Статья "От здорового питания - к здоровому поколению"
статья по теме

Белякова Людмила Михайловна

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Коллектив нашей школы №35 города Рыбинска главными приоритетами в своей деятельности считает приоритеты оздоровления, аргументируя следующим:

- здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

- оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

- индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

         Кто-то из мудрецов заметил: «Можно и хлеб есть, как пряник, и ощущать себя счастливым». Это изречение стало идеей  в пропаганде здорового питания и формирования у обучающихся высокой культуры еды.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

От здорового питания – к здоровому поколению

Белякова Л.М.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка, литературы

и мировой художественной культуры

МОУ СОШ №35 города Рыбинск

        

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Коллектив нашей школы №35 города Рыбинска главными приоритетами в своей деятельности считает приоритеты оздоровления, аргументируя следующим:

- здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

- оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

- индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

        Кто-то из мудрецов заметил: «Можно и хлеб есть, как пряник, и ощущать себя счастливым». Это изречение стало идеей  в пропаганде здорового питания и формирования у обучающихся высокой культуры еды.    

        Коллекция уроков, внеурочных мероприятий с детьми и семьёй демонстрирует новый системный подход, обеспечивающий успешную реализацию задач здоровьесберегающих технологий обучения. Созданный тезаурус «Обсерватория здорового питания» можно рассматривать и как совокупность приёмов, форм и методов организации здорового питания школьников, и как качественную характеристику инновационного продукта.

        

                                                                                                         

        В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка. Именно здесь он будет проводить значительное время, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Не случайно  Президент РФ Д.А. Медведев в очередной раз заявил: «Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием

современной системы здравоохранения в целом»

Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и обучащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают школьников в выборе будущей профессии.

Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении «мира в век Человека» [стр.17] отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно «Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности» [стр.24].

 Решение  проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей - требует совместных усилий и координации деятельности всех организаторов и участников образовательного процесса в сотрудничестве с социальными партнёрами.

Проблемное поле реализации данной проблемы – рациональное качественное питание школьников.  Во-первых, во многом из-за несбалансированного питания с каждым годом сокращается количество детей, имеющих первую и вторую группы здоровья. В 2010 г. – 2% обучающихся имели I группу здоровья, 57% - II группу здоровья..  Возросла распространенность основных алиментарно-зависимых заболеваний среди обучающихся: болезни органов пищеварения – 6%, ожирение и избыточная масса тела 8%, кариес – 52%. Во-вторых, некоторые дети, видимо, согласуя свои действия с мнением родителей, не питаются горячими завтраками и обедами в школьной столовой. Особенно это касается обучающихся 9-11 классов, которые предпочитают приобретать буфетную продукцию. Так, охват горячим питанием в 9 классе составил 37%, а в 10 -11 классах – всего лишь 18 %. Это серьезно нарушает рациональный режим питания, учитывая, что обучающиеся старших классов проводят в школе по 6 - 7 часов ежедневно.  В-третьих, дети и их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую, можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Для решения этой задачи и была разработана инновационная модель.

В настоящее время вся работа школы ориентирована на сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание особой здоровьесберегающей среды, своего рода «школы здоровья», где созданы условия для   кардинального изменения и улучшения социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений.                          

         В течение нескольких лет в ОУ СОШ №35 реализуется идея «От здорового питания – к здоровому поколению», воплощение которой определены следующими векторами:

- организация процесса питания в школе;

- формирование союза единомышленников (школа – семья – МУП ТД «На Сенной» - МУП аптека «Таблетка»);

- создание инновационного продукта   (программы «От здорового питания – к здоровому поколению», тезауруса «Обсерватория здорового питания», подпрограммы «Акцент» и адресной программы «В гостях у бабушки Питаньюшки»);

- разработка практических рекомендаций по внедрению программы «От здорового питания – к здоровому поколению».

Таким образом, создана настоящая коллекция эмпирического опыта, куда вошли лучшие сценарии, авторские разработки уроков и внеурочных мероприятий. Математическая точность, убедительность, высокая степень практической направленности прослеживается в уроках Рогулиной Е.В., Нестеренко А.Б., Большаковой Т.В..   Учителя гуманитарно-эстетического цикла - Ткаченко Ю.Н., Васюхина Ю.К., Белякова Л.М. - умело встраивают в учебную тему диалог (а иногда и полилог, и декалог) о вкусной, полезной и важной пище для растущего организма. Это та интеграция, которая естественным путём способна решать проблемы социализации личности ребёнка. Конечно, работа в этом направлении начинается уже в начальной школе. У нас работают мудрые педагоги, понимающие высокую степень ответственности за здоровье детей. Их занятия поражают разнообразием методических приёмов, композиционной оригинальностью, социальной значимостью и психологической продуманностью. Задворнова Г.А., Ражева С.А., Янаева И.В., Орлова Л.Н. – настоящие мастера в педагогике в целом  и в формировании культуры питания в частности.

        Сегодня можно говорить не только о высокой эффективности деятельности ОУ в этом направлении, но и том, что авторским коллективом школы создана модель, соответствующая  характеристикам  образовательной технологии как услуги по новому способу изучения, в результате которой выработана система, отличающаяся индивидуализированностью, гибкостью, открытостью. Кроме того,  коллекция-тезаурус «Обсерватория здорового питания» представляет собой универсальный способ решения важной проблемы укрепления и сохранения здоровья детей через режим питания в школе. И самое главное, идея здорового питания не только успешно внедрена в образовательный процесс, но и имеет высокий результат.

