Методическая разработка (технология, 5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему:
Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
regulyativnye_uchebnye_umeniya_zalizko_zh.v..doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградская государственная академия  повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Выполнила:

Слушатель курсов  № 269

Учитель технологии

МОУ «Октябрьский лицей» Калачевского района

Волгоградской области

Зализко Ж.В.

Волгоград, 2010


В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков: 1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);  3) познавательный; 4) знаково-символический; 5) коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося  произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

- Выбирать средства для организации своего поведения;

- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-Тормозить ненужные реакции.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

Каковы действия учителя по развитию регулятивных учебных умений?

  1. У  ребенка трудности при выполнении поручений:
  1. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
  2. Во-вторых,  нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.
  1. У  ребенка трудности при  определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
  1. поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
  2. конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
  3. необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
  4. обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов

3. У ребенка трудности при   оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:

  1. Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.  Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

4. У  ребенка трудности  в волевой саморегуляции:  

  1. Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
  2. Режиссерская игра
  3.  Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  1. «преднамеренные ошибки»;
  2. поиск информации в предложенных источниках;
  3. взаимоконтроль;
  4. диспут;
  5. контрольный опрос на определенную проблему;
  6. проекты.

Таблица «Виды оказываемой учителем помощи»

 (5 – наиболее низкий уровень регуляции действия)

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

Содержание помощи

1

Действие выполняется неуверенно

Одобрение, поддержка

2

Возникают трудности, остановка

Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3

Действие выполняется ошибочно

Вопрос «Разве так?»

4

Действие выполняется ошибочно повторно

Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5

Неправильно выполняется все задание

Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане

        


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков. ...

Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС

 В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД форми...

Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.

Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разра...

Сборник методических материалов. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий

Методические материалы являются универсальным методическим обеспечением деятельности педагога начального, основного и ср...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями ор...