Изготовление новогодней открытки в технике "Айрис фолдинг"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Ирина Сергеевна Кочурина

Обучающиеся научатся изготавливать открытку в технике "Айрис фолдинг" (радужное складывание).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл айрис фолдинг32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изготовление новогодней ели в технике "Айрис фолдинг"

Количество уроков: 1

Цель урока: - знакомство с  техникой "Айрис фолдинг" в процессе изготовления новогодней ели.

Задачи:

  • определить понятие «рукоделие», вспомнить виды и техники рукоделия;
  • вспомнить профессии, связанные с рукоделием;
  • ознакомить учащихся с техникой «Айрис фолдинг», приёмами изготовления изделий в данной технике;
  • научить выполнять новогоднюю ель в технике «Айрис фолдинг» с помощью инструкционной карты;
  • прививать точность, аккуратность при выполнении изделия;
  • воспитывать художественный и эстетический вкус, творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели;
  • развивать критическое и наглядно-образное мышление, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: коллективная, индивидуальная

Методы проведения урока:

  • беседа, фронтальный опрос;
  • практическая самостоятельная работа учащихся с использованием инструкционных карт;
  • оценивание качества готового изделия;
  • презентация

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, периодическая смена деятельности

Межпредметные связи: 

  • геометрия – геометрические фигуры, в которые вписывается шаблон изделия, линии заполнения шаблона;
  • литература – стихи, высказывание А.П. Чехова;
  • русский язык – написание слов (пэчворк, айрис фолдинг, макраме,  скрапбукинг,  декупаж и др.);
  • изобразительное искусство -  декоративно-прикладное искусство;
  • черчение – линии, применяемые при построении шаблона и  его заполнении лентами;
  • история - история возникновения и развития видов рукоделия.

Материалы и оборудование: компьютер, цветной картон формата А4, ножницы, скотч, клей, айрис-шаблоны, бумага белая, украшения для декорирования, ленты шелковые шириной 1,2 мм, презентация к уроку

Наглядные пособия: инструкционные карты «Изготовление новогодней ели в технике "Айрис фолдинг"», шаблоны и образец новогодней ели  в технике «Айрис фолдинг».

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятий «рукоделие», «пэчворк», «квилтинг», «батик», «фелтинг», «декупаж», «изонить», «скрапбукинг», «айрис фолдинг». Уметь подобрать ленты по цвету к фону, заполнять по айрис-шаблону открытку, соединять части открытки в единое целое, украшать открытку. Участвовать в коллективной творческой деятельности при составлении синквейна.

Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, презентации, урока.  Выработка алгоритма действий по карте.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, помогать друг другу)

Структура учебного занятия

Этапы работы

Содержание

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка внешнего вида обучающихся. Активизация обучающихся. Организация девочек для работы на уроке, выдача инструкционных карт, материалов и принадлежностей к занятию.

Презентация, раздаточный материал, наглядные пособия

Повторение

Обучающиеся вспоминают определение рукоделия по толковому словарю.

Беседа с обучающимися  о  количествах,  видов и техник рукоделия.

Теоретические сведения: виды рукоделия (вышивка шелковыми лентами, аппликация, пэчворк, квилтинг, батик, декупаж, изонить  и др.).

Презентация, раздаточный материал, наглядные пособия, толковый словарь.

Формирование новых знаний

Работа с презентацией «Современные виды рукоделия».

Теоретические сведения: техника рукоделия айрис-фолдинг (история, материалы, приспособления, инструменты, способы, приемы), организация рабочего места, техника безопасности.

Показ приемов заполнения айрис-шаблона.

Презентация, раздаточный материал, наглядные пособия

Применение знаний, формирование умений

Выполнение практической работы с помощью инструкционных карт. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Инструкционные карты, айрис-шаблоны, подготовленный фон для открытки, шелковые ленты, фон-подложка, скотч, ножницы, клей, наборы изделий для украшения открыток, текст поздравления на оборотную сторону открытки

Контроль и рефлексия

Самооценка готовых открыток,  контроль учителя, анализ учителем ошибок и недочетов.

