Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей
статья по теме

В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно  каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей

      Цель воспитательной работы нашего образовательного учреждения: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. Трудолюбия, готовности к выбору профессии;
  2. Экологической культуры;
  3. Эстетического отношения к окружающему миру;
  4. Физической культуры, навыков здорового образа жизни;
  5. Организационной культуры, активной жизненной позиции.

Как показали комплексные исследования, современный подросток нуждается:

  1. В получении навыков демократического проживания в детском коллективе;
  2. В достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  3. В приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
  4. В получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;
  5. В собственном оздоровлении и физической закалке.

       На удовлетворение этих потребностей и направлены усилия всего педагогического коллектива. А  проблемы, названные выше, только лишь ещё раз подтверждают необходимость серьёзной воспитательной деятельности. Это осуществляется через создание детской организации в школе,  через содружество органов ученического и учительского самоуправления (деятельности совета старшеклассников «СКИТЛЗ»), через привлечение учащихся в различные кружки, клубы и секции  и многое другое. Огромная роль отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков  в нашем ОУ, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Следует отметить, что в школе  100% учащихся охвачены в каникулярный период  в течение года (осень, зима, весна) и 80% в летний период. Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Именно  каникулы – суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. Для нашего педагогического коллектива каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно  каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение  в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания,  равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности.

   Организация осенних, весенних и зимних каникул осуществляется по отдельному  совместному плану заместителя директора по ВР, социального педагога и преподавателя физического воспитания. В программу мероприятий  входят: спортивно-оздоровительные мероприятия, фольклорные праздники, работа творческих групп совета старшеклассников, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки рисунков и фотографий, посещение кружков, секций и клубов по интересам и т.д. В центре каждого плана мероприятий в каникулярный период яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе  во время каникул периоды повышенной творческой активности; задать чёткий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности.

       Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников.

       В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со  взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь. Для выполнения основной цели решаются следующие воспитательные задачи:

  1. Сохранение, совершенствование и развитие системы отдыха и оздоровления учащихся.
  2. Совершенствование форм и содержания деятельности отдыха и занятости учащихся.
  3. Развитие связи между педагогическими коллективами, детскими и молодёжными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости учащихся.
  4. Сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярное время.
  5. Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний и другие каникулярные периоды.

Вот уже на протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:

  1. Интеллектуальное воспитание;
  2. Нравственное воспитание;
  3. Трудовое воспитание;
  4. Экологическое воспитание;
  5. Физическое воспитание.

        В летний каникулярный период учащиеся школы охвачены различными формами взаимодействия:

  1. Лагерь труда и отдыха при управлении социальной защиты населения, где в течение года и во время летних каникул каждый год отдыхает около 45% учащихся.
  2. Лагерь дневного пребывания при образовательном учреждении, где ежегодно отдыхает около 35% - 40% учащихся.
  3. Детские палаточные лагеря. Туристические походы 1 и 2-х дневные, которые составляют группы из 15-25 человек.
  4. Профильные смены, куда входят ребята из школьного актива совета старшеклассников (5-10 человек).
  5. Детские санаторно-оздоровительные лагеря, которые ежегодно посещают от 7 до 10 учащихся каждого класса.
  6. Формирование школьников по благоустройству на базе школы (15-20 учащихся ежемесячно в период летних каникул), ремонтные бригады (от 8 до 10 человек за лето).
  7. Самостоятельное трудоустройство учащихся (от 20 до 30 учащихся ежегодно)

       Организуя летний отдых детей в летнем пришкольном лагере, мы стараемся учитывать то, что любая деятельность должна быть достаточно сложной для каждой личности, требующей эмоционального, интеллектуального, физического усилия и в то же время посильной для неё же; быть привлекательной – соответствовать интересам каждого ребёнка, содержать в себе эффект новизны, иметь чётко выраженный результат. Таким образом, во время пребывания ребёнка в лагере неисчерпаемы возможности создания для каждого ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений и обширного поля деятельности. Всё это благотворно сказывается на воспитании, оздоровлении и укреплении личного достоинства ребёнка. Ежегодно наш лагерь дневного пребывания детей и подростков принимает в смену от 80 до 100 и более человек, разных не только по возрасту, характеру, темпераменту и увлечениям, но и по своему социальному статусу. Особое внимание уделяется детям из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных  семей, которые составляют около 45% учащихся, девиантных детей  - 15% учащихся, детям, состоящим на  внутришкольном учёте и учёте в ПДН (1-2 учащихся  в лагере дневного пребывания, 3-5 учащихся в детских оздоровительных лагерях, 4-6 учащихся в благоустройстве школы), что составляет 7%.

