Рабочая программа по технологии на тему:
РУП для учащихся 5-9 классов СКОШ 8 вида. Столярное дело. Профиль "Резьба по дереву"

Шуваев Илья Иванович

Развитие  новых социально-экономических отношений в нашей стране повлекло за собой изменения во всех её сферах, в том числе и в образовании. Возникла необходимость в новых программах и учебниках для обеспечения учебного процесса, ориентированности учащихся на профессии, пользующиеся спросом на современном рынке труда.

         Учитывая сложность трудоустройства и адаптации выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида, появилась необходимость в разработке данной  рабочей учебной программы по профессионально-трудовому обучению. За основу  программы взята типовая «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.  Занятия по данной программе дают   учащимся возможность  шире изучить раздел «Столярное дело»,  тем самым   получить профессиональные навыки по специальности  резчика по дереву.

В  программе за счет учебных часов по изучению столярного дела, увеличено количество часов на курс «Резьба по дереву». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

профессионально-трудового обучения учащихся

коррекционных классов VIII вида.

Профиль: Столярное дело. Резьба по дереву.

                                                                 Учитель трудового обучения –Шуваев Илья Иванович

г.Грязовец

2012

Пояснительная записка

          Развитие  новых социально-экономических отношений в нашей стране повлекло за собой изменения во всех её сферах, в том числе и в образовании. Возникла необходимость в новых программах и учебниках для обеспечения учебного процесса, ориентированности учащихся на профессии, пользующиеся спросом на современном рынке труда.

         Учитывая сложность трудоустройства и адаптации выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида, появилась необходимость в разработке данной  рабочей учебной программы по профессионально-трудовому обучению. За основу  программы взята типовая «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.  Занятия по данной программе дают   учащимся возможность  шире изучить раздел «Столярное дело»,  тем самым   получить профессиональные навыки по специальности  резчика по дереву.

В  программе за счет учебных часов по изучению столярного дела, увеличено количество часов на курс «Резьба по дереву». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и состоит из 8 основных тем:

           1.Технология ручной обработки древесины

          2.Резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная)

           3.Соединения в столярно-мебельных изделиях

           4.Столярно-мебельные изделия

           5.Реконструкция и реставрация мебели

           6.Заточка и правка режущего инструмента

           7.Токарные работы

           8.Отделка изделий из древесины

           На изучение всех тем отводится 1326 часов.

           Для того чтобы учащиеся освоили профессии столяра и резчика по дереву необходимо решить следующие задачи:

         - формирование и развитие доступных   учащимся    общетрудовых  умений и навыков;

         - овладение учащимися приемами труда, связанными с профессией столяра и резчика по дереву;

          - воспитание у учащихся уважения к труду и человеку труда, любви к русской культуре, народному искусству.

          Обучение по данной программе  носит коррекционную направленность, предполагающую исправление физических и психических недостатков в развитии умственно отсталых детей.

Профессионально-трудовая подготовка учащихся базируется на общих принципах и формах обучения:

-        от простого к сложному;

-    индивидуальная работа с учеником;

-        групповая работа учащихся;

-    показ;

-   работа   с   образцами,   техническим   рисунком,   технологическими картами.

Большое внимание уделяется развитию общетрудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому ученику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития учащихся.

Необходимо увязывать знания, полученные школьниками на других предметах: математика, изобразительное искусство, история и др. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление растительного орнамента.

Предусмотрены в программе практические повторения и контрольные работы с целью возврата к пройденным этапам обучения для закрепления умений и навыков и более скоростного их выполнения.

Чтобы выполнить изделие, учащиеся должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Ученик должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.

         Изучение программы  способствует интеллектуальному и эстетическому развитию умственно отсталых детей. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев,   так   и   профессионалов,   дети   учатся   видеть   красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.

           К концу обучения по данной программе:

                    учащиеся должны знать:

1. Все основные операции по обработке древесины;

 2. Свойства древесины;

3. . Инструменты для работы с древесиной и правила безопасности работы с ними;

4. . Основы столярных соединений и изготовления мебели;

5. . Отделку изделий из древесины;

6. . О местных народных промыслах, истории их возникновения и развития;

7. . Инструменты для резьбы по дереву, их заточка, правка и хранение;

8. . Особенности выполнения растительного орнамента;

9. . Основы композиции;

10. Виды орнаментов:

11. Правила безопасной работы в столярной мастерской;  

12. Технологию всех видов резьбы

          Учащиеся должны уметь:

1. Организовать свое рабочее место;

2. Правильно пользоваться столярным инструментом;

3. Делать разметку деталей изделия;

4. Составить план изготовления изделия и дать анализ проделанной   работе;

5. Работать с образцом, рисунком и чертежом;

6. Делать зарисовки для резьбы по дереву;

7. Составлять растительный и геометрический орнамент на основе  знаний основных законов композиции;

8. Выполнять орнамент в любой технике резьбы;

9. Изготовить предметы мебели и кухонных принадлежностей с декорированием их резьбой;

10.Выполнять  заточку  и  правку  инструмента  для  резьбы  и строгания;

11.Склеивать детали изделия;

12.Выполнять прозрачную и непрозрачную отделку изделий;

13.Соблюдать правила техники безопасности.

Учебный план

п/п

Разделы

Часы

5 кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1.

Введение

8

8

8

8

8

2.

Технология обработки древесины.

48

40

48

40

48

3..

Резьба по дереву.

60

46

98

100

122

4.

Заточка и проверка инструмента.

-

4

4

8

-

5.

Технология и изготовление шкатулок.

-

10

-

-

-

6.

Технология копирования.

-

16

-

-

-

7.

Материалы для резьбы и столярных изделий.

12

12

8

-

-

8.

Столярно-мебельные изделия.

-

-

-

38

48

9.

Токарные работы.

-

-

10

-

-

10.

Практическое  повторение.

60

56

84

100

100

11.

Самостоятельная работа.

20

16

16

16

18

12.

Итого:

204

204

272

306

340

Тематический план

5 класс

п/п

Раздел

Количество часов

  1

  2

3

4

5

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности

          1 четверть (54 часа)

Строгание древесины

Пиление древесины

Практическое повторение

Самостоятельная работа

           2 четверть (42 часа)

Соединение брусков и реек врезкой в паз

Склеивание

Контурная резьба по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

          3 четверть (60 час.)

Сверление отверстий коловоротом

Материалы,  используемые при резьбе по дереву

Геометрическая резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

          4 четверть (48 час.)

Криволинейное пиление

Композиция геометрических элементов

Практическое повторение

Самостоятельная работа

4х2

14

14

20

4

10

4

14

8

4

8

12

26

8

4

10

20

12

4

                                                                                 Итого:                         204 часа

Тематический план

6 класс

п/п

Тема

Количество

часов

1

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности

              1 четверть (42 часа)

Долбление сквозных гнезд

Угловое серединное соединение деталей  на шип одинарный сквозной

Геометрическая резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

              2 четверть (42 часа)

Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом

Заточка и правка инструментов для резьбы по дереву

Рисунок для резьбы по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                3 четверть (60 час.)

