Неделя математики.
методическая разработка (5 класс) на тему

Сформулированы цели, задачи и конечный результат недели математики. Есть план работы на каждый день, разработка конкурса-путешествия "Смекалистых". Приведены примеры математических игр, ребусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_matematiki.docx771.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чижовская средняя школа

                                                   Тем, кто учит  математику,
                                            тем, кто учит  математике,
                                            тем, кто любит  математику,
                                            тем, кто ещё не знает,
                                            что может любить  математику,
                                            неделя   математики  посвящается

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        

                                                                                                                          Подготовила и провела     

                                                                                                                           учитель математики

                                                                            Т.Е. Косенкова                   

НЕДЕЛЯ      МАТЕМАТИКИ

             

               Дорогу осилит идущий,        

              а математику – мыслящий!                              

                                                                                                                       

Цели: 

- формировать у учащихся целостное представление о мире, восприятие математики во взаимосвязи с другими науками и с жизнью человека;

- создать благоприятную среду для творческой самореализации каждого ученика.

Задачи:

-  знакомство с учёными-математиками;

- формирование навыков самостоятельной и совместной деятельности, способности к сотрудничеству; устойчивого интереса к математике; познавательных мотивов;

- повышение уровня знаний и математической культуры, коммуникативных возможностей учащихся.

Цели заданий:

- развитие у детей математических, интеллектуальных и творческих способностей, нестандартного мышления, способности к рождению новых идей, обеспечение познавательной мотивации

Формы работы:

  - индивидуальная, 

  - групповая.

Конечный результат:

- воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой культурной личности,

владеющей творческими умениями и навыками;

- развитие индивидуальности, самостоятельности, творчества, активности.        

- активизация самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний

Рефлексия

Ощущение себя полноправным участником всеобщего праздника

План  проведения

                             

                  Высшее назначение математики –

                  находить порядок в хаосе,

                  который нас окружает.

                                                         Н. Винер 

Понедельник

  1. Линейка, посвященная открытию  «Недели  математики»
  2. Выставка книг по  математике  и о математиках (библиотека)
  3. Конференция  «М.В. Ломоносов – великий сын России»                                                  

                            (проектная технология, защита презентаций)

Вторник

  1.  Конкурс-путешествие «Смекалистых»  

          (развивающая технология, групповая форма работы)  

  1.  Конкурс математических кроссвордов и ребусов

         (проектная технология, защита презентаций)

      Среда

    1.  Конкурс «Кенгуру»

    2.  Выставка тетрадей

     Четверг

    1. Встреча в интеллектуальном клубе:

        Викторина «Жизнь и деятельность великого ученого М.В. Ломоносова»

    2. Конкурс стихов о математике, математические игры, ребусы

Пятница

        

  1. Выпуск математической газеты «Математика нужна, математика важна»
  2. Выставка «Творчество и математика» (поделки, творческие работы, рисунки)

2.  Подведение итогов, вручение наград участникам.

Конкурс-путешествие «Смекалистых»

           Состязание в знаниях, смекалке, творчестве. Проявление силы воли, упорства и фантазии.

Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и всегда помогает она

Правила конкурса:

учащиеся разбиваются на две команды, выбирают капитана, название команды и девиз (домашнее задание). Рассаживаются за круглые столы для обсуждения вопросов, если команда знает ответ, то капитан поднимает жетон «ответа» (сигнальная карточка).

Звучит гонг.  Начинается конкурс-путешествие по станциям. 

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

 Ей вручается орден «За смекалку и сообразительность».

Станции путешествия

    Веселые вопросы

  1. Назовите «математические» растения.

Ответ: тысячелистник, столетник, золототысячник

  1. В каком числе столько же букв, сколько и цифр?  Ответ: В числе 100
  2. Чему равно произведение всех чисел?  Ответ: Нулю
  3. Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ?  Ответ: 12 глаз. 
  4.  Какая фигура не имеет углов?  Ответ: Круг
  5. В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди?  Ответ: Семь человек
  6. Что составляют вместе 12 месяцев?   Ответ: Год
  7. Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»?

Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут»

  1. Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в восемь часов, в какое время можно выключить газовую плиту?

 Ответ: В 8 часов 4 минуты

  1. Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого?      Ответ: Вес одинаков
  2. На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов больше всего? Ответ: Груш
  3. Если собрать с дуба, клена, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете?   Ответ: 12 листьев

   Конкурс  капитанов   «Быстрая лошадка»

  Математика  – гимнастика ума                                                                                                     М.И. Калинин

В течение минуты капитаны поочередно отвечают на

одни и те же вопросы. Побеждает тот, кто за минуту ответит на большее число вопросов.

