Урок внеклассного чтения "Поэтическое сердце России" + презентация к уроку (можно изменять размер картинок)
план-конспект урока на тему

Цель. Познакомить учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина.

Задачи.

     Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихи о природе.

     Развивать умение анализировать стихотворение о природе, находить в тексте сравнения и эпитеты, определять их художественную роль в произведении.  Развитие логического мышления, речи.

   Воспитание любви к родной природе путем изучения художественных произведений. Способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx20.9 КБ
Office presentation icon urok_vneklassnogo_chteniya_esenin.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Поэтическое сердце России.

Цель. Познакомить учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина.

Задачи.

     Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихи о природе.

     Развивать умение анализировать стихотворение о природе, находить в тексте сравнения и эпитеты, определять их художественную роль в произведении.  Развитие логического мышления, речи.

   Воспитание любви к родной природе путем изучения художественных произведений. Способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной природе.

Оборудование. Предметные картинки, мультимедийный проектор,  книги со стихами С.А. Есенина, словарик читателя, тест, диск «Поэзия ХХ века. Стихи и романсы».

 

                     Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

  -Сегодня мы поговорим о творчестве знаменитого поэта, а фамилию этого поэта вы узнаете, отгадав ребус.

Чтение по первым звукам фамилии автора художественных произведений (ель, синица, енот, нитки, индюк, ножницы).

Тема внеклассного чтения: «Поэтическое сердце России» (слайд №1)

  1. Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится многим. С детства мы знакомимся с его поэзией. Например, стихотворение «Берёза» (чтение данного стихотворения учащимися)-

                Белая береза

                Под моим окном

                Принакрылась снегом,

                Точно серебром.

           На пушистых ветках

           Снежною каймой

           Распустились кисти

           Белой бахромой.

                   И стоит береза

                   В сонной тишине,

                   И горят снежинки

                   В золотом огне.

               А заря, лениво

               Обходя кругом,

               Обсыпает ветки

               Новым серебром.

  1. 21 сентября 1895г. на рязанской земле в селе Константиново родился Сергей Есенин. Это его родители. Отец- Александр Никитич Есенин, мать- Татьяна Фёдоровна. А это дом Никиты Осиповича Есенина- деда поэта. В этом доме родился Сергей Александрович Есенин. Это рисунок отца Сергея Есенина.

                          Низкий дом с голубыми ставнями,

                          Не забыть мне тебя никогда.

                               (слайд №2)

  1. Село Константиново привольно раскинулось на правом высоком берегу Оки. Отсюда открывается вид на простор заливных лугов, гладь озёр. Деревенская жизнь пробуждала интерес к народным песням, легендам, сказкам, к природе. Он ловил рыбу, пас со сверстниками коней. Любил Есенин цветы, и луговой разноцветный ковер особенно. Для него цветы,- что друзья. Особенно хорошо было в лугах во время сенокоса. В эти дни всем селом перебирались на Оку, жили там в шалашах дружной артельной семьей. По вечерам- песни, пляски, шутки, смех.

                              До сегодня еще мне снится

                              Наше поле, луга и лес.

                              Принакрытые сереньким ситцем

                              Этих северных бедных небес…

                                     Я люблю под покосной стоянкою

                                     Слушать вечером гуд комаров.

                     (слайд №3)

  1. «Читать начал с 5 лет.Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам»- вспоминал поэт.

                (слайд №4)

Молодой Есенин зачитывался стихами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова. Первое стих-ие написал он в 15 лет «Вот уж вечер. Роса» (чтение стихотворения учащимися).

             Вот уж вечер. Роса

             Блестит на крапиве.

             Я стою у дороги,

             Прислонившись к иве.

                От луны свет большой

                Прямо на нашу крышу.

                Где-то песнь соловья

                Вдалеке я слышу.

            Хорошо и тепло,

            Как зимой у печки.

            И березы стоят,

            Как большие свечки.

                И вдали за рекой,

                Видно, за опушкой,

                Сонный сторож стучит

                Мертвой колотушкой.

               (слайд №5)

  1. Борис Пастернак (известный писатель) писал: «Самое драгоценное в Сергее Есенине- образ родной природы, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».

