Работа с «одаренными детьми»: проблемный анализ западного и отечественного опыта.
статья на тему

Волошина Вера Петровна

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми в США, Англии, Франции, Японии, а также система работы с одаренными детьми в России: проблемы и пути  их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voloshina_rabota_s_odarennymi_detmi_.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с «одаренными детьми»: проблемный анализ западного и отечественного опыта.

Волошина Вера Петровна

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Краснодарский край, г. Армавир

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности Школы. «Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний».[1]

Все мировое сообщество ставит новые цели и задачи для образования, чтобы получать личность, способную интегрироваться в изменяющийся, высоко-технологичный и высоко-информационный мир. Образовательная политика каждого государства на современном этапе направлена на подготовку подобного подрастающего поколения, где ключевым моментом является работа с одаренными детьми.

Особенно широкий размах эта работа приобрела в США, она реализуется через следующие предусмотренные системы:

- дифференцированного обучения (у каждой учебной программы существует от 10 до 20 уровней ее прохождения; дифференциация идет по следующим направлениям: по уровню учебной успешности; по общим способностям; профильная дифференциация);

- специализированных школ для одаренных и отдельных классов внутри образовательного учреждения;

- авторских педагогических инноваций в области методов, методик и технологий;

- поиска одаренных детей (специализированные методики и методы, тестирование, наблюдение).

Стоит отметить и такой немаловажный факт, который весьма благоприятно влияет на систему работы с одаренными детьми. В Америке существует система общественных, государственных и частных ассоциаций, которые также занимаются данной проблемой и решают ее не только в финансовом ключе.

Если переместится в Европу, то здесь нет одинакового решения данной проблемы образования. Так, в Северной Ирландии «средняя школа организована по принципу выборности в зависимости от качества подготовки и способностей учеников. Успешно прошедшие тестирование по английскому языку, математике, химии и биологии могут быть зачислены в специализированные средние школы для одаренных детей. Остальные продолжают обязательное обучение в обычных средних общеобразовательных школах». [2]

В Англии существует разветвленная сеть спецшкол, «включающих в себя 312 технических колледжей, 99 языковых колледжей, 67 спортивных колледжей и 57 колледжей искусства. Программы для спецшкол предусматривают углубленное изучение специальных предметов наряду с изучением общеобразовательной программы средних школ. [2] Тьютерство, или наставничество, популярно в работе с одаренной молодежью, данное  направление работы с одаренными реализуется в основном в колледжах.

Во Франции существуют классы для одаренных учащихся. «Принимают туда   по довольно странной процедуре — без экзаменов, но со справкой от психолога. Требуется пройти тест на IQ и набрать больше 130 очков». [3] Мало того, здесь очень сдержанно относятся к одаренным, можно сказать, даже несколько негативно, ведь «скороспелые учащиеся» мешают нормальному развитию остальных учащихся.

В Швеции принцип всеобщего равенства сказалась и на образовании в том числе. Инклюзивность образования  диктует свои условия и прежде всего касается проблемы одаренных детей. Вследствие того, что  дети с нарушением здоровья посещают регулярные школы и для них создаются особые условия, то «отношение к проблеме обучения одаренных школьников в Швеции довольно сдержанное. В шведском обществе селекция по способностям была признана несправедливой. Законом запрещена дифференциация учащихся по признаку учебных достижений, и школы всячески стараются избегать неравенства в образовании. Но индивидуализации по отношению к самым  способным детям здесь добиваются на уровне содержания и методов образования». [4]

Таким образом, можем сделать вывод, что единственным объединяющим моментом в решении проблемы одаренности в европейском образовании является создание специализированных школ. Но философия толерантности, проникающая также и в образование, заставляет многие образовательные системы перестраиваться таким образом, что одаренным уделяется значительно меньшее внимание, нежели в американском образовании.  

Что касается восточной системы образования, то здесь главную роль играют ментальные и этнокультурные традиции. В качестве примера рассмотрим образование в Японии. «Учитель не должен культивировать индивидуальные способности учеников, стремясь привести весь класс к общему уровню развития. Ни дифференциация, ни индивидуализация обучения традиционно не свойственны японским школам. Учитель не выделяет ни успевающих, ни отстающих и воспринимает класс как единое целое». [5] Образование ценится очень высоко в Японии, поэтому все школьники стремятся учиться хорошо. Для того чтобы поступить в тот или иной вуз, ученики посещают дополнительно репетиторские школы.

Если говорить об отечественном опыте работы с одаренными детьми, то данный опыт довольно-таки «молодой». Государственная программа «Одаренные дети» поставила школы перед необходимостью реализации данного  направления работы в образовании. На данный момент существует комплекс традиционных мероприятий, «работающих» на одаренных:

  1. Проведение мероприятий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей (олимпиады, конференции, фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, дистанционное обучение, заочные курсы, летние тематические лагеря, научные сообщества и т.д.).
  2. Создание банка данных «Одаренные дети».
  3. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (тематические и обучающие семинары, конференции, конкурсы, обмен опытом, мастер-классы и т.д.)
  4. Нормативное и методическое обеспечение деятельности.
  5. Реформирование современной образовательной системы (введение ФГОС, профильное обучение, усовершенствование системы допобразования).