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной

Фугование

Хранение и сушка древесины

Анималистика в резьбе по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                 4 четверть (48 час.)

Отделка изделий из древесины

Технологическое копирование

Технология изготовления шкатулок

Геометрическая резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

4х2

6

12

20

10

4

8

4

18

6

4

10

8

4

20

12

4

6

2

10

16

8

4

                                                                                Итого :                          204 часа

Тематический план

7 класс

п/п

Тема

Количество

часов

1

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности

                1 четверть (72 часа)

Затачивание резцов строгательных инструментов

Угловые ящичные соединения

Плоскорельефная резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

               2 четверть (56 час.)

Характеристика древесины основных твердых пород

Обработка деталей из твердых пород древесины

Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром

Практическое повторение

Самостоятельная работа

              3 четверть (80 час.)

Выполнение отверстий различной формы и обработка

криволинейных кромок с предварительным сверлением

Материалы из древесины

Плоскорельефная резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

               4 четверть (64 часа)

Токарные работы

Плоскорельефная  резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

4х2

8

16

24

18

4

2

8

20

20

4

14

6

30

24

4

12

26

20

4

                                                                             Итого:                           272 часа

Тематический план

8 класс

п/п

Тема

Количество

часов

1

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

2

3

4

5

Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности

             1 четверть (81 час)

Соединения в столярно-мебельных изделиях

Заточка пил

Прорезная резьба по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                      2 четверть (63 час.)

Устранение пороков и дефектов древесины

История возникновения и развитие резьбы по дереву в России

Рельефная резьба по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

              3 четверть (90 час.)

Изготовление строгательного инструмента

Основные сведения о процессе резания древесины

Рельефно-заоваленная резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                 4 четверть (72 час.)

Столярно-мебельные изделия

Скульптурная резьба по дереву

Практическое повторение

Самостоятельная работа

1-1-2-2

16

8

24

28

4

14

4

20

20

4

26

4

34

20

4

28

18

20

4

                                                                Итого:                                  306 час.

Тематический план

9 класс

п/п

Тема

Количество

часов

1

2

3

4

5

6

2

3

4

5

2

3

4

5

6

2

3

4

5

Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности

                         1 четверть (90 час.)

Изготовление строгательного инструмента

Основы композиции

Накладная рельефная резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                         2 четверть (70 час.)

Отделка поверхности изделий из древесины

Орнаментальное украшение столярно-мебельных изделий

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                       3 четверть (100 час.)

Реконструкция старой мебели

Ремонт облицованных поверхностей

Скульптура по древесине с ярко выраженной текстурой

Практическое повторение

Самостоятельная работа

                       4 четверть (80 час.)

Реставрация мебели

Домовая резьба

Практическое повторение

Самостоятельная работа

4х2

24

16

24

20

4

10

34

20

4

24

20

30

20

4

24

28

22

4

                                                                        Итого:                          340 час.

Программы. 

5 класс.

I четверть (54 час.)

I. Вводное занятие- 2 часа.

       Задачи обучения. Правила поведения учащихся в мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам. Содержание рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила техники безопасности. Демонстрация лучших изделий учащихся. Знакомство с устройством столярного верстака.

И. Строгание древесины - 14 часов.

       Назначение строгания. Инструменты для строгания: рубанок, фуганок, шерхебель. Устройство рубанка. Правила безопасной работы при строгании. Название сторон бруска: пласть, кромка, торец. Длина, толщина бруска и их измерение. Разметка. Разметочные инструменты: линейка, угольник, рейсмус Чертёж, масштаб, шаблон. Припуск на обработку. Породы древесины и её использование в строительстве и изготовлении мебели.

Практические работы.

Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Строгание пласти бруска с контролем плоскости по линейке. Строгание кромки бруска с контролем по угольнику. Разметка длины и ширины бруска. Строгание по линии разметки. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Изделия: учебные бруски, ручки для лопат, указки.

III. Пиление древесины - 14 часов. Теоретические сведения:

         Назначение пиления. Пиление вдоль и поперёк волокон. Ручные пилы и их устройство (пилы продольного и поперечного пиления, лучковая пила). Общее понятие о форме зубьев пил. Правила безопасной работы при пилении.

Практические работы.

        Разметка бруска по длине и ширине. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака для пиления вдоль и поперёк волокон. Контроль за правильностью пиления (прямолинейность пропила). Пиление фанеры. Особенности пиления фанеры. Соединение брусков и реек врезкой.

VI. Практическое повторение -20 часов.

        Разметка брусков и деталей. Пиление и строгание брусков вдоль линии разметки с припуском на обработку. Скругление бруска квадратного сечения рубанком. Анализ качества изделия. Изделия: швабра, ящик для семян, ручки для граблей и лопат.

V. Самостоятельная работа - 4 часа.                  Изготовление ящика для инструмента.

II четверть (42 час.)

I. Вводное занятие — 2 часа.

          План работы и задачи обучения на вторую четверть. Техника безопасности при работе с колюще-режущим инструментом. Правила пожарной безопасности.

II.        Соединение брусков и реек врезкой в паз - 10 часов.

Теоретические сведения:

      Назначение соединения брусков и реек врезкой. Паз (его ширина и глубина).

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Разметка паза.

Инструменты для выполнения паза (ножовка, стамеска, киянка). Элементы стамески.

Правила безопасной работы стамеской.

Практические работы:

           Строгание брусков с контролем по разметке. Разметка по чертежу и образцу. Разметка нескольких брусьев одновременно. Выполнение паза при помощи ножовки и стамески. Подгонка деталей в местах соединения. Техника безопасности при работе ножовкой, рубанком, стамеской.

           Изделия: Подставка для цветов из реек.

III.        Склеивание - 4 часа.
Теоретические сведения:

        Общие сведения о клеях. Свойства клеев. Подготовка древесины к склеиванию. Запрессовка и выдержка склеенных заготовок.

Практические работы:

          Изделия: Подставка для цветов (склеивание реек в местах соединения).

IV.        Контурная резьба по дереву - 14 часов.
Теоретические сведения:

         Виды   резьбы   по   дереву   (контурная,   геометрическая,   скобчатая,   прорезная, плоскорельефная, рельефная, объёмная и т.д.). инструменты и материалы для резьбы. Оборудование рабочего места. Державки. История резного искусства. Разметочные  инструменты   (циркуль,   линейка,   угольник).   Хранение   инструментов.   Правила безопасной работы с режущим инструментом. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения   контурной   резьбы.   Захват   инструмента.   Основные   вида  резанья (продольное, поперечное). Угол наклона резца. Ширина выемки. Учёт направления волокон древесины при резании.

Практические работы:

          Подготовка заготовки (строгание, опиливание по линейке и угольнику). Разметка модульной сетки.  Крепление заготовки  с помощью державки  или в верстаке. Выполнение выемок вдоль и поперёк волокон древесины и по контуру модульной сетки. 

            Упражнения: Разметка, строгание и опиливание учебной доски. Разметка модульной сетки. Резьба двухгранных выемок (прямых, кривых, спиралевидных форм).

V.        Практическое повторение – 8 часов.

          Изделия: решётка из реек для умывальника, подставка для цветов, разделочная доска. Отработка техники контурной резьбы.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

          Выполнение несложного орнамента в технике контурной резьбы на разделочной доске.

