Рабочая программа по технологии 5-6 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Котляров Анатолий Анатольевич
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_5_-6_klass_2016.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Причулымская средняя школа»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_____________Е.Г.Черкасова

«____»_________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Причулымская СШ»

___________ Н.П.Никулина

Приказ № __________________

«_____»  _________ 2016г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предметная область Технология (технология)

Учитель     Котляров Анатолий Анатольевич, первая квалификационная категория

Уровень образования     среднее общее образование, 5-6 класс

п. Причулымский

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Рабочая программа по технологии,  составлена на основе документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Фундаментальное ядро содержания общего образования;

Примерная  программа по  учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Программа по  учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2015.

Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Причулымская СШ»

Положения о рабочей программе школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2015.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».

Выбор данной  программы и учебника обусловлен тем, что их содержание  соответствует   основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения,  интересов и потребностей учащихся.

Основное предназначение учебного предмета«Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и обучающегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования,организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
  • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
  • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
  • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
  • культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
  • экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
  • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
  • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
  • проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Рабочая  программа составлена  с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.

В результате изучения учебного предмета «Технология» обучающиеся  овладеют следующими знаниями и умениями:

— находят, обрабатывают и используютнеобходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;

создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;

— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;

— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Главная цель учебного предмета «Технология»:

  • формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных  в нем технологиях;
  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной  и исследовательской  деятельности;
  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе преподавания учебногопредмета «Технология» решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры обучающихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в )знакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)  воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительскиеизделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного  предмета «Технология»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
  • основы материаловедения и машиноведения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельностьучащихся.

МЕСТО ПРЕДМЕТА  «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Базисный учебный  план МКОУ «Причулымская СШ» на этапе основного общего образования включает 105 учебных часов для изучения курса «Технология», а  именно  в  5 ,6 и 7 классах - по 35 ч, из расчета 1 ч в неделю.  Срок реализации данной программы         3 года.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

      Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:

     ♦   сформированность личностных  познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;

     ♦    самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;

 ♦   мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

     ♦  готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;

     ♦    развитие теоретического,      технико-технологического,     экономического      и

исследовательского мышления;

     ♦  развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;

     ♦    толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;

     ♦  проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;

     ♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота  своей Родины.

Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

     ♦   умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;

     ♦     умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

     ♦     формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу,  корректировать результаты совместной деятельности;

     ♦        владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования  в заданном формате;

     ♦     использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую  и потребительскую стоимость;

     ♦     овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.

Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

В познавательной сфере:

     ♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций  явлений социальной действительности;

     ♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов;

     ♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;

     ♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ;

     ♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и  проектных работ;

     ♦ применение межпредметных и внутрипредметных  связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ.

В ценностно-мотивационной сфере:

     ♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;

     ♦  уважение ценностей  иных культур и мировоззрения;

     ♦  осознание своей роли в решении глобальных проблем современности;

     ♦  оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности;

     ♦  осознание ответственности  за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.

В трудовой сфере:

♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;    

     ♦  понимание роли трудовой деятельности в  развитии общества и личности;

     ♦  умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;

     ♦  выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

     ♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта;

     ♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;

     ♦   соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

     ♦  умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников  информационных технологий, для презентации результатов  практической и проектной  деятельности;

    ♦   умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.

В физиолого-психологической сфере:

     ♦сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности;

     ♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками.

В эстетической сфере:

     ♦  умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда;

     ♦    умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;

     ♦    разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда.

В коммуникативной сфере:

♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

     ♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;

   ♦  умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;

     ♦  умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Направление «Индустриальные технологии»

5-7 КЛАССЫ

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Электротехника»

Выпускник научится:

• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии. Выпускник получит возможность научиться:

• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):

• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

• планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

В ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Критерии оценки учебной деятельности по технологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования  терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  • Самостоятельность ответа
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Устный ответ

Оценка практических работ

        Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно,         тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила          

техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может    

        привести к возможности использования изделия.

 Норма времени (выработки)

     Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

         Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

         Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

         Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

УМК учителя:

Примерная  программа по  учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Программа по  учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2013.

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2015.