Изделия, выполненные обучающимися

Подведение итогов

Определение уровня формирования знаний и умений. Обсуждение внешнего вида готовых изделий.

Изделия, выполненные обучающимися

Ход урока.

      1.Организационная часть.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку и  рабочих мест для выполнения изделий.

Вывести девочек на тему урока, с помощью слайда, на котором представлены разные виды рукоделия. (Слайд 1).  Сообщение темы,  цели  и задач урока. 

     2. Изложение нового материала.

Давайте вспомним теперь, как  определяется  понятие «Рукоделие» по толковому словарю (Слайд 2)- работа по парам.

Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.

А вот так трактует поэт Зинаида Митрофановна Торопчина это же понятие.

Рукоделье …

С восторгом я держу в своих руках...

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать вдохновенно

Из ткани, ниток, дерева  – шедевры красоты.

Из разноцветья нежной ленты,        

Как в сказке, чудеса творишь и ты.

Я прикасаюсь к вещи осторожно,

Она чарует и ласкает взор.

Представить трудно, как это возможно

Создать невиданной красы узор.

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы... Нет сомненья,

            Наш мир спасут талант и красота!      Вопрос девочкам – вы согласны с высказанным мнением? (аргументированный ответ).

Современный мир рукоделия представлен огромным количеством видов  и техник прикладного творчества.  Каждый из видов имеет свою историю, традиции, новые направления. Мы с вами изучали многие из них на уроках технологии и занятиях кружков. Сегодня мы вспомним некоторые  из них. А какие виды рукоделия вы уже знаете? (Девочки по очереди называют …….)

 Итак, мы выяснили, что рукоделие сочетает в себе древность и ультрасовременные веяния. Традиции рукоделия присущи всем народам мира, они живы и сегодня. Я думаю, вы согласитесь, что лишь своими собственными руками можно создать предмет уникальный и потому бесценный. Именно по этой причине  рукоделие становится все более и более востребованным. (Слайд 3) А профессии, связанные с творческим рукоделием, становятся все более популярными. Девочки, посмотрите на слайд, попробуйте определить по картинкам профессии (портной, дизайнер интерьера и одежды, декоратор, вышивальщица, вязальщица, модельер и др.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой техникой рукоделия (Слайд 4): Айрис фолдинг - Iris Folding. История, которой отсчитывается со средины 20-го века, то есть на данный момент ей уже плюс-минус 70 лет, родилась на просторах красивой страны Голландии, где местные жители с помощью цветной бумаги и картона научились создавать объемные работы со спиральным изображением. (Слайд 5). Изделия были схожи с диафрагмой фотоаппаратов, используемых в те годы, и отчасти напоминали радужную оболочку глаза. Поэтому и  возникло название Iris Folding. Что в переводе обозначает – «радужное складывание глаза». Суть работы сводилась к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под углом в последовательности, соответствующей шаблону. Техника эта достаточно проста, но требует внимания и аккуратности, и при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома интересными декоративными элементами с эффектом объёмного изображения. Изображения, выполненные в данной технике, напоминают закрученную спираль.

Приближается праздник...

(-Новый год.)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая … 
(Ель)

Давайте создадим красивую «Новогоднюю ель» в технике « айрис-фолдинг»  своими руками. (Слайд 6).

Давайте подробнее остановимся на изготовлении подобной открытки. А затем вы самостоятельно при помощи инструкционной карты изготовите свою новогоднюю ель. (Слайд 7)

Суть техники заключается в том, что на открытке вырезается контур какой-либо фигуры (силуэт) и с оборотной стороны заполняется узкими лентами, тесьмой или полосками бумаги. Их укладывают в строго определённом порядке по заранее подготовленному шаблону или составленной схеме (различные схемы укладки и шаблоны контура можно найти на специальных сайтах в Интернете, но гораздо интереснее создать самим!) (Слайд 8).  Готовая работа напоминает закрученную спираль. Существует специальная бумага, предназначенная для занятий айрис фолдингом. Но если у Вас ее нет, то подойдет и обычная цветная. Так же для поделок может быть использована ткань, ленты, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов, цветочная бумага и многое другое, нет предела фантазии! Шаблон для изготовления нашей открытки я разработала сама.

