Занятие по толерантности для старших классов.
классный час (9 класс) по теме

Морозова Евгения Витальевна

Классный час в форме диалога, раскрывающий понятие "толерантности", для старших классов (9-11 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_dlya_starshikh_klassov.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

День толерантности.

Цель: ознакомление с понятием «толерантности» и стимулирование к выработке собственного поняти о толерантности.

Задачи:  - предоставление участникам возможности сформулировать «научное понятие» толерантности

- понимание многоаспектности понятия «толерантность»

- осознание многообразия деления на группы

- понимание того, что групповая принадлежность может иметь разные основания.

- актуализация и осознание социальных страхов, связанных с предрассудками

- осознание своих чувств по отношению к представителям отвергаемых групп общества

- знакомство с чертами толерантной личности

- осознание степени своей толерантности

Вар 1. Упражнение «По какому признаку»

Один из участников выходит за дверь, группа делится на две подргруппы по какому-либо признаку, например, блондины – брюнеты, в  брюках – юбках, длинные волосы – короткие волосы и т.д. Подргуппы садятся друг напротив друга, вернувшийся участник должен угадать, по какому признаку группа разделилась.

Вар. 2 «Превращение»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы…. (словарем, томиком стихов…)», «Если бы я был едой, то я был бы…. (кашей, пирожком, картошкой и т.д.)», «Если бы я был взрослым, то я был бы….», другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта и т.д. Все отвечают по кругу.

Упражнение «Что такое толерантность»

Материалы: определения толерантности, написанные на листах формата А3-А4, доска или лист ватмана.

Подготовка: перед началом урока определения прикрепляются к доске

Ход занятия: Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового» штурма свое определение толерантности, включив в это определение основную суть. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписываетя на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои определения, ведущий поворачивает заранее  заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники получают возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.

Вопросы для обсуждендия:

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что обьединяет некоторые из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Приложение: Определения толерантности:

- уважение права быть другим

- признание многообразия

- признание равенства других

- сотрудничество, дух партнёрства

- готовность мириться с чужим мнением

- уважение человеческого достоинства

- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

- отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

Упражнение «Качества толерантной личности».

Материалы: распечатанные бланки с основными критериями для характеристики толентной и интолерантной личности.

Ход занятия: участники делятся на группы либо работают самостоятельно. Каждая группа получает бланк с указанием критерия для характеристики, и за определённое время должна составить свою характеристику интолерантной и толерантной личности по этому критерию. По окончанию подготовки все участники представляют свои варианты остальным. При необходимости ведущий дополняет характеристику на основе лекции Олпорта.

Приложения. Критерии для характеристики толерантной и интолерантной личности: ответственность, знание самого себя, потребность в определённости, приверженность к порядку, способность к эмпатии, авторитаризм, чувство юмора (из лекции Олпорта).

Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»  (подготовлена на основе работ Г.Олпорта).

        Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1.      Знание самого себя. Толерантные  люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех бедах обвинить окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я – идеальным»(то есть,представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я – реальным» (представлением о том, какой Я есть) чем у  интолерантного человека (у которого !Я – идеальное» и «Я – реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2.      Защищенность.  Интолдерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремиться защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться – важное условие формирования толерантной личности.

3.      Ответственность.  Интолерантный человек считает, происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что – то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит и ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит на основе формирования предрассудков в отношении других групп – не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4.      Потребность в определенности.    Интолерантные личности делят мир на две части – черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему – то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5.      Ориентация на себя – ориентация на других .Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях.В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем – то прятаться.

Исследования  психологов показали, что стремление принадлежать к

общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацисткой Германии.

6.      Приверженность к порядку.  Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

        Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7.      Способность к эмпатии. Способность к эмпатии  определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной  семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

        В одном из экспериментальныхъ исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течении 20 минут студенты  одного пола и возраста беседовали на  разные темы друг с другом на едине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник,  выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, то есть они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях – они более адекватно оценивали как толерантных так и интолерантных собеседников.

8.      Чувство юмора.  Чувство юмора и способность посмеяться над собой важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9.      Авторитаризм. Для интолерантной личности  чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов спросили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Напалеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн).  Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченным, авторитарном обществе, сильной власти. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Упражненение «Как быть толерантным в общении».

Ход занятия: ведущий говорит группе, что каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссориться, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Например, кто-то из участников предложил следующую ситуацию: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Затем два участника разыгрывают данную ситуацию. «Обидчик» выступает в роли мамы, а «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.

Схема достойного выхода из ситуации:

  1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает. «Когда ты накричала на меня при ребятах….»
  2. Вырази чувства, возникшие у тебя всвязи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «….я почувствовал себя…..»
  3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя : «….поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей….»
  4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «…. тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям…»

Данное задание предлагается выполнить нескольким парам участников. Затем происходит обсуждение результатов упражнения.

- Какой из предложенный в группе способов выхода из конфликтной ситуации оказался наиболее удачным и почему?

Упражнение «Поэма о толерантности».

Ход занятия: все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своём листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например, «толерантность – это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят», «толерантность – это возможность найти друзей», «таким когда-нибудь сстанет наш мир», «толерантность – это не просто!» и т.д.) Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим, как поэму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия ритмической гимнастикой в старших классах

Проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений девушек старшеклассниц.Зачастую мальчики желая показат...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Презентация "Правильные и полуправильные многогранники" к внеклассному занятию по геометрии в старших классах

Презентация "Правильные и полуправильные многогранники" к внеклассному занятию по геометрии в старших классах показывает учащимся исторический путь открытия многогранников, их...

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»...

Практическое пособие по использованию притч на занятиях по психологии в старших классах.

В материале представлено содержание авторских притч, используемых на занятиях по психологии в старших классах....

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...