            Природа в стихах Есенина всегда живет своей простой жизнью, сходной с жизнью простого человека.

                           «Пороша» (чтение)

                    Еду. Тихо. Слышны звоны

                    Под копытом на снегу,

                    Только серые вороны

                    Расшумелись на лугу.

                               Заколдован невидимкой,

                               Дремлет лес под сказку сна,

                               Словно белою косынкой

                               Подвязалася сосна.

                    Понагнулась, как старушка,

                    Оперлася на клюку,

                    А над самою макушкой

                    Долбит дятел на суку.

                               Скачет конь, простору много,

                               Валит снег и стелет шаль.

                               Бесконечная дорога

                               Убегает лентой вдаль.

                    (слайд №6)

  1. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В поэзии Есенина все деревья очеловечены, природа поет, звенит, переливается…

             Закружилась листва золотая

                  В розоватой воде на пруду,

                 Словно бабочек лёгкая стая

                 С замираньем летит на звезду.

                        И в душе и в долине прохлада,

                       Синий сумрак как стадо овец,

                       За калиткою смолкшего сада

                       Прозвенит и замрёт бубенец.

               Я ещё никогда бережливо

               Так не слушал разумную плоть,

               Хорошо бы, как ветками ива,

              Опрокинуться в розовость вод.

-А сейчас мы попробуем проанализировать данное стихотворение. Мы будем отыскивать сравнения и эпитеты. Уточним значение данных слов, обратясь к словарику читателя.

          Сравнение помогает автору сопоставить два предмета или явления для более точного, образного описания одного из них.

         Эпитеты создают яркий образ осеннего леса. На какой вопрос отвечают эпитеты?

  1. Стихи Есенина любит весь российский народ. Очень много песен, романсов написано на стихи Есенина.

            Отговорила роща золотая…

                 Берёзовым, весёлым языком,

                 И журавли, печально пролетая,

                Уж не жалеют больше ни оком.

                        Стою один среди равнины голой,

                        А журавлей относит ветер в даль,

                        Я полон дум о юности весёлой,

                        Но ничего в прошедшем мне не жаль.

              Не обгорят рябиновые кисти,

              От желтизны не пропадёт трава,

              Как дерево роняет тихо листья,

             Так я роняю грустные слова.

                И если время, ветром разметая,

                Сгребёт их все в один ненужный ком…

                Скажите так… что роща золотая

                Отговорила милым языком.

  1. «Тихо струится река серебристая» ( аудизапись №10)
  2.  Андрей Белый «Меня поразила одна черта Сережи. Это- необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность» Эти слова сказаны около 100 лет назад. Эти строки важны и сегодня. Стоит вспомнить войны, терроризм на нашей планете. В погоне за деньгами мы начинаем все больше терять человечность, милосердие.

                      Шел господь пытать людей в любови,

                      Выходил он нищим на кулижку.

                      Старый дед на пне сухом, в дуброве,

                      Жамкал деснами зачерствелую пышку.

              Увидал дед нищего дорогой,

              На тропинке, с клюшкою железной,

              И подумал: «Вишь, какой убогой,-

              Знать, от голода качается, болезный».

                        Подошел господь, скрывая скорбь и муку:

                        Видно, мол, сердца их не разбудишь…

                        И сказал старик, протягивая руку:

                        «На, пожуй… маленько крепче будешь».

      Если бы каждый человек с детства запомнил эти строки, может, меньше было бы зла на свете- больше любви.

         В 1965г. в простой деревенской избе был открыт литературный музей, в котором все сохранилось так, как было в годы есенинской юности. В 1985г. музей получил статус Государственного музея-заповедника.

  1. Итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

"Сердце Матери"(презентация к уроку литературы)

Презентация к уроку литературы в 8 классе...

презентация к уроку в 5 классе по биологии Тема урока: «Можно ли жить и не дышать?»

презентация к  уроку в 5 классе по биологии   Тема урока:  «Можно ли жить и не дышать?»...

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...

Внеклассное занятие "Сердце России"

Конспект внеклассного занятия...