Литературная игра "Брейн-ринг по "Донским рассказам" М. Шолохова"
методическая разработка (11 класс) на тему

Контарева Светлана Анатольевна

Литературная игра "Брейн-ринг по "Донским рассказам" М. Шолохова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_rasskazam_sholokhova.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г. Таганрог

                           

                  Внеклассное мероприятие

 

Литературная игра «Брейн-ринг по "Донским рассказам" М.А. Шолохова»

 

                                                                    Составили: учитель русского языка и

                                                                    литературы Контарева Светлана

                                                                    Анатольевна,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    Осовская Татьяна Викторовна

        

        -1-

Цель мероприятия:

Популяризировать творчество М.Шолохова, проверить полученные на уроках знания учащихся.

Задачи мероприятия:

1 . Развивать интерес к творчеству М. А. Шолохова.

2. Закрепить, обобщить и систематизировать  приобретенные знания.

Оформление сцены: Выставка книг М.А. Шолохова, рисунков-иллюстраций к рассказам Шолохова.

Вспомогательные предметы  для  игры: кукла-младенец,  калоши, ботинки, нож(кинжал), топор, железная пуговица.

Техническое оснащение: Ноутбук, проектор

Музыкальное  оформление: Донские напевы.

Действующие лица: Ведущий;  команды по 5 чел. жюри (учителя литературы)

ПЕРВЫЙ   ТУР

Участникам  предлагается  вспомнить названия всех "Донских рассказов" М.А. Шолохова.

("Родинка", "Пастух", "Продкомиссар", "Шибалково семя", "Испытание", "Три", "Ревизор","Илюха", "Алёшкино сердце", "Бахчевник", "Путь-дороженька", "Нахалёнок", "Коловерь", "Смертный  враг", "Жеребёнок","Червоточина",    "Лазоревая    степь",    "Батраки",  "Чужая кровь","Семейный  человек",   "Двухмужняя",  "Обида","Один  язык", "Калоши", "Кривая стёжка").

На подготовку  ответов  игрокам  выдаются  чистые  листы  и  ручки,

отводится  2- 3 минуты.

(Звучат Донские напевы)

ВТОРОЙ   ТУР

Ведущий читает описание внешности персонажей М.А. Шолохова, участники должны узнать героев по характеристике. Записывают, несут листочки жюри.

Характеристика героя: (для всех команд) "Раньше их было две. Одна - большая, костяная, с аристократически-брюзглым  лицом  и  едва уловимым запахом одеколона".

(Костяная пуговица. Рассказ "Три").

                                                     -  2-

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Для 10 А

1.   Госпожа костяная Пуговица, вспомните, где Вы жили два месяца тому назад, и кто был Вашим владельцем? ("...Два месяца назад я жила, третьей сверху, на  великолепнейшем пальто. Владелец раньше был крупным фабрикантом, а теперь устроился в каком-то тресте").

2.   Назовите полное имя Ваших  подруг. (Маленькая, деревянная, обшитая красным сукном Пуговица, и металлическая, синяя).

Характеристика героя: (для всех команд) "Плечист..., не по летам выглядит. Старят его глаза    в  морщинках  лучистых   и  спина, по-стариковски сутулая.

-"Мальчишка  ведь,  пацаненок,  куга  зеленая, -говорят шутя  в  эскадроне,  -  а  подыщи  другого,  кто  бы  сумел почти  без  урона  ликвидировать   две  банды  и  полгода водить  эскадрон  в  бои  и  схватки  не хуже  любого  старого командира!"

(Николка Кошевой. "Родинка".)

ВОПРОСЫ   И   ЗАДАНИЯ:

Для 10 Б:

1. "Заря  в  тумане,  в  мокрети  мглистой  < . .. > на  площади  хатёнка, крытая   черепицей   <...>.  В  окнах   огонек  маячит. Вошли".  Вы  со стола   подняли   голову,  в   пуху   и   перьях,  и   спросили   сонно,  но строго...  Кто  пожаловал  к   Вам  и   зачем? ( Пришел  старик  Лукич, мельник за  помощью: "...вчерась затемно  наехали ко мне бандиты эти  самые  и  зерно начисто  стравили коням! <...> Водки  с  собой навезли, лакают, нечистые,  в  моей  горнице, а я сюда  прибег,  < . .. >  может, хоть вы на них какую управу сыщите".).

2.   Вспомните,  чем  закончилась   картина  боя,  какова    была  Ваша  дальнейшая   судьба?  ( Атаман  на нес  смертельный  удар Николке [мне], а  когда с тянул с  него [меня] сапоги  и чулки увидел  на  ноге, повыше щиколотки, родинку с голубиное яйцо - в нем[во мне] узнал своего  сына.).