III четверть (60 час.)

I. Вводное занятие - 2 часа.

          План работы и задачи обучения на третью четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Техника безопасности при работе с колюще-режущим инструментом. Правила пожарной безопасности.

II.        Сверление отверстий коловоротом - 8 часов.
Теоретические сведения:

         Устройство коловорота и его назначение. Виды свёрл: спиральные, перовые. Размеры свёрл. Крепление свёрл в патроне коловорота. Правила безопасной работы коловоротом.

Практические работы:

       Крепление сверла в патроне коловорота. Крепление заготовки в зажиме верстака.  Сверление отверстий.

        Изделия: подставка для свёрл и карандашей.

III.        Материалы используемые при резьбе по дереву -12 часов.
Теоретические сведения:

        Строение дерева: корни, ствол, крона. Породы древесины. Основные свойства древесины: физические, механические. Пиломатериалы: доски обрезные и не обрезные, бруски. Выбор материала для "резьбы (осина, липа, ольха, берёза, и т.д.). Подготовка материала: сушка, ошкуривание, раскройка на заготовки. Получение широких заготовок путём склеивания делянок с учётом направления волокон. Пороки и дефекты древесины.

Практические работы:

          Определение породы древесины по её физическим и механическим свойствам. Изготовление делянок в щит. Заделка трещин и сучков вклеиванием пробок и клиньев.           Упражнения: устранение дефектов на учебных брусках. Самостоятельное планирование работы и выбор инструмента.

IV.        Геометрическая резьба - 26 часов.
Теоретические сведения:

          Основные элементы геометрической резьбы: глазки, ромбы, звёздочки, квадраты, сияния, розетки, сколышки, треугольники. Инструменты для геометрической резьбы: резак-косячок, полукруглая стамеска. Разметка. Инструменты для разметки: линейка, циркуль, угольник. Разметка с помощью трафаретки. Модульная сетка и её назначение. Технология резьбы трёхгранных выемок (сколышков) и трёхгранных выемок с углублением в центре (треугольников). Учёт при резьбе направления волокон древесины. Ленточные орнаменты (витейка, цепочка, бусы, звёзды и т.д.) и их применение.

Практические работы:

          Разметка сколышков и треугольников с помощью линейки и трафаретки. Разметка модульной сетки и составление несложного орнамента. Резьба сколышков, треугольников, звёздочек. Правила безопасной работы с резцами.

V.        Практическое повторение - 8 часов.

           Сверление отверстий в учебных брусках. Изготовление стенда из реек. Составление геометрических орнаментов и их выполнение. По выбору учащихся.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

           Изготовление подставки для карандашей. Составление геометрического орнамента и его выполнение.

IV четверть (48 час.)

I. Вводное занятие - 2 часа.

          План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Подготовка к празднику труда: отбор работ учащихся к выставке. Правила безопасности работы в мастерской.

И. Криволинейное пиление - 10 часов.

Теоретические сведения:

         Назначение криволинейного пиления. Выкружная пила и её устройство. Шаблоны для разметки. Приёмы пиления.   Разметка с помощью циркуля и лекал. Особенности пиления   выкружной   пилой   (перенастройка   пилы   в   зависимости   от   контура обрабатываемой детали). Технология обработка криволинейных кромок рубанком, стамеской, напильником, шкуркой.

Практические работы:

        Разметка по шаблону. Пиление по кривым линиям.   Обработка кромок стамеской,  рубанком, напильником, шкуркой.

         Изделия: кронштейн для ампельных растений.

III.        Композиция геометрических элементов - 20 часов.
Теоретические сведения:

         Общие понятия о художественной композиции. Основы композиции: смысловой центр, ритм, симметрия, равновесие, пропорции. Композиция в треугольнике, прямоугольнике, круге.

Практические работы:

          Построение ленточных орнаментов и их выполнение. Нанесение модульной  сетки в треугольнике,   прямоугольнике,   круге.   Построение   несложных   композиций   в треугольнике, прямоугольнике,   круге и их выполнение. Техника безопасности при работе с резаками.

IV.        Практическое повторение - 12 час.

          Изделия: решётки из брусков, настенные полочки с криволинейными кромками украшенные геометрическим орнаментом. Ориентировка   в задании   по образцу и чертежу. Коллективное обсуждение   плана изготовления изделия. Подбор материала и инструмента.

V.        Самостоятельная работа - 4 час.

           Изготовление полки для полотенца декорированной геометрической резьбы.

6 класс.

I четверть (54 час.)

I. Вводное занятие —2 часа.

         Итоги работы учащихся в 5 классе. Задачи обучения в 6 классе. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Распределение учащихся по рабочим местам. Содержание рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила техники безопасности. Демонстрация лучших изделий учащихся.

И. Долбление сквозных и несквозных гнезд - 6 часов. Теоретические сведения:

          Назначение гнезда в столярных соединениях. Сквозные и несквозные гнёзда. Длина, ширина, глубина, щёчка гнезда. Инструменты для долбления. Долото и его устройство. Разметка гнезда по образцу и чертежу. Разметочные инструменты: линейка, угольник. Рейсмус - его назначение и устройство. Технология долбления гнёзд.

 Практические работы:

              Разметка гнезда. Способы крепления обрабатываемой детали. Долбление гнёзд сидя на детали. Подчистка гнёзд стамеской. Самостоятельное планирование работы. Изделия: столярная киянка, средник для лучковой пилы.

III.        Угловое серединное соединение деталей на шип одинарный сквозной - 12 часов.
Теоретические сведения:

           Назначение углового серединного соединения брусков сквозным шипом. Элементы соединения:  торцовая  грань  шипа,  заплечики,  боковые  грани  шипа.  Подгонка соединяемых деталей. Разметка шипа с помощью линейки, угольника и рейсмуса.

Практические работы:

            Разметка шипа. Крепление бруска в зажимах верстака. Запиливание шипа. Спиливание щёчек. Подгонка шипа стамеской.

            Изделия: спинка для детской кроватки.

IV.        Геометрическая резьба - 20 часов.
Теоретические сведения:

            Розетки, сияния. Способы разметки. Инструменты для резьбы. Приёмы резьбы. Зависимость красоты узора розетки от точности выполнения резьбы. Скобчатые порезки (лунки). Варианты выполнения скобчатых порезок:

  1. С выпуклой средней линией;
  2. С углублённой средней линией;
  3. Ноготки, чешуйки, глазки.

Технология выполнения скобчатых порезок. Инструменты для резьбы лунок: резак-косячок, полукруглая стамеска. Правила безопасной работы с режущим инструментом. Практические работы:

             Подготовка учебных досок для резанья. Разметка розеток, сияний, лунок и их выполнение. Составление и выполнение орнаментов из элементов трехгранно-выемчатой и скобчатой резьбы.

             Изделия: Настенные полки и разделочные доски декорированные геометрической резьбой.

