Рабочая программа Кружка «Казачье домоведение»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Вдовенко Валентина Анатольевна

       Содержание программы кружка «Казачье домоведение» соответствует задачам регионального компонента.

   В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовку к будущей семейной жизни,  культуру  одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование  хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Рабочая программа

Кружка «Казачье домоведение»

на 2016-17 учебный год

                                                                                       Составитель: учитель технологии

                                                                                        В.А. Вдовенко.

                                                                                       

г. Миллерово

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Общие цели образования с учетом специфики кружка

        Основной задачей кружка «Казачье домоведение» является знакомство обучающихся с бытом, культурой, народными ремёслами и традициями родного донского края.                

       Содержание программы кружка «Казачье домоведение» соответствует задачам регионального компонента.

       Курс “Казачье домоведение ”  на 35 часов, по 1 часа в неделю. Его темы можно использовать на уроках технологии, как предмет школьного регионального компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера

Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров).

       Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни.

“Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его”.(К.Д. Ушинский).

        Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа.

      Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.

   В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовку к будущей семейной жизни,  культуру  одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование  хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.

   Также в работе кружка намечено: посещение учащимися музея, выставок народного творчества, проводить беседы по истории народного творчества, выполнение проектных работ. В конце учебного года провести отчётную выставку работ обучающихся.

        1

Цель данного курса:  Воспитание духовно-здоровой личности, знающей и уважающей   национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
  • Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
  • Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
  • Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
  • Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.                                    

В программу входят разделы: казачьей кухни, работа с тканью, где обучающиеся познакомятся с вышивкой,народные и православные праздники, лепкой из солёного теста, аппликацией,  вязание, техникой изонити, лоскутным шитьём, декоративное рисование и многое другое.

     В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовка к будущей семейной жизни; культуру  одежды, как части бытовой культуры; развитие таких качеств как: трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование  хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.

     Также в работе кружка намечено: посещение учащимися музея, выставок народного творчества, проводить беседы по истории народного творчества, выполнение проектных работ. В конце учебного года провести отчётную выставку работ обучающихся.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

    Программа кружка «Казачье домоведение» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

• планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2

• общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;

• авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.

-  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный  приказом  Министерства образования и науки РФ.

- Примерной программой основного общего образования по технологии. Рабочие программы. Технология.  5-8 классов: учебно - методическое  пособие/ авторы-сост.  О.В. Павлова, Г.П. Попова по учебнику под редакцией Симоненко В.Д; - Волгоград; Учитель. 2014г.

-  Устав МБОУ СОШ № 4 г. Миллерово

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» Принят     Законодательным Собранием 29 октября 2013 года.

-  Учебный план МБОУ СОШ № 4 на 2016-2017 учебный год.

-  Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

-  Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
  • знания по ведению культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов;
  • овладению художественной обработке материалов, техническим творчеством;
  • ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; развитие художественной инициативы; воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

3

  • воспитание уважения к народным обычаям и традициям, знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, области, села, с материалами и инструментами, применяемыми в художественных ремеслах;
  • учатся вышивать несложные узоры, вязать крючком, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики;
  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием;
  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во     время работы;
  •  помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными.
  •  формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
  •  формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное    коллективно - распределенную деятельность, потребностей в самостоятельной деятельности;
  •  воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, трудолюбие;
  •  формировать такие качества как: исполнительность, самостоятельность, ответственность, организованность;
  •  формирование и восстановление навыков домоводства, присущие каждой женщине;
  •  ознакомление учащихся с общими трудовыми процессами;
  •  формировать художественные и трудовые навыки и умения: умение наводить порядок в доме и поддерживать его чистоту (протирать пыль, собирать мусор, мыть посуду и т.д.); прививать желание помогать в приготовлении пищи; накрывать на стол, сервировать стол к празднику, убирать со стола;
  •  прививать чувство вкуса, гармонии, красоты;
  •  обучение ручному шитью;
  •  привитие навыков экономного ведения домашнего хозяйства;
  •  воспитание привычки к чистоте, к трудолюбию, воспитание чувства взаимопомощи;
  •  ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
  • формирование эстетического вкуса, проявления самостоятельности в работе.
  •  знать основы художественного конструирования.

На первых занятиях ребят надо познакомить с правилами поведения в учебном классе и коллективе, рассказать о плане работы кружка, показать образцы игрушек, учебное помещение, инструменты- необходимые для работы.

4

   №

п/п

Темы

Кол-во часов

Сроки

I

Введение.

2ч.

1.

Вводное занятие. ПТБ. СГТ.

1ч.

2

Кто такие казаки. Быт казаков. Традиции и обычаи

1ч.

II

Кулинария.  Казачья кухня.

6ч.

1.

Вводное занятие. ПТБ. СГТ. Казачье застолье. Приготовление окрошки.

2ч.

2.

Приготовление холодных закусок, салатов.

2ч.

3.

Сладости без выпечки.

2ч.

III

Донской национальный костюм.

4ч.

1.

История костюма. Стиль, облик.

Композиция на темы: «Казачьи посиделки», «Народные гуляния». Поделки из солёного теста.

