"Воспитание толерантности"
классный час на тему

  В наше сложное и трудное  время этой тематике уделяется большое внимание.  Тема  толерантности очень актуальна, т.к. воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышление, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. А поскольку студенты нашего техникума являются подростками, начинающими свой жизненный самостоятельный путь, педагогическому коллективу не безразлично, какими ЛЮДЬМИ они выйдут из наших стен  Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и обладающий чувством взаимоуважения, взаимовоспитания, терпением и терпимостью, доброжелательностью, сдержанностью, уступчивостью, коммуникабельностью, а этот набор качеств в общении с окружающими невозможен без  самоуважения, самовоспитания, чувства  собственного достоинства. Готовясь к классному часу, мы ставили перед собой следующие цели:

1. ввести, раскрыть, углубить и закрепить  понимание значения термина «толерантность»;
2. развить способности адекватно и полно познавать себя, других людей;
3. научиться  вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, развивать навыки групповой работы;
4. формировать у обучающихся толерантное мышление, уважение к своим правам и правам других людей.
В соответствии с вышеизложенной  целью классного часа были поставлены следующие задачи:
1. дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности;
2. развить внимание, память, творческое мышление учащихся;
3. способствовать развитию уважительного отношения междустудентами в группе, воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
4. научить излагать свою точку зрения и принимать компромиссные решения в спорных вопросах.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, позволяющие наиболее полно преподнести и раскрыть перед учащимися подобранный нами материал, как беседа, анализ литературы и упражнений по теме классного часа, наблюдение.
Проводимый нами классный час помимо развивающей и познавательной направленности имеет и практическую значимость, которая состоит в том, что позволит диагностировать свои поступки, облегчит их понимание, и будет способствовать более качественному выбору путей выхода из сложившихся ситуаций.
Пришло время от методологических понятий перейти к непосредственному описанию тех литературных сказаний и  психологических упражнений, которые были использованы в ходе классного часа. Следует понимать, что каждый вид деятельности включал в себя определенные вопросы «ведущих» после прочтения  заданий  с последующим обсуждением их учащимися. Данные рассуждений в этой главе приведены не будут; на их описательной  части остановимся в заключительной главе, давая оценку как мероприятию в целом, так и рефлексии его участников.
Эпиграфом были взяты слова Б. Шоу, английского драматурга  ирландского происхождения:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Далее следует информация о происхождении термина «толерантность».
На рубеже ХVIII- XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский.  Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «толерантности».
Введя эту историческую справку, пришло время дать определение слову «толерантность» с обсуждением понятий, в него входящих. 
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность – глобальная проблема, волнующая население всего Земного шара. В каждом языке есть определение термина «толерантность», только звучит оно по-разному. 
Далее ведущий зачитывает определения толерантности, переведенные с различных языков, с последующим обсуждением:
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существование чего-либо или кого-либо).
Следующим этапом проведения беседы было обращение к русскому творчеству. Ведущим рассказывается сказка, краткое содержание которой, включает в себя выбор подруги  девушкой  по имени Любовь. Помогает ей в этом волшебник, который на рассвете приводит пятерых красавиц: Радость, Удачу, Красоту, Печаль, Доброту. Любовь делает свой выбор в пользу девушки, по имени Доброта. 
Далее следует обсуждение сюжета сказки учащимися. Каждому предоставляется сделать свой выбор.
Сказка ложь, да в ней намек… Но ничто так не помогает в оценке действий и принятии решений как, к сожалению, жестокая реальность. И теперь обращаем внимание учащихся на  актуальный   рассказ, в котором говорится о ситуации, подстерегающей нас в обыденной жизни. Речь в нем идет о том, как, гуляя по городу, девушка и молодой человек увидели плохо одетого пожилого мужчину, со сломанной ногой. Девушка поспешила помочь пострадавшему, проявляя толерантное поведение, а ее юноша пытался всячески этому помешать; но она все же оказала помощь пожилому мужчине, не смотря на то, что ей даже пришлось расстаться со своим молодым человеком. 
Ребята высказывают свое мнение, делясь аналогичными случаями из  жизненного опыта.
Ведущий обращает внимание на два пути  развития личности: толерантный (поведение девушки) и интолерантный (поведение юноши). Закрепляются в сознании учащихся эти понятия.Затем ведущий плавно подводит ребят к мысли о том, какова атмосфера в их коллективе, по какому пути происходит развитие их отношений, каковыми личностными  качествами  пользуются ученики в урегулировании конфликтных ситуаций. Идет обсуждение; по его окончании ведущий представляет на суд учащихся еще один рассказ-притчу, в котором говорится о большой и дружной семье, в которой царили мир, лад, не было ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Владыка страны прибыл в село, где жила эта семья и попросил старца- главу семьи- написать, как можно добиться такой идиллии. Старец написал на листе бумаги всего три слова: любовь, прощение и терпение.
Студентами обсуждается вопрос о достаточности этих качеств для согласия в семье, есть ли необходимость включения еще каких-либо понятий.
После этого ведущий обращает внимание ребят, что группа – это тоже семья, только ученическая; что работа по формированию толерантности должна быть связана не только с обучением конкретных навыков толерантного поведения, но и с каждодневной работой над собой. Хочется пожелать, чтобы в Вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ругани и ссор -  все  это возможно и  достижимо, если нормализовать психологический микроклимат группы.
Пришло время обратиться к анализу  проведенного мероприятия, дать рефлексивную оценку участникам процесса.
В целом, можно сказать, что нами выполнены поставленные цели и задачи. Радует то, что учащиеся откликнулись на проведение тематического классного часа, приняли активное участие в его проведении, не стесняясь,  высказывали свою позицию по некоторым задаваемым вопросам.  Иногда течение  беседы  отклонялось от запланированного хода, т.к. ребята брали на себя ведущую роль в обсуждении тех или иных поступков действующих лиц обсуждаемых миниатюрах. Это было неожиданностью для меня, но с помощью  учеников,  знания материала и  тематики вопросов  мне удалось после бурного обсуждения вернуться к теме классного часа и не позволить отойти от намеченного плана.
По окончании занятий ребята высказывали свое мнение о данной беседе,   и было лестно слышать положительные отзывы и желание продолжать  работать в этом  направлении. Со своей стороны я могу  сделать вывод, что эта встреча не прошла бесследно для учащихся, нашла отклик в их сердцах, позволила задуматься,   оценить, а в некоторых случаях и пересмотреть  свое поведение, что говорит еще и о том, что проведение подобных мероприятий  вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения. 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание толерантности». Классный час.

