Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся
статья по технологии на тему

Чиркова Галина Михайловна

Представление педагогического опыта учителя технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredovoy_opyt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

по теме «Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

1. Условия возникновения, становления опыта.

   В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой  низкой учебной  и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы (7-8 класс). Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет  перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе  и творческой деятельности.

Метод проектов позволяет подбирать такие виды работ, которые были бы одинаково интересны ученикам с разным уровнем способностей.

2. Актуальность и перспективность опыта.

 В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие:

овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности;

осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества;

развитие умений применять технологии на практике.

Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно известен. Но этот опыт приобретается им на уровне открытия и будет усваиваться учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.

         Проект - это метод обучения. Может применяться на уроке и во внеурочное время.

 Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков  учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно-деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
    Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

     В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

     При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

    Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.  

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки ткани, вышивке и т.д., но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии  в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда  различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности учеников, нацеленные на изготовление практически и социально значимых изделий.  

3. Ведущая педагогическая идея.

     Изучив современное состояние проблемы формирования  и развития творческой активности, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Главный вопрос, стоящий передо мной, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету? 
 На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий. 
Инновационный поиск новых средств обучения приводит к тому, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, практико-ориентированные, проблемные методы обучения.
     Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.

4. Теоретическая база опыта.

     Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

     Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. В России метод проектов был известен ещё в 1905 году, но в  1931 г. метод проектов был отменён и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России.  Проекты могут быть индивидуальными и групповыми.

     Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

Рефлексивные умения;

Поисковые (исследовательские) умения;

Умения и навыки работы в сотрудничестве;

Менеджерские умения и навыки;

Коммуникативные умения;

Презентационные умения и навыки.

5. Новизна опыта.

 Новизна опыта заключается в выборе новых объектов и видов творческой деятельности учащихся. В программе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся. В целях повышения учебной мотивации обучающихся в программу включено изучение дополнительных видов рукоделия.

6. Технология опыта.

А) Постановка цели и задач.

Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие 
задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.

Б) Содержание учебно-воспитательной работы.

 Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.  Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом.

 Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе  оценок вклада каждого из исполнителей.

  Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

Пояснительная записка;

Творческая работа (изделие)

Защита творческого проекта

  Пояснительная записка имеет три основных этапа выполнения работы:

Подготовительный этап;

Технологический этап;

Заключительный этап.

Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:      

Обоснование возникшей проблемы и потребности;

Обоснование параметров и ограничений;

История и современность;

Анализ идей и проработка базового варианта;

Материалы, инструменты и оборудование;

Правила безопасной работы;

Технология изготовления;

Контроль качества;

Экономическое и экологическое обоснование;

Реклама;

Самооценка;

Источники информации.

  Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.

В) Формы и методы работы, их оптимальный выбор.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Беседа;

Анализ конкретных ситуаций;

Создание проблемных ситуаций;

Элементы наблюдения, самонаблюдения;

Элементы социально-психологического тренинга;

Рефлексивный анализ и самооценка.

Г) Организация образовательного процесса, способы включения детей в разные виды деятельности.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если  организован процесс распределения учебных задании. Такими являются уроки-исследования по материаловедению и машиноведению.

В своей педагогической деятельности  я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны,  как правило, на два урока, а значит,  появляется риск переутомления учащихся, снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности  и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Д)  Связь результатов с целями и задачами:

На уровне учителя:

— повышение уровня профессиональной компетентности;
— анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
— планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
На уровне ученика:
— повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
— качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
— активизация творческой активности  (внеурочной деятельности по предмету).

7. Результативность.

  Данный опыт показал, что  у учащихся 5 – 7 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая  активность. Если пятиклассники выполняют свои работы по принципу «так получилось», но с большим желанием, то ученики 7 классов представляют высокое качество творческих работ. Анализ оценок за проектные работы показывает стабильно высокие результаты.

8. Адресная направленность.

Данный опыт могут использовать учителя технологии при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...