Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Полному снятию блокады Ленинграда
методическая разработка по теме

Зверева Елена Валерьевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx24.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ К 71 ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Начинается композиция с видео просторов нашей земли и песни о Родине (исполняет песню             ).

1. Ведущий: Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой. (А.Митяев).

2. Ведущий читает под музыку и сменяющиеся слайды:  Мы поведем рассказ о родном городе. Его имя – как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград. (3 слайд). Наш город, заложенный Петром 1 в 1703 году на болотистых берегах Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. (4-9 слайды). В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства Российского.

3. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками.(10 слайд). В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они в конце концов сдадут Ленинград.

4. Ведущий читает под заставку и музыку:

Пытал нас враг железом и огнем...

«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда!» (11-12 слайды)

5. Ведущий читает под заставку и музыку:

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. (13-19 слайды)

1 Ведущий читает под заставку и музыку:

Убийство, война и блокада в тяжелый для родины час

Настигли детей Ленинграда-обычных детей  ,вроде нас.

Настигли за партою в школе и отняли мать и отца.

От голода, страха и боли забились ребячьи сердца.

Они, ленинградские дети, писали в своих дневниках

О самой последней конфете, о ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы повсюду лежат и гниют,

О том, что кончаются крупы и хлеба все меньше дают.

Война их терпеть научила и сделала старше в сто раз.

В героев она превратила обычных детей, вроде нас.

6. Слышится звук метронома.

2 Ведущий говорит под звук метронома и танец (20-23 слайды): Сейчас вы слышите звук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.

3 Ведущий продолжает под звук метронома и танец:

Во тьме казалось: город пуст.

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое – «живем!»,

Не дремлет город осажденный.

4 Ведущий под сменяющиеся слайды и звуки сирены:

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле» (24 слайд).

7. Инсценирование:

Дочь и мать (одеты по-зимнему, ведро, санки) появляются с разных сторон сцены, звучит метроном, сирена, на экране заставка). Мать обнимает дочь, отряхивает, дает кусочек сахара.

Дочь в микрофон рассказывает:

Немцы бомбят и обстреливают город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома – окопы, в них наши солдаты. Как только раздается рев авиационных моторов, мы мчимся к солдатам в окопы. С бойцами не так страшно. Солдаты, конечно, ругают нас, но чаще жалеют. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей, быстрей прячьтесь, а то Змей Горыныч слопает».

Женщина в микрофон рассказывает:

В конце ноября 41 года ударили морозы ( в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. Теперь в каждом доме установлены печки-буржуйки. Мы вынуждены сжигать в них мебель, паркет, книги. За водой ходим на набережные Невы, делаем прорубь и набираем воду под обстрелом.

Дочь:

Я в гору саночки толкаю. Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая, тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла, святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой, на той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка, я привезу тебя домой.

Женщина:

Пойдем, дочка, за водой, пока обстрела нет.

8.1 Ведущий под заставку и музыку (25-28 слайды):

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

2 Ведущий под заставку и музыку (29-30 слайды):

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

9. 3 Ведущий (31 слайд):

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

10. 4 Ведущий (32-34 слайды):

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. (Звучит музыка, показываются  кадры, исполняется танец). 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

11. 1 Ведущий (35-39 слайды): С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250 граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.

Инсценирование: 4 детей блокадного города сидят вокруг стола и разговаривают, прислушиваясь к отдаленным выстрелам.

1: Вода замерзла везде, приходится ее нести за 4 километра. Сегодня в квартире нет даже капли воды, чтобы согреть чай. Чай! Как громко звучит это слово сейчас! Конечно, пить чай не с чем! Нет ни одной крошки сладкого. Пить кипяток приходится с солью. Единственное, чего у нас хватает, - это соли. В магазинах ее, конечно, нет, но у нас был небольшой запас – около 2-3 кг.

2: Вот и прошел Новый год.  Мы его дома встречали с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла... А сейчас кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди еще февраль. Еще целый месяц мерзнуть...

3: Мы вот варили суп из горчицы, перца и соли. Скорей бы весна! Можно будет в парке рвать траву, собирать корешки. Этим и прокормимся...

4: Да, помню, когда появилась первая травка, мы выпалывали ее всю подряд и ели с солью. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы, ноги не слушались. Я очень испугалась, что никогда не смогу прыгать.

3: Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, глупые, смеялись. Не знали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар.

12. Баянисты исполняют попурри на военные песни.

13. 2 Ведущий под заставку (40-43 слайды):

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. 12 сентября 1941 к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни.

3 Ведущий: С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Серьезную опасность для движения судов представляла вражеская авиация. И только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации. Количество продовольствия, привезенного по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.

4 Ведущий: В конце ноября лед был настолько хрупким на Ладоге, что 2-х тонный грузовик мог вести 2-3 мешка продовольствия. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. После разведки, изучения ледовой обстановки и сооружения первой нитки ледовой магистрали 20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз, который возглавил старший лейтенант М.С.Муров. Около 350 саней направились на восточный берег озера. 20 тысяч солдат, офицеров обслуживали «Дорогу жизни».

1 Ведущий:  С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса – провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.

Под музыку и слайды читается стихотворение:

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Казалось, что конец земле...

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где-то

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

-Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк,-

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

2 Ведущий:

Посмотрите на фотографию (44 слайд). Это он – живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда. Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

14. (45 слайд) Исполняется песня «Ладога» хором.

15. 3 Ведущий (46-49 слайды):

За 871 день блокады 611 дней город подвергался бомбардировкам, 17 тысяч человек погибло во время бомбежек, от голода умерло около 800 тысяч человек. Во время бомбардировок было разрушено 44 км водопроводных труб, 78 км канализационных сетей, 5 млн . кв. метров жилой площади, 500 школ, сотни ценных памятников, музеев, театров.

4 Ведущий:

Было нам всяко: и горько, и сложно.

Мы знали, можно, на кочках скользя,

Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,

Свалиться под пулей, отчаяться можно,

Можно и то, и другое можно,

И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:

Невка, Васильевский, Зимний дворец...

Впрочем, не я, не один, конечно.

Его заслонил миллион сердец!

И если бы чудом вдруг разделить

На всех бойцов и на всех командиров

Дома и проулки, то, может быть,

Выйдет, что я сумел защитить

Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.

Звучит песня.

16. 1 Ведущий под слайды и музыку (50-53 слайды):

Ранним сырым утром 22 января 1944 года в Ленинграде, в его юго-западной части, разорвался артиллерийский снаряд. Он никого не убил, а лишь вздыбил много раз чиненные трамвайные рельсы и вышиб остатки стекол в окрестных домах. Это был последний немецкий снаряд из 150 тысяч ему подобных, упавших на город за период блокады. А через пять дней, 27 января, небо над Невой вспыхнуло победным салютом. Блокада Ленинграда, длившаяся 871 день, стала историей.

2 Ведущий: 27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.

3 Ведущий:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало...

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди...

4 Ведущий (все после 54 слайда):

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаких измором.

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Исполняется хором финальная песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная к 70-летию снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной   70-летию снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»

Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники:  учителя, у...

Музейный урок, посвященный полному снятию блокады Ленинграда

Музейный урок, посвященный полному снятию блокады Ленинграда...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда

Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......

Сценарий памятной линейки ко Дню полного снятия блокады Ленинграда

День снятия блокады Ленинграда - важная дата в истории Великой Отечественной войны. Необходимо помнить ее и чтить...

Торжественная линейка, посвященная полному снятия блокады Ленинграда

Цель: формирование и расширение представлений учащихся о блокаде Ленинграда....