Конспект урока по технологии "Что такое макрамме?"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Попова Ольга Ивановна

Конспект урока по технологии "Что такое макрамме?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое макрамме46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии по теме: "Макраме". "Двойной или квадратный узел"

Цели: научить технике плетения двойного плоского узла; развивать внимание, память, воображение; воспитывать чувство взаимопомощи.

Задачи: научить последовательности плетения квадратного узла; закрепить последовательность плетения квадратного узла; разучить сказку о двух колдуньях и двух спящих красавицах.

Приборы: на каждого ученика - подушки для плетения, по 4 английские булавки.

Материалы: на каждого по 1 нити длиной 10-15 см., по две нити длиной 1 м.

Дидактический материал: образец квадратного узла, готовые изделия, в которых он присутствует.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Знакомство с новым материалом.

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом рукоделия. Это макраме.

Макраме - слово арабское, в переводе на русский язык обозначает плетение из верёвок и ниток.

Макраме подвергалось забвению, так что только в некоторых ,очень немногочисленных монастырях, да ещё у некоторых славянских народностей сохранилось о нём предание. Этим объясняется то обстоятельство, что когда оно, лет 20 тому назад, вновь вошло в моду, на него посмотрели, как на совершенно новое изобретение.

Макраме - один из древнейших видов рукоделия, получивший широкое распространение в наше время. Изделия, выполненные умельцами, поражают разнообразием фактуры, совершенством композиции, обилием и причудливостью форм.

Макраме - чрезвычайно интересная работа и весьма разнообразная, потому что оно применяется для массы предметов, как украшение и отделка, кроме того, работы макраме необыкновенно прочны, что тоже немало способствовало распространению.

Из всего сказанного следует, что изучение макраме очень полезно; кроме того, эта работа только на вид трудна, и если сколько-нибудь внимательно вдуматься в мои объяснения, всякий, преодолев первоначальные трудности, скоро научится изготовлению этих прелестных вещиц.

Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые и хлопчатобумажные верёвки, джутовое волокно; используют кордовую леску, суровые нитки, шпагат, сутаж, синтетические нитки и другие верёвки.

(Демонстрация коллекции образцов нитей).

У каждого вида материала своё назначение. Чем сильнее скручены нити, тем больше они подходят для плетения. Узлы получаются чёткими, рельефными, а изделие практически не деформируется. Слабо скрученные нити в процессе работы могут разлохматиться и, если фактура задумана рельефной, то ворс скроет её. Из них можно плести игрушки, сувениры, использовать при создании панно.

(Демонстрация работ из сильно скрученных нитей и слабо скрученных нитей).

На нашем уроке мы только начинаем работать с нитью, поэтому для работы возьмём бельевую верёвку, подушки, 4 английские булавки.

На подушке для плетения горизонтально закреплены нити длиной 10-15 см в верхнем правом углу подушки по 2 булавки, рядом с подушками по 2 нити длиной 1 м. Булавки нам нужны для крепления нитей к подушке.

Для начала необходимо усвоить название нитей, применяемых в макраме.

Несущая нить - та, на которую навешивают все или почти все нити для данного изделия. Часто в качестве несущей нити выступают палочки “Кольцо” и др.

Основа, или узелковая нить - та, вокруг которой плетут узлы. При плетении которой плетут узлы. При плетении она всегда должна быть туго натянута. Для работы с ней достаточно 15 см. длины.

Рабочая нить - та, из которой непосредственно завязывают узлы вокруг нити основы. Для работы с ней необходима длина 30 см.

Дополнительная нить - та, которая вплетается в изделие дополнительно, помимо всех ранее навешанных.

Теперь давайте навесим нить “замочек” к себе для этого нужно сложить вдвое, петлю пропустить сверху вниз под дополнительной нитью, концы нитей опустить сверху в петлю, потянуть вниз вот так и образуется “замочек”.

А теперь мы отправимся в гости к новому узелку, который называется “квадратик”. “Квадратик” плетётся на 4 нитях, поэтому он живёт на четвёртом этаже. У квадратика есть ещё одно имя - Двойной Плоский Узел, потому что он состоит из двух плоских узлов (показываю образец узла).

При помощи этого узелка можно выполнить очень много интересных изделий (демонстрация готовых изделий “Бабочка” , “Рыбка” , “Улитка”).