1ч.

3ч.

IV

Рукоделие  казачек.

8ч.

1.

Ручная вышивка.                                                                        Украшаем полотенце, носовые платки и т. д.

2ч.

2.

Ручное ткачество. Домотканая салфетка.

6ч.

V

Художественная обработка ткани.

4ч.

1.

Аппликации без иглы.

4ч.

VI

Светлая Пасха.

4ч.

1.

Яичко расписное.

2ч.

2.

Светлая Пасха. Готовим подарки к празднику.

2ч.

VII

Декоративное искусство. Узоры донской росписи.

6ч.

1.

Украшаем предметы домашнего обихода.

2ч.

2.

Изготовление тряпичных кукол-оберегов.

2ч.

3.

Роспись по стеклу

2ч.

4.

Техника декупажа.

3ч.

VIII

Выставка детского творчества.

1ч.

1.

Подготовка к выставке. Выставка детского творчества.

1ч.

                                                               Итого:      35 часов

5

                       Используемая  литература.

  1. Техника рукоделия. (Перевод с немецкого Т.Н. Дорошкиной), том №2Мн: Полымя, 1999г.
  2. Домашний уют своими руками. Е. Карпова. Издательство «Внешсигма»,1997г.
  3. Научно-теоретический, методический и организационно-педагогический журнал «Школа и производство» «Школа-Пресс».
  4. Журнал «Чудесные мгновения» (замысловатые узоры);                                                       Москва «Агенство Дистрибьютор Прессы».
  5. «Витражные росписи» специальный выпуск журнала «Лена рукоделие» на русском языке ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс».
  6. Энциклопедия домашнего хозяйства. А. Петрунькина,                                                           Санкт-Петербург «Кристалл» 1998г.
  7. Расписываем керамику. Диана Фишер.  Москва АСТ. Астрель 2006г.
  8. Роспись по стеклу.  Е.В.Животовская. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
  9. Поделки своими руками. Л.А.Ерлыкин.Москва «ТРИЭН»1997г.
  10. Конструирование из бумаги – справочник.  Б.Г.Гагарин.                                       Издательство -Ташкент1990г.
  11. Энциклопедия. Трафаретная роспись. Р.Пухол-Ксикой.   Х.Х. Касалс.                                       АСТ –ПРЕСС КНИГА.2003г.
  12. Лучшие орнаменты и декоративные мотивы. Т.М.Котельникова.                                                 М.: АСТ. Астрель2008г.
  13. Стили  и орнаменты в искусстве (каталог).М.: АСТ. Астрель2007г.
  14. Украшения для дома.М.: АСТ.ПРЕСС КНИГА  2005г.
  15. Казачье образование.  «Домоводство на Дону».Дом, кухня, костюм.  Учебное  пособие под редакцией И.А. Алексеевой.
  16. «Казаки». Нравы, обычаи, расселение, боевые искусства, войны и восстания. Иллюстрированная история Отечества.Под редакцией Алмазова.
  17. «Лоскутная техника» «Пэчворк», Практическое пособие Санкт-Петербург                          Корона принт,  1999г.
  18. «Домоводство и обучающий труд». Н.Е. Жигунов, А.П. Тарасова Санкт-Петербург «Мим – Экспресс», 1996г.
  19. Казачье образование.  «Домоводство на Дону».Дом, кухня, костюм.                          Учебное  пособие под редакцией И.А. Алексеевой

6

Список   учащихся кружка «Казачье домоведение»      

   на 2016-17 уч. год.

Руководитель: Вдовенко В.А.

                №

п / п

Список   учащихся

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

5

Список   учащихся кружка «Казачье домоведение».

                №

п / п

Список   учащихся

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «КАЗАЧЬЕ ДОМОВЕДЕНИЕ»  (1 час  в неделю)    

№ п/п

Тема урока        

 (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (форма

и вид деятель-ности)

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Инструменты и материалы

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                   l. Вводное занятие (2 часа)

1

Вводное занятие. ПТБ. СГТ.

1

Изучение нового материала.

Правила ТБ работы на занятиях кружка.

Планы и задачи курса. Оборудование кабинета, организация рабочего места,

Запись  ПТБ .

Правила ТБ. Общее представление о труде.

Уметь использовать их на практике

Инструкционная карта.

2

Кто такие казаки. Быт казаков. Традиции и обычаи

1

Урок -контроль знаний.

Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.

Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов

Иметь представление о быте, народных традициях донских казаков.

Инструкционная карта.

Посуда, столовые приборы, салфетки.

                                      II.   Кулинария.  Казачья кухня (6 часов)

6ч.

1.

Вводное занятие. ПТБ. СГТ. Казачье застолье. Приготовление окрошки.

2

Практическая работа.

Определение качества овощей. Фигурная нарезка овощей. Приготовления салатов.

Иметь представление о правилах первичной обработки овощей; рецептуре пищевых блюд.

Знать   правила нарезки овощей  и  уметь  её  выполнять

Инструкционная карта.

Посуда для приготовления пищи

2.

Приготовление холодных закусок, салатов.

2

Практическая работа.