УМК обучающегося:

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2015.

Примерный перечень практических работ и изделий для учебных проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих технологические операции: измерение, разметку по шаблонам, разверткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам, пиление ручными инструментами, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; работу на сверлильном станке; основные виды графических изображений: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, чертежи, технологические карты; контролькачества изделий.

     Выполнение индивидуальных  и коллективных учебных проектов:

  • Выполнение индивидуального учебного проекта «Подарок любимой маме».
  • Разработка и изготовление коллективного учебного проекта «Бытовой набор для детского сада».
  • Разработка и изготовление коллективного учебного проекта «Набор силуэтных фигур для песочницы подшефного детского сада».

Основное содержание курса ТЕХНОЛОГИИ

Направление «индустриальные технологии». 5 класс. Всего часов 70

Тема 1 «Технологий ручной обработки древесины и древесных материалов»    

Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.

Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки графической документации.

Чтение и выполнение технических рисунков. Определение последовательности изготовления деталей.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.

Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами

Организация рабочего места столяра.Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями. Защитная и декоративная отделка изделия.

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Рычаг - устройство для уравновешивания большей силы меньшей. Рычаги для поднятия и перемещения груза. Уравновешивающие силы. Рычажные механизмы. Рычажные соединения.

Чтение кинематических схем простых механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.

 Ведомый шкив. Передаточное число. Ведущий шкив Подвижный блок. Неподвижный блок. Шкивы для изменения направления движения.

Сборка моделей механизмов из деталей конструктора. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.

Технологические машины. Роликовые и шариковые подшипники. Большие и малые колеса. Колеса и оси для перемещения тяжелых грузов.

Виды зубчатых передач. Зубчатое колесо. Зубчатые передачи. Повышающие, понижающие передачи. Изменение скорости и направления вращения.

Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет.

        Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора.Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен.

Червячный механизм. Зубчатая рейка. Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах.

Проектирование и конструирование технологических машин и механизмов.

Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.

Организация рабочего места для сверлильных  работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке. Уборка рабочего места.

Тема 2 «Технология создания изделий из металла»

Черные и цветные металлы. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов.  Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Распознавание видов металлов и искусственных материалов.

Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.

Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

Организация рабочего места.Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Защитная и декоративная отделка изделия.

Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Правила безопасности труда при выполнении работ на металлорежущих станках.

Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов. Установка режущего инструмента на станках. Организация рабочего места.

Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия. Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла).Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлами.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов.

Изготовление изделия с применением технологий ручной обработки материалов. Отделка изделий. Соблюдение правил безопасности труда.

Тема 3«Технологии ведения дома»

Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Выполнение мелкого ремонта обуви.  Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Оценка микроклимата в доме.

Виды ремонтно-отделочных работ. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Окраска поверхностей.

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Инструменты для электромонтажных работ. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению проводов.

Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.

Подсоединение проводов к электрическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами.

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.

Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила электробезопасности в быту.

Тема 4 «Исследовательская и созидательная деятельность»  

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Подготовка материалов для изготовления изделия

Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления. Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации

Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Подбор необходимых инструментов.

Изготовление изделия. Правила безопасной работы при выполнении технологических операции.

Изготовление деталей и контроль их размеров. Отделка изделия.

Учебно-тематический план по предмету технология в 5 классе на 35 часов в год

Тема (раздел учебника)

Всего часов

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.

17

2. Технология создания изделий из металла.

12

3. Технология ведения дома.

3

4. Творческий проект.

3

ИТОГО

35


Календарно – тематическое планирование по  технологии в 5 классе

35 часов в год (1 час в неделю)

Тема

(раздел)

урока

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Правила ТБ в мастерской.

1

07.09.

2

Что такое творческие проекты.

1

14.09.

3

Этапы выполнения проекта.

1

21.09.

4

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

1

28.09.

5

Рабочее место и инструменты.

1

05.10.

6

Графическое изображение изделий.

1

12.10.

7

Последовате-льность изготовлений деталей из древесины.

1

19.10.

8

Разметка заготовок из древесины.

1

26.10.

9

Пиление заготовок из древесины.

1

02.11.

10

Строгание заготовок из древесины.

1

IIчетв

16.11.

