Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
план-конспект урока (7 класс) по теме

Еремеева Ирина Юрьевна

Литературная гостиная, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)

Цели:

  1. познакомить суворовцев с историей войны в Афганистане;
  2. осознать и прочувствовать характер этой войны, прикоснувшись к литературному творчеству участников-афганцев;
  3. воспитывать чувство преклонения перед мужеством и стойкостью советских солдат, выполнявших интернациональный долг в Афганистане.

Демонстрация фрагмента  х/ф «Афганский излом» (сцена боя)

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы здесь собрались в преддверии 23 февраля поговорить об афганской войне, о мужестве и героизме советских солдат, о нечеловеческих испытаниях, выпавших на их долю.

Эта война окончилась не так давно – чуть больше 20 лет прошло. Какой она была, с кем и в каких условиях приходилось воевать – ответы на эти вопросы нам дадут многочисленные материалы, в том числе и литературные – стихи и песни, воспоминания воинов-афганцев.

Презентация и рассказ суворовца «История афганской войны»

С 1973 года после свержения короля Закир-шаха в Афганистане началась гражданская война. За власть боролось более 70 партий и группировок и, в апреле 1978 года к власти в стране пришли коммунисты во главе с ультрареволюционерами Тараки и Амином. Они стали вводить атеизм, передел земли; увеличили налог на торговцев и ремесленников – основу афганской экономики. Начался экономический кризис и волна религиозных выступлений. Причём волна недовольства была направлена не против революционных преобразований, а против зарвавшихся правителей.

12 декабря 1979 г. Состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. По предложению Ю. Андропова, Д. Устинова, А. Громыко принято окончательное решение – ввести войска  в ДРА. В Средней Азии немедленно начинается  формирование экспедиционного контингента, основу которого составляют силы ТуркВО.

25 декабря  1979 г., в 15.00 по московскому времени войска 40-й армии и силы советских ВВС пересекают государственную границу Афганистана.

Боевые действия советских войск в Афганистане начались со штурма дворца Амина.

США стали оказывать моджахедам помощь в виде поставок вооружении и направили в Афганистан своих военных советников. В апреле 1980 года США выделила 15 млн. долларов, прямо и открыто.

Главная цель советского военного присутствия в ДРА  - оказание помощи местному населению от банд, распределение продовольствия, горючего. Ввод войск должен был носить кратковременный характер!

Но постепенно советские войска были втянуты в гражданскую войну и операция стала носить затяжной характер . Многие афганцы стали смотреть на наших солдат как на оккупантов, пришедших завоевывать их родину. Если бы смена власти в Кабуле (свержение Амина) не сопровождалось открытым военным вмешательством, обстановка очень быстро стабилизировалась бы. Но высшее советское политическое руководство решило перестраховаться и укрепить позиции нового режима  Б. Кармаля за счёт ограниченного контингента. Военные действия охватили весь Афганистан.

Это заставляло советские войска распылять свои силы, создавать многочисленные гарнизоны. Советские войска стали нести большие потери.

        В декабре 1979г.  советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан.  Война продолжалась  с 1979-1989г.  Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ограниченного контингента  советских  войск. Общие  людские потери Советских

Вооруженных  сил составили 15051 человек. Пропали без  вести  и оказались  в плену 417 военнослужащих. По состоянию на 2000г. в  числе не вернувшихся  из плена и не разысканных оставалось 287 человек...

Презентация и рассказ суворовца «Афганистан:  географические и культурные особенности»

Расположение - На Среднем Востоке. На Севере граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном; на Востоке - С Китаем, Индией (Спорная Территория Джамму и Кашмир) и Пакистаном; На Юге - с Пакистаном; на Западе - с Ираном. Территория- 652,2 Тыс.кв.км.

Рельеф - почти три четверти территории занимают горы и возвышенности. На севере находится несколько рек, на юге и юго-западе - пустынные районы.

Климат субтропический, континентальный, засушливый, с резкими суточными и годовыми колебаниями температур. В Кабуле, находящемся на высоте 1830 м над уровнем моря, холодные зимы и теплое лето (в июле +25, в январе -0,7).

Этнический состав неоднороден: пуштуны - наиболее многочисленная этническая группа, их численность колеблется, по разным оценкам, от 39,4 до 42 % населения; фарсиваны ("персоязычные") - вторая по численности группа — от 27 до 38 %; хазарейцы - третья группа, народ монгольского происхождения — от 8 до 10 %; узбеки - четвёртая по величине этническая группа — тюркоязычные — составляет от 6 до 9 %; аймаки, туркмены, белуджи составляют 1-4,3 %, 1-3 % и 0,5-2 % соответственно.

Релиигия в Афганистане представлена в основном исламом, так как по конституции Афганистан является исламской республикой.         

Слово преподавателя

Чужая, непонятная страна, чужой язык, чужие обычаи – всё чужое.

Здесь кажется, что время остановилось, даже в календарях – 14 век.

