КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
проект по теме

Терёхина Вера Николаевна

 

 

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»

Место в учебно-воспитательном процессе

Внеклассное мероприятие в рамках Недели словесности

Технологии, методы, приемы

Технология межпредметной интеграции, метод учебных проектов Intel

Вид внеурочной деятельности учителя

Участие в Неделе русского языка и литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yabloko.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…»

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна.

Юрий Олеша

Технология: метод учебных проектов (Программа Intel)

"Визитная карточка" проекта

Тема учебного проекта «Культурологический аспект в значении слова яблоко».

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование целостной картины мира.  
  2. Формирование умения видеть проблему и  намечать пути ее решения.
  3. Развитие умения работать в группе, осуществлять поиск и обработку информации.
  4. Развитие познавательной самостоятельности и критического мышления учащихся.

Проект призван формировать компетентности  в сфере самостоятельной деятельности; основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности.

Методические задачи проекта:

  1. Освоить следующие понятия: художественный символ, художественный образ, культурологический аспект в значении слова, закон всемирного тяготения, питательная ценность, витамины, микроэлементы, гигиена, кулинария, фотография, натюрморт.
  2. Учить обрабатывать и обобщать полученную информацию;  
  3. пользоваться информационными ресурсами, программами Power Point, Internet Explorer, Excel, Publisher; учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  4. формировать умение анализировать, синтезировать, структурировать информацию;
  5. формировать навыки исследовательской деятельности.  

Основной проблемный вопрос проекта: 

«Яблоко – просто фрукт или символ, отражающий культуру человечества?»

Творческое название учебного проекта: «В мире было Яблоко…»

Самостоятельные исследования учащихся в рамках данного учебного проекта:

1. Анализ «Тема яблока в современной фотографии» в Интернет-ресурсах;

2. Исследование «Культурологический аспект в значении слова яблоко»;

3. Исследование «История открытия Закона всемирного тяготения в стихотворении Эжена Потье «Яблоко Ньютона»

4. Сопоставительный анализ «Проблема нравственного выбора героев мифа «Яблоки Гесперид» и «Сказки о молодильных яблоках»;

5. Исследование «Значение яблока в питании человека»

Проект интегрирует разные учебные предметы по следующим темам. Например:

Русский язык

1. Лексическое значение слова.

2. Культурологический аспект в значении слова»

Литература

1. Легенды и мифы Древней Греции

2. Литературная сказка. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3. Устное народное творчество. Сказки народов мира. Пословицы и поговорки».

Изобразительное искусство, МХК

1. Библейские темы в изобразительном искусстве

2. Натюрморт. Творчество Поля Сезанна.

Биология

1. Семейство розоцветных.

2. Типы плодов. Сочные плоды

Физика

Закон всемирного тяготения

Технология

1. Гигиена девушки.

2. Приготовление десертов.

3. Декоративно-прикладное творчество

История

1. Мифы Древней Греции.

2. Мифы Троянского цикла.

Возраст учащихся: цели учебного проекта рассчитаны на разновозрастную категорию учащихся школы.

Оформление результатов проекта:

  1. Презентация
  2. Буклет
  3. Школьная конференция «В мире было яблоко…»

Аннотация проекта: Проект посвящен исследованию культурологического аспекта слова «яблоко». Учащиеся выясняют роль и значение яблока в науке и культуре человечества. Для этого они самостоятельно знакомятся с основными понятиями темы, ищут информацию для подтверждения своих гипотез, анализ данных СМИ, научной и  художественной литературы, произведений изобразительного искусства. Полученные цифровые данные и выводы оформляют в виде презентации, буклета и устного выступления на школьной конференции.

Время выполнения проекта: 2 недели внеклассной работы.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

Обеспечение проекта

Перечень

1

Техническое оснащение

Компьютеры, цифровая камера, доступ к Интернету, сканер, принтер, проекционная система

2

Программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы, мультимедийные энциклопедии, Текстовые процессоры, Программы обработки изображений, Веб-браузер, программы работы с мультимедиа.

Оценка деятельности учащихся: Презентация проекта, итоговые творческие задания.

