                                 

2012г.

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что личностное развитие ребенка, заключающее в умении  получать знания, преобразовывать их, сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия, продолжается на уроках технологии. Её содержание  предоставляет  обучающимся  возможность  войти  в  мир  искусственной,  созданной  людьми  среды  техники  и  технологий,  называемой  техносферой  и  являющейся  главной  составляющей окружающей  человека  действительности.

Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного оыбщего образования второго поколения.

 Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф»

      Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического  мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В ходе её достижения решаются задачи:

  • формировать представление о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
  • - способствовать профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
  • - овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • - применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа практикоориентированная 70% практики.

Особенностью данной программы является то, что  программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно- методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

Применение современных информационных технологий на уроках  технологии даёт возможность учителю:

  • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  •  Обеспечить широкую вариативность обучения.
  •  Оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
  • Визуализировать учебный материал.
  • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
  • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать  ПК в учебных целях.

 Новизна данной программы заключается в том, что для успешного овладения технологическими умениями и навыками обучающимся с разным уровнем подготовки осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. С этой  целью содержание материала представлено двумя шрифтами: обычным – материал, определенный ФГОС НОО, курсивом – содержание материала надстандартного уровня.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура, эргономика и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

основы черчения, графики и дизайна;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую сре ду и здоровье человека;

творческая, проектно-исследовательская деятельность;

технологическая культура производства;

история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

распространённые технологии современного производства.

Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения.

  При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.  

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов,  с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с информатикой при использовании ПК.  При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

 Согласно базисному учебному плану на технологию в 5 и 6 классе отводится  2 часа в неделю, 68 часов в год.

По окончанию изучения разделов проводится (зачет, контрольная работа, лабораторно-практическая работа, др.). Программа завершается зачетом, творческим (исследовательским) проектом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость:
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда:
  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности.
  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;
  • с назначением и технологическими свойствами материалов;
  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека:
  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
  • выбирать сырье, материалы,  инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  • соблюдать безопасные приемы груда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
  • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий: и доступных материалов;
  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания ценности материальной культуры  для жизни и развития человека;
  • формирование эстетической среды бытия:
  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей  творческой деятельности человека;
  • получения техннко- технологичских сведений из разнообразных источников информации;
  •  организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
  • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности. санитарии и гигиены;
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

                                           

                                           

Учебно-тематический план

5 класс

Разделы и те мы программы

Количество часов

5

Теоретических

Практи

ческих

1.Технологии обработки конструкционных материалов 

50

20

30

1

1.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

20

6

14

1.2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

1.3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

10

12

1.4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

2

0.5

1.5

1.5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

2

4

2. Технологии домашнего хозяйства

6

2

4

2.1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ни ми

4

1

3

2.2 Эстетика и экология жилища

2

0.5

1.5

2.3. Технологии ремонтно-отделочных работ

2.4. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

3.Технологии исследовательской и опытнической деятельности 

12

4

8

Исследовательская и созидательная деятельность

12

4

8

Все го  136 ч, 2 ч — резервное время

68

26

42

1

СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

Раз дел 1 «Технологии  обработки  конструкционных материалов» (50часов)

Тема 1.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов(20 часов)

Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные

проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной

обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

Варианты объектов труда

разделочная доска, подставка под горячее, подсвечник, головоломки, ящик для рассады.

Тема 1.2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 часа)

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.

Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся  на

промышленных  предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения

отверстий в заготовках  с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла  фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей  изделий  из  металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Варианты объектов труда

Подставка для рисования, подставка для паяльника, светоотражатель для  декоративного

светильника- бра, кашпо.

Тема 1.3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов(2 часа)

Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.

Варианты объектов труда

Стягиватель для лобзика, сувенир «петушок», игрушка-каталка «бабочка», модель парусника.

Тема 1.4. Технологии художественно прикладной обработки материалов(6 часов)

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.

Варианты объектов труда

Декоративное панно, роспись разделочной доски, подставка для карандашей.

 В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • организовывать и оборудовать рабочее место для обработки древесины;
  • осуществлять  визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
  • Выявлять  дефекты и  использовать методы по их устранению.
  • правильно выбрать заготовку и инструмент
  • выполнять разметку заготовок из тонколистового металла,
  • использовать термины «изделие» и «деталь»
  • применять способы отделки поверхностей  изделий  из  металлов и искусственных материалов.
  • Различать понятия о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали;
  • Использовать безопасные приёмы работы при обработке материалов

Ученик получит возможность научиться:

  • украшать изделия выжиганием, окрашиванием  лакокрасочными материалами.
  • определять последовательность изготовления детали
  • выполнять операции опиливание и зачистки поверхности изделия.
  • Владеть приемами последовательности разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса;
  • определять вид обработки с учётом особенностей  искусственных материалов.
  • использовать ПК при разработке технологической документации

Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» (6 часов)

Тема 2.1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними(4 часа)

Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.

Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.

Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.

Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в  быту.

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла)

Варианты объектов труда

Выполнение мелкого ремонта одежды, подставка для дисков.

.

Тема 2.2. Эстетика и экология жилища(2 часа)

Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.

Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.

Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

Варианты объектов труда

план размещения осветительных приборов, каталог с вариантами оформления интерьера.

В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • Анализировать дизайн интерьера жилых помещений.
  • Выполнять уборку помещений, ухаживать за мебелью, одеждой , обувью.
  • различать условные обозначения ухода за текстильными изделиями.
  • объяснять понятие «интерьер»,
  • определять требования  к интерьеру в зависимости от назначения помещения

Ученик получит возможность научиться:

  • Оценивать  и регулировать  микроклимат в доме.
  • Рационально использовать освещение в интерьере
  • находить разные способы поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды в помещении
  • Использовать знания на практике.

Раздел 3 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»(12 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность(12 часов)

Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.

             В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • соблюдать этапы творческого проекта,  определять их содержание, направления проектных работ.
  • Выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями, подбирать инструменты и материалы
  • Формулировать требования к выбранному изделию.
  • Выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями, подбирать инструменты и материалы
  • . Оценивать  стоимость  материалов для изготовления изделия.

Ученик получит возможность научиться:

  • Оформлять  проектные  материалы
  • Использовать  ПК при выполнении и презентации проекта.
  • Отстаивать  свою точку зрения при решении проблемы

6 класс

Учебно -тематический план

Разделы, тема

                          Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Контр. работа

1.2.

Технологии обработки конструкционных материалов

50

20

30

1

2.

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

18

8

10

3.

2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

6

2

4

4.

3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

18

8

10

5.

4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

2

0.5

1.5

6.

5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

2

4

Технологии домашнего хозяйства

8

3.5

4.5

1

1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ни ми

2

0.5

1.5

4. Технологии ремонтно-отделочных работ

4

2

2

2

5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

2

1

1

Технологии исследовательской и опытнической деятельности (36 ч)

10

4

6

Исследовательская и созидательная деятельность

10

4

6

Все го  68 ч, 2 ч — резервное время

68

СОДЕРЖАНИЕ

Раз дел 1 «Технологии  обработки  конструкционных материалов»

Тема 1.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (18 часов)

Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.

Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.

Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации.

Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов.

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.

Исследование плотности древесины.

Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.

Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.

Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.

Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.

Сборка изделия по технологической документации.

Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.

Варианты объектов труда

кухонная лопатка,  вешалка для одежды, набор для кухни.

Тема 1.2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (6 часов)

Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.

Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов.

Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Правила безопасного труда при работе на токарном станке.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.

Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и зачистка готовых деталей.

Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ.

Варианты объектов труда

Игрушки и игры, ручки, изделие для украшения интерьера,  кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

Тема 1.3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (18 часов)

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область  применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката.

Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.

Контрольно-измерительные   инструменты. Устройство  штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Технологии изготовления изделий из сортового проката.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.

Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.

Ознакомление с видами сортового проката.

Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей. Выполнение чертежей деталей из сортового проката.

Изучение устройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.

Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка ме тал ла в тис ках и на пли те.

Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Варианты объектов труда

Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.

Тема1.4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 часа)

Теоретические сведения. Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.

Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения зубчатой передачи.

Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и механизмами для выполнения слесарных работ.

Варианты объектов труда

Модели механизмов из деталей конструктора

Тема1.5. Технологии художественно прикладной обработки материалов (6 часов)

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.

Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию.

Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву. Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.

Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Варианты объектов труда

декоративное панно, декоративные элементы для оформления интерьера

               В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • определять виды лесоматериалов;
  • рассчитывать объём заготовленной древесины
  • распознавать пороки древесины
  • определять виды пиломатериалов   
  • рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.)
  • читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм;
  • определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте
  • конструировать простейшие изделия;
  • создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия
  • выполнять соединение брусков различными способами
  • изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом;
  • проводить визуальный и инструментальный контроль качества
  • читать и составлять кинематические схемы
  • организовывать рабочее место;
  • закреплять заготовки на станке

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять операцию опиливания деталей из металла
  • подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла
  • выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия
  • подготавливать заготовки к точению;
  • выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту;
  • контролировать качество и устранять выявленные дефекты
  • подготавливать инструмент к работе;
  • выполнять резьбу;
  • распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам
  • читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий
  • с использованием сортового проката
  • выполнять разметку заготовок сортового проката
  • с использованием штангенциркуля
  • определять понятия технологический процесс, технологическая операция, профессии, связанные с обработкой металла.

Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» (8 часов)

Тема 2.1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2 часа)

Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Закрепление настенных предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепёжных деталей.

Варианты объектов труда

Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.

Тема 2.2. Технологии ремонтно-отделочных работ (4 часа)

Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.

Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами.

Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого количества рулонов обоев.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Проведение ремонтных штукатурных работ. Освоение инструментов для штукатурных работ. Заделка трещин, шлифовка.

Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами. Изучение видов обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Вы бор обойного клея под вид обоев. Наклейка образцов обоев (на лабораторном стенде).

Варианты объектов труда

Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы.

               

Тема 2.3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации ( 2часа)

Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ, их назначение.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.

Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кра нам.

Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена резиновых шайб и уплотнительных колец. Очистка аэратора смесителя.

Варианты объектов труда

Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения.

В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • выполнять закрепление настенных предметов;
  • выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей
  • приготовлять штукатурные растворы;
    выполнять мелкий ремонт штукатурки
  • выполнять расчёт необходимого количества рулонов обоев.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять виды неисправностей водопроводных кранов и способы их устранения;
  • использовать инструменты для ремонта сантехнического оборудования;
  • устанавливать форточки, оконные створки и двери
  • подбирать клей в зависимости от вида обоев

Раздел 3 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (10 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (10 часов)

Теоретические сведения. Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.

Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.

Практические работы. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование деталей с помощью ПК.

Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы.

Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга, садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный

светильник, ручка для дверки шкафчика), модели вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

В результате изучения данного раздела ученик научится:

  • анализировать свойства объекта;
  • делать экономическую оценку стоимости проекта
  • анализировать методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг;
  • обосновывать идею  изделия на основе маркетинговых опросов;
  • анализировать возможность изготовления изделия;
  • находить необходимую техническую информацию;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять технологическую карту
  • обосновывать свой выбор темы;
  • разрабатывать конструкцию изделия;
  • оформлять творческий проект и  представлять свою работу
  • применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
  • использовать ПК  для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Нормативные документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Примерная программа по предмету «Технология» ФГОС ООО

Учебно-методическая литература для педагога:

Для учителя:

  • Программа «Технология»  классы -  Занятия по трудовому обучению. 5 класс; обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, работы в быту. М.:Просвещение, 2004г.

  • Объекты труда. 5класс Коваленко В.И. ; пособие для учителя -  М.: Просвещение, 1994г.
  • Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: Пособие для учителей 4–8 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение, 1980.
  • Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл.: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1989.
  • Жданович, Б. Д. Твой сад / Б. Д. Жданович, Л. И. Жданович. – Волгоград: Объед. «Ретро», 1992.
  • Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. – М.: Мир, 1992.
  • Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.
  • – Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.
  • Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  • Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов и др. – М.: Молодая гвардия, 1982.

Учебные  пособия для обучающихся:

  • Викторов Е.А Технология: тетрадь для 5 кл. (вариант для мальчиков) -  М.: Просвещение, 2008г.
  • Тищенко А.Т. Технология: учебник для 5 кл. (вариант для мальчиков) -  М.: Просвещение, 2008г
  • Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 6 кл. общеобр. уч. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1997.
  • Карабанов, И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5–9 кл. общеобр. уч. – 2-е изд. / И. А. Карабанов. – М.: Просвещение, 1997.

