Развитие личности подростка в кружке железнодорожного моделирования
статья по технологии на тему

Бекетов Сергей Евгеньевич

В статье представлен опыт работы по работы по вопросу развития личности подростка на занятиях кружка по железнодорожному моделированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_beketov_s.e.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Бекетов С.Е.

учитель технологии негосударственного общеобразовательного учреждения                     «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

г. Кинель

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В КРУЖКЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация: В статье представлен опыт работы по работы по вопросу развития личности подростка на занятиях кружка по железнодорожному моделированию.

Ключевые слова: деятельность, успех, развитие, личность.

Образование без воспитания подобно острому ножу в руках безумца.

Святитель Тихон Задонский.

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.

А.С. Макаренко.

В наш техницизированный век развитие личности ребёнка – важная задача: воспитать доброго, нравственного человека с обострённым чувством профессиональной ответственности за каждое своё слово, за каждое движение.

Одним из признанных теоретических направлений современной психологии является концепция деятельности и деятельностного подхода, выдвинутая учёным С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым (1920 – 1930) г.г. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Базовый тезис теории: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. «Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается», – считал С.Л. Рубинштейн [1].

А.Н. Леонтьев отмечает, что сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней [1]. Основной единицей анализа деятельности является действие. Действие выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

В отечественной психологии психологические явления изучались на основе предложенной А.Н. Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесённой со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие). Согласно представлениям Рубинштейна, личность как целостная единица раскрывается через триединство: установки и потребности (чего хочет человек), дарования и способности (то, что может человек), закреплённые мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Личность по Рубинштейну – это человек с чётко выраженной позицией и мировоззрением, которая сложилась в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни. По мысли учёного, если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, она имеет следующие уровни организации:

  • жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность);
  • личностный склад (особенности характера);
  • психологический склад (специфичность психологических процессов индивида) [1].

Учёный считал, что развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути, который определяется как история формирования и развития личности в определённом обществе, развитие человека как современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения» [1].

К проблеме всестороннего развития личности проявлял интерес видный российский обществовед Л.Н. Коган. Он считал, что неверно противопоставлять всестороннее развитие личности профессиональной специализации. Рассматривая эту проблему, Коган подчеркивал, что анализ будет неполным без обращения к таким характеристикам личности, как целостность, универсальность, гармоничность. По его мысли, универсальная личность – это человек, широко подготовленный к разнообразными видами деятельности, прежде всего трудовой. Он не подвержен профессиональной узости, в своих занятиях выходит за рамки своей профессии. Другой аспект все стороннего развития личности – гармоничность. Её проявление он видел в соединении и взаимопроникновении общественных и личностных начал, умственного и физического труда. Лев Наумович полагал, что «о культуре личности правильно судить не столько по её культурному багажу, сколько по её социальной деятельности и поведению, по полноте самореализации сущностных сил человека» [2].

Формирование нравственных качеств человека было основным содержанием педагогической работой А.С. Макаренко в коллективе, созданном им в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского.

Эта многотрудная работа осуществлялась в коллективе и через коллектив: не простое послушание, а дисциплинированность как «явление нравственное и политическое» [3], и она формируется в процессе достижения общественно важных целей, в процессе совместно организованных усилий, направленных на преодоление трудностей. Личность самого педагога имела огромное влияние на коммунаров.

Жизнь меняется, деятельность человека становится все более инновационной, меняется и фокусировка в новых стандартах образования. Образовательный процесс рассматривается на основе системно-деятельного подхода, то есть не просто как процесс усвоения знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но прежде всего как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного  опыта и социальной компетенции. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить» не менее важным становится вопрос «Как учить», или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать  у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться» и «Как мне этому научиться». Реализация этого подхода требует качественного обновления всей учебно-методической и материально-технической базы.

Концепция и документы стандартов исходят из того, что основа образования в современной школе – индивидуальный прогресс каждого ученика в основных сферах личностного развития, достигаемый через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий и приводящий к формированию на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».

