Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    "Занимательная фразеология"

    Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zanimatelnaa_frazeologija.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Занимательная фразеология"

    Игра для учащихся 5-6-х классов

    Цель мероприятия:

    популяризация знаний по лексике русского языка;

    развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);

    развитие умения работать в группе.

    Оборудование:

    высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;

    названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;

    иллюстрации к фразеологизмам.

    Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.

    Организация игры.

    В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.

    Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.

    Ход игры

    Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».

    Символика

    Задание командам:

    Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

    золотые зубы – золотые руки;

     важная деталь – важная птица;

    медвежья услуга – медвежья берлога;

    горькая правда – горькая микстура;

    волчий хвост – волчий аппетит;

     принимать продукцию – принимать участие;

    приходить в голову – приходить в школу;

    выйти из комнаты – выйти из положения;

    дрова разгорелись – глаза разгорелись;

    cбивать с дерева – сбивать с толку.

    Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

    / Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

    в путь-дорогу снарядился

    с утра до ночи

    глаз не сводит

    день и ночь

    спору нет

    делать нечего/

    Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

    бить баклуши         точить лясы                                             зрителям:

    попасть впросак         закадычный друг                              мурашки бегают

    заклятый враг         кромешная тьма        

    сломя голову         с гулькин нос        

    Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

    принести стул – принести польз;

     поднять тревогу – поднять занавес;

    отдать книгу – отдать честь;

    глубокое озеро – глубокое уважение.

    зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

    Вопрос 5: Какое прилагательное (одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы:

    век, середина, правило;         

    удар, система, затмение;

    суп, шут, чучело;

    полюс, буря, поле.

    ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

    Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.

                                                                Игра со зрителями:

    Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

    время истекло

    ахиллесова пята

    рог изобилия

    запретный плод

    держать порох сухим

    одним миром мазаны

    Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

    Символика.

    Задание командам:

    В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

    1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

    Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

    Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

    Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

    2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

    Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

    Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

    А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?

    Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.

    Игра со зрителями: «Весёлые картинки». 

    Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.

    Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

    Символика.

    Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

    Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца

    Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

    Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились

    Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

    На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

    Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало

    В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

    Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

    Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

    Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка "Лексика.Фразеология"

    Урок -повторения и обобщения материала  и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....

    Презентация "Фразеология. Задания для самостоятельной работы".

    Данная работа может быть использована учителем на обобщающих уроках в 5-6 классах по теме "Фразеология"....

    лексика и фразеология

    На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

    Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".

    Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...

    Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

    Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

    фразеология

    презентация...

    Обобщающий урок "Фразеология"

    Данная презентация может быть использована в качестве обобщения  изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...

    Презентация "Фразеология"

    Цели урока:-познакомить учащихся с фразеологизмами;-учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;учить находить фразеологизмы в тексте...

    Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

    Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

    Копспект урока. Занимательная фразеология.

    Конкурс по теме "Фразеология"...