Русские посиделки. Декоративно-прикладное творчество.
презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему

История русских посиделок. Декоративно-прикладное искусство "Вязание крючком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkie_posidelki.zip1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

Цель:

  • повторить и обобщить изученный материал, совершенствовать навыки вязания крючком;
  • развить кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся;
  • воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждая любовь учащихся к традициям устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: 

  • У учителя: кассеты с музыкальным сопровождением, схемы вязания простейшей четырехугольной салфетки.
  • У учеников: корзинки с рукоделием (нитки, крючки, недовязанные салфетки)

Подготовительная работа:

  • Познакомить, учащихся с темой посиделок, направить усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
  • Помещение, где будут проводиться посиделки художественно стилизовать (оформить под избу, чайную.)
  • Подобрать работы учащихся, которыми оформляется помещение.
  • Из опыта прошлого для современных посиделок можно позаимствовать следующее: фольклорные традиции, обычаи рукоделие, взаимоотношения участников, необходимо продумать приемы включения всех в действо посиделок.

Подобрать: 

  • пословицы и поговорки  о труде;
  • придумать посиделочные игры по теме.

                                                          ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  1. Контроль посещаемости
  2. Проверка внешнего вида и готовности к уроку.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд ФОТО РУКОДЕЛЬНИЦ №1

http://www.apatitylibr.ru/images/stories/hobby/russkoe/2.jpg

Звучит музыка (русская народная мелодия), которая постепенно стихает.

Учитель: Дорогие гости, девочки сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши предки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага, чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, новое поколение должны продолжать и поддерживать русские традиции. Сегодня мы будем совершенствовать  технику  вязание крючком в форме русских посиделок.

Слайд  ТЕМА УРОКА №2

Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Слайд  ЦЕЛЬ УРОКА №3

  • повторить и обобщить изученный материал, совершенствовать навыки вязания крючком;
  • развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество;
  • воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждая любовь  к традициям устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Чтобы чуточку  соприкоснуться с русскими традициями я предлагаю вам повязать на голову красную ленточку и стать красной девицей.

ВКЛЮЧАЮ ФЦИОР «Роль ДПИ »

Коль мы с вами заговорили о ДПИ, то естественно нам нужно знать его роль в жизни человека и общества.

И так откуда же пошли  древние корни декоративно-прикладного искусства.

ФЦИОР     Древние корни декоративно-прикладного искусства.

Слайд C:\Users\ольга\Desktop\открытый урок\sam_0267.jpg

Из всего увиденного и услышанного можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение  в бытовой жизни человека

Слайд №5 УКРАСИТЬ ОДЕЖДУ И ПРЕДМЕТЫ. 

Сегодняшний урок мы посвятим  самому  старинному виду декоративно- прикладного искусства - вязанию крючком. Этим видом рукоделия  можно украсить одежду и предметы домашнего обихода.

 На Руси вязание появилось в 10-15 веке. Крестьянки  вязали из  шерстяных нитей чулки, носки, варежки.

ДЕВОЧКИ, как, по вашему мнению, почему древний вид  рукоделий - вязание крючком является и сегодня  одним из любимых занятий современных рукодельниц.

Слайд №6 АКТУАЛЬНОСТЬ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ.

  • Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.
  • Вязание крючком – распространенный вид рукоделия.
  • Вязание крючком осваивается легко и быстро
  • Для работы потребуются только крючок и пряжа

Давайте вспомним о том, что  мы изучали с вами в разделе «Вязание крючком».

  1. ВОПРОС:   Рассказать о видах крючков и их строении. (ПЛАКАТ)

Слайд №7 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

   Условные обозначения основных элементов вязания.

  1. ВОПРОС :  Назовите элементы верхней части столбика. (ПЛАКАТ)

Слайд №8 ВИДЫ ПРЯЖИ

Какие виды пряжи используют при  вязании крючком.

Слайд №9  ЗАСТАВКА РУССКИХ ПОСИДЕЛОК

C:\Users\11\Desktop\фотографии\HWScan00068.bmp

Пожалуй, трудно было найти на Руси девушку, которая не владела бы прикладными искусствами. Ну, а если уж такое случалось, то это было очень позорно. Секреты вязания хранились в каждой семье и передавались от матери к дочери. А когда девушки становились постарше, они собирались вместе в больших избах  занимались рукоделием.  