Кулинарная обработка продуктов. Познакомить с видами макаронных изделий, правилами варки, технологией приготовления блюд. Причины увеличения и объема при варке.

Знать: технология приготовления блюда, норме продуктов.

Уметь: определять доброкачественность продукта, готовить блюда с соблюдение правил ТБ и БТ.

Инструкционная карта.

Посуда для приготовления пищи

3.

Сладости без выпечки.

2

Комбинирован- ный.

. Технология приготовления  сладостей  без выпечки ТБ.

Уметь: готовить блюда, рассчитывать норму продуктов.

Инструкционная карта.

                                     III.  Донской национальный костюм.(4 часа)

1.

История костюма. Стиль, облик.

Композиция на темы: «Казачьи посиделки», «Народные гуляния». Поделки из солёного теста.

1

3

Комбинирован-ный.

История  Донского национального костюма. Традиции казачества. Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда;

Выбор композиции по предложенной теме.

Уметь соединять в композиции другие материалы (текстиль, природные материалы и др.)

Применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности;

-  воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда;

-  создание на занятии рабочей дружеской атмосферы.

Знать и уметь готовить тесто для лепки самостоятельно, выполнять композиции из солёного теста по эскизам

Мука, соль, бусины, пластиковая фурнитура ,эскиз, рамка для фото.

                                       IV.   Рукоделие  казачек (8 часов)

1.

Ручная вышивка.                                                                        Украшаем полотенце, носовые платки и т. д.

2

Практическая работа

Учимся вышивать крестом, гобеленовым швами.  Композиционное построение узоров.

Уметь вышивать вертикальным и горизонтальным крестом, косым гобеленовым

швами.

Иглы швейные для вышивания, булавки с колечком, ножницы, схемы.

2.

Ручное ткачество. Домотканая салфетка.

6

Комбиниро-ванный.

Самостоятель-ная работа.

Ознакомить с техникой  ручного ткачества. Выполнение домотканой салфетки

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы
и инструменты

Знать правила технологии выполнения работы.

Нитки для вязания, булавки с колечком, деревянная рамка с набитыми гвоздиками, ножницы, схемы.

 

                                        V.  Художественная обработка ткани  (4 часа)

1.

Ниточная страна

Аппликация из ниточной крошки.

Аппликация из скрученных ниток.

Аппликация из резаных ниток.

Аппликации без иглы.

4

Комбинирован-ный

Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей (аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из кручёных нитей) Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей.

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы
и инструменты

Знать правила технологии  выполнения работы.

Текстильные материалы для изготовления аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей.

                                           VI. Светлая Пасха (4 часа)

1.

Яичко расписное.

2

Комбиниро-ванный.

История праздника -Святой Пасхи, традиции. Ознакомить с техникой выполнения расписного яйца.

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы
и инструменты

Знать правила технологии  выполнения работы.

Краски, яйца, эскизы.

2.

Светлая Пасха. Готовим подарки к празднику.

2

Комбиниро-ванный.

Самостоятель-ная работа

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы
и инструменты

Знать правила технологии  выполнения работы.

Кусочки ткани, немножко ваты или  синтепона, крепкую красную нить и монетки.

                                           VII.  Декоративное искусство. Узоры донской росписи (6 часов)

1.

Украшаем предметы домашнего обихода.

2

Практическая работа

Знать: последовательность выполнения работы     уметь: выбирать мотивы для композиций, самостоятельно работать в технике

2.

Изготовление тряпичных кукол-оберегов.

2

Комбинирован-ный.

Ознакомить с изготовлением и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам, сделать куклу-оберег. Познакомить с новыми словами и их значениями: “кукла-закрутка”, “тулово”, “оберег”, “лоскут”.

Уметь правильно изготавливать национальные куклы.

Знать: народные традиции и обряды,

Кусочки ткани, немножко ваты или  синтепона, крепкую красную нить и монетки.

3.

Роспись по стеклу

2

Комбиниро-ванный.

Самостоятель-ная работа

Основные вопросы: Закон композиции. Симметрия и асимметрия. Цветовая гамма.

Виды декоративных работ из стекла. (Витраж, роспись стекла, вазы.)

Самостоятельная работа

Эскиз в цвете с применением декора в нескольких вариантах. Оформление бутылочки или вазы декоративными элементами

Знать: виды декоративных работ из стекла.

Уметь: выполнять эскиз в цвете с применением декора в нескольких вариантах.

Тематика работ Тема дается произвольная или в зависимости от формы, цвета и комбинации декоративными элементами.

4.

Техника декупажа.

3

Комбиниро-ванный.

Самостоятель-ная работа

Ознакомить с техникой выполнения. Салфеточная техника, грунтовка поверхности. Последовательность выполнения работы

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы
и инструменты

Знать правила технологии  выполнения работы.

                                      VIII.   Выставка детского творчества. (1час)

1.

Подготовка к выставке. Выставка детского творчества.

1

                                                               Итого:      35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа спортивные казачьи игры

Внеурочная деятельность. 1-4 класс...

Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор"

Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор" для учащихся малокомплектной школы казачьей кадетской направленности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...