Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

     

    Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!

           Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках.        

            Ведущий 1: На Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые    

    песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии─особой формы устного народного творчества, пожалуй, наиболее древнейшего.         

    Ведущий 2: В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто это обряды, связанные со временами года, с крестьянским трудом, с культом урожая. В них отразили уклад жизни нашего народа,его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитание отцов и дедов.

    Ведущий 1: Закончилась зима,─ нужно было её проводить, чтобы не вернулись злые морозы и зазвать весну, осень─ время сбора урожая и свадеб, зимой─ Рождество и встреча Нового года ─ святки.

    Ведущий 2: Зимние обряды, пожалуй, одни из самых интересных.

    Ведущий1: А дозвольте мне спросить вас, гости дорогие, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту святки?

    Ведущий 1:А ведь что за диво дивное бывало прежде святки, как начнутся, так и пока-тятся навстречу другим зимним празднествам с песнями да плясками,со снежною порошей из-под конских копыт, с пирогами да лакомствами. И чего только не делали.

    Ведущий 1:Ряженные  бродили по дворам, развлекая хозяев запевками, катались на санях. Ходили в гости вечерами. Славили Рождество и желали добра друг другу.

    Ведущий 2:Да-а-а. Славное времечко было. А уж сколько обычаев. Примет было связано со святками. Взять для примера колядки, да щедровки.

    Ведущий 1: Во многих станицах хутарах  щедрование начиналось так.

                                 (сцена       щедрование)

    Группа подходит к окну дома и спрашивает: Вам щедровать? Хозяин либо говорит: щедруйтэ. Один из группы спрашивает: на кого? Хозяин или хозяйка называют сына или дочь, внука или говорят щедруйтэ на стариков.вя-о из вас, чтознаетлс интересных.      

    Щедровочка щедровала

    До виконца  приподала

    Щедрый вэчер, добрый вэчер

    Що ты тетка  напэкла

    Несы мени до викна

    Добрым людям на здоровье

    Добрым людям на здоровье.

    Хозяеваблагодарят щедруюших (баранками). Щедрующие  говорят , что еще будут щедровать .

    Щедрик,  ведрик

    Дайте  варэник

    Грудочку  кашки

    Кильце  ковбаски

    Горобчик   летив

    А  ты, дядьку знай,

    Хвостиком  вертил

    Копеечку дай.

    (Хозяева благодарят  коробкой с деньгами).

    Ведущий 2:Неменее интересно проходили колядки

    Группа колядующих просится колядовать. Хозяева пускают их в хату.

    Коляд,  коляд,  колядниця,

    Добра з медом паляныца,

    А без меду нэ така,

    Дай,  дядько пятака.

    Нэ дасы пятака,

    Визьму вола за рога,

    А кобылку за чуприну,

    Та поеду за могилу

    А ты, дядько, останышся так за могилы у кабак,

    Ведущий 1: Вечером под  старый новый  год ряженные девушки ходили мэлынковать.

    Мыланки ходылы,

    Васыльку носылы,

    Васылычку татку,

    Пустить нас у хатку.

    Мы жито златый хрэст

     Дыржали не жалы,

    Злату кадэныцю

    Кадытыся люды

    До вас господь будэ.

    С праздником З новым годом.

    В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

    Группа девушек ходят по улице, и думают как и где погадать. Одна из них вспомнила, что недалеко живет баба  Нюра, которая может и знает как гадать.

    ГАДАНИЕ  У  ВОРОТ.

    Выходят к забору или просто стоят за воротами во время ночи и говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый Волчек! Где залает собаченька, там живет мой суженный»! (Лай хриплый - брак со стариком, лай звонкий, тонкий молодой  жених).

    ГАДАНИЕ С БАШМАКОМ.

    Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота (или через дом). Наблюдают куда башмак ляжет носком. Куда ляжет  носком, в ту сторону будет отдана замуж. Если башмак ляжет носком к  воротам из которых выкинут, то девушка в этот год замуж не выйдет.

    ГАДАНИЕ НА ПОЛЕНАХ.

    Девушки подходят к поленице задом или защурясь и берут из ней без выбора, которой  какое  попадется. Затем каждая своё осматривает, из чего заключается будущее жениха.    

    Гладкоеполено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого же-ниха.

    Полено с шероховатой корою ─  некрасивого на вид.

    В толстой, но хорошей коре ─ богатого.

    Полено, местами ободранное ─ нуждающего.