Характеристика героя: (для всех команд) "В округ приезжал областной продовольственный     комиссар.  Говорил, торопясь и дергая ехидными, выбритыми досиня губами:  

 

                                                         -3-

Продкомиссар: -  По  статистическим  данным,   с вверенного   вам   округа   необходимо  взять   сто пятьдесят тысяч пудов хлеба. Вас, товарищ...,  я  назначил  сюда   на  должность  окружного продкомиссара  как  энергичного, предприимчивого работника".

Ведущий:  Вы только что были назначены на должность окружного продкомиссара. Назовите свое имя и рассказ.

(Игнат Бодягин.  Рассказ "Продкомиссар").

ВОПРОСЫ И  ЗАДАНИЯ:

Для 11 А

1. Вспомните историю из своего детства. Что заставило Вас уйти из родного дома, "по миру" ходить? ("Так было: июль знойный, на межах жело-пенная ромашка, покос хлебов... Косил с отцом и работником.  Ударил отец работника за то, что сломал зубец у вил; подошел Игнат /я/ к отцу вплотную, сказал, не разжимая зубов:

-  Сволочь ты, батя  ...

- Я?!

-Ты...

Ударом кулака сшиб с ног Игната[меня], испорол до крови чересседелъней. Вечером, когда вернулись с поля домой, вырезал отец в саду вишневый костыль,  обстрогал, - бороду поглаживая,  сунул его Игнату в руки:

-  Поди, сынок, походи по миру, а ума-разума наберешься – назад вертайся  ,-и  ухмыльнулся ".).

2.   Как Вы поступили со своим отцом, встретившись через 6 лет?

Объясните  причину Вашего  поступка.  (Расстрелял. Он  с товарищем агитировал казаков не сдавать хлеб.).

Характеристика  героя: (для всех команд) "По   низкорослой   поросли   озимей   идет   к   жилью Арсений.  Из   балки   на   пригорок    стал подниматься  -  услышал   скрип  арбы,    бабий слезливый  голос:   -  Цоб,  проклятые!  И  что  я с  вами  буду  делать,  с  нечистыми ?..  Цо- об! ..

 Сбочъ дороги  на   суглинке ,  взмокшем   от вечерней   росы,  быки ,  запряженные  в  арбу, стоят.  Пар   над   потными  бычачьими  спинами. Бабенка   вокруг    попрыгивает,  кнутом беспомощно  машет ".      (Анна."Двухмужняя".).

                                                     - 4-

ВОПРОСЫ И  ЗАДАНИЯ:

Для 11 Б

1.   Анна, Вы  замужем? (Да.). А  где Ваш муж? (Мужики  говорят, что погиб в Туретчине, не вернется.). Вы хорошо с ним жили? (Нет. Он бил меня. Но было и хорошее - я любила его).

2.   Теперь  Вы   живее    одна?  (Нет.    Я  замужем   за    Арсентием Андреевичем). Почему  Вы  вышли  замуж   за   другого ,  не  будучи уверенной в кончине  Вашего мужа? (Тяжело одной, свекор одолел,  да и нравился он мне).

Характеристика героя: (для всех команд) "Босые, исполосованные синими жилами ноги ...пахнут  связками  мускулов, посинелые ступни липнут,  упираясь  в  скользкую  перекладину. Руки   у  него   длинные,  костистые,  пальцы  в узловатых суставах. Он  - высокий, узкоплечий, гребет  нескладно,  сгорбатившись, но весело услужливо  ложится  на  гребенчатую  спину волны и глубоко  буровит  воду".

(Паромщик. "Семейный человек").

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Для 11 В

1.   Вы  живете  один?  (Нет,  с  детьми)  Сколько  у   Вас   детей?  (Было девять.  Двоих  сыновей я  убил)  Как  же Вы  могли  своими  руками убить родных сыновей? (Двое старших сыновей перешли на сторону "красных". Когда они попали в плен один  за другим, мне приказали расправиться  с ними,  иначе  меня  убьют. А  мне  никак  нельзя было умирать,  "у  меня . . .  -  семеро   по  лавкам,   и  каждый рот  куска просит")

2.   А  жена  Ваша  г де?   ( После рождения 9 ребенка умерла. “ Родить-то родила, только на пятый день в домовину убралась от горячки...").

ТРЕТИЙ  ТУР

Игрокам  предлагается назвать рассказ и выбрать вспомогательную деталь к образу, прокомментировать выбор. Вспомогательные

предметы  для  игры  на  столе:  чистые  лисы,  ручки  кукла-младенец,  калоши,

ботинки, нож(кинжал), топор, железная пуговица и другие предметы.

Характеристики героев команды получают на листочках.

  1. 10 «А»   Характеристика  героя:    "... Позапрошлый  год находился     я  в сотне особого  назначения.  В  ту  пору  гоняли  мы  по верховым станицам Дона за бандой Игнаьева. Я в  аккурат  пулеметчиком  был..."

