Главные вкладки

    План-конспект занятия по теме:
    Пирамида знаний

    Новоселова Валентина Петровна

    Библиотечный час по жизни и творчеству Григория Остера, писателя-юмориста, сказочника, драматурга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_zanyatiya.doc530.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

     Белоярского района

    «Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»

    (СОШ п.Лыхма)

    Библиотечный час

    «Пирамида знаний»

    «Знакомьтесь, Григорий Остер!»

    Выполнила: Новоселова Валентина Петровна,

     школьный библиотекарь п.Лыхма

    Лыхма, 2014год

    Библиотечный час

     «Знакомьтесь, Григорий Остер!»

    Цель пропаганда книги и чтения

    Задачи

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя;

    - способствовать развитию интереса к книге, чтению, библиотеке;

    - продолжать воспитывать духовно-нравственные качества, такие как: смелость, честность, внимательность, вежливость.

    Формы и методы работы: реклама книги, краткий пересказ,

    Материалы и оборудование: портрет Г.Остера, книги, цветные таблички для пирамиды, звукозапись о жизни и творчестве автора, таблички для «облако слов»;

    Ход занятия

    1. Организационный момент (лишние предметы с парт убраны, отключены сотовые телефоны и т.д.)
    2. Вступительное слово библиотекаря

    Библиотекарь:

    - Добрый день! Сегодня у нас с вами библиотечный час. О чём или о ком мы будем говорить, вы угадаете, посмотрев на портрет.

    На доске (слайде) портрет Григория Остера.

    Библиотекарь:

    - Кто изображен на портрете? (Ответы ребят).

    - Что вы знаете об этом человеке? (Ответы ребят).

    Предлагаю послушать  о Григории Остере информацию через звукозапись.

    Звучит звукозапись.

    Текст записи:

    Григорий Остер - сказочник, драматург, писатель, автор множества пьес для кукольного театра, сценариев  популярных мультфильмов и нескольких весёлых учебников.

    Он родился (род.1947г.)  в городе Одесса, поэтому судьба писателя-юмориста была предопределена. Однако начинал он как поэт: ещё когда Остер был матросом на Северном флоте, вышла его первая книга – взрослые лирические стихи «Время твоё»

    Первая его книжка для детей  «Как хорошо дарить подарки» с изумительными иллюстрациями С.Острова вышла  в 1975 году. В ней мы впервые встречаемся с мартышкой, слоненком, попугаем и  удавом, чтобы никогда с ними уже не расставаться, во многом благодаря известным мультфильмам, где они заговорили голосами любимых артистов. Герои Остера - это маленькие дети, которые по-своему преображают окружающий мир, в игре осваивая новые понятия и переосмысливая старые. Юмор Остера - юмор талантливого педагога, знающего не только чем и как рассмешить детей, но, главное, зачем. Он хочет видеть ребёнка нормальным: свободным, честным, смелым, не злым, не жадным, не лицемерным, получающим радость от общения и творчества. Каждая его книга – это прививка от глупости, потому что читатель должен всегда шевелить мозгами и включать свой здравый смысл.

    Библиотекарь:

    -Что интересного вы узнали из звукозаписи? (Ответы ребят).

    Библиотекарь:

    - Действительно, Григорий Остер, яркая личность:  сказочник, драматург, писатель, автор множества пьес, сценариев к мультфильмам. С некоторыми произведениями автора мы сегодня с вами познакомимся. Знакомится  с творчеством Григория  Остера и его произведениями мы будем в течение урока, помогать мне будут сегодня   девочки и мальчики, мои помощники.

    Библиотекарь: В течение урока мы должны выложить пирамиду знаний из книг автора, таким образом, познакомимся  с его произведениями.

    1. Знакомство с творчеством автора

    I ступень пирамиды

    Учитель на доске крепит табличку красного цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 1. Ученик(ца) 4 класса:…

    Библиотекарь: Итак, урок начнём с первой ступени пирамиды, где мы познакомимся с первой книгой Григория Остера, которая  называется  Конфетоедение.   Книга знакомит с историей возникновения конфет и их классификацией. Это уникальный учебник  из серии «Наука на всю жизнь». Книга построена по урочной системе. Урок первый, второй,….  одиннадцатый. Параграф первый, второй и т.д. Предлагаются «Вопросы и задания», а также «Лабораторная работа» В книге представлены забавные иллюстрации, художник Денис Бурусов. Издательство М.: «Росмен», 1999г )

    Сегодня на занятии более подробно рассмотрим урок   первый.  Тема «Зубы и конфеты», который состоит из нескольких параграфов.