         «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое»

 [ С.314.], - эти слова Питера Друкера  имеют для нас стратегический смысл: переход на интенсификацию инновационной деятельности, ориентированной на повышение качества проводимой работы и осмысление социальных эффектов, которые уже были получены. Созданная нами модель  способна выстраивать:

а) новые взаимоотношения участников образовательного процесса;

         б) новые маркетинговые действия, которые трансформируются в инновационные услуги в организации здорового питания.

Всё это позволило интегрировать опыт в другие образовательные учреждения.

  Теоретический, методический, методологический материал,  состоящий из программы «От здорового питания – к здоровому поколению» и нескольких подпрограмм: «Акцент», «В гостях у бабушки Питаньюшки», а также тезауруса «Обсерватория здорового питания», востребован педагогическим сообществом Рыбинска, региона.

        Целенаправленная деятельность способствовала и  созданию универсальных методик, а также глоссария по здоровому питанию, а

педагогический конструктор включил в себя весь спектр мероприятий, адресатами которой являются школьники, родители, учителя:

- классные часы, беседы, круглые столы, конференции, дискуссии;

- выставки-продажи продукции столовой на родительских собраниях;

- Дни отрытых дверей столовой для родителей;

- практикумы «Любимые рецепты мам, бабушек, учителей»;

- тематические дни «Вкусного пирога», «Сладкоежек», «Фруктомания»;

- лекции диетологов;

- оформление альбомов и выставок;

- рефераты, доклады, презентации детей, родителей и учителей.  

Трёхчастная структуризация  всего накопленного материала определена

 а) содержанием (нормативные документы; педагогический конструктор, включающий методические и дидактические материалы; мониторинги);

 б) участниками инновации (обучающиеся, родители, учителя, ТД «На Сенной», медицинские работники);

в) формой деятельности:

     Урок

Дополнительное

образование

Внеурочная деятельность

 

        

В реализации поставленной задачи осуществляется, как уже было сказано выше, комплексный подход. Система мероприятия выстроена и вертикально, и горизонтально. Особенное внимание отводится массовым театрализованным событиям, способным включить в действо значительное количество участников и в игровой (или ролевой) форме пропагандировать здоровое питание, влиять позитивно на вкусовые пристрастия детей. Так была разработана и внедрена в практику школы адресная театрализованная программа «В гостях у бабушки Питаньюшки», авторами которой стали обучающиеся 10 класса и их классный руководитель Ткаченко Ю.Н.

Необходимость рождения такой программы возникла из-за проблем с детским питанием, а точнее, отношением детей к горячим завтракам в школе. Большинство детей (особенно начальных классов) не понимают важности здорового питания, их вкусы не ориентированы на полезность пищи. Многие привычки закладываются в нас с детства, и если мы с детства приучим детей питаться правильно, в будущем у них будет намного меньше проблем. Эта идея стала главной в предложенной программе, которую обучающиеся 10 класса реализуют в свою дежурную неделю.

Программу отличают несколько принципов:

 - вариативность (каждый день включает «диалог» с новым продуктом питания)

- динамичность (использование игровых методик, элементов театрализации)

- адресность (программа ориентирована на детей 7-11 лет) 

Содержательный блок состоит из шести тематических модусов, что определено календарным принципом:

Понедельник – капуста

Вторник – рыба и т.д.

Выбор продукта, о котором в этот день узнают дети, объясняется частым их отказом принимать пищу, приготовленную из этого продукта или на основе его.

Все занятия основаны на игровых, соревновательных методиках; исключается декларативность, назидательность в подаче информации. Регламент определён временными рамками перемен (20 мин.), на которых дети завтракают.

Следующим важным концептом в выстроенной модели «От здорового питания – к здоровому поколению» является активное привлечение родителей к сотрудничеству. Мы отказались частично от пассивных форм воздействия (лекции, беседы), отдав предпочтение современным агитационным, проблемным формам: дискуссии, мастер-классы, конференции, совместные конкурсы детей и родителей.         Афишируя встречу с родителями, подчёркивалась идея её адресности: приглашали   тех родителей, кого волнуют проблемы здоровья детей,  кто интересуется развитием гармонизированной личности. Здесь не давали готовых формул и правил, но предоставляли возможность найти ответы на самые сложные вопросы здоровьесбережения наших детей.

        Отсутствие назидательности, декларативности, обязательности сыграли свою положительную роль – родители активнее откликались на предложения школы, а через некоторое время стали единомышленниками в пропаганде здорового питания. Созданный коллективом тезаурус «Родительское собрание» иллюстрирует различные формы общения с родителями, которые помогают  доступно и качественно объяснить необходимость здорового питания в школе и семье. 

Образовательная политика нашей школы выстроена на основе гуманистических позиций, способствующих взрастить личность, отличающуюся интеллектуальным, нравственным и физическим здоровьем.

        Целевая программа «От здорового питания – к здоровому поколению» отражает все маршруты формирования здоровой личности, включённость в работу всех участников образовательного процесса, обеспечивает стабильную положительную динамику успеха, изменяет карту физического здоровья детей:

        - охват обучающихся горячими завтраками – 96,4%;

        - снижение роста заболеваемости за 2 года: ОРВИ с 20,2; до 17,7; желудочно-кишечные заболевания с 5,4% до 3,0%;

 - наблюдается стабильная динамика физического развития детей, переход из подготовительной физкультурной группы в основную группу;

- изменились вкусовые пристрастия детей в пользу здоровой пищи.

Мы понимаем, что мы хотим: не только достичь количественных показателей, но качественно изменить состояние здоровья детей, делая   инновацию Правилом жизни школы.  

Литература:

                1. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

2. Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы./Ф.Питер Друкер.: Москва, 1992.

3. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.

Электронные ресурсы:

1. http://www.bookland.ru/book1286797.htm

2.http://yandex.ru/yandsearch?text=здоровое+питание+школьников&clid=124994&lr