11

Сверление отверстий в деталях из древесины.

1

23.11.

12

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

1

30.11.

13

Соединение деталей из древесины шурупами.

1

07.12.

14

Соединение деталей из древесины клеем.

1

14.12.

15

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

1

21.12.

16

Выпиливание лобзиком.

1

28.12.

17

Отделка изделий из древесины.

1

IIIчетв

11.01

18

Выжигание по дереву.

1

18.01

19

Понятие о машине и механизме.

1

25.01

20

Тонколистовой металл и проволока.

1

01.02

21

Рабочее место для ручной обработки металла.

1

08.02

22

Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки.

1

15.02

23

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

22.02

24

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

01.03

25

Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

08.03

26

Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

15.03

27

Гибказаготовок из тонколисто-вого металла и проволоки.

1

IVчетв

28

Получение отверстий в металлических зоготовках.

1

29

Устройство настольного сверлильного станка.

1

30

Сборка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

31

Отделка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

32

Гигиена жилого помещения.

1

33

Изготовление детали проектного изделия.

1

34

Декоративная обработка проектного изделия.

1

35

Презентация проектов.

1

Учебно-тематический план по предмету технология в 6 классе на 35 часов в год

Тема (раздел учебника)

Всего часов

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.

16

2.Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов

10

3. Технология ведения дома.

4

4. Творческий проект.

5

ИТОГО

35

Календарно-тематическое планирование по технологии в 6 классе

35 часов в год (1 час в неделю)

Тема

(раздел)

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1

07.09.

2

Заготовка древесины, пороки древесины.

1

14.09.

3

Свойства древесины.

1

21.09.

4

Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж.

1

28.09.

5

Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей.

1

05.10.

6

Технология соединения брусков из древесины.

1

12.10.

7

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей.

1

19.10.

8

Изготовление цилиндрической детали ручным инструментом.

1

26.10.

9

Устройство токарного станка по обработке древесины.

1

02.11.

10

Технология обработки древесины на токарном станке.

1

IIчетв

16.11.

11

Приемы точения на токарном станке.

1

23.11.

12

Точение образцов на токарном станке.

1

30.11.

13

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями.

1

07.12.

14

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.

1

14.12.

15

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

1

21.12.

16

Резьба по дереву. Выполнение образцов.

1

28.12.

17

Элементы машиноведения. Составные части машин.

1

IIIчетв

11.01

18

Свойство чёрных и цветных металлов.

1

18.01

19

Сортовой прокат.

1

25.01

20

Чертежи деталей из сортового проката.

1

01.02

21

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

1

08.02

22

Технология изготовления изделий из сортового проката.

1

15.02

23

Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой.

1

22.02

24

Рубка металла.

1

01.03

25

Опиливание заготовок из металла и пластмассы.

1

08.03

26

Отделка изделий из металла и пластмассы.

1

15.03

27

Закрепление настенных предметов.

1

IVчетв

28

Основные технологии штукатурных работ.

1

29

Основные технологии оклейки помещений обоями.

1

30

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

1

31

Творческий проект. Понятие о техническом проектировании.

1

32

Этапы выполнения творческого проекта.

1

33

 Изготовление проектного изделия.

1

34

Декоративная обработка проектного изделия.

1

35

Презентация творческих проектов.

1


Примерные темы творческих проектов

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник «Технология» 5 классы Симоненко В.Д.. Москва, Просвещение 2015 г.

3.Шпаковский В.О. «Для тех, кто любит мастерить» М. Просвещение 1990г.

4.Семенихин В.П. «Изготовление инструментов в школьных мастерских» Просвещение 1987г.

5.Мигуль П.Х. Рихвк Э.В. «Обработка металла в школьных мастерских» Просвещение 1991г.

6.Копелевич В.Г.,СпиридоновИ.Г«Слесарное дело», «Токарное дело», «Электроремонтные работы» М.Просвещение 1992 г.

 7.ЧистяковЛ.С. «В помощь начинающему столяру» Московский рабочий 1984г.

 8. Журавлев Б.А. «Столярное дело» Просвещение 1984г.

 9. Рихвк Э.В. «Обработка древесины в школьных мастерских» Просвещение 1984г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...