Роль учителя в становлении личности ученика
материал (10 класс) по теме

В работе рассказывается о деятельности учителя, о влиянии личности преподавателя на формирование личности ребенка. Эссе написано на личном опыте автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

г. ПЕРМИ

ЭССЕ на тему

«Роль учителя в становлении личности ученика»

Косовских Яна Владимировна

МБОУ «СОШ №27» г. Перми

Учитель

Пермь, 2012

Во внутреннем мире человека

                                                                                доброта – это солнце.

В. Гюго

Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных гораздо больше, и велел ему часть животных переделать в людей. Прометей повиновался. Они получили облик человеческий, но душу под ним сохранили звероподобную.  «Причем здесь Древняя Греция? Этот миф о создании грубых и немилосердных людей?» - спросите Вы. Конечно, минули столетия, но так ли изменился мир, нас окружающий? Стало ли подобных людей меньше? Изменилась ли наша жизнь к лучшему?

Сегодня человечество выбирает прогрессивный путь развития, но чем дальше он следует по данному пути, тем более замкнутыми, разобщенными, одинокими становятся люди. Чувствуя давление цивилизации, каждый пытается сохранить свой маленький мир, не позволяет разрушить, раздавить человеческое «я», поэтому «люди вместо мостов строят стены». Медленно, но верно человек развивает в себе себялюбие, заглушает доброту, милосердие, ведь тот, кто строит вокруг себя стену, вряд ли будет внимателен по отношению к другим. Трудно не согласиться с тем, что «себялюбие – самоубийство, а себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.С. Тургенев).

Не сможем мы гордиться собой, людьми, нас окружающими, обществом, которое сами создаем, государством, к которому душой привязаны уже от рождения. Никогда  не будем счастливыми оттого, что нет уверенности в будущем! Но выход есть! Только «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Римский философ Сенека высказал следующую мысль: «Хочешь жить для себя – живи для других». Именно эти слова беру за основу  в своей жизни и в работе с детьми.

Учителя замечают:  в пятом классе ученики открыты, активны, легко идут на контакт. К старшим классам многие замыкаются в себе, стесняются высказать свои мысли (а ведь они у ребят есть). Разве не так? Согласна, некоторые говорят, но слишком правильно, словно автоматически повторяя за взрослыми, другие же просто не могут выразить мысль словами. А результат? Их больше интересует видео, компьютер, хуже – сомнительные компании, которые и формируются из таких, отчего-то никому не нужных ребят. Вопреки всему, учитель должен, думая о каждом ребенке, разрушать преграды между людьми, вопреки всему, способствовать формированию Личности - Гражданина и Патриота.

Любовь к Родине начинается с трепетного, уважительного отношения к языку, поэтому как учитель-филолог ставлю перед собой основную цель – сформировать грамотную, правильную, красивую речь учащихся, при этом не создаю границ между русским языком и литературой, уроком и внеклассным мероприятием, работой учителя и классного руководителя, наставника младших и просто верного, надежного друга. Все в моей педагогической и воспитательной деятельности направлено на достижения единой цели – формирование Личности, высоко образованной, высоко культурной, интересной и полезной обществу.

Считаю, что главное в деятельности классного руководителя – формирование активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного отношения к тем, кто около тебя, к тому, что происходит вокруг. Мой классный коллектив (теперь уже 10А) в течение многих лет участвует во всех школьных мероприятиях: это и выпуск тематических газет, поздравительных открыток, подготовка театрализированных представлений, номеров для концертов, участие в интеллектуальных и творческих, гражданско-патриотических мероприятиях. Мы поем, сочиняем, инсценируем. Разве это не способствует развитию личности? А учитель? Какова его роль? И это верно:  учитель не только педагог, но и друг,  помощник. Поэтому во всех мероприятиях участвую вместе с детьми, мне интересно все: и учебный материал объяснять,  и рисовать, и сочинять, и  птиц зимой кормить, и берега рек от мусора очищать…  Жить для детей, жить вместе с детьми – вот, что мне близко, вот, что наполняет мою работу великим смыслом.

Каков результат? С 2007 по 2012 учебные года мы участвовали в школьном конкурсе классных коллективов, пять раз стали «Классом года».

В своей практике использую индивидуальный (для ребят с активной жизненной позицией времени не жаль) и дифференцированный подходы к учащимся.  Выбираем поручения и задания по силам, по способностям, по желанию, пытаясь поддержать и развить талант каждого. Пытаюсь всегда встать на место ученика, понять сложность его положения, с позиции взрослого найти выход и подсказать, помочь, поддержать. Нагрузка для ребенка всегда должна быть по его силам.

Все школьные мероприятия были не для отдельных ребят, а для всего класса, ведь в творческую работу  стремилась вовлечь всех. Своим примером, своим участием показывала, насколько важно и необходимо участие каждого.