 Важно знать: на схеме каждого айрис-шаблона нанесены линии и цифры. Линии означают границы раскладки полосок, цифры - последовательность их наклеивания. Иногда буквами указывается цвет, например: цвет А и перечень цифр, цвет В и т. д. Цвета выбираете по вашему желанию, но не забываете о сочетаемости цветов! Каждая полоска при укладке выравнивается строго по линиям шаблона и  аккуратно приклеивается на концах к изнанке открытки узким скотчем, начиная с № 1 и двигаясь строго по часовой стрелке или наоборот. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона открытки подклеивается плотной бумагой – здесь можно написать поздравительный текст. Лицевую сторону дополнительно оформляют бусинами, блёстками или теми же ленточками – всё зависит только от вашей фантазии и желания! В магазинах сейчас продаются различные украшения для декорирования (демонстрация украшений). Повторюсь, эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости.

   

  3. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

   

 4. Вводный инструктаж.  Учитель знакомит обучающихся с инструкционными картами, соблюдение техники безопасности (слайд 9), организацией рабочего места.

  5. Практическая работа обучающихся.

Изготовление новогодней ели в технике "Айрис фолдинг"

Для работы нам понадобятся:

  1. Картон цветной, бархатный, с рисунком для заготовки айрис- открытки, для подложки и заполнения айриса
  2. Айрис-шаблон
  3. Ножницы
  4. Скотч самый узкий
  5. Ленты атласные шелковые шириной 1,2 мм (цвет выбираем по желанию, в зависимости от фона)
  6. Украшения для открытки (цветочки, листики, стразы и т.д.)
  7. Клей

Самостоятельная работа.

В качестве подсказки на слайде  отображается готовая новогодняя ель (Звучит спокойная музыка) (Слайд 10, 11, 12, 13).

Контроль за ходом работы

    1. Проверка правильности заполнения шаблона.

    2. Проверка правильности закрепления лент к открытке.

    3. Контроль выравнивания ленты по шаблону.

    4. Контроль за порядком на рабочем месте.

    5. Контроль за соблюдением правил техники безопасности.

    6. Проверка заклеивания центрального отверстия в открытке – айриса.

    7. Наклеивание готовой открытки на подложку.

    8. Украшение, отделка открытки.

    9. Завершение работы.

   10. Проверка качества готового изделия. Смотрим, не видно ли где в просветах скотча, если есть, то аккуратно ножницами удаляем все огрехи.

Я вижу, что вы (обращаюсь к ученицам) умеете применять свои знания в практической деятельности. Мы достигли поставленной цели! (Слайд 14).

6. Рефлексия (Слайд 15).  У вас на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам урок понравился, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравился-синего, если остались равнодушны- зеленого.

Девочки, как вы считаете,  подходят к нашему уроку  слова Антона Павловича Чехова: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»? (Слайд 16).

  1. Домашнее задание.

Доделать открытки – оформить изнаночную сторону.

  1. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс по изготовлению новогодней открытки "Варежка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3252682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]]Необыкновенно красивая двойная открытка - как будто две ладошки...

Мастер - класс по проектной работе “Merry Christmas and Happy New Year!” Изготовление Новогодней открытки.

Мастер - класс был успешно проведен на учительской аудитории.....

Методическая разработка занятия "Изготовление новогодней открытки в технике "квиллинг".

Данное занятие проводится по образовательной программе «Открытка своими руками» с детьми 1 года обучения в  рамках подготовки к новогодней  выставке. Оно посвящено выполнению новогодних откр...

Конспект занятия по теме «Изготовление новогодней открытки»

Конспект занятия по теме «Изготовление новогодней открытки» ...

«Изготовление новогодней открытки»

laquo;Изготовление  новогодней  открытки»...