Ключевые слова, отражающие содержание учебного  проекта:

Художественный символ, художественный образ, культурологический аспект в значении слова, закон всемирного тяготения, питательная ценность, витамины, микроэлементы, гигиена, кулинария, фотография, натюрморт.

Этапы работы над проектом:

Этапы работы

Формы работы

Сроки

1

Постановка проблемы и формулирование тем исследований учеников.

Вводное занятие

15 мин

2

Формирование групп, выдвижение гипотез, выбор творческого названия

15 мин

3

Обсуждение источников информации и плана работы

10 мин

4

Поиск   информации, индивидуально-групповые консультации

Самостоятельная работа учащихся, консультации с учителями

2 недели

5

Обработка информации. Подготовка презентации.

6

Оформление презентации, индивидуально-групповые консультации.

7

Защита полученных результатов и выводов.

Школьная конференция

1,5 – 2 часа

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО… 

ПОДГОТОВКА К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОЕКТУ

Цель: 1. Охватить как можно больший круг областей науки и культуры, вызывающих ассоциативный ряд со словом «яблоко» для создания схемы межпредметных связей.

2. Развивать ассоциативное мышление, умение участвовать в коллективном мозговом штурме, синтезировать знания по разным предметам.

3. Воспитывать потребность творческого мышления, освобождения от инерции мышления.

Технология: интеграция, технология учебного мозгового штурма.

Участники занятия: все желающие учащиеся 5-11 классов, учителя-предметники.

Оборудование: 1) эпиграф к занятию: В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна. (Юрий Олеша).

2. Большое яблоко на блюдце.

3. Заготовка на листе ватмана с картинкой яблока в центре.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Осмысление эпиграфа. Постановка целей внеклассного занятия: «Предметом наших размышлений станет сочное, вкусное, ароматное яблоко (на стол ставится большое яблоко на блюдце). Вот о нем и поговорим. Необходимо найти, собрать как можно большее количество ассоциаций со словом яблоко по разным предметам, чтобы заполнить схему-заготовку. Схема представляет собой подобие Солнечной системы, только вместо Солнца и планет в центре – Яблоко, а на разных орбитах от него – школьные предметы. Возникшие ассоциации записываются рядом с соответствующими предметами.

Все участники занятия распределяются на группы по 7-9 человек и выбирают одну из предметных областей (хорошо, если в группах будут присутствовать учителя).

2. Инструктаж группы перед штурмом:

1) Главное правило на первом этапе штурма – никакой критики!

В каждой группе выбирается ведущий (следит за ходом поиска идей), секретарь (фиксирует возникающие идеи).

2) Первичное обсуждение (15-20 минут).

3. Мозговой штурм.

А) Создание банка идей.

Цель – наработать как можно больше возможных ассоциаций.

Б) Анализ идей

Все высказанные идеи группа рассматривает критически.

В) Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных ассоциаций и назначает спикера, который рассказывает о них аудитории.

4. Обработка полученной информации.

А) Полученные сведения каждой группы заносятся в схему и зачитываются в аудитории.

Б) От каждой группы выбираются учащиеся, желающие продолжить работу над темой «Культурологический аспект в изучении слова яблоко» в следующих предметных областях:

физика, литература, биология, ИЗО (живопись и фотография). Остальным учащимся предлагается принять участие в конкурсах стихов, рисунков, поделок по теме. Презентация результатов исследований и других конкурсов состоится на итоговой школьной конференции в рамках Недели русского языка и литературы «В мире было яблоко…»

5. Подведение итогов

Ведущий занятия: «Итак, какие области науки и культуры объединяет яблоко? Все! Благодаря яблоку мы смогли объединить столько знаний и предметов, что перед нами возникла целостная картина мира, целая вселенная! Но есть универсальная область – искусство, в котором яблоко превращается в художественный символ».

Далее ведущий зачитывает отрывки из произведений художественной литературы. Отрывки из этих произведений могут включаться в урок по любому предмету. Например, урок физики по теме «Закон всемирного тяготения Ньютона» может дополнять обращение к стихотворению Эжена Потье «Яблоко Ньютона».

Ньютон однажды в день осенний
В саду прогулку совершал…

…Что ж яблоко сказало,
Когда упало?
«Не бог,   а тяготенья власть
Велело мне упасть!..

