История Первой мировой в лицах.
методическая разработка (8 класс) по теме

Куликова Наталья Николаевна

Данная работа содержит сценарий внеклассного мероприятия и презентацию. Работа представлена на конкурс "Забытая война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pervoy_mirovoy_v_litsakh.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нёготская основная общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие

для обучающихся 8,9 классов

                                                                                   Подготовила Куликова Наталья Николаевна

                                                            учитель МКОУ Нёготская ООШ                                      

                         март 2014 год

Цель: познакомить с историей Первой мировой войны  через судьбы  людей

Задачи: 

  • воспитание уважительного отношения к истории своей страны, ее героям;
  • формирование гражданской позиции,  воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину;
  • развитие интеллектуального уровня обучающихся, творческих способностей.

Вступительное слово учителя:

- Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство австрийского эрцгерцога  (наследника престола) Франца Фердинанда. Он был убит в  Сараево 28 июля 1914 года сербским гимназистом Гаврилой Принципом. Австро-Венгрия обвинила в этом убийстве Сербию и предъявила ей ультиматум, в который включила невыполнимые требования, и в этот же день она объявила войну Сербии. 30 июля Россия, выступавшая гарантом независимости Сербии, начала общую мобилизацию. Германия потребовала немедленно прекратить мобилизацию, Россия не ответила на ультиматум и тогда Германия объявила ей войну.

В войну, которая началась в 1914 году было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Уже в первые месяцы войны военные действия развернулись на нескольких фронтах в Европе, затем в Закавказье, на Ближнем Востоке, а также в германских колониях в Африке, на Тихом океане. За время Первой мировой войны погибло 10 млн человек, в два раза больше было ранено и искалечено.

В окопах серая вода,

Земля раскисшая буреет.

А ночью ни одна звезда

Не загорится. Не сумеет.

Атака утренняя зла.

Стреляют наугад солдаты.

Простор подобием стекла

Расколют битв дурные даты.

А воздух порохом смердит.

Совсем измученное тело

Потеет, мается, дрожит,

И сердце бьётся очумело. (А. Балтин)

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об известных людях этой войны, которую на Западе назвали «Великой».

Первая страница «Великие полководцы».

1- й ученик:

Будённый Семён Михайлович (1883-1973 гг.) - видный военачальник, один из первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

 Из крестьян. В 1903 году был призван в армию. Служил срочную службу на Дальнем Востоке в Приморском драгунском полку, там же остался на сверхсрочную. Участвовал в русско-японской войне 19041905 годов в составе 26-го Донского казачьего полка. Участвовал в Первой мировой войне старшим унтер-офицером 18-го драгунского Северского полка на германском, австрийском и кавказском фронтах, за храбрость награждён «полным георгиевским бантом» — Георгиевскими крестами  четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней. Первый крест 4-й степени унтер-офицер Будённый получил за захват немецкого обоза и пленных 8 ноября 1914 года.  Георгиевские кресты, полученные во время Первой мировой войны, Будённый хранил и носил на отдельном кителе.

Летом 1917 года вместе с Кавказской кавалерийской дивизией прибыл в город Минск, где был избран председателем полкового комитета и заместителем председателя дивизионного комитета. В августе 1917 года вместе с М. В. Фрунзе руководил разоружением эшелонов корниловских войск в Орше. После Октябрьской революции вернулся на Дон, в станицу Платовскую, где был избран членом исполнительного комитета Сальского окружного Совета и назначен заведующим окружным земельным отделом. В феврале 1918 года Будённый создал революционный конный отряд. С начала 1919 года командовал кавалерийской бригадой.

В 192123 годах Будённый — член РВС, а затем заместитель командующего Северо-Кавказского военного округа. Провёл большую работу по организации и руководству конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей — будённовскую и терскую.

Во время Великой Отечественной войны входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы.

