Восхождение к культуре
методическая разработка (7 класс) на тему

Лысенко Надежда Борисовна

 

Сегодня мы становимся свидетелями и участниками значимых перемен в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса Российской школы. Государство реформирует школу в соответствии с новой концепцией развития общества: политические ориентиры, обозначенные современными лидерами России, направляют ее экономику, общество и образование к идеалам современной постиндустриальной цивилизации. Ключевое место в решении данных задач отводится модернизации системы образования и в частности воспитательной работе в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности  «Восхождение к культуре».

(Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; реализуется посредством проведения часов классного руководителя в рамках внеурочной деятельности).

                

Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

Сегодня мы становимся свидетелями и участниками значимых перемен в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса Российской школы. Государство реформирует школу в соответствии с новой концепцией развития общества: политические ориентиры, обозначенные современными лидерами России, направляют ее экономику, общество и образование к идеалам современной постиндустриальной цивилизации. Ключевое место в решении данных задач отводится модернизации системы образования и в частности воспитательной работе в школе.

Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание, как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников,  конечной своей целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на современном уровне достижений культуры, помогая индивиду становиться личностью и сознательно выстраивать свое бытие, видеть целостную картину мира и определять свое место в нем.

Сейчас культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.  Данные исследований, проведенных в школе в 2004-2007 годах, показывают, что у 57% обучающихся низкий уровень воспитанности, у 51% школьников не сформированы положительные отношения к духовным  ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением.

Таким образом, одной из важнейших задач на сегодняшний день является также формирование духовно богатой и высоконравственной личности. Важная роль в этом, безусловно, принадлежит внеклассной работе, направленной на глубокое погружение в культуру. Причем культуру разноплановую: мировую художественную культуру, культуру общения, культуру поведения, экологическую культуру, литературу, творчество.

Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности  обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.

С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Восхождение к культуре».

Восхождение к культуре, так же как и погружение в культуру, с одной стороны многогранно раскрывает творческие способности учащихся, а с другой стороны – невозможно без творческой деятельности.

Опыт творческой деятельности - один из компонентов содержания образования. Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал, данный ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно лишь умея эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания, грамотно работать с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой деятельности.

Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой. Вот лишь некоторые из них:

  • она носит занимательный характер, ведь первым шагом познания мира всегда был вопрос, а вопросы детей  говорят об их любопытстве и  любознательности;
  •  участие во внеклассных мероприятиях способствуют формированию нравственных качеств личности;
  • она дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело;
  • внеклассная работа развивает творческие способности учащихся, такие, как изобретательность, воображение;
  •  она дает большую свободу в выборе форм самообразования.

Цель и задачи реализации программы.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основную цель  и  поэтапные задачи данной программы. Цель формулируется на все пять лет реализации программы.

Цель программы: Воспитание личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека, посредством создания системы совместной деятельности   обучающихся, педагогов, родителей и общественности.

Задачи программы

Обучающие:

  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной деятельности;
  • научить ребят правилам обращения в коллективе;
  • развить у учащихся абстрактное мышление, необходимое для реализации  творческого потенциала;
  • привить  способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • выработать  умения общаться с аудиторией, участвуя в подготовке внеклассных мероприятий;
  • освоение культуры окружающего мира ребенком путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, через воздействие рекреационных технологий;
  • присвоение подрастающей личностью субъективных норм поведения путем расширения поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка, через создание центров активности.

Развивающие:

  • в процессе становления учащихся способствовать укреплению их здоровья;
  • создавать условия для проведения рационального досуга школьников и условия для их  самореализации ;
  • способствовать эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;
  • развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданской ответственности;
  • формировать и развивать у детей навыки самостоятельной организации и планирования внеклассной деятельности;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности учащихся в формировании индивидуальных ключевых компетенций;
  •  воспитать  уверенность в себе, развивать сознание собственной значимости в коллективе;
  • формировать  чувства ответственности за порученное дело;
  • развивать коммуникативную  компетентность учащихся, их умение общаться, слушать и быть услышанным;
  • вхождение ребёнка в «особый» мир, который представляет  собой наш регион, чтобы научить младшего школьника умению ориентироваться в нем,  посредством введения в курс региональной составляющей;

Воспитывающие:

  • прививать учащимся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • усвоение учениками ценностей, формирование у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному культурно образованному человеку, через структуру учебно-образовательного пространства;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения друг к другу;
  • воспитывать потребность в общении с коллективом;
  • способствовать формированию компетентностного восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению спортивных и массовых мероприятий на свежем воздухе.

Теоретико-методологическое обоснование программы

Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д.п.н., профессором Н.Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством.

В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А.В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной  среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия.

Структура программы.

Данная программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет с 5 по 9 класс (дети и подростки с 11 до 15 лет). Первый и второй годы обучения – по 153 часа (4,5 часа в неделю) Третий, четвертый и пятый – 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Всего на реализацию программы отводится 408 часов.