А теперь мы сочиним новую сказку “О двух спящих красавицах и о двух колдуньях”. Для начала нам нужно навесить 2 ниточки, которые лежат у вас рядом с подушками. Как это сделать, мы с вами уже научились, теперь сделайте это самостоятельно (контролирую правильность навешивания).

У вас получилось, (дети считают) правильно, 4 ниточки. А теперь начинаем сказку.

Жили-были две колдуньи.

Покажите мне левую руку, теперь возьмите в неё левую ниточку с края, уберите её наверх - это первая колдунья. Покажите теперь правую руку, возьмите ею правую ниточку с правого края, уберите её наверх - это будет вторая колдунья. (Все действия я демонстрирую сама, дети повторяют их одновременно).

У вас остались 2 ниточки в центре подушки - это и есть наши спящие красавицы.

Когда колдуньи уходили, то они усыпили красавиц волшебными булавками. Заколите каждую ниточку булавкой, они у вас находятся в подушках. (Проследить правильность выполнения).

И вот превратилась первая колдунья в “лягушку” и прыгнула на двух красавиц. Улеглась им на ноги.

Взяли все левой рукой сверху с левой стороны ниточку и уложили её на две средние нити.

Заквакала “лягушка” и на её голос явилась вторая колдунья ,которая превратилась в “змею”.

Взяли всё в правую руку вторую нить сверху.

Проползла “змея” по “лягушке” (уложить правую нить сверху на левую нить), затем пролезла под кроватью (подвести правую нить под двумя средними заколотыми нитями над булавками), высунула голову снизу вверх в петлю (вывести конец правой нити снизу в петлю, образовавшуюся при работе нитью слева). Зашипела “змея” и вместе с “лягушкой” они двинулись вверх (взять обеими руками за концы нитей, потянуть их кверху и затянуть).Обратите внимание, теперь “лягушка” справа, а “змея” слева. Необходимо вернуть каждую из них на свою сторону. Вот опять “лягушка” прыгнула на ноги двум спящим красавицам (нить справа уложить на 2 средние нити, справа налево) и заквакала. На ее голос снова приползла “змея” (взяла нить слева), проползла по “лягушке” (уложить нить сверху на конец правой нити), проползла под кроватью (провести нить под средними нитями), высунула голову в петлю (вывести нить в петлю с правой стороны снизу вверх) и, зашипев, двинулась вместе с “лягушкой” наверх (обе нити потянуть вверх до полного затягивания узла).

Вот и получился наш “квадратик”. Посмотрите, пожалуйста, с левой стороны у вашего узелка образовалась перекладинка, или “замочек”? Если есть “замочек”, значит узелок выполнен правильно. А теперь попробуйте самостоятельно воспроизвести нашу сказку.

Молодцы, у вас хорошо получается. Давайте теперь немного отдохнём.

Физкультминутка (игра “У волшебного дуба”)

Дети строятся друг за другом и идут к волшебной полянке.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки (дети шагают друг за другом).
Раз-два,раз-два!
По камушкам , по камушкам (прыгают на двух ногах),
В ямку бух! (Приседают).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
К мудрому Дубу привели нас ножки!

Роль Мудрого Дуба исполняет учитель. Дети садятся вокруг учителя, предлагаю детям отгадать загадки. Отгадавших отпускаю, а тот, кто не отгадал, сам должен загадать Дубу загадку.

Подведение итогов занятия.

1. Какую сказку мы сегодня придумали? (Сказку о двух спящих красавицах).

2. Какой узелок к нам сегодня приходил в гости? (К нам сегодня приходил в гости узелок и “квадратик”).

3. Сколько раз нужно колдовать колдуньям, чтобы получился “квадратик”? (Два раза).

4. Как узнать, правильно ли сплели узелок “квадратик”? (Если появился “замочек” сбоку, значит, узелок выполнил правильно).

А сейчас давайте уберем свои рабочие места. Отколите все булавки и воткните их в  верхний угол своей подушки.

Использованные нити с узелками уложите в свои коробочки. Кто желает, может взять их с собой и показать родител


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-конференции «Что такое нанотехнологии?»

Данный урок предполагает знакомство  учащихся с основами нанотехнологий,  основными достижениями и проводимой исследовательской работой в области нанотехнологий в современном мире...

Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"

Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"

Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....