Предлагаю  и нам с вами перейти к выполнению практической работы.

Но пред тем как начнем выполнять работу, хочу у вас спросить:    «Как вы думаете, в старые времена девушки соблюдали технику безопасности при выполнении рукоделий  и почему»

ОТВЕТ: Правильно, конечно, девушки и все люди старались соблюдать технику безопасности, потому что больной человек в крестьянской семье был обузой.

В форме бегущей дорожки проведем инструктаж по Т.Б.

Слайд №10   Т.Б.

- инструктаж при работе с ножницами;                       Всегда давайте  отметать

- инструктаж при работе с иглой;                                 Мы травмы и опасности.

- инструктаж при вязании крючком.                             И в каждом деле соблюдать

                                                                                          Законы безопасности!

Как  вы думаете, из чего состоит  целостный технологический процесс по изготовлению вязаных изделий.

Слайд №11 ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРИХВАТКИ

Слайд №12 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРИХВАТКИ

                                   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Материалы и инструменты: нити двух цветов, спицы, ножницы.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ  /приложение /

  1. Перед вами лежат, схемы различных видов прихваток.

Рассмотрите и определитесь, с какой схемой  вы будете работать.

С каких видов петель мы начинаем работать?

ВКЛЮЧИТЬ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

  1. Показ трудовых приёмов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Текущий  инструктаж - целевые обходы.

ПЕРВЫЙ ОБХОД – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

ВТОРОЙ ОБХОД  - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности обработки.

ТРЕТИЙ ОБХОД – проверить правильность обработки и осуществление учащимися самоконтроля. 

Девочки, вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о труде.

Участники по очереди рассказывают пословицы и поговорки о труде.

  • Тот человек в почете, чьи руки в работе.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Не за тем руки, чтобы зря болтались.
  • Длинная нитка - ленивая швея.
  • Не игла шьет, а руки.
  • Где труд, там и счастье.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Тунеядец в народе, что сорняк в огороде.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Бездельничать любил, жизнь погубил.
  • Взялся за дело, выполняй его умело.
  • Кто не любит труд, бездельник тот и плут.
  • Резать сразу не спеши, а измерь все и реши.
  • Привычка, трудится в жизни пригодится.
  • От работы не беги, свое имя береги.
  • Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
  • Тому не стыдно, чью работу видно

Вашим домашним заданием было найти интересные истории о русских посиделках.

Истории посиделок.

Иванова О.В. №1

Весна и лето у русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжелая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала октября и до Масленицы, молодежь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. В них принимали участие девушки в возрасте от 10 – 15 лет и до замужества. 

№2_____________________________

Владимир  Даль писал  о посиделках: «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен».  Тем не менее, на обычных посиделках, которые устраивались в будний день, в основном только работали, а вот по праздникам устраивались игры и танцы.

№3______________________________

К посиделкам готовились заблаговременно: договаривались с хозяйкой дома о том, чтобы снять дом на всю зиму, об условиях оплаты. Приходили на посиделки только незамужние девушки и холостые парни. Женатому человеку появляться на посиделках было уже неприлично. Есть русская пословица: «Женатого с посиделок веретеном гонят».

 №4______________________________

Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или группы рядом расположенных маленьких деревень. Появление парней из других деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно. В лучшем случае их старались мирно выпроводить домой, взять с них деньги в пользу посиделки, в худшем случае посиделка заканчивалась дракой между чужаками и местными парнями, недовольными их приходом. 

№5________________

Посиделочное время обычно делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели протяжные лирические песни.  На Руси часто во время работы исполняли песни, которые помогали выполнять тяжелый труд. Ярким примером исполнения такие песен являются бурлаки.

  Давайте  посмотрим сюжет о разнообразии, красоте и выразительности русской песни

ФЦИОР     Трудовые песни.

№6______________________

Одним из важных дел на посиделках был сбор приданого. По существу мама начинала копить приданое с рождения дочери, потихоньку откладывая отрезы ткани на сарафаны, платки, полотенца. Называлось это «нагнетать сундук». А с 10-15 лет девочки сами начинали шить себе одежду и готовить приданое. И этой работой занимались постоянно, в том числе и на посиделках.