Программа «Восхождение к культуре», как уже ясно из изложенного носит открытый, примерный  характер

Принципы воспитательной работы программы:

  • личностно-ориентированные принципы: предполагают целостное развитие  личности (физическое, интеллектуальное, духовное); психологический комфорт (атмосфера свободы, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
  • культурно-ориентированные принципы: смысловое отношение к окружающему миру; опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность, целостная картина мира;
  • деятельностно-ориентированные принципы: овладение деятельностью, навыками  целеполагания, контроль, опора на самостоятельное развитие; креативность

Предполагается, что учащиеся станут более:

  • коммуникабельными;
  • культурными;
  • организованными;
  • ответственными;
  • духовно богатыми.

Планируемая результативность:

  • повышение моральной составляющей деятельности учащихся;
  • развитие высокой гражданской ответственности и патриотизма;
  • формирование четких потребностей в самоуважении, одобрении со стороны товарищей;
  • проявление мотивированной потребности в самореализации и самоутверждении;
  • формирование потребности в достижении успеха в различных видах деятельности;

Данная программа направлена на познание окружающего ребенка мира  и социума, и  своего «Я» в нем. В рамках работы  программы, вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать его как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся гармонично существовать в нем на высоком культурном уровне.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо пространство (классная комната, актовый зал, спортивный зал).  Для отдельных мероприятий необходимо оборудование: ПК, проектор, монитор, музыкальная и видеоаппаратура. Для поездок за пределы города, специально оборудованные автобусы.

Прогнозируемые результаты

  • понимание учащимися вопроса сопряжения жизни природы и жизни человека;
  • освоение, усвоение и присвоение учащимися социальных норм, внедрение их в жизнь;
  • осознание ответственности человека за свою жизнь перед самим собой;
  • осознание роли личности в развитии общества и роли общественных коммуникаций в жизни отдельного человека;
  • сформирована способность к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты;
  • сформирована способность отдавать отчет в собственной жизни;
  • создание эмоционально – привлекательной воспитывающей среды.

Форма проведения:

Посредством реализации часов классного руководителя, тематика часов определена на весь год.

Использованная литература и документы, на которых основана              программа:

  1. Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб.: Речь,  2002.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1996.
  3. Беспалько Б.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)  М., 2012.
  4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004., №5//
  5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории) / под ред. В.А. Извозчикова. – СПб.: Образование, 1996.
  6. Информатизация общего и среднего образования: Научно-методическое пособие
  7. / Под ред. Д.Ш. Матроса.  М.: Педагогическое общество России, 2012.
  8. Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, Речь, 2003.
  9. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.
  10. Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 2009.
  11. Никандров Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы// Вопросы психологии, 2003, № 6//.
  12. Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.
  13. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., Смысл, 2002.
  14. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., ильин А.Г. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария, 2000. № 1//.
  15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ, Эксперимент, 1995г.
  16. Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.
  17. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.
  18. Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004
  19. Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.
  20. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника./М.; Центр «Педагогический поиск», 2010.- 80с.
  21. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб: Речь, 2013г.
  22. Закон РФ «Об образовании»;
  23. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  25. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
  26. Конвенция о правах ребенка.
  27. Закон Краснодарского края №1539
  28. Инновационный проект, реализуемый в МБОУ гимназии №23 г. Краснодара «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения   в условиях перехода ОУ на новые ФГОС».

Содержание программы.

Направления программы

Внеурочная деятельность программы «Восхождение к культуре» реализуется по пяти направлениям развития личности:

  • спортивно – оздоровительное;
  • духовно – нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Данные пять направлений внеурочной деятельности реализуются в ее девяти видах:

  1. Игровая деятельность.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Проблемно-ценностное общение.
  4. Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).
  5. Художественное творчество.
  6. Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность).
  7. Трудовая (производственная деятельность).
  8. Спортивно – оздоровительная деятельность.
  9. Туристско – краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Целью духовно – нравственного направления является освоение детьми духовных  ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка  их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить  познавательную активность и любознательность.

Общекультурное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Возрастная модификация  воспитания

Согласно возрастным особенностям выдвигается в качестве задачи-доминанты формирование отношения к одной из наивысших ценностей жизни. Данная задача-доминанта определяет лейтмотив работы педагога с детьми в течение одного периода (учебного года). Выдвижение задачи-доминанты никак не закрывает возможностей обращения  любому вопросу жизни.  Уровень осмысления детьми жизни неуклонно поднимается вверх. В младшем возрасте педагог организует для детей рассмотрение вопросов жизни на конкретных примерах, выведение простых и четких правил поведения.  В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире поэтапно:

Первый этап «Младший подросток» (5-6 классы) 

(Задача-доминанта этапа: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я – Человек.

