"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"
статья по теме

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, формирует способность оценивать события и процессы, протекающие в обществе. Через решение поставленной проблемы и переживание, студенты осваивают частично-поисковый и исследовательский методы работы, соотнося их с собственными потребностями и мотивами.

     Занятия учебно-исследовательской работой развивают творческие способности студентов, ведь общеизвестно, что способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии.  Таким образом, творчество является деятельностью, дающей новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности.

     Учебно-исследовательская деятельность студентов способствуют развитию целого комплекса качеств творческой личности:

• умственной активности;

• смекалки и изобретательности;

• стремлении добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы;

• самостоятельности в выборе и решении задач;

• трудолюбия;

• способности выделять главное, общее и различное в сходных явлениях;

• делать выводы и аргументировать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

          Научно- практическая конференция  « Специалист 21 века»

Тема: "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы  студентов  колледжа"

       Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы во всех жизненных сферах, не обошли стороной и систему образования. Классическая модель образования строилась на концепции усвоения знаний. В настоящее время такая модель не соответствует запросам времени. Обществу требуется специалист новой формации - способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. А современному производству нужны универсалы, которые не просто могут выполнять установленные функции по заданному алгоритму, но и умеют решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений, и поэтому особенно важным становится умение самостоятельного поиска необходимой информации, умение ориентироваться в потоке научной информации,  обладать способностью овладения фундаментальными знаниями, составляющими теоретические основы профессиональной деятельности, быть готовым к освоению и применению научных знаний на практике.

В связи с этим, к наиболее важным критериям эффективности профессионального образования относятся показатели, связанные с развитием творческих, исследовательских возможностей будущего специалиста, его способности к самостоятельной организации труда в профессиональной деятельности. Сегодня уже на общегосударственном уровне заявлено, что научно-исследовательская деятельность студентов входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства в области образования. Об этом свидетельствуют государственные документы:

- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий;

- Национальная доктрина развития Российского образования;

- Закон Российской Федерации  «О научной деятельности и государственной научно-технической политике»;

- Концепция модернизации российского образования и другие.

А переход на стандарты нового поколения требует внедрения этих умений в сам образовательный процесс, которые по своей сущности уже являются не как дополнительными, а как основными  общими профессиональными компетенциями:

Например:

- по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):

ОК.8.Самостоятельно определять задачи профессионального личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК.12. Развивать аналитические и исследовательские навыки профессиональной деятельности

По специальности 120714 Земельно-имущественные отношения:

ОК.12. Использовать результаты научных исследований в профессиональной деятельности, участвовать в проведении и организации научных исследований под руководством. Проводить и организовывать локальные научные исследования в области профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость поиска условий для развития и реализации творческих возможностей студентов во время обучения, в том числе и в разработке механизмов вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Научно-исследовательская работа студентов позволяет перенести акцент с процесса репродуктивного усвоения знаний на развитие познавательных интересов, формирование умений и навыков ведения научной работы. При таком планировании образовательной среды процесс формирования у студентов исследовательских умений протекает наиболее успешно и является значимым компонентом творческой работы в образовательном процессе, т.о.  процесс профессионального обучения студентов  в н.в. предполагает не только приобретение и обновление теоретических знаний, но и превращение их в важное и эффективное средство практической деятельности - прочные умения и навыки во многом решаемые  через организацию научно-исследовательской работы студентов.

        Данное направление в нашем колледже  реализуется через: организацию и работу научного студенческого общества  (далее НСО);  ежегодную организацию и проведение студенческих научно-практических конференций; участие в заседаниях и работе круглых столов, в городских и региональных студенческих конференциях. Особенно активизировалось данное направление работы  с 2004 года.
     В целях регламентации и направления деятельности НСО разработано Положение о студенческом научном обществе в колледже.  Наше НСО имеет свой Устав, и издательский орган:  газету «Многогранник»,  которая переросла в общеколледжную газету.

       Членство в НСО является открытым, т.е. членом НСО может стать каждый студент, активно участвующий в научно-исследовательской работе.  НСО состоит из предметных секций, которые представляют собой своеобразные творческие группы, формируемые по одному направлению науки (учебной дисциплине) или группе разделов (дисциплин). Всей деятельностью студенческого научного общества руководит Совет НСО, избираемый общим собранием сроком на один год, контроль и координацию деятельности НСО осуществляет заместитель директора по УВР.

        Вся деятельность членов НСО по направлениям организуется ведущими преподавателями  цикловой методической  комиссии, ответственными за данное направление работы.  Наиболее активно ведут  данную работу    Кустова Н.П., Алексеева Т.Н., Плотникова Е.А., Игнатьева О.М.  Функции координатора  между ними, советом НСО и мною выполняет методист колледжа Часовских Г.В.