В классе эффективно функционируют творческие группы сменного состава: ребята объединяются по интересам на одну учебную четверть, что способствует развитию коммуникабельности, умению преодолевать сложные  ситуации, совместно находить выход из них. Классные мероприятия продумываем с учетом как индивидуальной «конкуренции» в классе, так и соревновательного духа творческих групп.

Будущее нашего государства, безусловно, во многом зависит от отношения молодого поколения к культурному наследию, от того, насколько крепкой является связь между поколениями. Поэтому мы разрушаем границу между домом и классом. Родители всегда находятся рядом с детьми: на открытых уроках, на совместных собраниях и мероприятиях, во время подготовки номеров самодеятельности и выступления,  в театрах, на прогулке в лесу… Уже традиционными стали выступления родителей нашего класса на школьных концертах, посвященных Дню учителя, 8 Марта и др. В своей работе стремлюсь объединить детей и родителей, стать тем «мостиком», который всегда поможет установить связь, устранить временное недопонимание.

Всегда положительно относимся именно к тем конкурсам, которые поддерживают участие родителей и их помощь своим детям. На классные мероприятия же приглашаем не только взрослых, но и младших сестер и братьев наших ребят, ведь мы, нисколько не преувеличивая, являемся большой семьей.

В нашей школе также поддерживается  тесная связь между классами. Во-первых, проводим совместные мероприятия на параллели  5-х, 6-х, 7-х и др. коллективов; во-вторых,  старшие классы оказывают помощь младшим.  Есть чему поучиться и у малышей!

Незаменимыми помощниками классному руководителю и учителю в гражданском и патриотическом воспитании школьников являются учителя. Мы осуществляем совместную проектную деятельность, организуем бинарные уроки, продумываем сценарии праздников, внеклассных мероприятий по предмету. Преподавателей нашей школы связывает тесная дружба, умение дружить, дорожить дружбой – важные качества. И дети должны этому учиться у взрослых.

Сегодня активность ребят сочетается с самостоятельностью. Если в пятом классе в жизни класса все шло от учителя, то уже в шестом, седьмом классах  ребята, приняв позицию классного руководителя, к активной жизни стремятся самостоятельно. Не пропускают ни одного районного, городского, краевого  конкурса, мало того, приносят положения о мероприятиях сами из  библиотек, детских творческих центров.

 Мы (именно мы: учитель и ученики) занимаемся разнообразной деятельностью: пишем письма взрослым с обращением быть внимательнее на дорогах к детям, создаем агитвыступления, призываем людей быть осторожными с огнем, беречь свою и чужие жизни,  рисуем гербы нашего населенного пункта, учим стихи, посвященные Великой Отечественной Войне, оказываем помощь ветеранам и слепым людям, занимаемся поисковой деятельностью, пополняя материалы школьного музея, участвуем в смотре строя и песни, сочиняем экологические лозунги и письма, кормим птиц зимой, чистим и помогаем сохранить реки чистыми…  Все вместе, сообща, все, как один! По-другому и не может быть, ведь наши дети  – будущее России, каждый из нас частица этого будущего! Любой день нашей жизни наполнен смыслом, а этот смысл и процесс обучения делает «живым», интересным для всех!

Какие же качества прививаю детям? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, нравственность, гуманизм… Это и есть, в моем понимании, современная Личность, способная создать светлое будущее России.  Очень хочется, чтобы не только дети, но и взрослые помнили мораль притчи об истинном счастье. Сын купца спросил у Мудреца: «В чем секрет счастья?». Мудрец сказал ему: «Вот тебе ложка с двумя каплями масла, пройди с ней по замку, но масло не пролей». Юноша прошел по замку, не пролив масло, но красоты замка не увидел. Тогда Мудрец послал его во второй раз. Юноша шел и не уставал восхищаться чудесами, однако не заметил, как пролил эти две капли. Тогда Мудрец сказал ему: «Вот это и есть секрет счастья: надо видеть все, нас окружающее, но не пролить две капли масла». Ясно, что счастье не в том, чтобы быстро решить собственные бытовые, материальные проблемы, а в том, чтобы, не забывая о себе, любить людей знакомых и незнакомых, видеть их беды и призывать окружащих  делать добрые дела, вопреки всем  трудностям. Быть открытыми миру и людям! Моя душа открыта детям, поэтому считаю себя не только педагогом, но другом и помощником моим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении личности

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

Роль языка в становлении личности ребенка

     О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь?    Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,      ...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Роль учителя в формировании личности ученика

Данная статья размещена в сборнике научно-методических материалов предназначенного для широкого круга педагогических работников: учителей общеобразовательной школы, методистов, студентов педагогически...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Проект : "Роль христианства в становлении личности и государства."

Наша история не так  стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской  эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины IX в. она не началась, а уже имел...

Размышляя о роли учителя в становлении личности учащегося

     Школа – один из важных этапов жизни человека. Именно в эти годы формируются основные нравственные качества, начинается сознательная социализация, осваиваются компетенц...