    Без коры ─ бедного.

    Толстое полено ─ сильного богатыря.

    С сучками ─ из многодетной семьи.

    Кривое─ урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

        ГАДАНИЕ НА КОЛЬЦЕ, ХЛЕБЕ И КРЮЧКЕ.

    Положив на пол кольцо, крючок из хлеба, накрывают эти 3 предмета платком,

    из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется  кольцо ─ то жених будет щёголь, если хлеб ─ богач, а если крючок ─ то бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и пред        

    всеми изгибается.

          Гадальщики  благодарят  бабу   Нюру  за гадание.

    Ведущий 2:Утро нового года начинается с приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня  зависят благополучие и удача в течение всего года.

    (обряд посевания).

     Посевать ходили и парни и при этом говорили девушкам: «Все, ваша власть кончилась!» (потому что те накануне ходили щедровать).Иногда они наряжались в женские платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков,  гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздником! Мальчиков первым делом сажали на порог и просили» поквохтать»,  как курицы, чтобы  квочки хорошо несли яйца в новом году. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна сначала бросали в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

           Сею-вею,посеваю,                                  Жито-пщеницу,всяку пашницу...»        

           С Новым годом поздравляю.                 Ходе Илья на Василя,

           Здравствуйте,хозяин с хозяичкой,        Бог его знае где он бывае.

           С Новым годом,с праздником.              В чистом поле там плужок ходе,

           Сею-вею,посеваю,                                  За тем плужком сама Мать Божья,

           С Новым годом поздравляю.                 Ризу носе,Бога просе:

           Тох-тох,тарарох,                                     Зароди,Боже,жито-пщеницу,

          «Зароди,Боже,горох,                               Всякую пашницу.»

           Жито,пщеницу,                                       Где царь ходит-жито родит,

           Всяку пашницу.                                      Царица – там пщеница,

           Дева Мария по полю ходила,                С Новым годом,с новым счастьем,

           По полю ходила,Бога просила:             Василем днем.

           Зароди,Боже,жито-пщеницу,

    Накануне Нового года или в первый день его водили козу. Этот призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году. Недаром пели:

    Дэ коза ходэ- там жито родэ,

    Дэ коза рогом – там жито стогом,

    Дэ коза топ-топ- там жита сто коп.

    Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью изготавляли из дерева. Нижнюю челюсть делали подвижой,и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам козы подвешивали колокольчик. Если маска была из холщового мешочка и овчинки, то туловище делали так: два исполнителя роли козы держали две жерди, на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накидывал такой полушубок на себя и передвигался на корточках. Свита козы (ряженые) была немногочисленна. Обычно «дид», цыган, поводорь, михоноша (он нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей обрядовой песни в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита выполняют то, о чем поется в песне. Диалоги персонажей являются импровизацией. Этот обряд, записанный в станице Бриньковской.

    (появляется поводырь с козой.)

    Поводырь. Хозяин! Пустите козу?

    Хозяин с хозяйкой. ОЙ, заходьте! Заходьте!

    Поводырь. Только коза-то у нас непоседливая, шкодливая. Смотрите.

     Хор запевает обрядовую песню, во время которой поводырь, коза и свита ходят по двору.

    Добрый вечир вам - честным господам,

    Мы ни сами йдем, мы козу ведем,

    И рогатую, бородатую.

    Нидавно бралы - була молода,

    А тэпэрычкы состарилася,

    Своих деточок ны прокормыла.

    Та й пишла коза у Михайливку,

    А в Михайливки вси Люды - стрэльци,

    (В это время некоторые из казаков начинают прицеливаться в козу из ружей. Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает « шалить» «нашкодить»,что-нибудь сломает, куда - нибуть влезть.)

    Хочу козу вбыть и с вита згубыть.

    А це ж коза их ны боитца,

    (В это время «дид» выходит вперед, сердито смотрит на козу, поглаживая бороду.)

    Тилько боитца одного дида,

    А в того дида Сида борода.

    Як ударил вин у правэ ухо,

    («дид»подходит к козе и бьет ее в правое ухо.)

    А с лева уха потикла юха.

    Тут коза впала,ны жива стала.

    Поводырь бьет «дида» кнутом,прогоняет его и начинает причитать над козой.