(Шибалок. "Шибалково семя". Должен выбрать куклу-младенца: это его сын)

                                                   - 5-

  1. 10 «Б»  Характеристика  героя:  "Отец  его  перед  смертью  отписал  ему  в вечность  корову  с  телком  да  хворую  жену  с  ворохом голых  детей.  Мать (его )  весной  ходила  по  миру,  под окнами  краюхи  собирала,  ребята  зиму  голые копошились   на  печке,  а  летом  безвылазно   торчали в   камышастой  речке - благо,  там  одежки-обувки  не требуется. (Семка."Калоши" Выбрать калошу). 

  1. 11 «А»  Характеристика героя: "- старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый;  борода  как  новый  просяной   веник,  - до обидного похож на того кулака, которого  досужие художники  рисуют  на  последних  страницах  газет. Одним  не  схож - одежей.  Кулаку,  по  занимаемой должности,  непременно  полагается  жилетка  и  сапоги, с  рыпом,  а[он]  летом  ходит  в  холщовой  рубахе, распоясавшись   и   босой.  Года   три   назад   числился он  всамделишным  кулаком  в  списках  станичного Совета,  а  потом  рассчитал  работника,  продал

лишнюю   пару   быков,  остался   при   двух   парах   да при   кобыле,  и   в

Совете  в  списках   перенесли   его   в   соседнюю клетку - к середнякам".

(Яков Алексеевич."Червоточина".Выбрать комсомольский значок).

11 «Б»  Характеристика героя: Был он похож на перехворавшего быка: из-под излатанного чекменя перли наружу крупные костяки лопаток, на длинных,  высохших  голенях болтались изорванные, с лампасами шаровары. Зеленая проседь запорошила рыжую его бороду, глядел голодным, задичалым взглядом в сторону, стыдился за  свое непомерно крупное, высохшее в палку тело.

Степан, рассказ  «Обида». Выбрать мешок с семенной пшеницей.

11 «В»  Характеристика героя: До  полудня  гонял  с  зеленых  курчавых полос настырных грачей, самого тянуло  пойти  в  шалаш, смотреть в родные братнины глаза, слушать еще и еще рассказ  о  пережитых  страданиях и радостях. Твердо было решено между ними: как  только  смеркнется  - завязать Федору покрепче раненую ногу и знакомыми стежками  лесными  кружно  пройти до Дона, переплыть на ту сторону, к тем, у кого  правда живет, кто бьется с казаками за землю и бедный народ.

Митька. Рассказ  «Бахчевник». Выбрать топор

                                             -6-

Жюри подводит итоги.

( В это время Чтец, одетый в казачий костюм,  читает стихотворение Г. Сухорученко):

(на фоне мелодии протяжной казачьей песни)

У нас на Дону, где под ветром пшеница

Колышется морем, – гутарь не гутарь! –

А в хуторе каждом и в  каждой станице

Живет свой Давыдов, живет свой Щукарь.

Глядишь, и Майданников тропкой росной

На зорьке рассветной к комбайну пройдет,

И ярый Нагульнов о жизни  колхозной

В правленье беседу с  народом ведет.

У нас на Дону… Здесь я рос и учился.

Бил  ветер в лицо – непокорен и крут…

Но как я  мозолями в детстве  гордился,

Как будто медалью"За  доблестный труд!"

Солому на стог я забрасывал рьяно.

Как  солнца лучи, застилая мой взгляд,

Она осыпалась, искрилась, и пьяно

Поил меня хлебный ее аромат.

И мускулы рук каменели буграми,

Вздувались на скулах моих желваки…

Как жадно хватал я сухими губами

Холодные струи стозвонной реки!

Река моей юности… Берег полого

Сбегает к воде, а на  нем – молочай…

Не я  ли пришел из  Гремячьего Лога?

Не тот ли мы трудный берем урожай?

Полит он и  потом,  и кровью казацкой,

Упорство и мужество колос впитал.

Недаром горит над могилою братской

Звезда хлебороба, что воином стал.

…У нас на Дону светят зори,  алея

Над шапками кленов, над звонкой рекой,

Над полем безбрежным, что Шолохов сеял,

Что названо"Поднятой целиной".

Оглашение победителей, вручение грамот.

                                                      -  7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему «Открывая книгу М.А. Шолохова» (По роману «Тихий Дон»)

Разработка последнего урока литературы в 10 классе, нацеливающая на прочтение романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". Урок давался в Богучарской школе-интернате им. М.А. Шолохова....

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Литературный час «Жизнь и творчество М. А. Шолохова»

Литературный час      «Жизнь и творчество М. А. Шолохова»...

СЛАВНЫЙ СЫН ТИХОГО ДОНА Литературно-музыкальный вечер, посвященный М.А. Шолохову

Данная разработка представляет собой Литературно-музыкальныую композицию. К ней подобран материал. оформленный в презентацию....