  1.  Действие распределяющее число на равные числа (Деление)
  2. Учёный создавший самую популярную таблицу умножение (Пифагор)
  3.  В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. Сколько апельсин стало в корзине? (Нисколько)
  4. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
  5. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)
  6. В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове «метрО»)
  7. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка)
  8. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)
  9. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол)
  10. Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала одна лошадь? (15км)
  11. Фигура, в виде которой строились башни в Египте.  (Пирамида)
  12.   Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
  13.  Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
  14.  Из какой посуды не едят? (Из пустой)
  15.  Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  16.  Какая фигура не имеет углов?     (Круг)
  17. Какая цифра широко известна в мировой политике – да еще с эпитетом «большая»? («Большая восьмерка» – неформальный клуб президентов восьми государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Канады, России)

  Конкурс «О математике с улыбкой»

Учиться надо весело,

Чтоб хорошо учиться                                         

                                                       

  1. Приучайтесь думать точно,
    Все исследуйте до дна.
    Вместо точки на листочке                                              
    Цифра верная нужна!
    Я подсказывать не буду
    Никаких ее примет,
    Но она везде и всюду
    Даст нам правильный ответ.

 * + 6 * = 78 (цифра 9); 1 * + * 3 = 90 (цифра 7).

  1. Сколько лет рыбачил старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина до того, как поймал золотую рыбку?
    Ответ.  Ровно тридцать лет и три года.

3.   А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполнила его желание?
     
Ответ.  Пять раз.

4.  А теперь вспомним сказку Андерсена "Огниво". Солдат просит подсказать путь к    кладу. На что ведьма отвечает: "Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдешь до башни и свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути клад".

    Немного подумав, солдат ответил...    А что ответил солдат?

       Ответ. Никуда идти не надо, ведь в конце концов я окажусь на том же месте.      

      Ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.

 5. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В      ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла. 

О ком идет речь?   Какой у неё рост?

      Ответ. Дюймовочка. Дюйм – от голландского слова "большой палец". Дюйм       равен ширине большого пальца или длине трех зерен ячменя, 2,54 см.

6.  Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тысячи лет греки изобрели водяной будильник, его называли "клепсидра", что означает "воровка воды". Кто назовет выражения, связанные с "работой" водяных часов?
   Ответ. "Время истекло", "время течет", "срок истек", "сколько воды утекло".
7.  Назовите имя греческого математика, который изобрел водяной будильник. Он был установлен в академии, где преподавал этот известный математик, и созывал его учеников на занятия.   Ответ. Платон.

8. Торговка, сидя на рынке, соображала: "Если бы к моим яблокам прибавить половину моих, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня". Сколько
торговки?  Ответ. 60 яблок.

  Конкурс «Семь к одному»

На заданный вопрос отвечает каждый член команды. Ответы не должны повторяться. Капитану надо выбрать один из ответов и дать окончательный. Побеждает та команда, которая дала больше точных ответов или ответов близких к популярным.

Продолжи высказывание

  1. "Три пути ведут к знаниям:
    Путь размышления – самый... 
    (благодарный), 
    Путь подражания – самый... 
    (легкий),
    Путь опыта – самый... 
    (горький)".

  1. Гений состоит из 1 % вдохновения и 99%... (потения)

3. "В любом математике живет всегда художник, архитектор и даже... (поэт)"

4.  "Математика – царица всех наук.
     Ее возлюбленный – ... 
(истина)

  Ее наряд – ... (простота и ясность),
Дворец этой владычицы открывается лишь ... 
(разуму)".

5. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как …
- логическое мышление;
- целеустремлённость, сильную волю;
- устойчивое внимание,
- сосредоточенность;
- хорошую память;
- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- способность к творчеству и научной фантазии;
- чувство предвидения;
- умение прикидывать и оценивать результаты;
- работоспособность;
- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;
- находчивость и смекалку; чувство юмора.

       А знаете ли вы что …

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте названия геометрических фигур, а затем и сами слова.

Каждой команде раздается такая карточка, ребята заполняют ее в течении 3-4 минут. Побеждает та команда, которая отгадает больше слов.

  ВЫ  _  _  _  _  _               (Конструктивный элемент одежды, выточка)                  

   _  _  ТОЧКА                     (Процесс заострения предмета, заточка)

   _  _  _ ТОЧКА                  (Часть окна, форточка)

  _  _  _  ТОЧКА                   (Птица, ласточка)

     _  _  _  ТОЧКА                 (Инструмент художника, кисточка)

      _  _  _  ТОЧКА                   (Жёлтая, электронная, телефонная, карточка)                           (Точка)

                                 

    ПО  _  _  _  АС                   (1800 секунд, получас)

ЛУЧ  _  _  _                                 (Тонкая длинная щепка, лучина)                                   

ЛУЧ  _  _  _                                    (Стрелок из старинного оружия, лучник)

 _  ЛУЧ _ _                                     (Происшествие, случай)

 _  _  ЛУЧ _  _                                (Заработная плата, получка)

 _ _ ЛУЧ _  _                                   (Уход на некоторое время, отлучка)

  _  _  ЛУЧ _  _  _                             (Изгиб реки, излучина)