     Успех работы летнего оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребёнка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей и состоянию здоровья. За многие годы работы в нашем образовательном учреждении сложился «отряд» профессиональных педагогов, имеющих не только большой практический опыт, но и психолого-педагогические знания и умения. Это педагоги первой и высшей категории, со стажем работы от 10 до 20 лет и более.  Для организации педагогической работы в штатном расписании предусмотрены должности: начальник лагеря, организатор досуга, музыкальный руководитель, 2 воспитателя физической культуры и 6 воспитателей, школьный психолог, 15 вожатых (студенты КФ НГПУ и педагогического колледжа), 3 работника столовой, медицинский работник, библиотекарь, хозяйственная служба, педагог-организатор ОБЖ, преподаватель автодела, офицеры-воспитатели, руководители бригад по благоустройству школы (преподаватели трудового обучения, биологии, географии) и педагоги дополнительного образования. Руководит коллективом старшая вожатая, а координирует работу всего коллектива лагеря начальник смены. Контроль за исполнением приказа «Об организации лагерей с дневным пребыванием детей» возлагается на заместителя директора по ВР. Задолго до начала лагерного сезона педагогический коллектив собирается для планирования предстоящей работы, определения целей и задач на лето, намечает направления сотрудничества с культурными, спортивно-оздоровительными, досуговыми  учреждениями города. В первую очередь тщательно продумывается программа пребывания детей в лагере и формируется полноценный творческий коллектив, способный реализовать всё задуманное.  В своей работе педагоги и вожатые применяют следующие знания: общепедагогические; специальные; диагностические; организаторские; методические; коммуникативные.

       В арсенал средств методического обеспечения входят:

  1. Разработка психологических и методических требований к подготовке различных категорий педагогических работников;
  2. Создание и апробирование на МО учителей начальной школы тематических материалов для активного обучения и помощи в практической деятельности;
  3. Организация семинаров учителей начальных классов, преподавателей физического воспитания на базе ОУ заместителем директора по ВР.

    В своей работе наше ОУ как в период каникул, так  и во вне каникулярное время  использует образовательно-оздоровительную программу «Здоровый образ жизни», составленную на весь год совместно заместителем директора по ВР, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником  и преподавателем физкультуры. Содержание деятельности программы включает в себя: беседы, встречи со специалистами, просмотр и обсуждение фильмов, посещение медицинских учреждений с экскурсиями, правовые практикумы, профилактические мероприятия, конкурсы рисунков и плакатов, досуг и другие мероприятия, направленные на защиту, сохранение и коррекцию физического и психического здоровья ребёнка.  В лагере с дневным пребыванием учащимся оказываются психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей. Это индивидуальные беседы школьного психолога, анкетирование учащихся, тематические беседы в группах. Ведётся просветительская работа по профилактике вредных зависимостей и инфекционных заболеваний, по гигиеническому и гендерному просвещению. В этом направлении работают не только педагоги, участвующие в смене, но и привлекаются специалисты. Так в пришкольном лагере были проведены беседы медицинского работника Приваловой Г.А.  «Гигиена школьника», «Оказание первой помощи», «Осторожно! Солнце!», «Лекарства рядом с нами»; встречи с наркологом Камелиной Л.Д., врачом-венирологом Ковалёвым В.А., с пожарной службой города, инспектором ГБДД и т.д.  Школьным медицинским работником Приваловой Г.А. каждое утро в лагере  проводится медицинский осмотр, где выявляются дети, нуждающиеся в медицинской помощи.  Проанализировав результаты осмотра, медик даёт рекомендации учителю физкультуры, воспитателю на дальнейший период. Дополнительные обследования проводятся после перенесённых заболеваний и травм, при подготовке к соревнованиям и непосредственно перед участием в них. Следует отметить, что врачебный контроль здоровья ведётся в ОУ круглый год.

      Режим дня в лагере с дневным пребыванием разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное питание.

      Программа пребывания детей в лагере каждый год изменяется. Опираясь на многолетний опыт, мы пришли  к выводу, что жизнь ребят в лагере может быть ещё интереснее, если каждая смена будет отличаться не только по содержанию, но и по форме. Это  позволяет избежать повторов при планировании деятельности в лагере, общелагерных мероприятий.  Название смен говорит о многообразии мероприятий: Алые паруса, Телевизионная планета, Планета детства и другие. Использовать разнообразные виды и формы работы позволяет так же наличие специальных объектов и оборудования:

  1. Школьный стадион (спортивная площадка, футбольное поле, лабиринт, поле для игры в баскетбол и пионербол, беговая дорожка);
  2. Большой и малый спортивный зал, оснащённый спортивным инвентарём, тренажёрами;
  3. Музыкальный зал;
  4. Медицинский кабинет;
  5. Столовая;
  6. Библиотека;
  7. Компьютерный класс;
  8. Театральная комната;
  9. Кабинет психолога.