                                                         

               В наше сложное и трудное  время этой тематике уделяется большое внимание.  Тема  толерантности очень актуальна, т.к. воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышление, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. А поскольку студенты нашего техникума являются подростками, начинающими свой жизненный самостоятельный путь, педагогическому коллективу не безразлично, какими ЛЮДЬМИ они выйдут из наших стен. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и обладающий чувством взаимоуважения, взаимовоспитания, терпением и терпимостью, доброжелательностью, сдержанностью, уступчивостью, коммуникабельностью, а этот набор качеств в общении с окружающими невозможен без  самоуважения, самовоспитания, чувства  собственного достоинства.

Готовясь к классному часу, мы ставили перед собой следующие цели:

  1. ввести, раскрыть, углубить и закрепить  понимание значения термина «толерантность»;
  2. развить способности адекватно и полно познавать себя, других людей;
  3. научиться  вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, развивать навыки групповой работы;
  4. формировать у студентов толерантное мышление, уважение к своим правам и правам других людей.

В соответствии с вышеизложенной  целью классного часа были поставлены следующие задачи:

1. дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;

2. развить внимание, память, творческое мышление учащихся;

3. способствовать развитию уважительного отношения между учащимися в группе, воспитание чувства коллективизма, сплоченности;

4. научить излагать свою точку зрения и принимать компромиссные решения в спорных вопросах.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, позволяющие наиболее полно преподнести и раскрыть перед учащимися подобранный нами материал, как беседа, анализ литературы и упражнений по теме классного часа, наблюдение.

Проводимый нами классный час помимо развивающей и познавательной направленности имеет и практическую значимость, которая состоит в том, что позволит диагностировать свои поступки, облегчит их понимание, и будет способствовать более качественному выбору путей выхода из сложившихся ситуаций.

Пришло время от методологических понятий перейти к непосредственному описанию тех литературных сказаний и  психологических упражнений, которые были использованы в ходе классного часа. Следует понимать, что каждый вид деятельности включал в себя определенные вопросы «ведущих» после прочтения  заданий  с последующим обсуждением их учащимися. Данные рассуждений в этой главе приведены не будут; на их описательной  части остановимся в заключительной главе, давая оценку как мероприятию в целом, так и рефлексии его участников.