№7_______________________

Также требовалось заготовить множество полотенец – даров жениху, свадебным дружкам, дяде, деверю и даже всем мужчинам, присутствующим на свадьбе. Полотенце выполняло роль оберега, осуществляло  связь между людьми и иным миром. В русских народных сказках отражено это волшебное свойство: махнул полотенцем – сделался мост, появился сад, огненная река. В наши дни на свадьбах тоже используют полотенца: на нем подаётся хлеб-соль гостям.

№8_________________________

Праздная часть посиделок начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: "Здравствуйте, красные девушки!"  Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: "Здравствуйте, молодцы хорошие!", "Бог на посиделку!". Ритуал требовал, чтобы затем каждый парень выбрал себе среди сидевших девушек пару для посиделочной игры. Приглядев девушку, он должен был подойти к ней, приподнять шляпу, поклониться, назвать по имени и отчеству, сказать приветливые слова и слегка ударить по плечу. Девушка обязана была, если парень ей понравился, встать, поклониться и пригласить сесть рядом. Такие игровые пары назывались беседниками,  игральщиками, почетники. Обычно парень, раз выбрав для игры понравившуюся ему девушку, должен был выбирать ее на каждой посиделке. Измена почётников друг другу не одобрялась, а частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась молодежным общественным мнением. 

№______________

На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными спокойными играми. Содержание хороводов отражало, как правило, тему семьи, семейной жизни. Любили на посиделках и делиться секретами, рассказывать сказки, страшные истории про нечистую силу, чудеса, гадали. Когда кто-нибудь из парней неожиданно задувал лучину или свечу на самом захватывающем месте, девушки поднимали визг. ГАДАНИЕ

Я ВАМ предлагаю сделать небольшой перерыв в работе и провести гадание.

Из большого мешка достать маленький мешочек, в котором находится  карточка с изображениями, а я вам расскажу толкование этих значений.

1. Зерно – знак плодородия, сытой жизни

2.Деньги -  знак благосостояния и богатства

3.Цветок – искренняя любовь

4.Часы - здоровье и успех в делах

5.Подкова символ счастья, предсказывает большую удачу и везение

6.Семечки –  знак того, что вас ждет отличный праздник

7.Шар символ совершенства, в вашей жизни царит гармония

8.Пчела – символ упорства и труда, вы добьётесь осуществление ваших желаний

9.Птица – хорошее известие, предсказывает встречу с давними друзьями

10.Яйцо – символ рождения чего-то нового, вас ждут перемены к лучшему

11.Очки  - символ близорукости, вы  многое в жизни не видите или не хотите        увидеть

12.Зверь у вас  есть недоброжелатель

13.Веер сложности и потеря чего-либо

14.Гриб – знак жизненной силы, упорства, долголетия

15.Мельница - пустые разговоры, сплетни

16.Лебедь – благоприятный знак, хорошее известие

№10____________________________

Посиделки без работы, чисто развлекательные приурочивались обычно к праздникам. В некоторых местах они имели особое название — вечеринки, вечереньки,  сходбища. Устраивали их в просторной избе, нередко нанятой в складчину . На таких беседах ходили под песни парами, играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки и др., плясали. Затевали «веревочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Веревочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Те, кто водил хоровод первыми, постепенно отцеплялись и садились па лавки по стенкам; спустя некоторое время снова включались в игру.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Закрепить технику вязания крючком.
  2. Завершить работу.
  1. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Проверка и оценка выполненной работы.

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (Кроссворд)

Вязание крючком

  1. Как называются петли связанные цепочкой?  (воздушные)
  2. Название канцелярского предмета, который держат в руках  также как и крючок? (ручка)
  3. Чему соответствует номер крючка в миллиметрах?  (диаметру)
  4. Как называется декоративный ряд обработки края изделия вязанный крючком назад?  (рачий шаг)
  5. Основной материал для вязания крючком?  (нитки)
  6. Название хлопчатобумажной пряжи, используемой для вязания крючком? (ирис)
  1. РЕФЛЕКСИЯ
  2. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

      Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...

Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве

Описание видов декоративно-прикладного искусства...

Русская народная культура в экспозициях школьного музея декоративно-прикладного творчества

В нашей школе есть музей декоративно-прикладного творчества. Часть музея занимают предметы русского крестьянского  быта. Но большинство экспонатов – это работы учащихся нашей школы – победителей ...

"Русское народное декоративно-прикладное искусство" Презентация

Презентация о русских народных промыслах....

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...