"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
материал по технологии на тему

Габова Валентина Корниловна

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»

Выступление на М\О классных руководителей

 учителя трудового обучения

КГКОУ «Школа»№3

Габовой  Валентины  Корниловны

«Зачатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия». ( Шацкий С.Т.)

В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Природный материал фетр, ткани, бумага - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Создание поделок из различного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с различными видами материала не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Из  сказанного можно сделать выводы:

1. особенность развития детей с ОВЗ заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

2. коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способность организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.

Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли внеклассной  работы с разным  материалом на развитие творческих способностей учащихся  специально-коррекционной школы VIII вида.

Цель - изучить развитие творческих способностей детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки  специальной коррекционной школы VIII вида.

2. Разработать внеклассное занятия  на основе различных  материалов по повышению уровня развития творческих способностей.

Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»[7, c.90].

Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что ребёнку с ОВЗ воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.

Отклонения в интеллектуальном развитии (ОВЗ) - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.

Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.

Целью коррекционной работы является коррекция (исправление)  психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.

Коррекция - является основой, органическим стержнем всей учебной - воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.

Цель коррекционной - воспитательной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

1. Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.

2. Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

3. Задача трудового воспитания и обучения.

Рассмотрим эту задачу подробнее.

Трудовое обучение, как и любое другое обучение,  имеет свою методологию.

Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.

Речь взрослого в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной. Объем учебного материала - небольшим,  сложность - оптимальной для данной группы учащихся.

Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.

Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся  демонстрация, опыты, наблюдения.

Во коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения  и занятиях творчеством демонстрирую различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).

Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

На уроках творчества  учащиеся рассматривают образцы изделий, различные материалы, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом.

Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений,  нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.

Работа с наглядными пособиями и работами носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.

Во время работы широко применяется инструктаж.  Он представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации  схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.

Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.

Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический».

Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время .

Уроки по рукоделию - это центр детского творчества. Во многом интерес учащихся к работе на занятии поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.

Во внеурочной деятельности педагог решает следующие задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • расширение художественного кругозора;
  • развитие и углубление интересов учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи учащихся, обогащение активного словаря;
  • организация досуга учащихся.
  • укрепление физического и психического здоровья.

Все эти и многие другие задачи успешно решаю при организации внеклассной работе или на уроках творчества на основе работы с  различными видами материалом.

Различные вида материалов: флис, фетр, фоамиран, различные виды бумаги, пуговицы и др. материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Внеклассные занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.

Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел - необычное,  в обычном, возможное в невозможном.

В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Художественное творчество с использованием разнообразных материалов слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.

Поиск творческой идеи, замысла - исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса во внеклассной работе.

SL372480.JPGC:\Users\Лена\Desktop\мои работы\SL371186.JPGC:\Users\Лена\Desktop\фотографии\DSC00556.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"

Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.     Современным детям легче найти готовый материал в интерн...

Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .

Каждый учитель в своей педагогической деятельности старается и пытается повысить качество знаний по своему предмету. Безусловно, если учащийся заинтересован предметом, то ,конечно, он покажет высокие ...

Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время...