Существует предание, что во время боев за Крым, когда Будённый проверял трофейные патроны — бездымные они или нет, — он поднес к ним папиросу. Порох вспыхнул и опалил один ус, который стал седым. С тех пор Семен Михайлович его подкрашивал. Будённый хотел совсем сбрить усы, но Фрунзе не дал: «Это, Семен, не твои усы, а народные…»

2- й ученик:

Брусилов Алексей Алексеевич (1853- 1926 гг.) - русский и советский военачальник, военный педагог, генерал от кавалерии, генерал-адъютант (с 10 апреля 1915). Из дворянского рода Брусиловых. Родился в Тифлисе в семье русского генерала.

В Первую мировую войну командующий 8-й армией в Галицийской битве. 15—16 августа 1914 года нанёс в ходе Рогатинских боёв поражение 2-й австро-венгерской армии, взяв в плен 20 тысяч человек  и 70 орудий. В начале ноября 1914 года, оттеснив войска 3-й австро-венгерской армии с позиций на Бескидском хребте Карпат,  занял стратегический Лупковский перевал.

Когда весной 1915 года разразилась катастрофа — Горлицкий прорыв и тяжелое поражение русских войск — Брусилов начал организованное отступление армии под постоянным напором неприятеля и вывел армию к реке Сан. В ходе сражений у Радымно, на Городокских позициях противостоял противнику, имевшему абсолютное преимущество в артиллерии, в особенности тяжёлой. 9 июня был оставлен Львов. Армия Брусилова отходила на Волынь, успешно обороняясь в Сокальском сражении от войск венгерских армий.

10 сентября его войска взяли Луцк, а 5 октября — Чарторыйск. Награждён орденом Святого Георгия 4-й  и 3-й  степеней. С 17 марта 1916 года — главнокомандующий Юго-Западного фронта.

В июне 1916 года провёл успешное наступление Юго-Западного фронта, так называемый Брусиловский прорыв, применив при этом неизвестную ранее форму прорыва позиционного фронта, заключавшуюся в одновременном наступлении всех армий.

За успешное проведение этого наступления А. А. Брусилов большинством голосов Георгиевской Думы при Ставке Верховного Главнокомандующего был представлен к награждению орденом Святого Георгия 2-й степени. Однако Император Николай II не утвердил представления, и А. А. Брусилов, наряду с генералом А. И. Деникиным, был награждён Георгиевским оружием с бриллиантами.

Вторая страница «Сёстры милосердия».

Учитель: 

- В период «тяжелейшей трагедии»,  женщина считалась помощником русского воина.

Многие женщины работали в лазаретах и госпиталях.
3 –й ученик: Пример истинного, а не показного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми — Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной — ухаживала за ранеными.
Стоя за хирургом, производившим операцию, государыня, как каждая операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны.
«Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть около. Императрицу боготворили, ожидали ее прихода, стараясь дотронуться до ее сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, поддержать им руку или голову, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами».

4 –й ученик
Столь же ответственно относилась к своим обязанностям медсестра лазарета Евгеньевской общины города Ровно великая княгиня Ольга Александровна. «Всегда одетая, как простая сестра милосердия, разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязывать раненых. Иногда солдаты отказывались верить, что сестра, которая так терпеливо за ними ухаживала, была родной сестрой государя и дочерью императора Александра III».
Как-то во время утреннего обхода Ольга Александровна увидела плачущего солдата. На вопрос княгини раненый ответил, что «дохтура операцию делать не хотят, говорят, всё равно помру». Ольга Александровна сумела уговорить врачей, и операция закончилась успешно. Корреспонденту «Биржевых ведомостей» раненый с гордостью заявил, что «с такими ранами, как у него, один на тысячу выживает. — А всё великая княгиня».

