Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    "Занимательная фразеология"

    Агапова Наталья Владимировна

    Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zanimatelnaa_frazeologija.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Занимательная фразеология"

    Игра для учащихся 5-6-х классов

    Цель мероприятия:

    популяризация знаний по лексике русского языка;

    развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);

    развитие умения работать в группе.

    Оборудование:

    высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;

    названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;

    иллюстрации к фразеологизмам.

    Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.

    Организация игры.

    В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.

    Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.

    Ход игры

    Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».

    Символика

    Задание командам:

    Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

    золотые зубы – золотые руки;

     важная деталь – важная птица;

    медвежья услуга – медвежья берлога;

    горькая правда – горькая микстура;

    волчий хвост – волчий аппетит;

     принимать продукцию – принимать участие;

    приходить в голову – приходить в школу;

    выйти из комнаты – выйти из положения;

    дрова разгорелись – глаза разгорелись;

    cбивать с дерева – сбивать с толку.

    Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

    / Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

    в путь-дорогу снарядился

    с утра до ночи

    глаз не сводит

    день и ночь

    спору нет

    делать нечего/

    Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

    бить баклуши         точить лясы                                             зрителям:

    попасть впросак         закадычный друг                              мурашки бегают

    заклятый враг         кромешная тьма        

    сломя голову         с гулькин нос        

    Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

    принести стул – принести польз;

     поднять тревогу – поднять занавес;

    отдать книгу – отдать честь;

    глубокое озеро – глубокое уважение.

    зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

    Вопрос 5: Какое прилагательное (одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы:

    век, середина, правило;         

    удар, система, затмение;

    суп, шут, чучело;

    полюс, буря, поле.

    ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

    Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.

                                                                Игра со зрителями:

    Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

    время истекло

    ахиллесова пята

    рог изобилия

    запретный плод

    держать порох сухим

    одним миром мазаны

    Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

    Символика.

    Задание командам:

    В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

    1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

    Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

    Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

    Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

    2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

    Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

    Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

    А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?

    Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.

    Игра со зрителями: «Весёлые картинки». 

    Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.

    Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

    Символика.

    Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

    Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца

    Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

    Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились

    Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

    На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

    Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало

    В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

    Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

    Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

    Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз