Профилактический практикум по профилактике подростковой безнадзорности
материал на тему

Кузьмина Ирина Анатольевна

 

Профилактический практикум "Безделье хорошему не научит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezdele_horoshemu_ne_nauchit.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗДЕЛЬЕ ХОРОШЕМУ НЕ НАУЧИТ!

(Профилактический практикум)

        

Цели и задачи:

профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

развитие навыков противодействия «модным» увлечениям подростков.

Описание практикума

Что такое

 «подростковая безнадзорность»?

Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании – вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становятся несовершеннолетними бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

В законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005г. №39-ФЗ), в частности, говорится:

<…> Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

- несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

- безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных ли;

- беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

- семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. <…>

Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного времени? Почему так опасна детская беспризорность и безнадзорность?

Варианты ответов учеников.

Так ли безобидны

подростковые увлечения?

Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, а просто бродяжничают в поисках приключений.

Но большая часть подростков увлекаются различными видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы это хорошо – ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом возрасте?

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, очень характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, они имеют неучебный характер. Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические увлечения, и то не все – история, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бывает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические – изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художественной самодеятельности – любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки стремятся выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, в которой могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость – спорт, вождение мотоцикла, картинга. Накопительские увлечения – коллекционирование во всех его видах, которое может сочетаться с познавательной потребностью (марки), с накоплением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде – наклейки, этикетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста: долгое время препровождение за экранами компьютерных игр или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться – это многочасовые пустые разговоры в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг – витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большой части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией, бродяжничеством.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр и в таком виде разгуливают по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. break-dance) – особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование – в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонники этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой опасно, да и появление групп брейкеров в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить. Если подростки организованно, в специально отведенных местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборов в любом населенном пункте страны вряд ли обрадует взрослого человека. Скорее всего, подобные действия «экстремалов» граффитчиков граничат с преступлением – порчей общественного, личного имущества или вандализмом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в подобном проведении досуга подростками, а что противоречит общественным нормам или попросту противозаконно?

Варианты ответов учеников.

Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлечении подростков сотовыми телефонами.

Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима – она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют  мобильники в качестве игрушек. Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:

Трубка – как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный, и организм человека реагирует на него острее. Процессы в головном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компьютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора головного мозга. Этот орган воспринимает электромагнитные излучения как глаз – свет, а ухо – звук.

По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнивать ни с компьютером, ни с телевизором. Важна не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху – источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.

Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм компенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Отсюда при долгих разговорах по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговорами может привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.

Увлечение аудио- и МР3-плеерами приводит к ухудшению слуха. Исследователи предупреждают, что под воздействием громкого звука может возникать временная деградация клеток слуховых рецепторов. В случае частого, долгого и интенсивного воздействия рецепторы теряют способность к восстановлению, и поражение становится необратимым.

А вот еще один способ проведения свободного времени – часами просиживать за компьютером, играми в компьютерные игры. Но при этом мы забываем, компьютер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

-самосветящееся, а не отраженное;

- имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

- не непрерывное, а состоит из дискретных точек – пикселей;

- мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;

- не имеет четких границ ( как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей персональными компьютерами, и наибольшее их количество приходится на заболевание глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (computer vision syndrome – CVS).

Как же проявляется CVS и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».

К первым относятся:

- затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

- замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

- двоение предметов;

- быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

- жжение в глазах;

- чувство «песка» под веками;

- боли в области глазниц и лба;

- боли при движении глаз;

- покраснение глазных яблок.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером?

Варианты ответов учеников.

3. Чем опасна игромания?

Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи – к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (игральных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от латинского ludus – игра), игровая зависимость, или патологический гэмблинг, - этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основными признаками является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия – такие, как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков – возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезть в долги и, как правило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процессе игры они начинают тратить все больше сил в надежде получить за это награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а, следовательно, разжигает азарт. Объединяет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Конечно, не все подростки становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят довольно мало времени за игрой, играют исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами, и вновь делают ставки (реальные – в игровых автоматах, виртуальные – в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы становятся коварны, хитры, придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и начать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно желание повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютерную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

В конце учитель делает вывод, что ребята должны разумно организовать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступлению и разрушить его личную жизнь.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактический практикум по профилактике подростковой безнадзорности

Профилактический практикум "Безделье хорошему не научит"...

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Советую использовать в своей работе социальным педагогам школ по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 ф-з....

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Круглый стол-практикум для педагогов "Современные подходы к профилактике подросткового курения"

Материалы и тезисы выступлений на круглом столе по профилактике подросткового курения...

Родительский тренинг Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида

Родительский тренинг «Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида»Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.Задачи:Расширить знания...

Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай с тобой поговорим!»

Цель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста...