Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"
рабочая программа (9 класс) по теме

 

Цель программы создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
  3. Учебной программы «Азбука профориентации XXI века / Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А., - Салехард, 2010.

Общая характеристика факультативного курса

Проведение рыночных реформ в экономике России вызвало изменение роли и места наемного работника в системе трудовых отношений, следствием чего является появление безработицы, которая, в свою очередь, породила не только экономические проблемы, но и проблемы социального и психологического порядка. Ключевым рыночным изменением в сфере труда является негарантированная занятость, характеризующаяся наличием конкуренции работников за рабочие места и безработицы. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это является серьезным психологическим ударом. Существенно повысилась социально-психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация людей. Это привело к возрастанию нервно-психического напряжения, появлению чувства «ненужности», невостребованности на рынке труда у значительной части граждан трудоспособного возраста. Отсюда снижение конкурентоспособности людей объективно способных к эффективной трудовой деятельности; занятость в «сером» секторе экономики (т. е. без официального оформления трудовых отношений между работником и работодателем) и иные негативные тенденции.

Однако кроме актуальных проблем адаптации к рыночным условиям трудоспособного населения начавшего свою трудовую биографию в условиях гарантированной занятости имеется и другая – стратегически более важная проблема. Речь идет о выходе на рынок труда тех групп населения, конкурентоспособность которых объективно невысока, и, прежде всего, о молодежи, которая или выбирает направление своей профессиональной карьеры, или только начинает свой профессиональный путь после получения профессии.

Принципиальные изменения трудовых отношений, произошедшие в психологически сжатые сроки, привели к тому, что общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь – традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению. Обнаруживается как бы разрыв между опытом поколения, которое начинало трудовую жизнь двадцать– двадцать пять лет назад и сегодняшней молодежью. Опыт взрослых оказывается неэффективным, ненужным, более того – дезориентирующим, — для сегодняшней молодежи, а адекватный источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания попросту отсутствует.

Процесс профессионального становления молодежи  связан с процессом профессионального самоопределения еще в общеобразовательной школе, где у учащихся формируется мотивация выбора сферы профессиональной деятельности, определение путей получения профессионального образования и будущей карьеры.

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На проведение факультативного курса  в 9  классе отводится 1 час в неделю   (34 учебные недели)

Уровень  изучения  курса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • об устройстве и основных принципах функционирования рынка труда и специфике рыночных отношений в трудовой сфере;
  • о профессиях, учебных и рабочих местах, о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии и планирования карьеры, способах поиска работы и трудоустройства,

Учащиеся должны уметь:

  • применять навыки поиска информации, анализа ситуаций, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
  • самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.

Содержание учебного  курса

Раздел 1. «Введение».

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Структура курса и особенности учебника.

Раздел 2.  Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Понятие мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации. Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Профпригодность, профессионально важные качества. Понятие «Конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.

Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа. Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования. Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составление резюме.

Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».

Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».

Представление о профессиях типа «человек-бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы.  Профессиограммы профессий типа «человек-бизнес».

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы обучения, сроки освоения программа профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в ЯНАО. Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.


Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

       

      Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
  2. Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
  3. Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
  4. Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
  5. Профориентационная диагностика.
  6. Учебно-методическое пособие для щкольных психологов  «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009

Литература для учащихся:

  1. Рабочая тетрадь ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
  2. Учебник ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Интерактивная доска.

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  •  «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»

Список используемой литературы

  1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2000. – 407с.
  2. Бендюков М. А., Калугин С. В., Соломин И. Л, Методика оценки профессиональной направленности населения (Методика экспресс-ориентации). Саратов, Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1998 – 46 с.
  3. Бендюков М. А., Соломин И. Л Профконсультирование и психологическое тестирование. «Профессиональный потенциал» № 1(5) М. «Военный парад» 1998 с. 24—34
  4. Выпускник выбирает профессию. // журнал «Профессиональный потенциал» М. № 2, 2001., с 38-31.
  5. Камерон-Бендлер Л. Гордон Д. Ноу-Хау. Руководство по самосовершенствованию во имя лучшего будущего. – Воронеж: НПО «МОДЕК» 1997. — –288с.
  6. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: эксперимент, 1999. – 180с.
  7. Климов А. Е. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  8. Клуб ищущих работу/ Подготовка руководителей Клуба. Пособие для преподавателей. – М.: 1996. – 236с.
  9. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб.: Изд. «Речь», 2000. – 216с.
  10. Лотова И. П. Зарубежные теории выбора и развития карьеры. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 3. Екатеринбург, 2001, с. 19-40.
  11. Мир профессий. Энциклопедическое издание в 6 томах. М.: Мол. гвардия, 1986.
  12. «Образование для Вас: справочник» Красноярск 2006
  13. Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57.
  14. Прикот О. Г. Лекции по философии педагогики – СПб.: Изд-во ТВПинк, 1998. – 163с.
  15. Прощицкая Е. Н. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3 1994. с. 85-94.
  16. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения (Методическое пособие 2). — Москва-Воронеж. 1997. – 79с.
  17. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва — Воронеж: Изд. «Институт практической психологии» 1996. – 256с.
  18. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
  19. Рудинштейн М. Как найти высокооплачиваемую работу с помощью INTERNET./ Кратко, доступно, просто/ — М.: Познавательная книга плюс, 1999, — 192с.
  20. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., Речь, 2006
  21. Уткин Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе, М., 1996.
  22. Фанч Ф. Преобразующие диалоги: Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. – 384с.
  23. Фопель К. Энергия паузы: Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001. – 240с.



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

Раздел (кол-во часов),

Тема урока

Знания и умения учащихся

Термины, оборудование

Дифференциация домашнего задания

Примечание

                                                                                   I  четверть      (6 часов)

1

25.09

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.

Знать понятие «профориентация».

Знать понятие «эмоции», уметь  определять свой темперамент.

Знать общие и специальные способности, качества успешного человека.

Иметь представление о понятиях мотива, интереса, склонности.

Уметь определять свои ценностные ориентации.

Уметь работать с бланковыми тестами, интерпретировать результаты теста.

Профориентация. Рабочая тетрадь.

Анкетирование.

2

02.10

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

Темперамент, эмоции.

Тесты.

Рабочая тетрадь.

Задания «Обозначь ситуацию», «Таблица чувств». Экспресс-диагностика темпераментной структуры личности.

3

09.10

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

Понятие мотива, интересов, склонностей.

Рабочая тетрадь.

Пирамида Маслоу. Задания «Закончи предложение», «Оценка личностной включенности»

4

16.10

Ценностные ориентации.

Понятие ценностей, связь с выбором профессии.

Рабочая тетрадь.

Карточная игра «Тудема-сюдема»

5

23.10

Способности.

Общие и специальные способности.

Задания «Найди круг», «Лишняя фигура», «Пятый-лишний»

6

30.10

Особенности мышления.

Мышление.

Рабочая тетрадь.

Тестирование.

II четверть ( 7 часов)

7

15.11

Профессионально важные качества.

Уметь принимать участие в эвристической беседе.

Знать и применять навыки эффективного общения.

Знать свои сильные и слабые стороны.

Знать навыки и применять целеполагания,  планирования, прогнозирования .

Уметь применять данные самодиагностики.

Профпригодность.

Рабочая тетрадь.

Задание «Секрет успеха».

8

22.11

Коммуникативная успешность.

Конфликт, стадии конфликта. Рабочая тетрадь.

Задания «Тезисы», «Случай». Ролевая игра «Ссора в библиотеке».

9

29.11

Барьеры коммуникации.

Коммуникабельность, коммуникативный барьер.

Игра «Испорченный телефон»

10

06.12

Самооценка.

Понятие самооценки.

Рабочая тетрадь.

Задание «Комплимент»

11

13.12

Целеполагание и образ будущего.

Эвристическая беседа. Анкета достижений успеха.

Задание «Личный герб и девиз»

12

20.12

Этапы профессионального самоопределения.

Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период».

Рабочая тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся.

13

27.12

Карта самопознания.

Самопознание, самоанализ, самопрезентация.

Карта самопознания.

Анкетирование.

III  четверть (10 часов)

14

17.01

Понятие «профессия». Классификация профессий.

Уметь различать понятия «специальность» и «специализация».

Уметь группировать профессии по целям труда.

Знать информацию об особенностях профессий типа «человек-знак».

Знать содержание, цели, условия труда, требования к личным качествам представителей профессии типов «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-природа».

Знать особенности психологического типа представителей профессии группы «человек-бизнес».

Иметь представление о современной системе профессионального образования.

Классификация профессий по предмету труда. Специальность.

Рабочая тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся.

15

24.01

Профессии типа «человек-человек»

Анализ содержания труда и классификации профессий типа «Человек-человек». Рабочая тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся.

16

31.01

Профессии типа «человек-знак»

Особенности профессий типа «Человек-знак»

Рабочая тетрадь.

Практические задания

17

07.02

Профессии типа «человек-художественный образ»

Рабочая тетрадь

Практические задания

18

14.02

Профессии типа «человек-техника»

Классификация профессий типа «Человек-техника».

Рабочая тетрадь.

Практические задания.

19

21.02

Профессии типа «человек-природа»

Классификация профессий типа «Человек-природа».

Рабочая тетрадь

Практические задания.

20

28.02

Профессии типа «человек-бизнес»

Рабочая тетрадь.

Игра «Бизнес-риск-мен»

21

07.03

Профессиограмма

Профессиограмма.

Рабочая тетрадь.

Заполнение таблиц.

22

14.03

Профессиограмма

Профессиограмма.

Рабочая тетрадь.

Заполнение таблиц.

23

21.03

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Виды учреждений профессионального образования. Рабочая тетрадь.

Практические задания.

IV четверть (8  часов)

24

04.04

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

Знать правила приема в учебные заведения.

Уметь составлять индивидуальный образовательный маршрут и знать различные варианты получения профессии.

Знать состояние современного рынка труда, спрос на различные типы профессий.

Знать факторы, влияющие на состояние рынка  труда. Знать информацию об особенностях рынка труда ЯНАО.

Иметь представление об основных формах занятости.

Знать типичные ошибки при выборе профессии.

Индивидуальный образовательный маршрут.

Рабочая тетрадь.

Выбор возможного образовательного маршрута после 9 класса.

25

11.04

Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

Лицензия, свидетельство о государственной аккредитации.

Рабочая тетрадь.

«Защита» выбора учебного заведения.

26

18.04

Основные понятия и определения.

Рынок труда.

Востребованная  профессия.

Задание «Мое предприятие»

27

25.04

Основные понятия и определения.

Спрос и предложение на рынке труда.

Рабочая тетрадь.

Практические задания.

28

02.05

Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда.

Рынок труда ЯНАО.

Работник, работодатель.

Рабочая тетрадь.

Групповая работа.

29

09.05

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.

Занятость населения.

Рабочая тетрадь.

Практические задания.

30

16.05

Типичные ошибки при выборе профессии.

Отрывок из х/фильма.

Рабочая тетрадь.

Работа в подгруппах.

31

23.05

Стратегии принятия решения в выборе профессии.

Стратегия. Способы аналитического решения.

Задание «Круг выбора». Решение проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультативного курса профориентации 10-11 класс

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб. Сформировать готовность учащих...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Профориентация.Выбор профессий»

Цель курса – формирование у учащихся готовности к сознательному профессиональному выбору....

Программа "Азбука профориентации XXI века"

Программа внеурочной деятельности ФГОС ОО "Азбука профориентации XXI века"...

Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.

Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл....

Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....