5-й ученик: Жена генерала Василия Иосифовича Гурко  с первых дней войны работала в полевом госпитале. Со дня объявления войны в течение двух лет госпожа Гурко все время на позициях, ни разу не отлучаясь в отпуск. На позициях – в прямом значении слова. Ей предлагали работать в хорошо оборудованных госпиталях ближнего тыла, в городских условиях и обстановке, — она отказалась. И во время галицийского наступления и в жарких лодзинских боях, и в других  Гурко всегда впереди всегда под огнем перевязывала раненных, и тот бант медалей, которым украшена ее грудь, присуждены вполне по заслугам.  Она  не только сестра милосердия, но и хирург – полезный помощник врачам-специалистам. Задолго до войны, заинтересовавшись серьезно медициной, госпожа Гурко в течение двух лет изучала хирургию в Москве под руководством лучших профессоров.

(Биржевые ведомости. Вечерник выпуск. 1916. 9 августа)

6-й ученик:

Шла женщина без страха и сомненья,

Склоняясь к страждущим и нежною рукой

Спешила облегчить великие мученья

Иль лаской проводить страдальца на покой.

Сестра милосердия Римма  Михайловна Иванова первой из женщин получила офицерский орден Святого Георгия IV степени за реальные заслуги на поле боя.

С началом Первой мировой войны Римма оставила преподавание и поступила на курсы медсестер. После стала работать в лазарете для больных и раненых воинов в Ставрополе.  Её желание попасть в действующую армию сбылось. Из письма к родителям: «На меня не смотрят как на женщину, а видят сестру милосердия, заслуживающую большого уважения. …. Ведь как приятно сознавать, что в этом большом деле приносишь пользу».  Солдаты называли Иванову «святой Риммой».

В сентябре 1915 года полк, где служила девушка, пошел в наступление. Римма под огнем противника перевязывала раненых, вытаскивала их из-под обстрела. Были убиты оба ротных командира. В рядах солдат началась паника. Тогда 21- летняя Девушка выскочила из окопа с криком: «Солдаты, за мной!» и её послушали. Контратака была удачной, русские солдаты ворвались во вражеские окопы, но Римма была ранена и умерла на руках у солдат.

Римму Михайловну Иванову похоронили в родном Ставрополе. Ей оказали все военные почести, девушку сравнили с Орлеанской девой – Жанной д Арк.

Третья страница «Поэт и война  (о Н. Гумилёве)»

Учитель:

- Многие деятели культуры добровольно уходили на фронт. Так, поэт Николай  Гумилев стал вольноопределяющимся, был награжден «солдатскими» Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. 

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией.

7-й ученик:
К своему участию в войне Гумилёв отнесся очень серьезно. Он подготовил себя к сражениям. Он был отличный стрелок.

Он был отважен, и уже  в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста».

С внутренним убеждением выходил Гумилёв на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды: «В конце недели нас ждала радость. Нас отвели в резерв армии, и полковой священник совершил богослужение. Идти на него не принуждали, но во всем полку не было ни одного человека, который бы не пошел. На открытом поле тысяча человек выстроились стройным прямоугольником, в центре его священник в золотой ризе говорил вечные и сладкие слова, служа молебен. Было похоже на полевые молебны о дожде в глухих, далеких русских деревнях. То же необъятное небо вместо купола, те же простые и родные, сосредоточенные лица. Мы хорошо помолились в этот день»
В марте 1915 г. стояли сильные морозы, Гумилёва привезли в Петроград с воспалением легких. В лазарете он пролежал два месяца. По состоянию здоровья Гумилёв был признан негодным к военной службе, но, как и в начале войны, ему удалось переубедить врачей, и в мае он снова на фронте.

 Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.
Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв  был разочарован.

8-й ученик: Читает стихотворение Н. Гумилева «Война»

Война

                    М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это — мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»


Заключительное слово учителя:

-История человечества тесно переплетается с кровавыми войнами, которые являются естественным этапом эволюции и, вместе с тем, несут с собой боль, разруху, гибель миллионов людей.

 Для России Первая мировая война закончилась 3 марта 1918 года, когда советское правительство подписало Брестский мирный договор (по названию города Брест-Литовск), по которому к Германии отходили огромные территории России, и страна выплачивала громадную контрибуцию.