Интернет-ресурсы:

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/10/hp/19/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.22&fc-learning%20character=1&fc-class=5

http://nsportal.ru/

http://www.standart.edu.ru

http://www.eidos.ru/journal/

ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ТЕХНОЛОГИЯ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Технический труд

Примечания

1.

  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по технологии

+

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебники используются учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения

1.2

Примерная программа основного общего образования по технологии

+

1.3

Программа общеобразовательных учреждений «Технология» под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Просвещение, 2007

+

1.4

Учебники по технологии:

- «Технология, 5 класс (вариант для мальчиков)» под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Просвещения, 2000

- «Технология, 6 класс (вариант для мальчиков)» под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентано-Граф», 1996

-«Технология обработки древесины. 5-9 классы» И.А. Карабанов. – М.: Просвещение, 2004

-«Трудовое обучение, 5 класс» под ред. П.Р. Атутов – М.: Просвещение.

-«Трудовое обучение, 6 класс» под ред. П.Р. Атутов – М.: Просвещение.  

- «Столярное дело» учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы. Б.А. Журавлев. – М.: Просвещения, 2006

-«Технология обработки металлов 5-9» автор Е.М. Муравьев. М.: Просвещения, 2006

1.5

Дидактические материалы:

-«Дидактические материалы по техническому труду. 5-6 классы» В.И. Ревутский, А.А. Улога – Минск «Народная Асвета», 1987

-«Дидактические материалы по трудовому обучению. Технология обработки древесины» В.И. Коваленко, В.В. Кулененок – М.: Просвещение, 2000

- «Занимательные уроки технологии. 5 класс» Пособие для учителей и учащихся. И.П. Арефьев.- М.: Школьная пресса, 2004

- «Занимательные уроки технологии. 6 класс» Пособие для учителей и учащихся. И.П. Арефьев.- М.: Школьная пресса, 2004

Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.

1.6

Научно-популярная и техническая литература:

- «Мастерим из древесины» Книга для учащихся 5-8 классов. Э.В. Рихвк – М.: Просвещения 1988

- «Инструменты и приспособления для работы с древесиной» В.М. Сафроненко – Минск Хэлтон, 1999

- Журнал «Школа и производство» - М.: Школа-пресс, 2007

-«Настольная книга столяра-плотника» М.А. Соломатина.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000

-«Мебель для нашего дома» В.С. Левадный. – М.: АДЕЛАНТ, 2004

-«Резьба по дереву в современном интерьере» А.Ю. Семенцов. – Минск: Современное слово, 2003

-«Своими руками» Б. Иванов – М.: Молодая гвардия, 1984

- «А я сам…Книга для тех, кто начинает мастерить» А. Маркуша. – С.Пб.: Лицей, 1993

-«Современные столярные работы» автор В.И. Рыженко.- М.: ОНИКС, 2005

Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов

1.7

Нормативные материалы (ФГОС ООО)

1.8

Справочные пособия по разделам и темам программы:

- «Столярные работы. Современный справочник» М.А. Григорьев. – М.:ЛАДА ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД, 2004

-«Художественные работы по дереву. Самый полный справочник работ по дереву» В.И. Рыженко, А.А. Теличко. – М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003

1.9

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков):

-«Технология. Рекомендации по использованию учебников» М.: Вентана-Граф, 2005

-«Методика обучения технологии 5-9 классы»  А.К. Бешенков, А.В. Бычков. – М.: Дрофа, 2003

-«Поурочные планы. Технология (вариант для мальчиков). 5 класс по учебнику под. редакцией В.Д. Симоненко»  Ю.П. Засядько – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

-«Поурочные планы. Технология (вариант для мальчиков). 7 класс по учебнику под. редакцией В.Д. Симоненко»  Ю.П. Засядько – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

- «Объекты общественно полезного, производительного  труда учащихся.» Пособие для учителя. С.И. Поликанин. – М.: Просвещение, 1987

-«Занятия по техническому труду в школьных мастерских» 7,8 классы. Методические разработки. Под ред. А.Г. Дубова. – М.: Просвещение, 1972

1.10

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских:

-«Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда» А.К. Бешенков, В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002

2.

