Мероприятие, посвященное Дню борьбы с терроризмом "Марафон Памяти"
методическая разработка по теме

Шнайдер Ирина Ивановна

Данный материал был использован для проведения общешкольного мероприятия, каждый класс готовил свою часть программы, поэтому участвовали практически все ребята, кроме того собирали материал и создавали презентацию. Разработка охватывает  время от ВОв и до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marafon_pamyati.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Высокинская СОШ

Лискинскогорайона

Воронежской области

«Марафон Памяти»

Зам. дир. по ВР  Шнайдер И.И.

2011-2012 учебный год

"Памяти детей, чья жизнь была прервана"

Глаза детей — души моей светильник.

В моих ушах не молкнет детский смех.

Малыш воркует — и ветра притихли,

И громы смолкли - никаких помех!

   Р. Казакова

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко —

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Форма проведения: нравственный марафон памяти.

Задачи:

1. Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.

2. Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство.

3. Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к народам, населяющим нашу страну, нетерпимости к проявлениям геноцида и экстремизма.

Оборудование: мультимедийный проектор; ноутбук; фотоаппарат; видеокамера.

Подготовительная работа:

Учащиеся делятся на группы: каждая группа получает индивидуальное задание для подготовки мероприятия. На каждом столе игрушки, конфеты, атрибуты эпохи.

• Группа № 1 (8 класс) — подбор материала о Великой Отечественной войне.

• Группа № 2 (9 класс)  — подбор стихотворений, статей, фактического материала о концентрационных лагерях смерти, блокаде Ленинграда, работе детей в тылу.

• Группа № 3 (7 класс) — подбор фотографий, подготовка рисунков по теме классного часа, оформление кабинета к классному часу.

• Группа № (11 класс)  — подбор стихотворений, статей, фактического материала о трагедии в Беслане.(на столе бутылки с водой)

• Группа № 5 (10 класс) — подбор стихотворений, статей, фактического материала о Хиросиме, Нагасаки.

• Группа № 6 — подготовка компьютерной презентации по теме классного часа.

Оформление зала : «Люди должны запретить войну!» -основной вывод марафона.

Фотографии детей,  ставших жертвами тер актов и войн. На переднем плане — фотографии советским солдатам, принесшим мир Европе в 1945 году: Трептов-парк в Берлине — памятник советскому солдату, в Болгарии памятник Алеше.

Выставка книг, посвященных детям войны.

Ход мероприятия:

На экране — слайд3 , посвященный рождению ребенка.

Вед.:   Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

Слайд 4

  Вед.:   Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Слайд 5,6

Вед.:  Подходит и кладет игрушку к фотографиям детей, убитых в годы Великой Отечественной войны, погибших во время терактов.

           Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.

          Пусть эта игрушка станет символом скорби по детям разных стран и народов, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук террористов и убийц с человеческими лицами и именами.

         Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наш марафон.

        Сегодня мы перелистаем скорбную книгу памяти детских страданий, книгу, которую мы с вами сделали в процессе подготовки этого марафона. Но листать мы её будем не с начала, а с конца…

11 класс.

Наша страна мирно живет более 65 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война.

Но 21 век принес Земле новые беды, символом которых стало слово «терроризм».

Слайд 8

Вот так и  мы с вами, как  и миллионы других детей счастливо и беззаботно встречали 1 сентября 2007 года.

Слайд 9.

Звенит школьный звонок.

Как на кинопленке — I сентября 2004 года. Дети города Беслана, как и по всей России, идут в школу № 1.

Яркое солнце, буйные краски осени, музыка, цветы, торжественные лица малышей и старшеклассников, серьезные лица родителей и педагогов.

Так и хочется крикнуть: не спешите, не идите!

Слайд 10

Сейчас, совсем скоро все кончится! Черным цветом окрасятся деревья цветы, небо, солнце, люди и дети....

Дети, которых родители никогда больше не дождутся в отчий дом.

Слайд 11.

И вот таким страшным останется в памяти сентябрьское утро 2004 года.

Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики.

Спустя несколько дней после захвата средней школы № 1 в городе Беслане, Россия хоронила 186 детей, погибших от рук нелюдей в обличье человека.

186 маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне на короткое время и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить.

Дети кладут к игрушкам бутылки с водой.

Около полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы в нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на второй день – еще и воды.

Велика боль утраты и бесконечен список погибших, по официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети.

Жесток и беспощаден 21 век

Таким его мы сделали все сами

Ты стал чудовищем, презренный человек,

Подняв свой автомат на жителей Беслана.

Сентябрь. Ты не виноват,

Что стал кровавым и проклятым

Виновен тот, кто в ранний час

Впустил их в школу с автоматом.