V.        Практическое повторение - 10 час.

            Изготовление шипа и гнезда на учебных брусках. Ориентировка в задании по образцу и чертежу. Изготовление скамейки с помощью технологической карты. Коллективное обсуждение плана работы. Отработка техника разметки и выполнения геометрических орнаментов (ленточных, в треугольнике, квадрате, круге) на учебных досках. Изготовление и украшение геометрической резьбой разделочной доски.

VI. Самостоятельная работа - 4 часа.

                Декорирование ранее изготовленной скамейки геометрической резьбой.

II четверть (42 час.)

I. Вводное занятие - 2 часа.

               Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Правила пожарной безопасности.

П. Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом - 8 часов.

Теоретические сведения:

             Применение данного соединения. Составные части соединения: шип, проушина. Выполнение  проушины:  разметка,  запиливанис,  долбление.  Подгонка и  сборка соединения.

Практические работы:

                   Изделия: рамка для табуретки, подрамник для стенда. Разметка проушины и шипа с помощью линейки, угольника и рейсмуса. Маркировка деталей. Выполнение проушины и шипа. Подгонка мест соединения деталей. Самостоятельное планирование работы.

III.        Заточка и правка инструментов для резьбы по дереву - 4 часа.
Теоретические сведения:

                 Приспособления для затачивания инструмента. Приёмы затачивания. Ширина фаски. Угол затачивания. Правка инструмента на оселках, войлочном круге, кожаном ремне. Хранение   инструмента.   Техника   безопасности   при   затачивании   инструмента. Определение качества затачивания.

Практические работы:

              Затачивание прямой стамески на точильном бруске. Контроль за прямоугольностью лезвия, шириной фаски и угол заострения. Особенности затачивания полукруглой стамески и резцов-косячков. Доводка и правка заточенного инструмента.

IV.        Рисунок для резьбы по дереву - 18 часов.

                 Рисунок - как средство умения видеть, чувствовать ритм и пропорции. Рисование растений. Техника выполнения рисунка. Выполнение орнаментальных рисунков на растительную тему. Особенности рисунка для резьбы по дереву (обобщение). Размер рисунка и его расположение на листе бумаги.

Практические работы:

               Поэтапное рисование листьев и цветов растений. Рисование на растительную тему с образца, натуры и по представлению. Рисунок контурный, тоновой, цветной.

V.        Самостоятельная работа - 4 часа.

                Выполнение геометрического орнамента на деталях настенного шкафчика. (Изделие в разобранном виде).

III четверть (60 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

               Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. Отбор работ учащихся для выставки. Правила поведения и безопасной работы в мастерской.

II.        Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной -10 часов.
Теоретические сведения:

               Неровность и шероховатость поверхность: возвышения и впадины, выщербины, поры, ворсистость. Назначение и устройство шерхебеля. Обработка древесины шерхебелем и рубанком. Техника безопасности при работе шерхебелем и рубанком. Назначение углового концевого соединения на шип с полупотёмком несквозной. Последовательность выполнения данного соединения. Приспособления для зажима: струбцины, стяжки, вайны.

Практические работы:

                   Разметка и долбление глухого гнезда. Разметка и выполнение шипа. Спиливание шипа. Срезание шипа стамеской. Склеивание деталей. Зажим склеенных деталей при помощи струбцины. Ориентировка в задании по чертежу. Использование технологической карты.

III.        Фугование - 8 часов.

Теоретические сведения:

             Назначение фугования. Устройство фуганки. Виды фуганков. Настройка фуганка. Приёмы строгания. Правила безопасной работы фуганком.

Практические работы:

               Изготовление дощатого щита - сиденья для табурета. Подготовка фуганка к работе: установка и крепление резца. Сборка и разборка инструмента. Хватка фуганка. Крепление щита. Фугование кромок и пласти щита. Проверка точности обработки пласти и кромки. Склеивание щита.

IV.        Хранение и сушка древесины - 4 часа.
Теоретические сведения:

           Способы хранения древесины: в штабелях, под навесом, в помещении. Естественная сушка древесины. Камерная сушка. Способы определения влажности древесины. Сушка в домашних  условиях:  запаривание,  в  стружке,  на цементном  полу.  Правила безопасности работы при укладывании материала в штабеля и его разборке.

Практические работы:

           Укладка материала в штабель. Разборка штабеля.

V.        Анималистика в резьбе по дереву - 20 часов.
Теоретические сведения:

           Определение     анималистики.  Резчик - анималист.  Стилизованное  изображение

животных, птиц, рыб, насекомых в орнаментальных композициях. Инструменты и

материалы для резьбы.

Практические работы:

           Рисование птиц рыб, животных, насекомых, растений и выполнение их на материале в технике контурной и геометрической резьбы.

VI.        Практическое повторение - 12 часов

          Изготовление детского табурета со щитовым сиденьем. Коллективное обсуждение плана работы. Ориентировка по образцу и чертежу. Фугование щита. Составление и выполнение геометрических орнаментов. Зарисовка и выполнение в технике контурной и геометрической резьбы птиц рыб, животных.

VII. Самостоятельная работа - 4 часа.

         Составление и выполнения на материале геометрического орнамента.

 

IV четверть (48 час.)

I. Вводное занятие - 2 часа.

             Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. Задачи обучения на четвёртую четверть. Техника безопасности. Подготовка к празднику труда.

И. Отделка изделий из древесины – 6 часов.

Теоретические сведения:

           Непрозрачная отделка. Назначение непрозрачного вида отделки. Клеевые, эмалевые и масляные краски. Способы нанесения краски. Техника безопасности при работе с красками. Прозрачное покрытие древесины, и его назначение. Шлифование. Технология шлифования. Шлифовочные материалы, (шкурка, порошок пемзы). Морение. Вощение. Лакирование. Виды морилок и лаков. Полирование. Полировочные материалы. Технология полирования. Техника безопасности при работе с лаками, морилками. Шпатлевание древесины. Приготовление шпатлёвки и воскового раствора.

Практические работы:

            Шлифование  ранее   изготовленных   изделий.   Снятие   ворса.   Покрытие  изделий морилками. Покрытие изделий восковой плёнкой и лаками. Полирование изделий.

III.        Технологическое копирование - 2 час.
Теоретические сведения:

          Назначение технического копирования. Копирование с помощью пропорционального циркуля, пантографа, координатной сетки, эпидиаскопа, концентрических окружностей, толстого стекла. Накалывание рисунка. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Практические работы:

        Увеличение и уменьшение рисунка с помощью координатной сетки. Накалывание рисунка. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

IV.        Технология изготовления шкатулок – 10 часов.
Теоретические сведения:

              Выбор материала и формы изделия. Способы столярных соединений стенок коробки шкатулки:

  1. Соединение в ус;
  2. Соединение шкатулочным гребнем;
  3. Соединение в четверть.

Инструменты и приспособления: стусло, зензубель, ножовка, резец-косяк. Способы сопряжения дна и коробки шкатулки. Изготовление крышки и установка петель. Материалы для изготовления шкатулки.

Практические работы:

         Разборка и сборка зензубеля. Разметка четвертей, гребней и их выполнение. Пиление на ус в стусле. Сборка коробки и подгонка мест соединения. Склеивание и прессование коробки. Выбор способа соединения коробки с донышком шкатулки. Изготовление крышки. Сборка шкатулки и обработка лаком.