    Поводырь .Ой, моя коза! Ой, моя роднэнтка! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо...Да моя ты роднэнька...Ой,да ты ж мэни  молочком обслуживала!..Да я же и усим дарыл то молоко...Молока много було. Я прийшов, выкопал ямку, лил молоко туда. От собаки набралыся,попылы,подралыся и попадали,де молоко...Ой  що ж воны зробылы?! Сколотыли  мэни масло. Я масло выбрав, продав. Купыв соби шаровары. Та начал жыти. От как було. А тэпэрь що мэни робыть? Хлопци! Кто у вас лэчить умеет?  

    1-йказак.Я лэчу!

    Поводырь. Ты?! А много бэрешь?

    1-йказак.Ни-и!

    Поводырь.Ну вот! Если устанэт коза-заплачу!

    1-й казак(начинает делать»волшебные»движения руками; таинственно, вполголоса).Дэ йе-хай и йе, а дэ нэмае-хай и немае.

    Поводырь. Що-що?Що ты кажешь там?!

    1-й казак(растерянно).Дэ йе...

    Поводырь.Ну?

    1-й казак...хай и йе.

    Поводырь.Так-так.

    1-й казак.А дэ немае-хай и немае.

    Поводырь (рассердившись,прогоняет «лекаря»).Що ж робыть? Кто ж може вылэчить?Есть еще лекарь?

    2-йказак. Я в одын мэх вылэчу. Я знаю таку молытву, шо ой-ой-ой!

    Поводырь.Та у нас тут одын уж знал!..

    2-й казак. Ни-и! Я знаю Трошки лучше... (Начинает «лечить»,тоже делая «магические»движения руками, приговаривает.)

    Бэгала сучка через мист,

    Четыре лапы,пяты хвист,

    Шеста голова,

    Хай ей и Бог помога!

    В это время коза начинает потихоньку дышать и шевелиться.

    Поводырь (удовлетворенно).Так-так!

    Все удивляются, что коза начинает оживать,однако она еще лежит,не встает. К поводырюподходит цыган с молотком и предлагает свои услуги.

    Цыган. Я могу козу вылэчить.

    Поводырь. Да ну?

    Цыган. Да будэт ходить-нэ будешь обыжаться. Позолоти  руку!

    Поводырь. Ишь ты! Уже и «позолоти»...А не обманешь?

    Цыган. Ни-и! Сделаю. Позолоти руку!

    Поводырь. Давай, лэчи!

    Цыган начинает подковывать козу. 

    Поводырь(возмущенно) Та ты що ж  робышь? Ей же больно! Вона у нее же болыть  (показывает на ногу)...

    Цыган. Позолоти руку!

    Поводырь и цыган долго и смешно торгуются, наконец поводырь дает деньги.

    Поводырь. Сделай только как надо!

    Цыган. Нэ будешь обыжаться! (Продолжает подковывать.)

    Коза начинает нервно дергать копытами и слабо подавать голос.Поводырь ругает цыгана и прогоняет его прочь.

    Поводырь. От тоже, накувал тут мэни. Спасибо! Коза шевелит головой.)Ой-ой! Смотри, вже и головочкой  щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!

    Хор. (продолжает петь колядки, во время которой участники обряда обыгрывают ее содержание; коза встает и начинает ходить по двору).

    А ты, михонос, дух кози пид хвост,

    А ты, Гаврило, дуй кози в рыло,

    Посреди двора стань, коза, жива.

    Та й проходится по нему двору,

    По цему двору господареву.

    Участники обряда одаривают козу колбасой,пирогами,салом,овсом и т.д.)

    Господарь идэ-ковбасу нэсэ,               А на рижечкы-два пирижечны,

    А на хвостычок –сала кусочок,            Мирочку овса-тут колядка вся.

    То,чем одарена свита,михонос собирает в мешок.

                                           Викторина

    1.Рождение  какого ребенка  было особой радостью для семьи?

    (Конечно  мальчика. Если рождался мальчик, то это считалось прибыток ,наделяли земельным участком, а рождение девочки считалось  убытком, а девочку - разорительницей.

    2.Кто имел право в доме резать хлеб?

    (Только мужчина имел право резать хлеб, причём самый старший во

    время пищи. Дети –мальчики начинали резать хлеб с 7лет. За столом   имел право начинать кушать дед или муж).

    3.Кто и как выбирал место для строительства.

    (Мужчина, будущий хозяин дома, заводил на земельный удел коня.

    Там где далее других конь ел траву и даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали калитку для дома).

    4.Насили ли казаки обручальные кольца?