Здесь наверняка не знаешь, кто друг, а кто враг: днём идешь за товаром на рынок в кишлак, а ночью те, с кем ты недавно мирно торговался, неожиданно нападают.

Чтение отрывков воспоминаний советских солдат об Афганистане (дневниковых записей из книг «Афганистан болит в душе моей», «Цинковые мальчики»)

Вы смотрите на горы снизу –  бесконечные, не достать, подниметесь на самолете –  внизу перевернутые сфинксы лежат. Понимаете, о чем я? О времени. О расстоянии между событиями. Тогда даже мы, участники, не знали, что это за война. Не путайте меня сегодняшнего со мной вчерашним, с тем, кто в семьдесят девятом был там. Да, я этому верил! В восемьдесят третьем приехал в Москву. Тут жили так, вели себя так, как будто нас там не было. И войны никакой не было. В метро, как всегда, смеялись, целовались. Читали. Я шел по Арбату и останавливал людей:

–  Сколько лет идет война в Афганистане? – Не знаю...

– Сколько лет идет война... –  Не знаю, зачем это вам? –  Сколько лет... — Кажется, два года... –  Сколько лет...

–  А что, там война? На самом деле? "Афганистан нельзя купить, его можно

перекупить". Утром закуриваю сигарету: на пепельнице сидит маленькая, как майский жук, ящерица. Возвращаюсь через несколько дней: ящерица сидит на пепельнице в той же позе, даже головку еще не повернула. Понял: вот он – –  Восток. Я десять раз исчезну и воскресну, разобьюсь и поднимусь, а она еще не успеет своей крошечной головки повернуть. По их календарю –  тысяча триста шестьдесят первый год... Военный советник

Вверху выгоревшие на солнце горы.  Внизу девочка покрикивает на коз, женщина вешает белье... Как у нас на Кавказе... Даже разочаровался... Ночью – выстрел в наш костер: поднял чайник, под чайником пуля лежит. Война!! В переходах – жажда, мучительная, унизительная. Рот сушит, нельзя собрать слюну, чтобы проглотить. Кажется, у тебя полный рот песка. Лизали росу, лизали собственный пот... Мне жить надо. Я жить хочу! Поймал черепаху. Острым камешком проткнул горло. Пил кровь черепахи. Другие не могли. Никто не мог.

Жара стояла такая, что железо лопалось на крышах дуканов. Поле

загоралось сразу, взрывалось огнем. Оно пахло хлебом... Огонь поднимал вверх и детский запах хлеба...

Там ночь не наступает, а падает на тебя. Вот был день, и уже – ночь. Рассвет красивый... Вот ты был мальчик, и уже –  мужчина. Это делает война. Там идет дождь, ты его видишь, но до земли он не долетает. Смотришь через спутник передачи о Союзе, вспоминаешь, что есть та, другая, жизнь, но в тебя она уже не проникает... Все это можно рассказать... Все это можно напечатать... Но что-то обидное для меня происходит... Не могу передать сути…  Рядовой, гранатометчик

Глинобитные дома, чужие птицы. Гирлянды гор. Гор я никогда не видел. И верблюдов... Увидел, как растут апельсины... Что мины подвешивают на деревьях, как апельсины (зацепится антенна за ветку – взрыв), я узнал позже. Поднимается ветер – "афганец", на расстоянии вытянутой руки мгла, темнота, ты слепой. Принесут кашу, в котелке половина песка... Через несколько часов – солнышко, горы. Пулеметная очередь или выстрел из гранатомета, щелчок снайпера. Двоих нет. Постояли, постреляли. Двинулись дальше. И снова – солнышко, горы. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий блеск...   Рядовой, танкист

Вокруг песок и песок. Ничего не растет,  кроме верблюжьих колючек. Первое время вспоминал о доме и маму, а потом мысли только о воде. Пятьдесят градусов выше нуля, кожа плавится на автомате. Я ходил с красными, обожженными руками. Рядовой, связист

Слово преподавателя

Тяжело было не только находиться на войне, угнетало и то, что на родине, в СССР, об этой войне не говорили и мало что знали. Официальными СМИ представлялось тогда, что в Афганистане части 40-й армии помогают дружественному народу строить дороги, мосты, школы и больницы, оказывают населению медицинскую и гуманитарную помощь. Да, это было, но были и жестокие бои, смерть, болезни и боль, которую несет война.

Демонстрация видео «Полк 345»

Что вы, суворовцы ЕкСВУ, можете рассказать о знаменитой «Востротинской роте» и генерале Востротине? (Востротин, Валерий Александрович, командир батальона 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, гвардии генерал-полковник, участник боевых действий в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, командиром роты принимал участие в штурме дворца Амина в декабре 1979 г., а также курировал действия 9-ой роты в бое за высоту 3234;

Слово преподавателя

В Афганистан рвались многие, стремясь стать настоящими военными, участвовать в настоящих боевых действиях. До нас дошли многочисленные дневниковые записи воинов-афганцев.

Рассказ суворовца об особенностях дневниковых записей и об участии близких в этой войне.

Слово преподавателя и демонстрация книги памяти «Черный тюльпан», слайдов презентации.

