Проектная деятельность как одна из форм
статья по технологии на тему

Костюк Ксения Анатольевна

ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость.

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности с высокой гражданской и профессиональной активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_odna_iz_form.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как одна из форм

 системно-деятельностного подхода в обучении студентов.

ХХI  век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость.

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности с высокой гражданской и профессиональной активностью.

Создание лоскутных панно, флористических композиций, вышитых и вязаных изделий – процесс творческий. Творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках и во внеурочной деятельности.

       Одними из главных целей изучения технологии по новым образовательным стандартам являются:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.

   Поэтому, одной из важных задач в  педагогической деятельности  является формирование и развитие проектных компетенций, организация студентов на проектную деятельность, главное в которой – добывание нужных знаний самостоятельно, так как в ходе проектной деятельности воспитанники учатся формулировать учебные задачи, планировать, проектировать, разрешать проблемы, осуществлять контроль и анализ практической деятельности.

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами.

При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно-урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов.

Что же такое «Проект»?

Это творческая работа, выполненная студентом самостоятельно от замысла до готового изделия. Работая над проектом, добывая знания самостоятельно, анализируя имеющийся материал, разрабатывая алгоритм изготовления изделия, студенты учатся думать, самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. Эта работа помогает развивать логическое мышление, воображение, искать новые решения.

Ведь всем известно, что научить делать какие-либо операции можно любого человека, а придумать что-то новое, необычное может не каждый.

Таким образом, проект помогает каждому студенту стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное -  учит креативно мыслить.

 Преподавателю необходимо вооружать студентов методами осмысления окружающей действительности, методами ее  преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда преподаватель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью студентов.

Большие возможности для формирования таких качеств личности как мышление, творческая инициатива, умение работать в коллективе дает метод проектного обучения, который широко используется на уроках технологии.

Проектная деятельность строится на следующих принципах: коллективная деятельность, самостоятельность и  творчество.

Проектная деятельность в учебном процессе позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность студентов.

В процессе проектной деятельности необходимо стараться создавать условия для формирования общекультурных компетенций, определённых потребностями развития современного общества.

Методы проектов на уроках технологии реализуются на основании таких принципов деятельности, как непрерывность, системность, психологическая комфортность и вариативность творчества, которые способствуют воспитанию гармонично развитой творческой личности студента.

   Преподавателю следует помнить, что эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на занятиях технологии, будут реализованы в практической деятельности студентов, а также теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.

 Организация учебно-воспитательного процесса строится так, чтобы каждый студент мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.

В ходе самостоятельного осуществления продуктивной проектной деятельности  студенты совершенствуют умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта  важно стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел студент в течение года.

          Важно, чтобы все проекты имели творческую направленность. При подборе тем проектов «Вышивка крестом», «Игрушки из бисера», «Инкрустация соломкой», «Составление флористических букетов»,  учитываются индивидуальные особенности студентов, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Темы проектов выбираются студентами самостоятельно или по рекомендации преподавателя. Рекомендуя темы творческих проектов, нужно учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
         Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; технологичность и материалоемкость.

Логика построения деятельности студентов при выполнении проектов соответствует общей структуре проектирования.
На организационно-подготовительном этапе перед студентами ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе студенты обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.
           Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где студенты осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Результатами деятельности студентов является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа производится самоконтроль и самооценка своей деятельности.
           На технологическом этапе студент выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности студентов на этом этапе.
          На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Студенты производят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают,  достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего проходит защита своего проекта.

Таким образом:

        1. Проектная и деятельность студентов способствует лучшему усвоению учебного материала.
        2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
        3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы студентов, творческого подхода к решению проблем.
        4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

         5. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Главная  задача преподавателя – создать мотивацию для вовлечения ребят в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое.

Ведь сегодня нашему обществу как никогда нужны интеллектуально развитые профессионалы, активные, творческие и целеустремленные люди.

И, помните – у каждого воспитанника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Использованная литература

  1. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка"

Выступление по теме " Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка", сопровождается презентацией, которая содержит ориги...

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся

Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...