    (У казаков всегда были обручальные кольца, но они их никогда не носили. Кольца хранились  в ладанке или в кноте именной иконы).

    5.Что висело над дверью в спальню?

    (Над дверью в спальню висела сабля или шашка мужа, как оберег от зла.

    Ведущий 1:Душа народа живет в его песнях. Они из далекого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли его тревоги и радости, мечты и идеалы.

    Коллектив 11 «А» класса исполнит песню  «Ой, при лушке, при  лушке».

    Ведущий 2:В том, что народная песня живет, сохраняет свой волшебный первозданный лад, огромная заслуга казаков-песельников. Но не менее важна здесь и работа собирателей – настоящих энтузиастов кубанской казачьей песни.

    Коллектив 9 «Г» исполнит песню «На  огороде, черна редька».

    Ведущий 1:Песня-это связь с Родиной; с той землей, что обильно полита кровью пред-ков и на которой выпало счастье родиться, с теми людьми, что рядом, и с те-ми, что давно уже ушли от нас, но живут и будут жить с нами своими помыслами, сердечными чувствами. 9 «А» «Ехали казаченьки».                      

    Ведущий 2:В будни и праздники, в счастье и в беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином, защитником Отечества.

    Коллектив  11 «Б» исполнят песню «Есаул».

    Ведущий 1:Песни казаков Кубани - свидетели былых времен, многие из них бытуют и до сих пор в станицах края и составляют золотой фонд казачьего фольклора.

    Коллектив  10  «В» исполнит песню «Несэ Галя  воду».

    Образность военных,бытовых,лирических ипоходных песен навеяна родной природой-ведь человек вообще неотделим от нее.Одноко наши предки это не просто понимали умом, а чувствовали сердцем. Не случайно мать для казака сама  «степь широкая».

    В исполнении  9 «В» послушайте песню «Степь широка».

    Ведущий 2:В бытовых и походных песнях запечатлен удалой казачий дух. Пели о доле, о любви, о матерях, о родном доме.

    В исполнении коллектива 11 «Б» звучит песня  «Варэнэчки».                    

    И в заключении наших   казачих посиделок    давайте вместе с нами (10«А»)

    споем  песню «Розпрягайте хлобци  конэй».        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Dobryy_vecher.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

    Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!

           Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках.        

            Ведущий 1: На Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые    

    песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии─особой формы устного народного творчества, пожалуй, наиболее древнейшего.        

    Ведущий 2: В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто это обряды, связанные со временами года, с крестьянским трудом, с культом урожая. В них отразили уклад жизни нашего народа,его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитание отцов и дедов.

    Ведущий 1: Закончилась зима,─ нужно было её проводить, чтобы не вернулись злые морозы и зазвать весну, осень─ время сбора урожая и свадеб, зимой─ Рождество и встреча Нового года ─ святки.

    Ведущий 2: Зимние обряды, пожалуй, одни из самых интересных.

    Ведущий1: А дозвольте мне спросить вас, гости дорогие, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту святки?

    Ведущий 1:А ведь что за диво дивное бывало прежде святки, как начнутся, так и пока-тятся навстречу другим зимним празднествам с песнями да плясками,со снежною порошей из-под конских копыт, с пирогами да лакомствами. И чего только не делали.

    Ведущий 1:Ряженные  бродили по дворам, развлекая хозяев запевками, катались на санях. Ходили в гости вечерами. Славили Рождество и желали добра друг другу.

    Ведущий 2:Да-а-а. Славное времечко было. А уж сколько обычаев. Примет было связано со святками. Взять для примера колядки, да щедровки.

    Ведущий 1: Во многих станицах хутарах  щедрование начиналось так.

                                 (сцена       щедрование)

    Группа подходит к окну дома и спрашивает: Вам щедровать? Хозяин либо говорит: щедруйтэ. Один из группы спрашивает: на кого? Хозяин или хозяйка называют сына или дочь, внука или говорят щедруйтэ на стариков.     

    Щедровочка щедровала

    До виконца  приподала

    Щедрый вэчер, добрый вэчер

    Що ты тетка  напэкла

    Несы мени до викна

    Добрым людям на здоровье

    Добрым людям на здоровье.

    Хозяева благодарят щедруюших (баранками). Щедрующие  говорят , что еще будут щедровать .