Важнейшим, краеугольным камнем всех намечаемых преобразований выступает уровень профессионального мастерства и позиционирования учителя, который создает условия для выработки детьми жизненных ценностей. Учителю необходимо совершенствовать своё педагогическое мастерство, в первую очередь в отношении навыков:

  • проектировании учебного процесса в целом и его отдельных единиц;
  • организации учебной деятельности учащегося;
  • оценочной деятельности;
  • использование образовательных  ИКТ- технологий.

«Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – создания условий для целенаправленного систематического развития  личности. Главное в нем – создание условий для  целенаправленного систематического развития человек как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности» [4].

Знакомясь с детьми, изучаю, «кто есть кто». Для этого используют тест «Семь граней ума», встречаюсь с родителями, беседую. Иногда наблюдаешь за внешне ленивым подростком и думаешь, как его расшевелить, заинтересовать. А он вдруг показывает хороший результат. Очевидно, всё слышал, всё понял быстрее других. Просто его ум без внешней озабоченности ищет ответ на вопросы. Возможно, формируется самодостаточная личность.

Многие учащиеся сами ещё не знают, чем они хотят заниматься в жизни. Во время беседы говорю им, что способности, возможности, интересы, особенности поведения и качества характера могут меняться, что они формируются в деятельности. Поэтому надо работать, пробовать разные виды деятельности, узнавать о разных профессиях и пытаться понять свои склонности и устремления. Чтобы дать толчок к размышлениям учащихся о своих личностных качествах, предлагаю анкету «Оцените себя сами». Беседую по результатам самооценки и индивидуально, и коллективно.

Часто у подростков возникают проблемы во взаимоотношениях с другими людьми (сверстниками или взрослыми). Стараюсь ненавязчиво поработать с ними по анкете «Доволен - недоволен». Избегаю назидательного тона. Главный посыл в этой работе – чтобы душа ребёнка работала, чтобы каждый пытался понять себя, мир, чтобы поворачивался ключик навстречу другим людям. На особом учёте «трудные» семьи, ведь семейные проблемы приводят к нарушениям в мозге ребёнка.

Для развития любознательности, потребности узнавать что-то новое, побольше читать периодически устраиваю «пятиминутки», на которых говорим о каких-то познавательных фактах из разных областей знаний, например:

  • о шариковых ручках;
  • об изобретении пулемёта;
  • автомобиль и факс в 1863 году;
  • что ели солдаты Наполеона

и т.д.

Что дают тесты? Считаю, что когда ребёнок сам задумывается над своими личностными качествами, это уже толчок к тому, что в соответствующей ситуации сам будет доискиваться до истины.

Постоянно настраиваю ребят на то, что характер человека чеканится в трудностях. Далеко не все подростки готовы к суровой мужской жизни. А впереди у них – армия. Говорю о том, что жизнь сложна, что надо много знать и многому научиться. Основной посыл в работе с мальчиками: «Мужчине, как и машине, нужен какой-то запас мощности. Запас мощности. Умение. Знание. В степи нору выроет. В лесу дупло выдолбит. Из снега халупу слепит и дым очага пустит».

Чтобы труд был осмысленным и продуктивным, он непременно должен содержать элементы творчества. Свои первые поделки ребята изготавливают на занятиях кружка «Самоделкин». Именно с этого закладываются основы дальнейшего развития творческих способностей и вкуса. Как горят у мальчишек глаза, когда они показывают свои изделия, свои первые конструкции! Этот мощный эмоциональный заряд остаётся на всю жизнь, не проходит бесследно для их развития. Осуществляя проектную деятельность, на уроках технологии и внеклассной работе учимся ставить цель, продумываем действия и их способы (операции), каждый предлагает своё решение. Как горят у мальчишек глаза, когда они показывают свои «изделия»! Этот мощный эмоциональный заряд остаётся на всю жизнь, не проходит бесследно для их развития. Так, работая над проектом «Испытания электровоза на тягу», каждый ученик конструирует свою действующую модель в масштабе 1:87 (колея 16,5).

