День воинской славы России. Битва под Москвой.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка направленная на военнопатриатическое воспитание школьников 8-9 классов. Основные цели: расширить представления учащихся о битве под Москвой , героизме советского народа; раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bitva_pod_moskvoy_4.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Битва под Москвой.                                              

5 декабря  — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой  в 1941 году;

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о битве под Москвой , героизме советского народа; раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:  первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.  

Планируемые результаты:

Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные:  школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     -Познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация;  видеоролик «Битва под Москвой»,  музыкальное сопровождение, книжная выставка.  Герб и флаг России; Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.  

 Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек, ветеранов ВОВ.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Чтец 1. Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шли по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал,  что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

К. Симонов

Ведущий 1. 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тысячи самолётов, свыше 3 тысяч танков, изрыгающих огонь и свинец- всё это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были так же молоды, как и мы с вами.

Чтец 2. Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила, Что 20 лет и тридцать лет

Живым не вериться, что живы.

К. Симонов

2. Основная часть.

Ведущий 2. К зиме 1942 года захватчики продвинулись в глубь страны на 850 -1200 км. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и сёла. Миллионы людей гибли, оказывались на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам надо было скорее достичь поставленных целей: уничтожить наши столицы - Ленинград и Москву, сломить дух народа. Московская битва делится на два этапа. На первом, с 30 сентября по 5 декабря 1941 г., были проведены оборонительные операции советских войск с целью защиты Москвы и подготовки контрнаступления. На втором этапе, с 5 декабря 1941 г. по 20 апреля 1942 г., советские войска осуществили мощное наступление и нанесли первое в ходе Великой Отечественной войны крупное поражение немецко-фашистским захватчикам.

Чтец 3. Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали, не смели.

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли,

Мы все с тобою испытали

И даже больше, чем смогли.

Ведущий 3. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун». Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом хотели ворваться в Москву фашисты, обойти город  с севера, с юга. Уничтожить. Таков был вражеский план. Фашисты были уверены в своём успехе, своей победе. Более миллиона солдат бросили он на Москву, 1700тысяч танков, почти 1 000 тысячи самолётов, много пушек, много другого оружия. Началось наступление. На подступах к городу завязывались бои наших истребителей  с вражескими бомбардировщиками. Немцы, совершая массированные налёты на Москву, надеялись не только вызвать панику среди населения, но в первую очередь вывести из строя оборонные объекты, разрушить электростанции и крупные заводы, архитектурные памятники. Как известно, это им не удалось. Всего на Москву было совершено 134 налёта, в которых участвовало более 9 тысяч бомбардировщиков. Прорваться к городу смогли только243 вражеских самолёта, и в этом немалая заслуга связистов, которые использовали средства радиосвязи воздушного наблюдения,  оповещения и предупреждения бойцов ПВО и командования истребительной авиации.

Ведущий 4. Из дневника Нины Костериной:

«…Прошла через центр. По-новому увидела и ощутила Красную площадь, Кремль и алое знамя над Кремлем. Не умею, не могу даже определить своих чувств. Слов нет. Жаль, что не знаю музыки… Тысячелетия шли над тобой Москва! Из пожарищ, из моровых язв, голодовок, из хищных лап иноземцев, из кровавых междоусобиц вставала ты, Москва, все более и более красивой, могучей и милой русскому сердцу. Грозовые тучи собираются сейчас на горизонте. Но разве они могут испугать Москву? Москва может сгореть, но Москва, как сказочная птица феникс, вновь возродиться из пепла еще более могучая и прекрасная. Я – москвичка! Москва для меня – родная мать. Она порой бывает сварливой, строгой, требовательной, но всегда была и будет любимой мамой…»

(из дневника Нины Костериной)

Чтец 4. Здесь каждый дом стоит как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле,

Как знак, что в этот час родней

С Кремля моя земля,

И даже кажутся тесней

Дома вокруг Кремля.

На окнах белые кресты

Мелькают второпях,

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

А мимо – площади, мосты,

Патрульный на коне…

Оскалясь надолбами, ты

Еще роднее мне.

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дому

Я ощущаю как удар

По сердцу моему…

                                   1941 г. (М. Кульчицкий. 1919-1943 гг.)

Ведущий 5. В конце ноября - начало декабря 1941 г. - фашистских войска вышли к каналу Москва -Волга, в районе Яхромы, им удалось форсировать р. Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подойти к Кашире с юга. На некоторых участках фашисты подошли к Москве на 25-30 км. Большего фашистам сделать не дали. С 5 декабря начинается этап наступления Красной Армии.

    В конце ноября в тыловом районе, позади Западного и Брянского фронтов, были   сосредоточены свежие дивизии, прибывшие с Дальнего Востока, из Сибири, с Урала.

Г.К. Жуков предложил перейти к контрнаступлению. Свое предложение о контрнаступлении он обосновал так: «Противник истощен. Но если мы сейчас не ликвидируем опасные вражеские вклинения, немцы смогут подкрепить свои войска крупными резервами... и тогда положение может серьезно осложниться».

        В ночь с 5 на 6 декабря - начало контрнаступления советских войск под Москвой. К середине января 1942 г. советские войска освободили 11 тысяч населенных пунктов, ликвидировали опасность окружения Тулы, отбросили врага на 100-250 км от Москвы.

Чтец 5. В дыму пожаров тонет даль седая.                                                                                              Широк великой битвы разворот.    

Колонны танков, с флангов наседая,

Неудержимо движутся вперед.

Саперы ищут под хрустящим снегом

Чужих сапер коварные следы.

Из белой рощи конница набегом

Врубается в орущие ряды.

И пехотинцы в грохоте орудий

Идут, не наклоняя головы.

Запомни их, товарищ!

Эти люди фашистов отогнали от Москвы.

Педагог.  В Московской битве впервые была одержана крупная победа над немецко-фашистской армией и развеян миф о её непобедимости, окончательно сорван план молниеносной войны и достигнут решительный поворот событий в пользу СССР, оказавший большое влияние на дальнейший ход войны. В разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой внесли свой вклад и советские партизаны. Их смелые боевые действия помогали как при отражении ударов рвавшегося к столице противника, так и в период контрнаступления и последующего общего наступления Красной Армии.

  Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

Помните!

Не плачьте,

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны.

3. Подведение итогов (рефлексия)

 Слово предоставляется нашим гостям, ветеранам ВОВ.                                  Педагог. Спасибо Вам, уважаемые ветераны, за интересные воспоминания! Мирного Вам неба, благополучия, здоровья и долгой жизни! А вам, ребята, желаю вынести из этой встречи любовь к жизни, умение любить всем сердцем Родину – нашу великую Россию, как любили её герои Великой Отечественной войны.

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Курская битва.

Методическая разработка для учащихся 8-9 классов Основные задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувств...

День воинской славы России. Военный парад в Москве 7 ноября 1941 года.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся  с событиями  1941года; с историей проведения парада на Кра...

День воинской славы России. Куликовская битва.

Методическач разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гор...

День воинской славы России. Сталинградская битва.

Методическая разработка классного часа патриатической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Классный час, посвящённый   Сталинградской битве...

День воинской славы России "День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)"

Материал предназнчен для проведения уроков мужества, классныхчасов и других воспитательных мероприятий посвященных  Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....