    Щедрик,  ведрик

    Дайте  варэник

    Грудочку  кашки

    Кильце  ковбаски

    Горобчик   летив

    А  ты, дядьку знай,

    Хвостиком  вертил

    Копеечку дай.

    (Хозяева благодарят  коробкой с деньгами).

    Ведущий 2:Неменее интересно проходили колядки

    Группа колядующих просится колядовать. Хозяева пускают их в хату.

    Коляд,  коляд,  колядниця,

    Добра з медом паляныца,

    А без меду нэ така,

    Дай,  дядько пятака.

    Нэ дасы пятака,

    Визьму вола за рога,

    А кобылку за чуприну,

    Та поеду за могилу

    А ты, дядько, останышся так за могилы у кабак,

    Ведущий 1: Вечером под  старый новый  год ряженные девушки ходили мэлынковать.

    Мыланки ходылы,

    Васыльку носылы,

    Васылычку татку,

    Пустить нас у хатку.

    Мы жито златый хрэст

     Дыржали не жалы,

    Злату кадэныцю

    Кадытыся люды

    До вас господь будэ.

    С праздником З новым годом.

    В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

    Группа девушек ходят по улице, и думают как и где погадать. Одна из них вспомнила, что недалеко живет баба  Нюра, которая может и знает как гадать.

    ГАДАНИЕ  У  ВОРОТ.

    Выходят к забору или просто стоят за воротами во время ночи и говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый Волчек! Где залает собаченька, там живет мой суженный»! (Лай хриплый - брак со стариком, лай звонкий, тонкий молодой  жених).

    ГАДАНИЕ С БАШМАКОМ.

    Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота (или через дом). Наблюдают куда башмак ляжет носком. Куда ляжет  носком, в ту сторону будет отдана замуж. Если башмак ляжет носком к  воротам из которых выкинут, то девушка в этот год замуж не выйдет.

    ГАДАНИЕ НА ПОЛЕНАХ.

    Девушки подходят к поленице задом или защурясь и берут из ней без выбора, которой  какое  попадется. Затем каждая своё осматривает, из чего заключается будущее жениха.    

    Гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого же-ниха.

    Полено с шероховатой корою ─  некрасивого на вид.

    В толстой, но хорошей коре ─ богатого.

    Полено, местами ободранное ─ нуждающего.

    Без коры ─ бедного.

    Толстое полено ─ сильного богатыря.

    С сучками ─ из многодетной семьи.

    Кривое─ урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

        ГАДАНИЕ НА КОЛЬЦЕ, ХЛЕБЕ И КРЮЧКЕ.

    Положив на пол кольцо, крючок из хлеба, накрывают эти 3 предмета платком,

    из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется  кольцо ─ то жених будет щёголь, если хлеб ─ богач, а если крючок ─ то бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и пред        

    всеми изгибается.

          Гадальщики  благодарят  бабу   Нюру  за гадание.

    Ведущий 2:Утро нового года начинается с приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня  зависят благополучие и удача в течение всего года.

    (обряд посевания).

     Посевать ходили и парни и при этом говорили девушкам: «Все, ваша власть кончилась!» (потому что те накануне ходили щедровать).Иногда они наряжались в женские платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков,  гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздником! Мальчиков первым делом сажали на порог и просили» поквохтать»,  как курицы, чтобы  квочки хорошо несли яйца в новом году. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна сначала бросали в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

           Сею-вею,посеваю,                                  Жито-пщеницу,всяку пашницу...»        

           С Новым годом поздравляю.                 Ходе Илья на Василя,

           Здравствуйте,хозяин с хозяичкой,        Бог его знае где он бывае.

           С Новым годом,с праздником.              В чистом поле там плужок ходе,

           Сею-вею,посеваю,                                  За тем плужком сама Мать Божья,

           С Новым годом поздравляю.                 Ризу носе,Бога просе:

           Тох-тох,тарарох,                                     Зароди,Боже,жито-пщеницу,

          «Зароди,Боже,горох,                               Всякую пашницу.»

           Жито,пщеницу,                                       Где царь ходит-жито родит,

           Всяку пашницу.                                      Царица – там пщеница,

           Дева Мария по полю ходила,                С Новым годом,с новым счастьем,

           По полю ходила,Бога просила:             Василем днем.

           Зароди,Боже,жито-пщеницу,

    Накануне Нового года или в первый день его водили козу. Этот призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году. Недаром пели:

    Дэ коза ходэ- там жито родэ,

    Дэ коза рогом – там жито стогом,

    Дэ коза топ-топ- там жита сто коп.

    Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью изготавляли из дерева. Нижнюю челюсть делали подвижой,и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам козы подвешивали колокольчик. Если маска была из холщового мешочка и овчинки, то туловище делали так: два исполнителя роли козы держали две жерди, на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накидывал такой полушубок на себя и передвигался на корточках. Свита козы (ряженые) была немногочисленна. Обычно «дид», цыган, поводорь, михоноша (он нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей обрядовой песни в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита выполняют то, о чем поется в песне. Диалоги персонажей являются импровизацией. Этот обряд, записанный в станице Бриньковской.

    (появляется поводырь с козой.)

    Поводырь. Хозяин! Пустите козу?

    Хозяин с хозяйкой. ОЙ, заходьте! Заходьте!

    Поводырь. Только коза-то у нас непоседливая, шкодливая. Смотрите.

     Хор запевает обрядовую песню, во время которой поводырь, коза и свита ходят по двору.

    Добрый вечир вам - честным господам,

    Мы ни сами йдем, мы козу ведем,

    И рогатую, бородатую.

    Нидавно бралы - була молода,

    А тэпэрычкы состарилася,

    Своих деточок ны прокормыла.

    Та й пишла коза у Михайливку,

    А в Михайливки вси Люды - стрэльци,

    (В это время некоторые из казаков начинают прицеливаться в козу из ружей. Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает « шалить» «нашкодить»,что-нибудь сломает, куда - нибуть влезть.)

    Хочу козу вбыть и с вита згубыть.

    А це ж коза их ны боитца,

    (В это время «дид» выходит вперед, сердито смотрит на козу, поглаживая бороду.)

    Тилько боитца одного дида,

    А в того дида Сида борода.

    Як ударил вин у правэ ухо,

    («дид»подходит к козе и бьет ее в правое ухо.)

    А с лева уха потикла юха.

    Тут коза впала,ны жива стала.

    Поводырь бьет «дида» кнутом,прогоняет его и начинает причитать над козой.

    Поводырь .Ой, моя коза! Ой, моя роднэнтка! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо...Да моя ты роднэнька...Ой,да ты ж мэни  молочком обслуживала!..Да я же и усим дарыл то молоко...Молока много було. Я прийшов, выкопал ямку, лил молоко туда. От собаки набралыся,попылы,подралыся и попадали,де молоко...Ой  що ж воны зробылы?! Сколотыли  мэни масло. Я масло выбрав, продав. Купыв соби шаровары. Та начал жыти. От как було. А тэпэрь що мэни робыть? Хлопци! Кто у вас лэчить умеет?  

    1-йказак.Я лэчу!

    Поводырь. Ты?! А много бэрешь?

    1-йказак.Ни-и!

    Поводырь. Ну вот! Если устанэт коза-заплачу!

    1-й казак(начинает делать»волшебные»движения руками; таинственно, вполголоса).Дэ йе-хай и йе, а дэ нэмае-хай и немае.

    Поводырь. Що-що?Що ты кажешь там?!

    1-й казак(растерянно).Дэ йе...

    Поводырь.Ну?

    1-й казак...хай и йе.

    Поводырь.Так-так.

    1-й казак.А дэ немае-хай и немае.

    Поводырь (рассердившись,прогоняет «лекаря»).Що ж робыть? Кто ж може вылэчить?Есть еще лекарь?

    2-йказак. Я в одын мэх вылэчу. Я знаю таку молытву, шо ой-ой-ой!

    Поводырь.Та у нас тут одын уж знал!..

    2-й казак. Ни-и! Я знаю Трошки лучше... (Начинает «лечить»,тоже делая «магические»движения руками, приговаривает.)

    Бэгала сучка через мист,

    Четыре лапы,пяты хвист,

    Шеста голова,

    Хай ей и Бог помога!

    В это время коза начинает потихоньку дышать и шевелиться.

    Поводырь (удовлетворенно).Так-так!

    Все удивляются, что коза начинает оживать,однако она еще лежит,не встает. К поводырюподходит цыган с молотком и предлагает свои услуги.

    Цыган. Я могу козу вылэчить.

    Поводырь. Да ну?

    Цыган. Да будэт ходить-нэ будешь обыжаться. Позолоти  руку!

    Поводырь. Ишь ты! Уже и «позолоти»...А не обманешь?

    Цыган. Ни-и! Сделаю. Позолоти руку!