Сначала анализируется предыдущий опыт других учеников – конструкторов, затем идёт разработка собственного варианта: подбирается электродвигатель, определяется конструкция токоприёмника и ходовой части. Далее рассчитывается передаточный механизм. После апробации начинается процесс поиска изменений в конструкции с заданной целью: получить наилучший результат на соревнованиях. Именно во время таких испытаний видишь, кто из учащихся имеет нестандартное мышление, творческое и логическое. Таким образом рождаются новые технические решения. В процессе этой работы развиваются и интеллектуальная, и коммуникативная, и технологические функции. Планомерно и терпеливо побуждая к деятельности, созиданию, видишь, как подростки «растут», осваивая новый уровень деятельности, стремятся добиться большего, учатся презентовать результаты своего труда, чувствуют свою значимость.

Учащиеся нашей школы представили модель электровоза для соревнований и заняли 1 место по области. С проектом «Поезд будущего для скоростной перевозки автомобилей» мы были приглашены в Москву, где защищали свой проект, познакомились с другими творческими работами, побывали на экскурсиях, получили новые впечатления. В результате осуществления проектов у подростков вырабатывается желание подняться выше, стать лучше (а это и есть патриотизм). Естественно, что начинает расти самооценка! Именно в ранней юности закладывается самоуважение, обобщённая самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. А высокое самоуважение просто необходимо для всего процесса развития личности. Я солидарен с Н. Михалковым, когда он говорит о том, как выправить страну: «…поощрять работящих, талантливых». Духовная база строится на созидательном начале, и дети – благодатный материал для этого строительства.

Кроме технического творчества, для всестороннего развития личности ребёнка использую любую возможность приобщить детей к разнообразным видам деятельности:

  • оформление школы, (например, «цветочный паровоз»);
  • участие в конкурсах, выставках, олимпиадах;
  • изучение истории развития оружейного дела, изготовление макетов (совместно с историками);
  • ландшафтные работы;
  • изготовление декораций.

Что касается информационных технологий, используем их по мере надобности, как вариант получения информации для решения творческих задач. Не считаю, что раннее приобщение к гаджетам и многочасовая работа с ними большое преимущество в развитии детей: фрагментарность мышления, неспособность видеть ситуацию и процесс целиком формируют привычку к поверхностному знанию и дают ложное представление о лёгкости решения всех жизненных задач.

Развивающие возможности школьного предмета технология уникальны: в процессе освоения материала дети учатся сочетать умственный и физический труд, а это способствует формированию сильной, волевой, дееспособной личности с высокой самооценкой, с ярко выраженной потребностью в самореализации, уверенную в себе, активную и инициативную. Когда дети получают глубокие и разносторонние знания в школе, им потом легче выбирать дорогу в жизни. Не случайно после полёта Юрия Гагарина в космос президент США Кеннеди вызвал к себе советников и велел им подумать о реформе американской школы, позаимствовав советский опыт.

У нас  тогда не было недостатка в рабочем классе, как не было и повального желания поступить в какой угодно факультет. Зато было мощное движение рационализаторов и изобретателей, как среди инженеров, так и среди рабочих. Может, давали плоды «школьные годы чудесные»? Капица был глубоко убеждён: человеку необходимо комплексное представление о мире, чтобы чувствовать себя в нём ограниченной         частью.

Мне представляется, что трудовая подготовка в школе должна быть систематической и многолетней, тогда и «импортозамещение» пойдёт семимильными шагами. Человек, который в детстве не проявлял интереса к работе руками, вряд ли сам выберет техническое направление в своей деятельности. Если не сделать труд привычкой здорового человека, профессиональные и семейные амбиции, не подкреплённые готовностью трудиться, лопаются как мыльные пузыри. Не давая в школе технологического образования, сами теряем будущие кадры. И руки, и душа ребёнка  должны работать с детства: радость творца, достигнутые успехи дают возможность почувствовать себя «умельцем». И мотивация на рабочие профессии становится менее болезненной и затратной.


Библиография

  1. А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Концепция деятельности и деятельностного подхода.
  2. Л.Н. Коган. Социологические исследования.
  3. Формирование личности в опыте А.С. Макаренко.
  4. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова «Системное построение процесса воспитания».
  5. Г.К. Селевко «Самовоспитание школьников».
  6. Н.Е. Щуркова «Формирование образа жизни, достойной человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"

Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

В методическую копилку учителя обществознания Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

Понятие «молодежь» и «субкультура. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи.  Культура и сферы реализации молодежи....

Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка

Выступление на районном заседании учителей иностранного языка...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...