V.        Геометрическая резьба - 16 часов.
Теоретические сведения:

          Разновидности геометрических орнаментов:

  1. незамкнутый ленточный
  2. Замкнутый (розетки)
  3. сетчатый.

Разбаика орнамента с помощью чертёжных инструментов. Художественно-декоративное назначение орнамента. Гармония в соединении орнамента с формой изделия.

Практические работы:

          Составление геометрических орнаментов и копирование с образцов. Выполнение орнаментов на материале. Тонирование и вощение изделий.

VI.        Практическое повторение - 8 часов.

          Тонирование, шлифование, полирование, вощение раннее выполненных изделий. Изготовление шкатулок, ящичков и декорирование их геометрической резьбой. Копирование, увеличение и уменьшение рисунков, и их выполнение на учебных досках.

VII.        Самостоятельная работа - 4 часа.
           Изготовление шкатулки

          7 класс.

I четверть (72 час).

I.        Вводное занятие - 2 часа.

         Задачи обучения в 7 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.

II.        Затачивание резцов строгального инструмента - 8 час.

Теоретические сведения:

         Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Инструменты для заточки: бруски, правки. Приспособления для заточки резцов. Техника безопасности при затачивании резцов.

Практические работы:

        Затачивание ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Снятие заусеница на бруске. Правка фаски и передней грани.

III.        Угловые ящичные соединения - 16 час.
Теоретические сведения:

      Применение ящичных угловых соединений. Виды ящичных угловых соединений: на шип прямой открытый и на шип «ласточкин хвост» открытый.

Практические работы:

       Разметка,   запиливание шипов   и спиливание щёчек в соединении прямым шипом. Запиливание и долбление проушин в соединении на шип «ласточкин хвост» открытый. Разметка, запиливание и долбление шипов в соединении «ласточкин хвост» открытый.

        Изделие: ящик для стола.

IV.        Плоскорельефная резьба - 24 часа.
Теоретические сведения:

        Отличие плоскорельефной резьбы от геометрической. Разновидности плоскорельефной резьбы. Изображение растений и животных в орнаментальных композициях. Материалы и инструменты для выполнения плоскорельефной резьбы.

Практические работы:

        Зарисовка растительного орнамента по образцу и представлению. Подготовка учебных досок для резьбы: разметка, пиление, строгание. Контроль за качеством обработки с помощью линейки и угольника. Заточка резцов строгального инструмента, стамесок и резцов-косячков для резьбы. Изготовление разделочных досок с криволинейными кромками и декорированием их геометрической резьбой.

V.        Практическое повторение - 18 час.

      Изделия: ящик для мелков, шкатулка, разделочная доска.

Выполнение соединений открытым шипом «ласточкин хвост», в ус, в четверть,

шкатулочным гребнем. Отработка техники рисования растительных орнаментов.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

          Составление растительного орнамента для декорирования шкатулки.

II четверть (56 час).

I.        Вводное занятие - 2 часа.

     Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Задачи обучения на вторую четверть. Правила техники безопасности и пожарной безопасности.

II.        Характеристика древесины основных твёрдых пород - 2 часа.
Теоретические сведения:

     Деление древесных пород на классы и группы. Их характеристики. Лиственные кольцесосудистые    породы:    дуб,    ясень,    вяз,    гладкий    карагач.    Лиственные рассеянососудистые породы: бук, орех, граб, клен, груша, яблоня, рябина. Применение данных пород древесины в столярно-мебельном производстве.

Практические работы:

     Определение древесных пород на образцах.

III.        Обработка деталей из твёрдых пород древесины - 8 часов.
Теоретические сведения:

       Инструменты для обработки. Качество стали резцов столярных инструментов. Угол заточки резцов. Усилия, затрачиваемые мри обработке деталей из твердых пород древесины.

Практические работы:

       Изготовление ручек для молотков, киянок, стамесок. Выбор материала и форм ручек. Ориентировка и планирование при изготовлении ручек по предметной технологической карте и по образцу.

IV.        Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром - 20 часов.
Теоретические сведения:

       Техника выполнения резьбы:

  1. Надрезка по контуру орнамента;
  2. Подрезка со стороны фона;
  3. Заоваливание грани.
    Инструменты для выполнения резьбы:

  1. Резец-косячок;
  2. Прямая стамеска;
  3. Полукруглая стамеска.

Техника работы резцом-косячком и стамеской.

Практические работы:

      Выполнение упражнений надрезки и подрезки контура на учебной доске. Нанесение орнамента на материал и его выполнение.

V.        Практическое повторение - 20 часов.

      Изготовление ручки для долота. Обсуждение плана работы при изготовлении ручки. Анализ качества выполненной работы. Составление и выполнение несложного растительного орнамента. Изготовление рамки для фотографии с декорированием геометрической резьбой.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

      Составление растительного орнамента и выполнение его на разделочной доске в технике плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.

III четверть (80 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

      Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. План работы и задачи обучения на 3 четверть. Техника безопасности и правила поведения в мастерской. Подготовка работ к празднику труда.

II.        Выполнение отверстий различной формы и обработка криволинейных кромок с
предварительным сверлением - 14 часов.

Теоретические сведения:

       Выпуклые и вогнутые криволинейные поверхности. Коловорот - его устройство и

назначение. Правила безопасной работы   коловоротом. Сверлильный станок - его

устройство. Техника безопасности при работе на сверлильном станке. Свёрла и их

устройство. Раззенковка.

Практические работы:

      Разметка деталей криволинейной формы по    шаблону. Разметка мест сверления. Зачистка гнезда стамеской после сверления. Обработка высверленных отверстий напильниками.

       Изделия: ручки для ножовок.

III.        Материалы из древесины - 6 часов.
Теоретические сведения:

     Пиломатериалы из лиственных и хвойных пород. Укладка и хранение пиломатериалов. Лущеные лесоматериалы - фанерный шпон и клееная фанера. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.

IV.        Плоскорельефная резьба с подушечным фоном - 30 часов.
Теоретические сведения:

      Техника выполнения резьбы с подушечным фоном. Особенности заоваливания^ со стороны фона и контура. Оконтуирование. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном. Особенности расположения орнамента (заполняет всю поверхность резного поля).

Практические работы:

        Рисование и выполнение орнамента с подушечным фоном по образцу. Составление собственных орнаментов и их выполнение на учебных досках. Изготовление подставок для цветов, декорированных орнаментами в технике плоскорельефной резьбы с заоваливанием контура и подушечным фоном.

V.        Практическое повторение - 24 часа

       Изделия: Цветочницы. Настенные полочки. Подставки для цветов. Ручка для ножовки. Декорирование изделий орнаментами в освоенных учащимися техниках резьбы. Ориентировка в задании по рисунку, чертежу и образцу. Планирование работы в групповой беседе. Анализ выполненной работы.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

     Изготовление табличек для классов, орнаментированных плоскорельефной резьбой с подушечным фоном.

IV четверть (64 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

         Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Отбор работ учащихся для выставки.

II.        Токарные работы - 12 часов.
Теоретические сведения:

        Устройство токарного станка и его назначение. Основные части станка, их названия и назначение. Правила безопасной работы на токарном станке. Токарным резцы: с косым лезвием, с полукруглым лезвием, резак. Их устройство и применение. Шаблоны и их применение.