Уснули дети вечным сном

В кроватках сложены  игрушки

А мамы позабыли сон

И плачут в детские подушки.

 Около 1,5 тысяч  человек содержались в спортзале Бесланской школы в нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на 2 день - еще и воды. Велика боль утраты и бесконечен список погибших. По официальным данным в спортзале Бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети.

Самое святое на свете -

Это наши любимые дети

О чем они все мечтают, мы знаем

И их желания всегда выполняем.

Мечта детей Беслана в те роковые дни

Хоть чашечку, стаканчик, ну, хоть глоток воды.

Последнее желание, последний крик души

Ну, дайте нам водички, воды, воды, воды!

А вечером, второго, заснуть все не могли.

И пить очень хотели, и съели все цветы.

 Вдруг разговор о смерти тихонько завели.

Мальчишка им поведал историю о том,

Что ангелов красивых недавно видел он:

Летели и смеялись со шлейфами они

И на детей похожи, наверно, это мы.

Мы полетим далеко, на небо, прямо в рай

Ведь умирать не страшно, не плачь, не унывай.

Слайды 12-34. Звучит песня «На сердце России»

О чем бы дети ни рассказывали, что бы ни видели, ни пережили, они все равно говорят языком любви, потому что чисты и безвинны, как ангелы. Пусть же улетают в чистое сентябрьское небо наши бумажные ангелочки.

Учитель:   Шелестит перевернутая страница, и перед глазами встает новая трагедия, по детской щеке катится еще одна горькая слеза страдания.

10 класс.

Слайд 35. Мелодия.

Мир продолжал страдать от варварства взрослых.

Слайд 36

6 и 9 августа 1945 года наступила новая эра вандализма и агрессии. Американские самолеты сбросили свои атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Слайд 37.

Взрыв был похож на огромный гриб. Светлая жизнь людей в одно мгновение стала черной.

Слайд 38-39.

Атом превратил Хиросиму в мертвый город.

Слайд 40.

Именно он принес заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети...

Слайд 41.

Однажды маленькой больной девочке Сасаки Садако, перенесшей ядерный взрыв, приснился сон. Ей приснилось, что она обязательно справится с болезнью, если сделает тысячу бумажных журавликов. Но делать их ей было очень трудно. У неё не было сил.

На помощь девочке пришли все дети Хиросимы, а затем и все дети Японии.

Силы девочки таяли с каждым днем. И тогда дети других стран, в том числе и России, решили помочь девочке. Японские почтальоны сразу же доставляли Сасаки письма и посылки ее незнакомых друзей из разных стран мира.

Но смерть неумолима. Девочка умерла. Даже помощь детей мира не смогла ей помочь.

Слайд 42-43.

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли.

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать.

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

Пусть журавлик мой поможет

Тем, кому сегодня плохо.

Пусть звучит набатным звоном

Маленькой Сасаки слово.

Пусть бумажный мой журавлик

Вам исполнит все желанья,

Пусть исполнится легенда

Из японского преданья.

Дети кладут к игрушкам бумажных журавликов и японские свечи памяти.

9 класс.

Выходит юноша. В руках он держит куклу.

 А следующая страница переносит нас в далекие сороковые.

Слайд 44.

22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на несколько долгих лет.

Слайд 45.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича.

8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В нем оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Слайд 46-47.

Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.

Слайд 48.

На салазках кокон пряменький

Спеленав, везет

Мать заплаканная, в валенках,

А метель метет.

Старушонка лезет в очередь,

Охает, крестясь:

«У моей, вот тоже, дочери

Схоронен вчерась.

Бог прибрал, и слава Господу,

Легче им и нам.

Я сама-то скоро с ног спаду

С этих со ста грамм».

Труден путь, далек до кладбища,

Как с могилкой быть?

Довезти сама смогла б еще,

Сможет ли зарыть?

А не сможет - сложат в братскую,

Сложат, как дрова,

В трудовую, Ленинградскую,

Закопав едва.

И спешат по снегу валенки, -

Стало уж темнеть.

Схоронить трудней, мой маленький,

Легче умереть.

Наталья Крандиевская-Толстая

Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тысяч ленинградцев.

Слайды 49-50.

Тихо звучит музыка Шостаковича.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало - около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью.

Находили все способы, чтобы накормить людей. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточке. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это внимание? Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же отправляли в хлебопечение.

Много страниц детских страданий имеют эти годы. Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу.

Сколько их было, измученных и обессиленных, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

Дети кладут к игрушкам кусочки хлеба.

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Слайд 51.

Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Выходит девочка с куклой.

Девочка: Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось. Пусть эти игрушки служат добру и справедливости и помогут другим детям и в другое время стать счастливыми за себя и за других детей на земле.

Кладет туда же куклу.

8 класс.

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

Выходят учащиеся с игрушками и называют имена детей, погибших в годы войны за свободу своей Родины. Называя имя ребенка, они кладут игрушку к фотографиям.

Ученик 1: Леонид Голиков, 14 лет — Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Ученик 2: Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.

Ученик 3: Валентин Котик — 14 лет. Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Ученик 4: Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

Ученик 5: Марат Казей — 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Ученик 6: Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами,

Ученик 7: Володя Дубинин — 15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

Ученик 8: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.

Ученик 9: Александр Ковалев, 13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду.

Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!

20 век... Он остался за чертой. Век, в котором остались и дикая война, и великая победа. И памятники по всей России, и безымянные могилы.

Чтение стихотворения Е. Винокурова «Двадцатый век». Звучит музыка М. Таривердиева к кинофильму «17 мгновений весны».

Двадцатый век...

Бродивший по дорогам,

Среди пожаров,

К мысли привело:

Легко быть зверем

И легко быть богом.

Быть человеком —

Это тяжело.

Учитель :  Наш марафон мы посвятили всем детям, которые стали жертвами взрослого мира.

И в наше мирное время многие дети страдают не только от болезней, но и от одиночества. Живя в детских домах и домах ребенка, они лишены родительской любви и ласки.

В их жизни очень мало праздников, каждый день ничем не отличается от предыдущего. А ребенку нужен праздник.

Им хочется любви и ласки

И маминой, красивой сказки,

И папы твердого плеча,

Который рядом навсегда.

Если бы конфетный дождь, мог вернуть всех тех, чья жизнь, как съеденная конфета, была раздавлена и уничтожена кованым фашистским сапогом или автоматом бандита!

Ученик 4: Пусть конфеты, которые мы приготовили для малышей из детского дома, станут для них не только вкусным, но и незабываемым подарком в их трудной жизни, где нет радости встречи с родной семьей.

Ученик 5: Готовясь к марафону, каждый из нас принял участие в акции: «Дети - детям». Каждый из нас написал письмо ребятам и подготовил набор конфет, которые считает самыми вкусными.

Ученик 6: Пусть ребята знают, что, готовя сладкий подарок, мы хотели, чтобы их все горькие воспоминания жизни ушли на задний план и никогда к ним не возвращались.

Мы не можем помочь детям обрести семью. Но мы можем помочь им обрести друга. Мы сами и наши игрушки, которые мы с вами сегодня приготовили, могут и должны стать хорошими друзьями для ребят их детского дома, расположенного в нашем городе.

Учитель: Быть человеком, делать добрые дела — это самое главное предназначение человека на Земле.

Вот и закончился наш марафон. Мы еще раз вспомнили детей, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда Зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми. В нашей книге осталось еще много непрочитанных страниц, но все они отделены от нас пространством времени. А вот сколько их появится впереди—это зависит только от нас с вами, от того, какими делами наполним мы нашу с вами жизнь.

Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой! 

Последний слайд. (Маленькая страна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное солидарности по борьбе с терроризмом "Мы помним..."

Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма...

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия, посвященного Дню борьбы со СПИДом «МЫ – ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Предлагаю Сценарий мероприятия для старшеклассников, посвященный Дню борьбы со СПИдом....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы "Тропою Памяти"

Памяти павших во время Великой Отечественной Войны, а также ныне живущим ветеранам войны и тыла  посвящается наше внеклассное мероприятие. Цели мероприятия:  воспитывать патриотиз...

Внеклассное мероприятие,посвященное формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Заседание киноклуба на тему «Чем сильнее борьба, тем значительнее победа» (обсуждение фильма Джошуа Вайгела «Цирк бабочек», 2009 год)

Данное внеклассное мероприятие предполагает просмотр короткометражного фильма "Цирк бабочек", в основе которого лежит мотив безграничных возможностей человека. Фильм учит уважать человеческое достоинс...

Мероприятие, посвященное Дню борьбы со СПИДОМ

Во всем мире говорят о СПИДе, о том, какую угрозу существованию человечества несет эта глобальная эпидемия, о масштабах этой трагедии, о том, что эта чума угрожает существованию человечества&hel...

Название: Внеурочно мероприятие, посвященный Великой Отечественной войне «Мы памяти этой верны» в 6А классе

Это методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы памяти этой верны!», посвящённого Дню Победы». Данная работа актуальна, так как скоро  наша страна отмечает День  П...