    • Параграф первый «Сладкая жизнь»
    • Параграф второй «Зубастые троечники»
    • Параграф третий «Поразительные открытия»
    • Параграф четвёртый «Парочка зубов»
    • Параграф пятый «Мимолётные зубы»
    • Параграф шестой «Загадка природы»
    • Параграф седьмой «Учёба без зубов»
    • Параграф восьмой «Нетрудный выбор»
    • Параграф девятый «Без щётки и пасты»
    • Параграф десятый «Разные цвета»
    • Параграф одиннадцатый «Совершенно бесплатно»

    Урок второй: «Тайна предназначения» (параграфы…)

    Урок третий: «Конфетный мир» (параграфы…)

    Урок четвёртый: « Деление конфет»  и т.д. (параграфы…)

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, параграфа …

    - Я познакомлю вас с рассказами  «Сладкая жизнь», «Зубастые троечники», и т.д.

     Библиотекарь:

    - Ребята, от вас принимаются вопросы к выступающим, пожалуйста, задавайте..

    - Более подробно можно  ознакомиться с книгой взяв её в библиотеке, чтобы ответить на вопросы, например:

    1. Что нужно обязательно иметь во рту, чтобы заниматься конфетоедением?

    2. Что является причиной выпадения  конфет из кармана, а зубов – изо рта?

    Лабораторная работа:

    Подарите свою зубную щётку кому-нибудь на день рождение и каждый вечер позволяйте себе съедать перед сном столько конфет, сколько зубов у вас во рту. Не больше. Выпадающие зубы складывайте в маленькую коробочку. Постарайтесь запомнить тот день, когда вам достанется всего лишь одна –единственная конфета.

    II  ступень пирамиды

    Учитель на доске крепит табличку оранжевого цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 2. Ученик(ца) 4 класса:……

    На второй ступени пирамиды мы познакомимся с книгой «Тринадцать жадностей» - литературно-художественное издание (Книга построена по частям. Часть 1-3. Каждая часть состоит из глав. Книга иллюстрирована яркими рисунками  художника Игоря Новикова.)

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, главы,  части…

    Книга «Тринадцать жадностей»  про разных знакомых, которые собрались на одном острове «Остров Рой»,  и стали там вместе жить.

      В первой главе,  мы найдём ответы на вопросы:

    - Куда пойти плеваться?  

    - Как закрываются острова?

    - Где встречаться с собственным чаем?

    - Что зарыто на кладбище?

    Библиотекарь:

    - Главные герои книги? (Ответы детей)

    - Понравилась книга? (Ответы детей)

    - Вопросы к выступающим, пожалуйста, задавайте..

    - Узнать, какая чепуха у них из этого получилась, а может и совсем не чепуха, поможет, если вы возьмёте книгу в библиотеке и прочитаете до конца.

    III  ступень пирамиды

            Учитель на доске крепит табличку жёлтого цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 3. Ученик(ца) 4 класса:…

    Квартироведение (Наука на всю жизнь. Книга построена по урочной системе. Урок первый - четырнадцатый. Параграф первый, второй  и т.д. Вопросы и задания. Практическая работа. Художник Денис Бурусов. Издательство М.: «Росмен», 1999г.)

     Урок первый книги учит ориентироваться в своей квартире. Введение в квартиру

    • Параграф первый «Глобус квартиры»
    • Параграф второй «На трёх соседях»
    • Параграф третий «Местные признаки»
    • Параграф четвёртый «Родной беспорядок»
    • Параграф пятый «Вода с огнём»
    • Параграф шестой «Падение штанов»
    • Параграф седьмой «Открытия шкафчиков»
    • Параграф восьмой «Значения квартиры»
    • Параграф девятый «Живое и дохлое»
    • Параграф десятый «Корни в горшочках»
    • Параграф одиннадцатый «Жизнь в холодильнике»
    • Параграф двенадцатый « Бесчисленные тараканы»

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, параграфа, затем задаёт вопросы, играет с классом, дома предлагает выполнить практическую работу.

    Вопросы:

    1. По каким признакам можно определить, что находиться под кроватью?
    2. Чем занимается человек в своей квартире?
    3. Какая награда ожидает исследователя, совершившего без спросу открытие банки с бабушкиным вареньем?

    Задание:

    1. С закрытыми глазами быстро найдите дорогу из спальни в туалет. Постарайтесь не опоздать.

    Практическая работа: Предлагаем дома совершить кругосветное путешествие по квартире и объяснить причину этого удивительного явления?

    Библиотекарь:

    - Вопросы к выступающим, пожалуйста, задавайте..