Печатные пособия

2.1

Таблицы (плакаты) по  безопасности труда:

-Правила техники безопасности при пилении древесины

- Правила техники безопасности при долблении древесины

-Правила техники безопасности при строгании древесины

- Техника безопасности

-Памятка для учащихся

-Пожарная безопасность

-Правила пожарной безопасности

2.2

Таблицы (плакаты) по  основным темам:

- Рабочему месту образцовый порядок

-Творческие проекты

-Один дома

2.3

Раздаточные дидактические материалы по темам:

5 класс

-Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

-Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

-Культура дома

-Информационные технологии

6 класс

-Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

-Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

-Культура дома

 

+

Кроссворды, ребусы, загадки, головоломки для индивид уального, группового использования

2.4

Раздаточные контрольные задания

5 класс

-Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

-Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

-Культура дома

-Информационные технологии

6 класс

-Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

-Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

-Культура дома

7 класс

-Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

-Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

-Культура дома

-Художественная обработка материалов

8 класс

-Домашняя экономика и предпринимательства

-Электротехника

-Художественная обработка материалов 

тесты

3.

Информациионно-коммуникационные средства

3.1

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

Электронные базы данных и Интернет-ресурсы обеспечивают получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора.

3.2

Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.

4.

Технические средства обучения

4.1

Экспозиционный экран на штативе или навесной

+

4.2

Видеомагнитофон (видеоплейер) 

+

4.3

Телевизор

+

4.4

Цифровой фотоаппарат

+

4.5

Мультимедийный  компьютер

+

4.6

Сканер

+

4.7

Принтер

+

4.8

Копировальный аппарат

+

4.8

Мультимедийный проектор

+

4.10

Средства телекоммуникации

+

5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Аптечка

+

Содержание аптечки обновляется ежегодно

5.2

Халат

Фартуки

+

выдаются учащимся  при проведении практических работ

5.3

Очки защитные

+

Выдаются учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз

5.4

Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

5.4.1

Верстак столярный

13

5.4.2

Лобзик

4

5.4.3

Набор столярных инструментов:

-рубанок

-пила (ножовка)

-стамеска

-киянка

-пила лучковая

15

16

25

9

1

5.4.4

Наборы сверл  по дереву и металлу

2

5.4.5

Прибор для выжигания

1

5.4.6

Набор инструментов для резьбы по дереву

3

5.4.7

Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу

1

5.4.8

Стусло поворотное

1

5.4.10

Тиски

4

5.4.11

Набор слесарных инструментов школьный

2

5.4.12

Набор напильников школьный:

6

5.4.13

Набор резьбонарезного инструмента

1

5.4.14

Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов

2

Демонстрационный комплект электроинструментов и оборудования используется учителем для объяснения теоретического материала и подготовки заготовок к урокам.

5.4.15

Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий

1

5.4.16

Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла

1

5.4.17

Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей

1

5.4.18

Лабораторный электрощит

1

5.5

Раздел: Технологии ведения дома

5.5.1

Комплект инструментов для санитарно- технических работ

1

5.5.2

Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ

1

5.5.3

Комплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ

1

7.

Натуральные объекты

7.1

Коллекция образцов коры и древесины

2

7.2

Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ и т.д.)

7.3

Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ

1

7.4

Комплект образцов материалов  для ремонтно-отделочных работ

8

Игры и игрушки

8.1

Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение

+

используются как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов

8.2

Игры и игрушки, развивающие техническое мышление

+

8.3

Игры и игрушки, развивающие образное мышление

+

Контрольно измерительные материалы

5 класс

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Какая линия используется в качестве выносной?

штрихпунктирная линия

сплошная основная линия

сплошная тонкая линия

2

При каком масштабе изображение уменьшено?

изображение в натуральную величину

изображение уменьшено в 2 раза

изображение увеличено в 2 раза

3

Где выделен вид сверху?

вид сверху

вид сбоку

вид спереди

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите ножницы для резания металла.

ножницы раскройщика

ножницы по металлу

ножницы для бумаги

2

Где разметка выполнена правильно?

неэкономная разметка

неэкономная разметка

экономия налицо

3

Что необходимо использовать при резании металла?

пара рукавиц

защитные очки

достаточно одной рукавицы

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Каким инструментом наносят риски?

кернер

чертилка

металлическая линейка

2

Найдите инструмент для пробивки отверстий.