Эпиграфом были взяты слова Б. Шоу, английского драматурга  ирландского происхождения:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Далее следует информация о происхождении термина «толерантность».

На рубеже ХVIII- XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский.  Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантности».

Введя эту историческую справку, пришло время дать определение слову «толерантность» с обсуждением понятий, в него входящих.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, волнующая население всего Земного шара. В каждом языке есть определение термина «толерантность», только звучит оно по-разному.

Далее ведущий зачитывает определения толерантности, переведенные с различных языков, с последующим обсуждением:

- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существование чего-либо или кого-либо).

Следующим этапом проведения беседы было обращение к русскому творчеству. Ведущим рассказывается сказка, краткое содержание которой, включает в себя выбор подруги  девушкой  по имени Любовь. Помогает ей в этом волшебник, который на рассвете приводит пятерых красавиц: Радость, Удачу, Красоту, Печаль, Доброту. Любовь делает свой выбор в пользу девушки, по имени Доброта.

Далее следует обсуждение сюжета сказки учащимися. Каждому предоставляется сделать свой выбор.

Сказка ложь, да в ней намек… Но ничто так не помогает в оценке действий и принятии решений как, к сожалению, жестокая реальность. И теперь обращаем внимание учащихся на  актуальный   рассказ, в котором говорится о ситуации, подстерегающей нас в обыденной жизни. Речь в нем идет о том, как, гуляя по городу, девушка и молодой человек увидели плохо одетого пожилого мужчину, со сломанной ногой. Девушка поспешила помочь пострадавшему, проявляя толерантное поведение, а ее юноша пытался всячески этому помешать; но она все же оказала помощь пожилому мужчине, не смотря на то, что ей даже пришлось расстаться со своим молодым человеком.

Учащиеся высказывают свое мнение, делясь аналогичными случаями из  жизненного опыта.

Ведущий обращает внимание на два пути  развития личности: толерантный (поведение девушки) и интолерантный (поведение юноши). Закрепляются в сознании учащихся эти понятия.

Затем ведущий плавно подводит ребят к мысли о том, какова атмосфера в их коллективе, по какому пути происходит развитие их отношений, каковыми личностными  качествами  пользуются ученики в урегулировании конфликтных ситуаций. Идет обсуждение; по его окончании ведущий представляет на суд учащихся еще один рассказ-притчу, в котором говорится о большой и дружной семье, в которой царили мир, лад, не было ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Владыка страны прибыл в село, где жила эта семья и попросил старца- главу семьи- написать, как можно добиться такой идиллии. Старец написал на листе бумаги всего три слова: любовь, прощение и терпение.

Студентами обсуждается вопрос о достаточности этих качеств для согласия в семье, есть ли необходимость включения еще каких-либо понятий.

После этого ведущий обращает внимание ребят, что группа – это тоже семья, только ученическая; что работа по формированию толерантности должна быть связана не только с обучением конкретных навыков толерантного поведения, но и с каждодневной работой над собой. Хочется пожелать, чтобы в Вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ругани и ссор -  все  это возможно и  достижимо, если нормализовать психологический микроклимат группы.

Пришло время обратиться к анализу  проведенного мероприятия, дать рефлексивную оценку участникам процесса.

В целом, можно сказать, что нами выполнены поставленные цели и задачи. Радует то, что учащиеся откликнулись на проведение тематического классного часа, приняли активное участие в его проведении, не стесняясь,  высказывали свою позицию по некоторым задаваемым вопросам.  Иногда течение  беседы  отклонялось от запланированного хода, т.к. ребята брали на себя ведущую роль в обсуждении тех или иных поступков действующих лиц обсуждаемых миниатюрах. Это было неожиданностью для меня, но с помощью  учеников,  знания материала и  тематики вопросов  мне удалось после бурного обсуждения вернуться к теме классного часа и не позволить отойти от намеченного плана. По окончании занятий ребята высказывали свое мнение о данной беседе,   и было лестно слышать положительные отзывы и желание продолжать  работать в этом  направлении. Со своей стороны я могу  сделать вывод, что эта встреча не прошла бесследно для учащихся, нашла отклик в их сердцах, позволила задуматься,   оценить, а в некоторых случаях и пересмотреть  свое поведение, что говорит еще и о том, что проведение подобных мероприятий  вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...

статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...