Практические работы:

       Организация рабочего места. Подготовка заготовки к обработке (разметка центров, снятие углов). Фиксация заготовки в центрах. И её крепление в заколотку. Крепление и установка подручника. Первичная обработка детали. Выравнивание цилиндра резаком с полукруглым лезвием. Гистовая обработка цилиндра. Выборка профиля. Скругление и снятие конуса. Подрезка и отрезание. Отрезание заготовки резаком. Замер и контроль размеров штангельциркулем. Обработка деталей фигурного профиля. Проверка шаблоном. Зачистка деталей шкуркой.

III.        Плоскорельефная резьба с подборным фоном - 26 часов.
Теоретические сведения:

       Особенности плоскорельефной резьбы с подборным фоном (разметка, высота орнамента и фона). Глубина фона. Последовательность выполнения резьбы. Инструменты и материалы: резцы-косячки, плоские и полуплоские стамески, клюкарзы. Зачеканивание. Инструменты для зачеканивания (пуансоны). Технология зачеканивания.

Практические работы:

       Подготовка учебных досок для резьбы: пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Составление орнаментов и их выполнение в технике плоскорельефной резьбы с подборным фоном. Заточка и правка инструмента. Правила безопасной работы с резцами. Тонирование изделий.

IV.        Практическое повторение -20 часов.
     Изделия: Ручка для напильника. Толкушка.

Составление и обсуждение плана изготовления изделий. Работа с чертежом. Декорирование створок шкафчика плоскорельефной резьбой с подборным фоном. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при работе с резцами. Выполнение орнаментов в технике геометрической резьбы.

V.        Самостоятельная работа - 4 часа.

      Декорирование толкушки (техника резьбы на выбор учащихся).

                                                                     8 класс.

I четверть (81 час).

I.        Вводное занятие — 1 часа.

       Подведение итогов обучения в 7 классе. План работы и задачи обучения в 8 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.

II.        Соединения в столярно-мебельных изделиях - 16 часов.
Теоретические сведения:

        Виды мебели. Детали и элементы. Способы столярных соединений:

  1. Разъёмные (на болтах);
  2. Неразъёмные (на гвоздях, шурупах, на клею).

Основные виды неразъёмных  соединений: шиповые угловые, шиповые серединные, шиповые ящичные угловые. Выбор вида соединения при изготовлении изделий вручную для обеспечения прочности изделия и простоты выполнения. Соединение по кромке на гладкую фугу на круглых вставных шипах. Разметка отверстий под шипы, с помощью гвоздей, центриков, угольника и рейсмуса.

Практические работы:   Изделия: скамейка, тумбочка.

         Ориентировка по образцу и чертежу. Составление плана изготовления изделия. Требования к качеству соединения. Соединение деталей древесностружечных и древесноволокнистых плит.

III.        Заточка пил - 8 часов.
Теоретические сведения:

       Пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Элементы зубьев пил и их форма. Шаг и высота зуба. Углы резания. Фугование зубьев пил. Приспособления и инструменты для фугования пил. Затачивание зубьев пил. Инструменты и приспособления для затачивания зубьев пил. Типы разводок. Контроль качества развода, заточки, фуговки. Снятие заусенцев и устранение лишнего развода. Правила безопасной работы при затачивании пил.

Практические работы:

       Фугование. Разведение зубьев пил универсальной и простой разводкой. Крепление пил в приспособлениях. Затачивание пил с контролем качества развода, заточки, фуговки. Снятие заусенцев и устранение лишнего развода.

IV.        Прорезная резьба по дереву - 24 часа.
Теоретические сведения:

      Особенности прорезной резьбы (отсутствие фона). Материалы: липа, ольха, клен, осина, береза и т.д. Инструменты: поворотная пила, дрель, коловорот, свёрла, пилы ножовки (курковки), резаки-косячки, стамески, лобзик. Применение прорезной резьбы. Разметка отверстий для сверления. Последовательность выполнения резьбы: нанесение рисунка на материал, высверливание отверстий, опиловка по контуру, удаление фона. Вторичная прорисовка деталей узора и его окончательная проработка.

Практические работы:

       Изделия: розетки, солярные знаки.

Нанесение рисунка на материал. Разметка отверстий. Выпиливание по внешнему

контуру. Сверление отверстий. Удаление фона. Окончательная проработка рисунка.

V.        Практическое повторение - 28 часов.

     Изделия: Детский стол щитовой конструкции. Ваза для цветов (в технике прорезной

резьбы). Ориентировка по чертежу и образцу. Составление плана работы. Выбор материала и инструмента. Анализ качества выполненной работы. Затачивание пил и инструмента для резьбы по дереву.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.
   Выполнение орнамента в технике прорезной резьбы.

II четверть (63 час.)

I.        Вводное занятие - 1 час.

       Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Правила пожарной безопасности.

II.        История возникновения и развитие резьбы по дереву в России - 4 часа.
   Абрамцево-кудринская резьба. Богородская игрушка. Местные народные промыслы.

III.        Рельефно-заоваленная резьба - 20 часов.
Теоретические сведения:

      Особенности   исполнения   рельефно-заоваленной   резьбы.   Техника   исполнения. Инструменты:   резаки-косячки,   стамески   плоские   и   полукруглые,   клюкарзы. Художественная выразительность резьбы и ее применение.

Практические работы:

       Подготовка учебной доски к работе: Разметка, пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Выполнение орнамента с образца. Составление собственных орнаментов по представлению и их выполнение на материале. Заточка и правка инструмента.

IV.        Устранение пороков и дефектов древесины - 14 часов.
Теоретические сведения:

       Пороки древесины: сучки, гнили, трещины, грибные окраски, повреждения насекомыми, свилеватость и т.д. Способы устранения пороков и дефектов древесины:

  1. высверливание сучков и установка заделок;
  2. Вклеивание в трещины клиньев;
  3. Замазка щелей шпатлёвкой.
    Виды шпатлёвок и их приготовление.
    Практические работы:

      Определение порока или дефекта в материале и способа его устранения. Высверливание сучков вручную и на сверлильном станке. Изготовление заделки. Разметка под заделку. Установка заделки на клею и её застрагивание. Подмазка щелей шпатлёвкой.

V.        Практическое повторение - 20 час.

       Составление орнаментов и выполнение их в технике геометрической,' рельефно-заоваленной и прорезной резьбы. Устранение пороков древесины. Правила безопасной работы с резцами-косячками, стамесками, коловоротом. Декорирование орнаментами ранее выполненных изделий.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.

Изготовление шкатулки без склеивания. Ориентировка по образцу и чертежу. Выполнение орнамента на одной из стенок шкатулки. Выбор орнамента и техники резьбы по усмотрению учащихся.

III четверть (90 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

        Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. План работы и задачи обучения на 3 четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Подготовка работ учащихся к празднику труда.

II.        Основные сведения о процессе резания древесины - 4 часа.
Теоретические сведения:

       Виды резания: продольное, поперечное, торцовое. Движения резания и подачи. Понятие о суммарной силе резания. Элементы резца. Основные грани, кромки и углы при прямолинейном движении резца.