    IV ступень пирамиды

            Учитель на доске крепит табличку зелёного цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 4. Ученик (ца) 4 класса:…

    Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др. (Введение. Далее короткие рассказы-события. Вопросы и задания после каждого раздела. Художник Денис Бурусов, Издательство М.: АСТ и Астрель, 2000г.)

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием мини-рассказа

    1. Введение
    2. Мокрые штаны (9 мини-рассказов событий.)

     Вопросы и  задания: 1. Каковы могут быть истинные намерения того, кто вот уже пять минут ведёт скромно и прилично?

    С какой целью дети иногда затихают? Чем занимаются правонарушители в свободное от учёбы время?

    Перечислите всё, что вам нельзя?

    1. Неприличное вокруг нас
    2. Пожары от стыда
    3. Неприличные звуки
    4. Географические карты неприличных мест
    5. Нарушение правил уличного движения
    6. Элементарная вежливость
    7. Взаимная невежливость
    8. Дамский пропуск
    9. Не курить

    Библиотекарь:

    - Вопросы к выступающим, пожалуйста, задавайте..

    - Узнать, какие правила приличия, вежливости и этикета нарушаются в отсутствие родителей другими детьми, вам поможет книга

    1. Игра или Физкультминутка

    V  ступень пирамиды

    Учитель на доске крепит табличку голубого  цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 5. Ученик (ца) 4 класса:…

    Вредные советы. (Книга для непослушных детей и их родителей. Послушным детям читать тоже можно. Стихи. Художник А.Мартынов, Издательство М.: Росмен, 2000г..)

    Библиотекарь:

     - Раньше учёные считали, что вредные советы можно читать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Услышит такой ребёнок вредный совет, сделает по другому-

     И получится как раз правильно. Но недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребенка вредный совет действует как прививка от глупости. Теперь учёные разрешают читать вредные советы всем детям – и послушным и непослушным.

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, параграфа …

    - Библиотекарь с вредными советами вас ознакомит….

    - Интересная книга? (Ответы детей)

    - А советы автора вы будете выполнять? (Ответы детей)

    - Почему? (Ответы детей)

    VI  ступень пирамиды

            Учитель на доске крепит табличку синего цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 6. Ученик(ца) 4 класса:…

    Воспитание взрослых. (Наука на всю жизнь. Книга построена по урочной системе. Урок первый- четырнадцатый. Параграф первый, второй  и т.д. Художник А.Мартынов, Издательство М.: Росмен,2000г. Вопросы и задания)

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, параграфа …

    Рассмотрим урок первый: Введение. В из себя выведение.

    • Параграф первый «Сделай выводы»
    • Параграф второй «Девятый вал»
    • Параграф третий «Добавка»
    • Параграф четвёртый «Стремительный выход»
    • Параграф пятый «Отказ терпеть»
    • Параграф шестой «Потерпевшие взрослые»
    • Параграф седьмой «Разная посуда»
    • Параграф восьмой «Звонкая капель»
    • Параграф девятый «Купание с ногами»
    • Параграф десятый «Последняя брызга»

    Вопросы и задания: 

    1.Как выманить взрослого из себя? Чья чаша терпения глубже - папина или мамина? Что лежит на дне чаши терпения взрослого?

    2.Чем быстрее можно завести взрослого: глупыми вопросами или насмешливыми замечаниями? Может ли первая капля, упавшая в чашу терпения взрослого, оказаться последней?

    3.Можно ли держать рыбок в бабушкиной чаше терпения? А в папиной?

    Библиотекарь: С книгой «Воспитание взрослых»  вас познакомит….

    - Интересная книга? (Ответы детей)

    - А разве взрослых нужно воспитывать? (Ответы детей)

    - Как предлагает автор воспитывать взрослых? (Ответы детей)

    - Чаша терпения взрослых переполняется каким-образом? (Ответы детей) (постоянными кап-капами на нервы, разными неприятными  сюрпризами, катаниями по полу, выпрашиванием всяких вкусностей, подарков, постоянными капризами….)

    - Меняется ли настроение взрослых от детских шалостей? (Ответы детей)

    - О чем они говорят друг с другом? (Ответы детей)

    - Какие предложения выдвигают? (Ответы детей)

    -  Исполняют ли ваши желания, как часто? (Ответы детей)

    - Все или только разумные капризы? (Ответы детей)

    - Всем ли повезло с родителями? (стр.58) (Ответы детей)

    - Бывают ли недостатки у родителей? (Ответы детей)

    - Обижаются ли взрослые на своих детей? (Ответы детей)

    - Украшают обиды и капризы родителей?  (Ответы детей)

    - А что же украшают родителей? (Ответы детей) (Их собственные  дети, взятые ими на руки и крепко прижатые к груди, или за руки, или просто сидящие у своих родителей на шеях.