_  _ ЛУЧ _  _  _  _                             (Выделение особого вида  энергии, излучение)

 _  ЛУЧ  _   _  _  _  _                        (Изменение в хорошую сторону, улучшение)                 (Луч)

                             

 _ _ _ _ Ь                                           (Ископаемое горючее вещество, уголь)

УГОЛ _ _ _ _  _                               (Преступник, уголовник)

 _ _ _  УГОЛ _  _                             (Старинный форменный  головной убор, треуголка)

 _  _  _  УГОЛ _  _  _  _                    (Геометрическая фигура, треугольник)              (Угол)

     Учимся читать

         Математика  – царица наук…

                                                      К. Гаусс

        

 От каждой команды приглашается  по одному игроку. Они пытаются как можно быстрее и больше  прочитать слов, зашифрованных с использованием цифр. (Один читает, а другой в наушниках слушает музыку, потом другой читает). Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый. Он приносит своей команде победное очко.

    Для тренировки можно взять слова:

 УС 3 ЦА,  3 БУНА,  3 КОТАЖ,  МА 3 АРХАТ.

( устрица, трибуна, трикотаж, матриархат)

 

3 КО ,  ГОСП 1,   МА 3 ЦА,   7 Я,     АК 3 СА,      Р 1 А,    ОСЕ 3 НА,     ПО 2 Л, ВИ 3 НА,  Р 1 КА,   ГАС 3 Т,   40 ОНОЖКА,   НА 3 Й ,   СМОР 1 А,  3 УМФ,         ВО 7,     ПА 3 ОТ,   ХОЛ 1 А,   С 3 Ж,    БОР 1 О,   КАР 3 ДЖ,   40 А,   Ш 3 Х,  

3 ТОН,    ОС 3 Ё   

Ответ: трико, господин, матрица, семья, актриса, родина, осетрина, подвал, витрина, родинка, гастрит, сороконожка, натрий, смородина, триумф, восемь,  патриот, холодина, стриж,  Бородино - село, около которого в 1812 году произошло знаменитое сражение, картридж, сорока, штрих,  тритон, остриё

 

 

Математические игры

Цель: развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческих способностей, умений слушать и слышать других, коммуникативных качеств, логического мышления, внимания, памяти, формирование интереса к математике.

  1. У кого предмет?

На столе лежит геометрическая фигура (любая). Каждому участнику определяется порядковый номер: 1, 2, 3, 4, … Ведущий отворачивается, один из участников забирает предмет. Ведущий поворачивается и предлагает всем участникам порядковый номер, того, кто взял предмет, удвоить и к произведению прибавить число 5, полученную сумму умножить на 5. После этого один из участников объявляет результат. А ведущий после этого называет номер участника, взявшего предмет.

Ответ: из объявленного результата надо вычесть 25 и полученную разность разделить на 10.

 

  1. У кого какой предмет?

На столе лежат 4 геометрические фигуры (любые) с порядковыми номерами: 1,2,3,4.

После того как ведущий отворачивается, четверо участников разбирают предметы, выстраиваясь в ряд. Первый умножает номер своего предмета на два, второй – на 21, третий – на 25, четвертый – на 26. Затем они складывают, получившиеся произведения и объявляют результат. После этого ведущий сообщает, кто из четверых участников взял какой предмет.

Ответ: надо из 260 вычесть объявленное число и разность разделить с остатком на 24, тогда неполное частное покажет номер предмета, взятого первым участником. Если остаток разделить на 5 с остатком, то неполное частное от второго деления покажет номер предмета, взятого вторым участником, а остаток – номер предмета, взятого третьим участником. После этого ясно какой предмет взял четвертый участник.

  1. Волк, коза и капуста

Инсценировка задачи в виде игры. Для каждой команды, из числа зрителей, выделяется волк, коза и капуста. Побеждает, та команда. Которая быстрее переправит груз из одного конца зала в другой.

                  Крестьянину надо через речку перевезти волка, козу и капусту. В лодке может поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу; если оставить козу с капустой, о коза съест капусту. В присутствии же человека коза не может съесть капусту, волк – козу. Человек все – таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?

Ребусы

  1.  

Ответы:

  1. Задача
  2. Аксиома
  3. Апофема

Ответы:

  1. Вектор
  2. Конус
  3. Пирамида

О, математика земная,

Гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,

 И дорожат они тобой.


Твои расчёты величаво

Ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы,

 А ради гордости Земли!

 В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой

 Недаром Гаусс окрестил.


Строга, логична, величава,

Стройна в полёте, как стрела
Твоя не меркнувшая слава

 В веках бессмертье обрела.

  Я славлю разум человека,

 Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!        

Литература

Интернет – ресурсы:

  1. http://podelise.ru/download/docs-2104/40792-2104.doc
  2. http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
  4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. _ М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988.
  6. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Чебоксары: ТОО «Арта», 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика.План недели математики

Предлагаю вашему вниманию план недели математики...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"

Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"

Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...

Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики

В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...