Ребята, сегодня мы с вами проследили судьбы нескольких героев войны, и  это только маленькая частица нашей истории.

Благодарю всех за внимание!

 

Литература и источники:

Школьная энциклопедия. История России 20 век. М.: «Олма-Пресс Образование», 2003

Журнал «Загадки истории» № 11 2014 год, статья М. Конюковой «Милосердие под огнем».

http://hero1914.com/zhenshhina-na-frontax-pervoj-mirovoj/

http://hero1914.com/category/tixie-podvizhniki/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E2%E0%FF_%EC%E8%F0%EE%E2%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B

http://hero1914.com/generalam-vojny-a-baltin/

http://firstwar.info/warlords/

http://hero1914.com/category/geroi/page/2/ 

http://hero1914.com/nikolaj-gumilev-i-voistinu-svetlo-i-svyato-delo-velichavoe-vojny/

http://his.1september.ru/2003/09/3.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%E5%F1%F2%F1%EA%E8%E9_%EC%E8%F0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории "Первая мировая война"

Первая мировая война 1914-1918 годов, начавшаяся 28  июля 1914 года, охватила большинство стран мира — в нее было втянуто свыше 1,5 миллиардов человек. Вооруженная борьба велась много...

Всеобщая история Первая мировая война 9, 11 класс

Предназначено учащимся и учителям....

Викторина "По страницам истории. Первая мировая война"

Презентация посвящена истории первой мировой войны....

Тесты по истории "Первая мировая война"

Проверочные тесты по всеобщей истории к учебнику Сороко-Цюпа" Всеобщая история 9 класс".тема "Первая мировая война"...

Методическая разработка занятия по истории "Первая мировая война"

Методическая разработка урока по истории на тему "Первая мировая война". На занятии  широко используется иллюстративный материал, метод проблемного обучения, технологи работы в малой гр...

24.04 (МЖКХ1), 28.04 (ПК1). История. Первая мировая война и общество

Задание1. Изучите материал учебника, стр. 124 - 1282. Ответьте на вопросы:   -   Как изменилось отношение государства к экономике в годы Первой мировой войны?   -  ...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Хорошая разработка классного часа. Материал доступен для восьмиклассников, интересен. Только, Наталья Николаевна, как можно посмотреть презентацию? В аннотации написано, что она есть. Удачи!

Куликова Наталья Николаевна

Спасибо за поддержку!Маргарита Сергеевна, Вы сохраните архив, в нем и сценарий и презентация. Изначально слайдов было больше,пришлось сократить, чтобы уложиться в рамки размеров файла (3Мб).

Тихонов Сергей Петрович

Наталья Николаевна, спасибо Вам большое за интересный, достойный внимания и применения во внеклассной работе учебный материал!
Действительно, уже не только дети, но и многие взрослые не помнят как звали наших великих полководцев Первой мировой войны.
Желаю победы на конкурсе!
С уважением и благодарностью, Тихонов Сергей Петрович!

Куликова Наталья Николаевна

Большое спасибо, Сергей Петрович, за поддержку!

Ведерникова Наталья Ивановна

Интересный материал, спасибо

Куликова Наталья Николаевна

Большое спасибо за оценку работы.

Быкова Галина Ивановна

Наталья Николаевна, работа интересная по содержанию, но подкреплена была бы презентацией и можно ставить 10. С уважением Галина Ивановна.

Куликова Наталья Николаевна

Здравствуйте, Галина Ивановна! Спасибо за оценку работы. Презентация у меня есть, я её вместе с разработкой мероприятия поместила в архив. Подскажите, пожалуйста, что делать, если её не видно?

Мальцева Татьяна Алексеевна

Наталья Николаевна, огромная благодарность за работу! Если позволите, воспользуюсь ею на Уроке мужества 1 сентября. Спасибо.