    Поводырь. Давай, лэчи!

    Цыган начинает подковывать козу.  

    Поводырь(возмущенно) Та ты що ж  робышь? Ей же больно! Вона у нее же болыть  (показывает на ногу)...

    Цыган. Позолоти руку!

    Поводырь и цыган долго и смешно торгуются, наконец поводырь дает деньги.

    Поводырь. Сделай только как надо!

    Цыган. Нэ будешь обыжаться! (Продолжает подковывать.)

    Коза начинает нервно дергать копытами и слабо подавать голос.Поводырь ругает цыгана и прогоняет его прочь.

    Поводырь. От тоже, накувал тут мэни. Спасибо! Коза шевелит головой.)Ой-ой! Смотри, вже и головочкой  щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!

    Хор. (продолжает петь колядки, во время которой участники обряда обыгрывают ее содержание; коза встает и начинает ходить по двору).

    А ты, михонос, дух кози пид хвост,

    А ты, Гаврило, дуй кози в рыло,

    Посреди двора стань, коза, жива.

    Та й проходится по нему двору,

    По цему двору господареву.

    Участники обряда одаривают козу колбасой,пирогами,салом,овсом и т.д.)

    Господарь идэ-ковбасу нэсэ,               А на рижечкы-два пирижечны,

    А на хвостычок –сала кусочок,            Мирочку овса-тут колядка вся. 

    То,чем одарена свита,михонос собирает в мешок.

                                           Викторина

    1.Рождение  какого ребенка  было особой радостью для семьи?

    (Конечно  мальчика. Если рождался мальчик, то это считалось прибыток ,наделяли земельным участком, а рождение девочки считалось  убытком, а девочку - разорительницей.

    2.Кто имел право в доме резать хлеб?

    (Только мужчина имел право резать хлеб, причём самый старший во

    время пищи. Дети –мальчики начинали резать хлеб с 7лет. За столом   имел право начинать кушать дед или муж).

    3.Кто и как выбирал место для строительства.

    (Мужчина, будущий хозяин дома, заводил на земельный удел коня.

    Там где далее других конь ел траву и даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали калитку для дома).

    4.Насили ли казаки обручальные кольца?

    (У казаков всегда были обручальные кольца, но они их никогда не носили. Кольца хранились  в ладанке или в кноте именной иконы).

    5.Что висело над дверью в спальню?

    (Над дверью в спальню висела сабля или шашка мужа, как оберег от зла.

    Ведущий 1:Душа народа живет в его песнях. Они из далекого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли его тревоги и радости, мечты и идеалы.

    Коллектив 11 «А» класса исполнит песню  «Ой, при лушке, при  лушке».

    Ведущий 2:В том, что народная песня живет, сохраняет свой волшебный первозданный лад, огромная заслуга казаков-песельников. Но не менее важна здесь и работа собирателей – настоящих энтузиастов кубанской казачьей песни.

    Коллектив 9 «Г» исполнит песню «На  огороде, черна редька».

    Ведущий 1:Песня-это связь с Родиной; с той землей, что обильно полита кровью пред-ков и на которой выпало счастье родиться, с теми людьми, что рядом, и с те-ми, что давно уже ушли от нас, но живут и будут жить с нами своими помыслами, сердечными чувствами. 9 «А» «Ехали казаченьки».                     

    Ведущий 2:В будни и праздники, в счастье и в беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином, защитником Отечества.

    Коллектив  11 «Б» исполнят песню «Есаул».

    Ведущий 1:Песни казаков Кубани - свидетели былых времен, многие из них бытуют и до сих пор в станицах края и составляют золотой фонд казачьего фольклора.

    Коллектив  10  «В» исполнит песню «Несэ Галя  воду».

    Образность военных,бытовых,лирических ипоходных песен навеяна родной природой-ведь человек вообще неотделим от нее.Одноко наши предки это не просто понимали умом, а чувствовали сердцем. Не случайно мать для казака сама  «степь широкая».

    В исполнении  9 «В» послушайте песню «Степь широка».

    Ведущий 2:В бытовых и походных песнях запечатлен удалой казачий дух. Пели о доле, о любви, о матерях, о родном доме.

    В исполнении коллектива 11 «Б» звучит песня  «Варэнэчки».                    

    И в заключении наших   казачих посиделок    давайте вместе с нами (10«А»)

    споем  песню «Розпрягайте хлобци  конэй».