сверло спиральное

бородок

кернер

3

Чем правят тонколистовой металл?

молоток

кувалда

киянка

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Где изображён винт?

болт

винт

заклёпка

2

Какая гайка называется корончатой?

корончатая гайка

шестигранная гайка

гайка-барашек

3

Найдите пружинную шайбу (Гровер).

шайба круглая

шайба пружинная (гровер)

шайба пружинная

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Каким инструментом откусывают проволоку?

клещи

ножницы по металлу

кусачки

2

Где изображены пассатижи?

разводной ключ

плоскогубцы

пассатижи

3

Найдите круглогубцы.

круглогубцы

плоскогубцы

раздвижные плоскогубцы

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите проводники электрического тока.

2

Где условное обозначение лампы накаливания?

выключатель

лампа накаливания

гальваническая батарея

3

Какая электрическая цепь будет работать?

цепь разорвана

в цепи отсутствует источник питания

да будет свет!

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите изделие богородского промысла.

сергиево-посадская матрёшка

богородская игрушка

хохломская ложка

2

Какой инструмент принадлежит плотнику?

набор ключей

кисть

топор

3

Где инструмент слесаря?

ножницы по металлу

коловорот

ножовка широкая

 6 класс

№1

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Какой из пиломатериалов называется брусом?

горбыль

доска обрезная

брус

2

Где изображена фанера?

шпон

фанера

ДСП

3

На каком рисунке выделен торец?

кромка

пласть

торец

№2

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите рейсмус.

столярный угольник

стусло

рейсмус

2

Где у рубанка клин?

рог

упор

клин

3

Какой нож принадлежит шерхебелю?

нож шерхебеля

нож зензубеля

нож рубанка

№3

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите центровое сверло.

спиральное сверло

перовое сверло

центровое сверло

2

Какой инструмент называется коловоротом?

электродрель

коловорот

ручная дрель

3

Где правильная разметка центра сверления?

неправильно

неправильно

пересечение осевых линий

№4

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Где изображён шкив?

шестерня

вал

трёхступенчатый шкив

2

Найдите фрикционную передачу.

ременная передача

зубчатая передача

фрикционная передача

3

Какая деталь называется шпонкой?

шпонка

шплинт

штифт

№5

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите кривошипно-шатунный механизм.

передача винт-гайка

кривошипно-шатунный механизм

реечная передача

2

Где не использована передача "винт-гайка"?

ручные тиски

слесарные тиски

дрель ручная

3

Как на кинематических схемах обозначается зубчатая передача?

зубчатая передача

электродвигатель

передача винт-гайка

№6

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите шпиндельную бабку.

станина

колонна

шпиндельная бабка

2

Что необходимо сделать перед сверлением металла?

сила есть - ума не надо

yes!!!

начало положено

3

Чем удерживают тонколистовой металл при сверлении?

руки

рукавица

ручные тиски

№7

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Какой цвет у латуни?

латунь

2

Найдите заклёпку с потайной головкой.

заклёпка с потайной головкой

заклёпка с полукруглой головкой

заклёпка с полупотайной головкой

3

Где изображена натяжка?

поддержка

натяжка

обжимка

№8

Вопросы

Укажите номер правильного ответа

№1

№2

№3

1

Найдите у штангенциркуля нониус.

штанга

глубиномер

нониус

2

Где нельзя выполнять рубку зубилом?

тиски слесарные

разметочная плита

верстак

3

Что необходимо использовать при рубке металла зубилом?

защитные очки

защитная каска

рукавицы

электронные тесты по разделам программы прилагаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Рабочая программа по технологии - технический труд(5 класс)

В материале представлена пояснительная записка рабочей программмы, календарно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (технический труд) для 5-9 классов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (технический труд)Рабочая  программа для 5-9 классов составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в началь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД) 10-11 классы

Рабочая  программа для 10-11 классов составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Отсутствие технологии в федеральном ко...

Рабочая программа по технологии (технический труд) для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства ...

Рабочая программа по «Технологии. Технический труд» для 8 класса

Рабочая программа по «Технологии. Технический труд» для 8 класса...

Рабочая программа по технологии (технический труд) для 8 класса ФГОС

Рабочая программа по технологии (технический труд) для 8 класса ФГОС выполнена согласно школьному положению...