    VII  ступень пирамиды

            Учитель на доске крепит табличку фиолетового  цвета, где написано название книги, о котором помощник поведет рассказ. Помощник(ца) 7. Ученик(ца) 4 класса:…

    Задачник по математике. (Ненаглядное пособие. Информация для учителей и учеников. В книге представлено 327 задач. Художник Денис Бурусов, Издательство М.: Росмен,1999г.).

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Автор знакомит  нас с анекдотом. «Приходит детский         писатель к читателям и говорит: «А я для вас новую книжечку написал - задачник по математике?»

    Это, наверное, все ровно, что на день рождение вместо торта поставить на стол кастрюлю с кашей. Но, если честно, книжка, раскрытая перед вами, не совсем задачник.  Однако, главная задача «Задачника» не материал закреплять, а посвящена она тем, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным занятием.

    ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

    Задачи не имеют никакого отношения к занимательной математике.

    ДЛЯ УЧЕНИКОВ

     Эту книгу можно читать на уроке математики и не прятать под парту. А если учителя начнут возмущаться, говорить: « Ничего не знаем, министерство просвещения разрешило»

    Библиотекарь:

    - А сейчас нас познакомит с не которыми задачами из этого «ЗАДАЧНИКА» …

    Ученик-помощник(ца): знакомит с содержанием рассказа, параграфа …

    - Как вам «Задачник»? (Ответы детей)

    - Увлёк? (Ответы детей)

    - Можно закрепить пройденный материал по математике? Каким образом? (Ответы детей)

    - Что развивает данный «Задачник»? (Ответы детей) (смекалку, умение размышлять, думать, считать…

    1. Итог занятия

    Библиотекарь:

    - Сколько произведений автора мы рассмотрели? (Ответы детей) (7)

    - Понравились Вам они? (Ответы детей)

    - А какое произведение Григория Остера вам особенно понравилось? (Ответы детей)

    - Чем понравилось? (Ответы детей)

    - Ребята, а сейчас попрошу вас, подумать и перечислить, какие по характеру  произведения у Григория Остера, чему они нас учат? (Ответы детей)

    Библиотекарь на доске крепит таблички со словами, характеризующими произведения автора.

    (поучительные, интересные, забавные, юмористические, учат быть воспитанными, культурными, соблюдать правила приличия, этикета, свободными, честными, смелыми, не злыми, не жадными, не лицемерными, получающими радость от общения и творчества. ….)

    - Вам урок понравился? (Ответы детей)

    - Скажем ребятам-участникам за подготовку интересных выступлений-СПАСИБО!

    - До новых встреч, ребята!

    Литература

    1. Корф О.Б. Детям о писателях. XX век. От О до Я.- М.: ООО «Издательство Стрелец», 2006,-56с.
    2. Остер Г.Б. Конфетоедение: Уникальный учебник/художн.Д.Бурусов.-М.:РОСМЕН,1999.-108с.: ил. (Серия «Наука на всю жизнь»).
    3. Остер Г.Б Тринадцать жадностей. Литературно-художественное издание. М.:РОСМЕН,1999.-141с., ил.
    4. Остер Г.Б. Квартироведение: Уникальный учебник/художн.Д.Бурусов.-М.:РОСМЕН,1999.-104с.: ил. (Серия «Наука на всю жизнь»).
    5. Г.Остер Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2000.-96с.  
    6. Остер Г.Б Вредные советы-2. Книга для непослушных детей и их родителей. Литературно-художественное издание. /художн. А.Мартынов М.:РОСМЕН, 2000.- ил.
    7. Остер Г.Б. Воспитание взрослых: Уникальный учебник /художн. А.Мартынов. - М.:РОСМЕН,2000.-119с.: ил. (Серия «Наука на всю жизнь»).
    8. Остер Г.Б. Задачник по математике. Ненаглядное пособие /художн. Денис Бурусов. М.:РОСМЕН, 1999.- ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Е.А.Худикова. Электронный портфель. "Моя пирамида успеха"

    Система подготовки к ЕГЭ по математике.Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. ...

    Пирамида (по учебнику А.В.Погорелова)

    Презентация по геометрии по теме "Пирамида" для учителей, работающих по учебнику А.В.Погорелова...

    Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

    Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

    Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

    Использование инновационных технологий, кейс технология....

    Математическая игра "Пирамида знаний"

           Пояснительная записка         Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержат...

    Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

    Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми р...

    Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"

    Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....