Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"
материал (5 класс) по теме

Гераськина Ирина Николаевна

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_4._pryamoe_i_perenosnoe_znachenie..doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4.

Прямое и переносное значение слов.

Изобразительно – выразительная роль слов с переносным значением.

Артикуляционная  разминка.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Работа с пословицей.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

1)   Отгадайте загадки.

а) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)

б) С грузом идут, а без груза не идут. (часы с гирями)

в) Эх, звоночки, синий цвет,  –

     С язычком, а звону нет. (колокольчики)

?- Какие слова из загадок помогли вам узнать ответ?

             На прошлом занятии мы говорили о том, что слова могут быть однозначными и   многозначными.

         

   ? - Какие слова называются однозначными?  Приведите примеры.

                     - Какие слова называются многозначными?  Приведите примеры.

              У многозначного слова различают прямое  и переносное значения.

  Первичное значение слова называется прямым, а вторичное (или вторичные) называется переносным значением. Прямое значение непосредственно указывает на предмет или явление окружающего мира, а переносное по смыслу связано с прямым значением и основано на сходстве предметов или явлений по тем или иным характеристикам (цвету, форме, характеру действия, выполняемым им функциям и т.д.)

- Как происходит перенос наименования? (на основе сходства предметов, действий, признаков)

               Употребление слов в переносном значении называется метафорой. От греч. мета- пере-, фора – несу. Олицетворение – вид метафоры.

       1.     Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень». (кадры 3-4)

                          Есть в осени первоначальной

                          Короткая, но дивная пора –

                          Весь день стоит как бы хрустальный,

                          И лучезарны вечера…

                                    (Ф. Тютчев)

           ? – Какая пора осени описана в стихотворении?

                           - Как эту пору называет автор? Подумайте, почему?

                           - Назовите слова, описывающие осень?

             У каждого человека есть свои любимые картины Левитана. Многим                           близка картина «Золотая осень». Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощены в этой картине с удивительной силой.          

     «Золотая осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опавших листьев смотрит с картины.

     Представьте, что вы присутствуете вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине.

       ?  1. Расскажите, что вас окружает? 

                           2. Чем вы любуетесь?

                         3. Что вам особенно понравилось?

                         4. Что заставляет грустить?

                         5. Почему осень называют «золотой»?

       2.  Работа с текстом (кадр 5).

     Наступила осень.

    Вспыхнули березы, осины. Только дубы стояли посреди леса. Они были похожи на зеленые острова.

    Кончилась осень.  Опали листья. Лес почернел, помрачнел. Только дубы светились в нем старым золотом.

   Долго не приходила  зима. А когда пришла. На деревьях не осталось ни листочка. Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.

                                        (По Ю.Ковалю)

-В прямом или переносном значении употреблены выделенные слова? Докажите.

                     3. Работа с текстом М Пришвина «Золотой луг».

 У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда – нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

«Сережа!»- позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять  весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми. И вместе с нами вставали.

         ?      - Почему луг называли золотым?

                                - Назовите метафоры.

                                - Какие значения у слова золотой в стихотворении Е.Серовой  

                               «Отчего ты,    рожь,      золотая?»

 

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

   Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт В. Коркин.

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные

Руки на свете.

- Как видите, словом золотой мы называем самое хорошее, ценное, нужное: золотые руки (трудолюбивые, умелые), золотой работник (хороший, нужный),  золотая  голова (умная, светлая), золотое сердце (доброе, отзывчивое).

-Объясните значение  слова золотой в этих словосочетаниях.

      В словосочетаниях: золотая рожь, золотая осень - перенос значения  определяется цветом (желтый), а в словосочетании: золотой характер – перенос осуществляется по качеству (хороший).

          4. Работа со стихотворением В. Орлова «Осенний пожар».

В лесу теперь светлей и тише.                           Среди стволов туман пушистый,

Видна сквозь ветви тишина.                               Как дым, клубится на заре,

Его вершина, словно крыша,                              Слетают листья, словно искры,

Огнем осенним сожжена.                                    И догорают на земле.

             - Объясните, почему стихотворение названо «Осенний пожар».

             - В каком значении употреблено имя существительное в этом названии?

             - Выпишите из текста слова, с помощью которых описан «пожар».

                           Полминутки для шутки. (кадр 6)

      Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.

- А что это у вас за штука на стене висит? Все тик- так да тик – так, а внизу болтается.

- Это часы, - ответил Барбос – Разве ты часов никогда не видел?

-Нет, а для чего они?

  Барбос и сам толком не знал, для чего часы. Но все – таки принялся объяснять:

- Ну, это такая штука, понимаешь … часы… они ходят…

- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!

- Ну, понимаешь, это  только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

- Ого! Они еще и дерутся? – испугался Бобик.

-Да нет!  Как они могут драться!

- Ты сам сказал –бить!

- Бить – это значит звонить: бом- бом!

-А, ну так бы и говорил!

                                    (Н.Носов)

- Назовите слова, употребленные в этом тексте в переносном значении.

                 5. Работа со словосочетаниями. (кадр 7)

        Задание: 

 составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках. Определите, в каких словосочетаниях основное слово употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном.

Воздушный  (бой, печенье, платье, струя, поцелуй, подушка).

Волна  (высокая, морская, звуковая, волос, гнева, эмигрантов).

Вольный  (ветер, стиль, люди, тема, борьба, перевод).

Вопрос  (аграрный, риторический, больной, на засыпку).

Время  (московское, идет, обеденное, прошедшее, военное).

Высокий  (порыв, гора, цены, напряжение, награда, цели, слог, нота)

Глубокий  (снег, река, древность, дыхание, мысль, цвет, сон, впечатление).

Глухой  (старик, голос, удар, протест, стена, к чужим просьбам).

Год  (прошлый, учебный, финансовый, детские, двадцатые).

Голос  (мужской, высокий, спокойный, внутренний, народа).

   6.  Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях: (кадр 8)

     Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрые пожелания, добрые знакомые, доброго пути, в добрый час, добрая молва, добрый молодец, добрых два часа.

       

   Составьте предложение с  5 (на выбор) словосочетаниями.

                                     Культура речи. (кадры 9- 10)

     В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

а) Продолжительность занятий длится два часа.

б) Величина монумента поразила нас своим величием.

в) Он принял решительное решение.

г) Толпа людей шла по улице.

      В  данных  предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

 в) На стене  висела картина маслом.

   

          Говори правильно! (орфоэпические нормы)

       Орфоэпия – (греч.orthos –«прямой, правильный» + epos – «речь»)

       Орфоэпия – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.

       Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких, глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения слов иноязычного происхождения, вопросы правильного ударения в словах.

       Русские орфоэпические нормы (правила) сложились еще в первой половине 17 века на основе разговорного языка Москвы.

       В распространении правильного литературного произношения большую роль играют театр, телевидение, радиовещание, звуковое кино.

      ?       Произнесите   данные слова. (кадр 11)

Береста – бересты- бересте – бересту -о бересте;

Госпиталь – госпиталя – госпитали -  госпиталями;

Грунт – грунта- грунты –грунтам;

Досуг – досуга – досугом – о досуге;

Средства – средствам;

Балованный баловать(ся)    

Баржа   и баржа

Баржевый  и баржевой

Бармен – барменша

Запишите данные слова, ставя ударение.

Домашнее задание: выучить данные слова, ставя правильно ударение.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

Лексика. Прямое и переносное значение слова.

Презентация  для прохождения темы: "Лексика. Прямое и переносное значение слова"....

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...