При изучении лексики русского языка можно сравнить биологический термин «глазное яблоко» и его метафорическое обыгрывание в стихотворении Осипа Мандельштама «1 января 1924»:

Я с веком поднимал болезненные веки-

Два сонных яблока больших…

Составление схемы «В мире было яблоко…» (кстати, в центре схемы может быть любой интересующий предмет) позволяет синтезировать большой объем наших знаний в различных областях и интегрирует разные учебные предметы.

Какие философские знания мы получили в ходе мозгового штурма и составления схемы о яблоке? Прежде всего мы осознаем, что человек – не центр вселенной, он наравне с яблоком и другими предметами является частью вселенной.  И только во взаимосвязи и взаимодействии с окружающим миром возможна полноценная жизнь человека.

6. Домашнее задание.

  1. Углубить знания по выбранной теме, подобрать необходимые материалы и обдумать проблемное название будущего проекта.
  2. Прийти на индивидуальную консультацию.

7. Рефлексия

Участники занятия устно отвечают на вопросы:

  1. Что вам понравилось в занятии?
  2. Что показалось затруднительным?
  3. Ваши рекомендации для будущих исследований? Какие слова можно поставить в центр схемы?

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

1. Обсуждение структуры учебного проекта и его презентации.

А) Проблемный вопрос и гипотеза.

Б) План проведения исследования.

В) Результаты исследования по каждому пункту плана.

Г) Выводы

Д) Информационные ресурсы.

2. Обсуждение проблемных вопросов для учебных проектов.

Проблемные вопросы учебной темы:

Гипотезы:

«Какова роль яблока в физике?»

Я думаю, яблоко помогло открыть один из законов физики.

«Почему яблоко – фрукт красоты и долголетия?

Я утверждаю, что яблоко является фруктом красоты и долголетия

«Является ли яблоко популярным символом в художественной литературе?»

   Предположим, что слово яблоко в художественной литературе приобретает дополнительное образное значение и является отражением культуры человечества.

«Почему яблоко – один из самых любимых объектов изображения среди художников и фотографов?»

Думаю, что яблоко не случайно является распространенным объектом изображения

В работу над проектами активно включаются учителя-предметники, которые следят за правильностью хода мысли учащегося, фактической достоверностью материалов и правильностью выводов.

3. Обработка информации и оформление презентации. Подготовка к защите проекта.

ШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…»

Итоговое общешкольное мероприятие в рамках

Недели русского языка и литературы

Так как предметы Недели преподаются во  всех классах с 1 по 11, а общей темой стало яблоко, то участниками могут стать абсолютно все ученики школы.

План проведения конференции:

1. Открытие конференции (10 мин.)

Ведущие (старшеклассники): Заключительное мероприятие Недели русского языка и литературы можно считать открытым!

Вспомним слова Юрия Олеши «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна».

Сегодня нас всех объединило это вкусное сочное яблоко. Ему мы и посвящаем все наши выступления.

Центральное событие конференции – защита проектов старшеклассников по теме «Культурологический аспект в значении слова яблоко".

Остальные ученики принимают участие в следующих номинациях:

  1. Лучший рисунок
  2. Лучший кроссворд
  3. Лучшее стихотворение (сказка, рассказ, сценка)
  4. Конкурс чтецов стихотворений поэтов.
  5. Лучшая поделка (вышивка, аппликация и т.п.)
  6. Конкурс кондитерских изделий с яблоками.

Участники каждой номинации расходятся по секциям:

  1. Декоративно-прикладное творчество
  2. Художественное слово
  3. Кроссворды и рисунки
  4. Проекты и исследования
  5. Кондитерские изделия

В каждой секции жюри заранее продумало критерии оценки. Лучшие работы и победители будут представлены во второй части конференции.

2. Работа секций.

Выступления участников конференции. Оценка жюри. Подведение итогов, определение победителей.

См. Презентация «Яблоко в литературе»

3. Заключительная часть конференции.

Выступление победителей в каждой номинации. Представление лучших рисунков, поделок, ученических проектов (Приложение). Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

               Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)

(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения

quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения

Жизнь и труд первопечатника Ивана Фёдорова...

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...