          Кроме этого ребята лагеря посещают станцию юных техников (СЮТ),  станцию юных натуралистов (СЮН), дом детского творчества (ДДТ), спорткомплекс «Олимп» (бассейн),  проводят тренировки на городском стадионе. Стало уже традицией выезжать на 1 день  в ДОЛ «Гайдар»

     В каникулярный летний период организовано горячее питание. В достаточном количестве дети получают витамины в виде соков, фруктов, овощей и салатов. В школьной столовой работают высококвалифицированные повара со стажем работы от 5 до 16 лет. Меню разнообразное .

       На базе ОУ во время каникул продолжают свою работу  и объединения дополнительного образования (кружки, секции, театральная студия, ритмика, художественная гимнастика и др.), где работают специалисты ДДТ, СЮН и преподаватели учреждения. Все расходы планируются в счёт текущего финансирования.  Все средства и формы работы направлены, конечно, на результат. А планируемые результаты следующие:

  1. Развитие у детей и подростков самостоятельности;
  2. Формирование умения и развитие стремления работать в коллективе;
  3. Применение полученных знаний и умений в учебном процессе;
  4. Укрепление внешних связей ОУ школы № 4 с различными учреждениями города через использование их возможностей;
  5. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
  6. Участие учащихся в городских и областных соревнованиях в каникулярный период.

          Для формирования положительного имиджа участника объединения используются некоторые методы организации работы с детьми, применяемые в различных детских организациях: особая атрибутика, и символика, соревнование, публичная положительная оценка результатов деятельности, поощрение и т.д.

        Анализируя работу педагогического коллектива, следует отметить и степень участия учащихся школы № 4 в городских и областных соревнованиях в каникулярный период: «Весёлые старты» (спорткомплекс «Олимп», парк «Улыбка»), игры и беседы в центральной детской библиотеке (ЦДБ), театрализованные представления (парк «Улыбка, ЦДБ, Дворец культуры имени Куйбышева (ДК), районный дом культуры (РДК)), КВН, экологические викторины (СЮН, ЦДБ) и т.д.

          Да, не все дети могут отдохнуть сегодня в летних оздоровительных учреждениях. А это ведёт к ухудшению здоровья детей, росту правонарушений,  как среди несовершеннолетних, так и по отношению к ним, а также к детскому травматизму. За лето дети, не попавшие в лагерь и оказавшиеся предоставленными самим себе, совершают треть всех подростковых правонарушений. Поэтому педагогический коллектив ведёт активную работу по вовлечению таким ребят в лагеря с дневным пребыванием, в рабочие бригады, туристические походы и т. д. В целях пропаганды здорового образа жизни и ПДД  каждый классный руководитель в обязательном порядке прежде чем отпустить ребёнка на каникулы проводит профилактическую беседу, знакомит со статистикой в городе. В каникулярное время  большую помощь учителю оказывают родители. Многие  родители проявляют искренний интерес к делам, их волнует, чем живут дети в школе. Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В нашем ОУ учителя привлекают родителей и для проведения бесед. Искренняя заинтересованность родителей делами школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делает процесс воспитания более эффективным.

         Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности, пытаемся уйти от сравнения с группой продлённого дня. Главное в организации отдыха детей – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Мы считаем, что каникулы призваны обеспечить отдых ребёнка от роли школьника. Именно деятельность в летнем лагере, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует детское творчество, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива.

Библиографический список

  1. Гуткин Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  2. Коваль М. «Программирование и подготовка к работе в лагере». М.: Народное образование, 1999
  3. Косе О.А. «Летние каникулы – время открытий, сотружества и сотворчества взрослых и детей».М.: Образование  в современной школе, 2004
  4. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы/сост.А.М. Панов. М.: НИИ семьи, 1998.
  5. Селевко Г.К. Найди себя. М.: Народное образование, 2001.
  6. Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам.директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д: Феникс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время в лагере с дневным пребыванием «Точка опоры -2015»

Цель проекта: развитие личности участников смены путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную и исследовательскую деятельность....

Доклад «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков"

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защит...

Доклад"Об организации летнего отдыха,оздоровления и занятости детей и подростков"

Доклад содержит полную информацию об организациилетнего отдыха,оздоровления и занятости детей-сирот и подростков в летний оздоровительный период....

«Проектная деятельность в организации каникулярного отдыха детей и подростков»

Обмен опытом по организации летней занятости учащихся...

Организация безопасного отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях

Методические рекомендации устанавливают основные требования безопасности в лагерях с дневным пребыванием детей, профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми и распро-страняются...