III.        Изготовление строгального инструмента - 26 часов.
Теоретические сведения:

         Строгальный инструмент, применяемый при ручной обработке древесины. Элементы резца. Материал для изготовления строгального инструмента (порода, направление волокон, дефекты).

 Практические работы:

        Изделие: рубанок. Подбор материала. Фугование заготовки для колодки. Разметка, долбление колодки. Подгонка «постели» по ножу. Изготовление клина. Обработка изделия напильником, шкуркой, лаком. Ориентировка по чертежу и разъёмному макету. Составление плана изготовления изделия.

IV.        Рельефная резьба - 34 часа.
Теоретические сведения:

       Технология выполнения рельефной резьбы. Необходимые материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Применение шаблона. Надрез и подрезка контура орнамента. Виды рельефной резьбы:

  1. Барельеф;
  2. Горельеф.
    Практические работы:

        Подготовка учебных досок к выполнению резьбы: пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Использование шаблона для нанесения орнамента и его выполнение.

V.        Практическое повторение - 20 час.

       Изготовление шерхебеля. Ориентировка в задании по образцу и чертежу. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Резьба орнаментов в технике рельефной резьбы.

VI.        Самостоятельная работа - 4 часа.
        Выполнение орнамента в технике рельефной резьбы.

IV четверть (72 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

      Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Техника безопасности. Пожарная безопасность.

II.        Столярно-мебельные изделия - 28 часа.
Теоретические сведения:

       Виды мебели. Бытовая мебель: табуреты, стулья, кресла, кровати, столы, шкафы и т.д. Мебель для учреждений. Виды мебели по способу изготовления: гнутая, гнуто-клееная, плетёная. Виды мебели по конструкции: Брусковая, корпусная, щитовая, смешанная, складная, жёсткая, мягкая. Детали и элементы столярно-мебельных изделий. Разборные соединения. Петли, ручки, замки, задвижки, защёлки.

Практические работы:

      Ремонт узлов соединения мебельных конструкций склеиванием. Ремонт деталей. Замена деталей. Составление плана работы при ремонте мебели.

III.        Скульптурная резьба по дереву - 18 часов.
Теоретические сведения:

       Особенности выполнения скульптурной резьбы. Набор инструментов для выполнения объёмных изделий.   Богородский нож. Материал для резьбы. Технология выполнения объёмной резьбы. Отделка скульптурных изделий.

Практические работы:

             Изделия: Шахматные фигуры. Ориентировка в задании по чертежу и образцу. Составление и коллективное обсуждение плана работы. Обозначение контура. Зарубка основных форм. Подрезка материала. Отделка изделий.

IV.        Практическое повторение - 20 часа.

           Ремонт мебели: переклейка узлов соединения, переклейка каркасов стульев. Склеивание деталей при косом изломе. Сращивание вставками или шкантами при изломе в торец. Установка заделок. Подмазка трещин, выбоин, сколов. Замена ножек, царг, проножек в табуретах и столах. Совершенствование навыков скульптурной резьбы.

V.        Самостоятельная работа - 4 часа.

        Изготовление шахматной фигуры (конь) по образцу и рисунку.

         

                     9 класс.    

I четверть (90 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

Задачи и особенности обучения в 9 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.

II.        Основы композиции - 16 часов.
Теоретические сведения:

Понятие   о   выразительное! и,   цельности,   единстве   и   тектонике   композиции.

Композиционный центр. Уравновешенность композиции и её гармоничность. Нюанс,

контраст и их значение в композиции. Система осей, симметрия, ритм. Понятие о

граничном переходе, масштабе предмета и его масштабности.

Практические работы:

Составление орнаментов на основе знания законов композиции и их выполнение в

материале.

III.        Изготовление строгального инструмента - 24 часа.
Теоретические сведения:

Изделие: Фуганок.

Материалы и инструменты для изготовления фуганка. Разметка колодки и гнезда. Ориентировка в работе по чертежу и образцу.

 Практические работы:

Подбор материала для изготовления фуганка. Разметка колодки по чертежу. Выполнение гнезда в колодке. Изготовление и подгонка клина. Разметка и крепление выколотки-бойка. Разметка и изготовление ручки фуганка. Соединение ручки с колодкой.

IV.        Накладная рельефная резьба - 24 часа.

Теоретические сведения:

Виды резьбы:

  1. Накладная с фоном (глухая);
  2. Прорезная (ажурная).

Применение  накладной  резьбы.  Технология  изготовления  орнамента  в  технике

накладной резьбы. Материалы для резьбы: берёза, орех, дуб и т.д. Отделка готовых

изделий.

Практические работы:

Изучение  образов  резных  композиций  в  технике  накладной  резьбы.   Процесс

изготовления накладной резьбы:

  1. Подбор материала;
  2. Подготовка подушки;
  3. выбор инструмента;
  4. нанесение рисунка на заготовку;
  5. наклеивание заготовки на подушку;
  6. Обрезка резьбы по контуру;
  7. Проработка рельефа орнамента.

V.        Практическое повторение - 20 часов.

Зарисовка орнаментов с образцов и по представлению. Изготовление сложных орнаментов из пластилина, глины. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при заточке и работе с инструментами. Выполнение орнаментов в технике накладной резьбы.

VI. Самостоятельная работа - 4 часа.

Составление накладного орнамента для декорирования спинки кровати и его частичное выполнение в материале.

II четверть (70 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

Задачи обучения на вторую четверть. Правила техники безопасности   и   пожарной безопасности.

II.        Орнаментальные украшения столярно-мебельных изделий - 34 часов.
Теоретические сведения:

Основы   композиции   орнаментальных   украшений:   симметрия,   ритм,   контраст,

геометрическая форма. Значение декоративной линии и текстуры в орнаментальных

композициях. Замкнутые, раскрытые, линейные композиции.

Практические работы:

Упражнения:    построение    орнаментальных    композиций    с    учётом    основных

композиционных средств на заданной геометрической основе.

Изделия: оконный карниз, шкатулка, табуретка декорированные резьбой.

III.        Отделка поверхности изделий из древесины - 10 часов.
Теоретические сведения:

Виды лаков.  Способы нанесения лаков и сушки покрытий. Пневматическое и электростатическое распыление лаков.  Аэрозольное распыление.  Нанесение лака поливом. Окунание. Вальцевание. Техника безопасности при работе с лаками. Практические работы:

Удаление ворса. Виды морилок и способы их приготовления. Обработка изделий морилками. Лощение, шлифование окрашенной поверхности. Заполнение пор изделия из древесины мастикой. Нанесение лака кистью. Шлифование лакированной поверхности.

IV.        Практическое повторение - 20 часа.

Создание орнаментальных композиций и их выполнение на столярных изделиях. Отделка поверхности изделий. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при заточке.

V.        Самостоятельная работа - 4 часа.

Изделие: подставка для цветов, декорированная резьбой на выбор учащихся.

III четверть (100 час.)

I.        Вводное занятие - 2 часа.

Подготовка работ учащихся к выставке. Подготовка к выпускным экзаменам.