         Основными направлениями деятельности, в которую вовлечены члены НСО, являются:
-  проведение исследовательской, аналитической работы по
   выбранной теме или проблеме;
-  участие в работе студенческих научно-практических конференций,
   проводимых в рамках колледжа, города, края;
-  установления сотрудничества и взаимодействия с подобными
   объединениями в иных учебных заведениях;
-  выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими
   отчетами на заседаниях НСО, участие в предметных неделях,
   семинарах и.т.д.

           Как правило, в начале учебного года  преподаватели и студенты определяются с выбором тем учебно - исследовательских работ и работают над ними в течение учебного года. Завершающим этапом работы за год является научно-практическая конференция, которая традиционно проводится в конце учебного года. Лучшие  исследовательские работы в последующие годы представляются на городские, региональные и всероссийские уровни. За последние годы в колледже  были проведены следующие научно-практические конференции, которые имеют статус региональных и межрегиональных конференций:

         - «Подготовка специалистов  XXI века» (совместно с Красноярской государственной архитектурно - строительной академией -2008 год); «Проблемы обучения, воспитания, становления личности в третьем тысячелетии» (2009год);  «XXI век - век истории, прогресса и создания» (2010 год);  «Молодая мысль третьего тысячелетия» (2011год);  «Нам жить и работать в России» (2013 год) и другие

           Участие в научно-практических конференциях, способствует формированию  у студентов творческого мышления, развивает эрудицию, широту кругозора, формирует умение вести аргументированную дискуссию, работать с литературой, обобщать и анализировать материал, повышая тем самым интеллектуальный уровень будущих специалистов, расширяя их кругозор и развивая навыки самостоятельного поиска решений проблем.

       Самым первым звеном в формировании навыков учебно-исследовательской работы - это реферативная работа.  Во  Всероссийском заочном конкурсе рефератов по истории  Сороквашина Анна     (группа 369-Ю ) по теме -  «Национальный костюм как элемент традиционной культуры народов России», ( руководитель Гордеева Л.Н.) заняла  1место, а  реферат студентки Бутачиной А.( группа 253з)  «Роль науки, культуры и религии в становлении России.» (руковод. Перевалов А.А.)  получил  2место.

         Студентами колледжа реализован ряд исследовательских  проектов под руководством преподавателя общеобразовательных дисциплин Батура Н.К., среди которых лингвистическое исследование студентки  Голайдо А.( группа 230 -Б), - «Язык городских вывесок» , на примере  эмпоронимов  г.Ачинска; социолингвистическое исследование студентки Босуновой К.( группыа 259 - ф   ) «Речевая культура жителей города Ачинска: орфоэпический аспект» (словарь жаргонных слов)

       Студентка  специальности «Правоведение» Близеева Инна заняла II место во Всероссийской конференции «Национальное достояние России» - руководитель к.п.н.  преподаватель общеобразовательных дисциплин Поляруш А.А.

       Студентка специальности «Финансы» Кухарь О., под руководством преподавателя экономических дисциплин Кустовой Н.П.  стала победителем заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива»  и была приглашена вместе со своим научным руководителем для участия в очном туре и получила диплом лауреата всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива» и Диплом победителя во II-ом очном Всероссийском конкурсе молодежи на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», организованному  Государственной Думой, премию Президента России и Диплом за научно - исследовательскую работу «Совершенствование налоговой системы РФ».

       Студент Христ Е. специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (групп 521сп) за исследовательскую работу «Разработка бизнес-плана строительства фанерного комбината в г.Ачинске» получил диплом III степени лауреата XVI-го Всероссийского Бизнес - фестиваля молодежи России им В. В. Быкова в г. Анапа. (руковод. Кустова Н.П.)    

       В этом году студенты колледжа принимали  активное участие в научно-практической конференции: «Научно-образовательный потенциал молодежи  в решении актуальных задач 21 века»- ФГОУ ВПО « Крас ГАУ», где  Мусс Н., выступая с докладом  «Роль оценки в жизни студента» ( руковод. Ситникова И.В.)  заняла 1-е место; Чернышева.О. за исследовательскую работу «Создание портфолио студента» ( руковод. Плотникова Е.А) получила  2-е место; Соседова. А. за работу  «Пути снижения безработицы в России и за рубежом» (руковод. Заплатина С.И.) - 3-е место.

      Кроме этого, ежегодно, проводится учебно-практическая конференция по итогам практики. На этой конференции студенты отчитываются о прохождении учебной, технологической и преддипломной практик. Выступают  работодатели, руководители практик,  как от колледжа, так и от предприятия.

         Таким образом,  педагогическим коллективом созданы условия  для инновационного  развития колледжа  и реализации научного потенциала студентов, а также содействия работе по повышению качества подготовки квалифицированных кадров, адаптированных к новым социально-экономическим тенденциям развития , которая осуществляется через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу со студентами.

г.Ачинск. апрель 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"

В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)

Данная работа  показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...