Погибали на войне самые молодые, восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетние.

Урал отправил в Афганистан множество своих ребят. Существует книга памяти, в которую внесены имена погибших.

В нашем городе находится и памятник, посвященный войне в Афганистане – «Черный тюльпан». «Черным тюльпаном» назвали грузовой самолёт, который увозил на родину «Груз 200» - тела погибших.

Чтение суворовцем наизусть стихотворения  И. Морозова  «Этот мир без тебя»)

Слово преподавателя

Любая война меняет человека, афганская, тем более. Воины-афганцы, физически уцелевшие, возвращались на родину уже другими людьми. Я прочитаю вам воспоминание рядового, мотострелка: «Мы  стреляли, куда  нам прикажут. Я  был  приучен  стрелять, куда  мне прикажут. Стрелял,  не  жалел никого. Мог убить  ребенка. Ведь с нами там воевали  все:  мужчины, женщины, старики, дети.  Идет колонна через кишлак.  В  первой машине  глохнет мотор. Водитель  вылазит из кабины, поднимает капот... Пацан, лет десяти, ему ножом - в  спину...  Там, где  сердце. Солдат  лег на  двигатель...  Из мальчишки решето сделали... Дай  в тот миг  нам команду - превратили бы кишлак в пыль.

Стерли.   Каждый   старался  выжить.  Думать   было  некогда.   Нам  же   по восемнадцать-двадцать лет.  К чужой смерти я привык,  а  собственной боялся.

Вернулся в  восемьдесят первом  году...  Все было  на  "ура". Выполнили интернациональный  долг!  Священный! Герои! Приехал  в  Москву  утром,  рано утром.  Приехал  на  поезде.  Дождаться вечера,  чтобы сутки терять, не мог.

Добирался на попутках: до Можайска на электричке, до Гагарина – на рейсовом автобусе, потом до Смоленска уже на перекладных. И от Смоленска  до Витебска -  на грузовой машине. Всего шестьсот  километров.  Никто  деньги  не брал, когда узнавали, что из  Афгана. Это я запомнил... Последние два километра - пешком. Бегом. Так и добежал до дома.

     Дома - запах тополей, звенят трамваи, девочка ест мороженое. И тополя, тополя пахнут! А там природа - это зеленая зона,  так называемая "зеленка", оттуда  стреляют.  Так  хотелось  увидеть  березку  и  синичку  нашу.  Углов боялся... Зайти за угол дома... Угол впереди, все внутри сжимается -  а кто

там за  углом?  Еще год боялся выйти на улицу: бронежилета нет,  каски  нет, автомата нет,  как голый. А ночью сны: кто-то в лоб целится и  такой калибр,

что  полголовы  снесет... Бросался  на  стену...  Затрещит  телефон, у  меня испарина   на  лбу  -  стреляют !  Откуда?  Начинаешь   шарить  глазами  по сторонам... Утыкаешься в книжную полку...А-а-ах! Я дома...»

Кажется, что война убивает в человеке все человеческое, ломает человека. Но только так нельзя говорить о героях той войны.

Было особое афганское братство: «Там  у  нас  никогда  так не было, чтобы  у  каждого свой котелок, своя ложка.  Один котелок -  все  навалимся, человек  восемь».

Демонстрация видео «Мы выходим на рассвете»

Слово преподавателя и демонстрация слайдов презентации

Было множество стихов поэтов-афганцев. Одним из известных был поэт Александр Стовба.

Чтение суворовцем наизусть стихотворения  А. Стовбы «Обыкновенный день войны»

Чтение суворовцем наизусть стихотворения  А. Карпенко «Награды»

Чтение суворовцем наизусть стихотворения  В. Верстакова «Горит звезда над городом Кабулом»

Слово преподавателя

Многие из этих стихов стали песнями, например, стихотворение Виктора Верстакова «Пылает город Кандагар»

Демонстрация видео «Пылает город Кандагар»

Слово преподавателя

        Сегодня мы прикоснулись к одной из самых трагических страниц новейшей истории России – войне в Афганистане, длительной, жестокой, засекреченной, отнявшей огромное количество жизней. Но, вместе с тем, события этой войны стали примером героизма и душевной стойкости советских солдат. Эта война давала пищу для размышлений, отразившихся в дневниках,  впечатления и переживания навсегда остались в стихотворениях и песнях войнов-афганцев, которые мы прочитали и услышали сегодня.

        Существуют разные оценки афганской войны. Думаю, что наш литературный час позволил каждому из вас составить свое представление о прошедшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной..."

Материал представляет собой подборку стихов о войне, песни о детстве, монтаж содержания мероприятия. Подборка позволит педагогу организовать встречу с ветеранами войны и соединить историю создания меж...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству В. Шекспира «Литературная гостиная «Весь мир – театр…»

Цель: формирование интереса обучающихся к культуре страны изучаемого языка посредством изучения жизни и творчества Вильяма Шекспира.Задачи:Предметные 1. изучить лингвистические особенности языка ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г....