II.        Реконструкция старой мебели - 24 часа.

Теоретические сведения:

Назначение реконструкции. Инструменты и материалы. Использование накладных

элементов резьбы. Варианты декорирования резьбой мебели.

Практические работы:

Разработка вариантов реконструкции старой мебели и её выполнение.

III.        Ремонт облицованных поверхностей - 20 часов.
Теоретические сведения:

Виды повреждений: отслаивание шпона, трещины, расколы, коробление. Инструменты и

приспособления:   сыпучие   цулаги,   резиновые   обвязки.   Технология   устранения

повреждений.

Практические работы:

Объекты работ: тумбочки, столы, шкафы. Удаление лакокрасочных покрытий. Снятие

повреждённого шпона. Наклейка шпона, плёнки, декоративной бумаги, пластика.

Зачистка и отделка поверхности.

IV.        Скульптура по древесине с ярко выраженной текстурой - 30 часа.
Теоретические сведения:

Бытовые и декоративные изделия. Материал для резьбы: сосна, ясень, клён. Сочетание текстуры древесины с формой скульптуры. Технология резьбы. Техника безопасности при работе с инструментами.

V.        Практическое повторение - 20 часов.

Ремонт и реставрации мебели. Резьба объёмных композиций (птицы, рыбы, игрушки).

VI. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление скульптуры по выбору учащихся.

IV четверть (80 часов).

I. Вводное занятие - 2 часа. Подготовка к экзаменам.

II. Реставрация мебели - 24 часа. Теоретические сведения:

Основные понятия о реставрационных работах. Материалы и инструменты. Грунтовки, протравы. Клеи (рыбий, костный). Оборудование рабочего места. Подготовка к реставрации.   Реставрация   элементов   из   дерева.       Реставрация   поверхностей декорированных резьбой. Прозрачная отделка и окрашивание.

Практические работы:

Реставрация отдельных элементов изделий: укрепление шиповых соединений на гладкую фугу шпонками, шипами, пластинками строганого шпона. Заделка трещин. Удаление испорченной древесины и наращивание новой. Сращивание брусковых деталей на вставной шип, параллельными вставками. Изготовление и замена утраченных элементов резного декора.

III. Домовая и комбинированная резьба - 28 часов. Теоретические сведения:

Назначение домовой резьбы. Технология выполнения домовой резьбы. Инструменты: топор, пила, долото, стамеска, свёрла и т.д. Комбинированная резьба - резьба, включающая в себя все виды техник резьбы по дереву.

IV. Практическое повторение – 20 часов

    Ремонтные работы мебели и оборудования по заявкам школы

V. Самостоятельная работа – 4 часа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия для учащихся

  1. Технология: 5кл. (Для мальчиков)/ Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 2004.
  2. Технология: 6, 7 кл. (Для мальчиков) / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: Вентана-граф, 2004.
  3. Технология: 8, 9, 10, 11 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко.М   Вентана-граф, 2004        
  4. Бешенков А. К. Технология. Трудовое обучение: Учеб. Для 5-7/ кл. - М.: Дрофа, 1999.
  5. Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб. для  5-9 кл. — М.: Просвещение, 2004.

      6. Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Метод. пособие: 5-7 кл. — М.: Аркти, 2000.        

      7. Б.А. Журавлёв «Столярное дело». Учебное пособие для 5-9 классов. М:«Просвещенце»,      1989г.

Пособия для учителей

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».  Вестник образования 1992 г.--№11.
  2.  Требования к содержанию рабочих учебных программ по трудовому обучению  в общеобразовательных учреждениях Вологодской области.
  3.  Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. Москва. Изд. дом  "Дрофа" 1998 год.
  4.   Программы "Профессионально-трудовое  обучение" Сборник   Просвещение 1981г. Для вспомогательной школы.
  5. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно
    отсталых детей. М.: «Просвещение», 1986г.
  6.  «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.  
  7.  Рекомендации о проведении экзаменов по трудовому обучению выпускников
    образовательных учреждений VIII вида, от 4.03.2001 Ш9/1448-6 Министерство образования РФ.
  8.  Материалы для подготовки и проведения экзамена: Технология: 9 кл. / Сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А Коз (Итоговая аттестация выпускников). — М.: Просвещение, 2002.
  9. .Инструкция «О перечне профессий для общеобразовательных учреждений». Министерство образования РФ 21.05.01. Ш 13-13.
  10. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2005.
  11. .Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М., 1966.
  12. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М., 1992.
  13.  Ковалев Е.А.Трудовое обучение во вспомогательной школе.- М.,1988.
  14.  Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический материал по трудовому обучению: Технология обработки древесины: 5—7 кл. — М.: Просвещение, 2001.
  15.  Справочник по техническому труду / Под ред. А. Н. Ростовцева и др. — М.: Просвещение, 1996.
  16. Д.М. Гусарчук «300 ответов любителю художественных работ по
    дереву». М.: «Лесная промышленность», 1985г.
  17.  Столярные и плотницкие работы. М Просвещение. 1988 г.
  18.  Столярное дело. Кулебакин Г.И. Москва "Строиздат" 1987 г.
  19.  A.M. Коноваленко «Реставрация мебели». Санкт-Петербург.
    Издательство «Литера», 1998г.
  20.  СВ. Деменьтьев «Резьба по дереву». М.: Издательский дом МСП, 2000г.
  21.  Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск 2000 г.
  22.  Яковлев И. И. Художественная резьба по дереву. Москва 1987
  23.  Т.А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву». М.: Высшая школа, 1989г.
  24.  Г.И. Кулебакин «Рисунок и основа композиции». М.: Высшая школа,
    1988г.

Используемая литература

Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. М.: «Просвещение», 1986г.

«Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.  

Б.А. Журавлёв «Столярное дело». Учебное пособие для 5-9 классов. М: «Просвещенце», 1989г.

Г.И. Кулебакин «Рисунок и основа композиции». М.: Высшая школа, 1988г.

Т.А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву». М.: Высшая школа, 1981г.

СВ. Деменьтьев «Резьба по дереву». М.: Издательский дом МСП, 2000г.

A.M. Коноваленко «Реставрация мебели». Санкт-Петербург. Издательство «Литера», 1998г.

Д.М. Гусарчук «300 ответов любителю художественных работ по дереву». М.: «Лесная промышленность», 1985г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

УРОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШВЕЙНОЕ ДЕЛО В 6 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЕ VIII ВИДА)

УРОК ШВЕЙНОГО ДЕЛА В 6 КЛАССЕ " ОБРАБОТКА СРЕЗОВ ОСНОВНОЙ ДЕТАЛИ ФАРТУКА"Т е м а: обработка срезов основной детали фарту...

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Рабочая программа по русскому языку, программа М. Разумовской

Рабочая программа создана на базе авторской программы М.Разумовской. Предназначена для педагогов,работающих в 9 классе. ...

Рабочая программа 10-11 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по учебнику В.П. Максаковского....

Методическая разработка классного часа на тему: "Вредные привычки в подростковой среде"

Ознакомление учащихся с пагубным действием вредных привычек....

Открытый урок русского языка в 7 классе "Степени сранения наречий"

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения....

Модульные технологии на уроке математики

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Правила дифференцирования"...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные инте...