У каждого образовательного учреждения есть свой набор индивидуальных мероприятий работы с одаренными детьми. Но в данной статье хотелось бы остановиться на проблемах, которые возникают при реализации программа «Одаренные дети».  Выявленные проблемы можно представить в виде следующей диаграммы:

 

Каждое учреждение справляется с данными «трудностями» своими способами.

Педагогическому коллективу ЧОУ-СОШ «Новый путь» получилось решить данные проблемы через следующие «шаги» - решения:

Отсутствие финансовой поддержки педагогов, занятость учителей-предметников:

 – увеличение заработной платы за результативность работы с одаренными детьми;

– ведение профессионального Портфолио каждым предметником;

– введение отчетности о проделанной работе по полугодиям (анкета «Зима-Лето»);

– включение в расписание занятий, направленных на работу с одаренными детьми.

 Методические материалы для работы с одаренными, методика работы, новые технологии:

–  проведение тематических семинаров с педагогическим коллективом («Технологии развития критического мышления»);

–  знакомство со специальной литературой;

–   повышение квалификации учителей - предметников;

–  обмен опытом (проведение мастер- классов и посещение уроков творчески работающих учителей и имеющих опыт в данной области, семинаров, посещение образовательных Интернет-сайтов, участие в конференциях);

– создание индивидуальных образовательных программ для учеников по предмету;

–  разнообразие форм работы с одаренными детьми: творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы; кружки по интересам; конкурсы; спецкурсы; консультирование обучающихся в заочных школах при вузах; участие в предметных олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;

 усиление кружковой работы с учащимися (проведение мониторинга среди учащихся, направленного на выяснение наиболее востребованных кружков и секций, введение в расписание данных кружков и секций.

Отсутствие мотивации и проблема выбора у учащихся:

– ведение Портфолио каждым учащимся;

– подбор конкурсов в зависимости от интересов каждого ученика;

–  проведение нестандартных уроков;

–  проведение тематических предметных недель, проведение мероприятий в рамках предметной недели, направленных на привитие интереса к той или иной науке.

– личный пример (тематические открытия и классные часы, рассказывающие о людях, чьи достижения напрямую связаны со школьными достижениями, с участием в конкурсах, проектах и т.д.);

– творческие домашние задания, освобождение от заданий тех учащихся, которые работают над каким-либо проектом;

–  награды и поощрения учеников и родителей одаренных детей (сертификаты, грамоты и дипломы, отметки по предметам, освобождение от домашних заданий, ценные подарки и призы);

–  мотивация родителей (проведение тематических собраний, приглашение родителей на внеурочные предметные  и общешкольные мероприятия воспитательного плана);

– оповещение школьной общественности о достижениях тех или иных учащихся (общешкольное награждение, отражение успехов учеников в школьной газете «Саквояж» и на сайте школы);

– школьная ежегодная премия «Ступенька к успеху».

Приведя собственный пример из опыта работы в рамках реализации программы, хотелось бы отметить следующее. Многое на сегодняшний день приходится решать только засчет собственных усилий Школы и Учителя.  

На данный момент повсеместно наблюдается:

– нехватка методических пособий, учебников и индивидуальных программ для одаренных детей;

– огромное количество платных конкурсов;

– нет налаженной системы психологического тестирования  и диагностирования  одаренных детей;

–маленькое количество специализированных школ для одаренных в России;

– непрофессиональное, порой бездумное копирование западных методов, методик и технологий по принципу -  «Все и сразу».

В заключение можно сказать, что западный опыт интересен для отечественной педагогики, но не стоит забывать о том, что это национальный опыт той или иной страны  детерминирован многими социо-культурными факторами: толерантность, менталитет, традиция, образ жизни и т.д.

 Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; составление и использование специализированных программ педагогического наставничества, создание расширенной сети специализированных школ для одаренных детей, решение проблем образования  с помощью государственных и частных инвестиций.

Литература

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Центр дистанционного образования «Эйдос». Интернет-журнал «Эйдос». [электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения: 20.10.2012).

2. Образование в Великобритании // Отечественные записки.  Журнал для медленного чтения. – 2002. – № 1 (2). [электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2002/1/obrazovanie-v-velikobritanii (дата обращения: 20.10.2012).

3. Смилга А.В.  Современное образование во Франции // Портал «Мadan.org.il» [электронный ресурс]. URL: http://madan.org.il/node/4975  (дата обращения: 20.10.2012).

4. Данилова Л. Здесь учат жить на «отлично». // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2011. – №1. – С. 25–30. – С.29.

5. Данилова Л. Японец остается японцем. // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2011. – №5. – С. 45–52. – С.51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...