Второй этап «Старший подросток» (7-8 классы) 

Задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Ведущая идея этапа -народное благо – высший закон.

Третий этап «Старшеклассник» (9класс)

Задача-доминанта этапа: формирование образа жизни, достойной Человека. Ведущая идея этапа - образ жизни.

Указанные задачи-доминанты решаются одновременно в нескольких направлениях:

  • воздействие рекреационных технологий: аллея «Под облаками вежливости», рекреации «Мы – дети галактики», «У камина», «Люблю тебя, мой край родной», «Хобби – это серьезно», «Науки юношей питают», «Здесь ты познаешь тайны наук», холл «Наш вернисаж», выставочный зал, смотровая площадка, Аллея звезд;

  • структура учебно-образовательного пространства: Краснодарский музей истории и краеведения им. Фелицина, художественный музей им. Коваленко, библиотеки и читальные залы, Краснодарский Эколого-биологический центр, Чистяковская роща, театры и выставочные центры  Краснодара, учебные кабинеты гимназии,  актовый и лекционный залы, в которых помимо уроков проводятся классные часы,  занятия кружков, лектории для родителей и другие внеучебные занятия и мероприятия.
  • создание центров активности:  

  • детей - участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах, конкурсы «Самое синее в мире…», «Самый творческий ребенок», «Книга и я», Совет старшеклассников, газета, «KNOW HOW», студия танца «,Жемчужинка» вокальный коллектив «Мелодия», и др.
  • педагогов (программа «Новое в образовании: региональный компонент в преподавании литературы», семинары ведущих ученых страны, школьный хор и др.);
  • родителей обучающихся (Совет гимназии, родительский комитет, Совет отцов и др.).

Учебно–тематическое планирование

1 год обучения (5 класс)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

О спорт – ты мир!

50

10

40

Культура поведения в обществе

53

23

30

Театр в моей жизни.

50

20

30

ИТОГО

153

53

100

2 год обучения (6 класс)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Кубань олимпийская.

35

5

30

Культура поведения в обществе

20

10

10

Театр в моей жизни.

40

10

30

Моя родина - Кубань.

58

28

30

ИТОГО

153

53

100

3 год обучения (7 класс)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

В здоровом теле – здоровый дух.

10

2

8

Милосердие и нравственность

8

4

4

Книга в моей жизни

10

4

6

Я – гражданин России.

6

3

3

ИТОГО

34

13

21

4 год обучения (8 класс)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Быстрее! Выше! Сильнее!

10

2

8

Помогаю тем, кто нуждается.

8

4

4

Литература и театр.

8

2

6

Я – гражданин России.

8

2

6

ИТОГО

34

10

24

5 год обучения (9 класс)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Сдам нормы ГТО

8

2

6

Мое место в обществе

8

2

6

«Науки юношей питают….»

8

2

6

Мое будущее – будущее страны.

10

4

6

ИТОГО

34

10

24

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 7 «Б» класса

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Оборудование

Планируемые УУД

План

Факт

1. Велоэкскурсия  в Чистяковскую рощу «Я и мир»

5. 09.

3

Велосипеды, самокаты, фотокамеры.

Умение эффективного взаимодействия в команде. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формирование экологически-целесообразного поведения и экологической культуры.

Подготовка и участие в  праздновании  «Дня города»

26. 09

4

Компьютер, проектор, литература по теме

Подготовка к участию в «Дне Гимназии»

17. 10

3

Компьютер, проектор, фотокамера, видеоаппаратура, музыкальная аппаратура, экран, интерактивная доска

Умение эффективного взаимодействия в команде. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Слушать и понимать речь других. Формирование положительного отношения к окружающим.

«Самое синее в мире…»

31. 10

2

Учусь делать добро

28. 11

2

 Книга в моей жизни  (диспут) (1).

19. 12

1

Компьютер, проектор

Развитие монологической  и диалогической речи. Делать предварительный отбор источников информации. Формирование положительного отношения к книге

 «Новогоднее окно». Участие в школьном конкурсе.

26. 12

4

Краски, кисти, материалы для творчества

Формирование общей культуры. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Милосердие – обязанность или сопричастность? (диспут)

06. 02

2

Социальная адаптация, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Компетентностное восприятие социальных обязанностей  и сознания общественной активности

Защитник отечества должен быть здоров. Спортивный праздник.

20. 02

3

Спортивный инвентарь.

Навыки эмоциональной оценки деятельности, формирование патриотизма. Умение эффективного взаимодействия в команде.

Нет женщины прекрасней. Оббраз женщины в литературе. Исследование.

19. 03

4

Компьютер, проектор, фотокамера, музыкальная аппаратура, экран

Умение общаться с аудиторией. Делать предварительный отбор источников информации. Слушать и понимать речь других.

Посещение художественного музея им. Коваленко

23. 04

3

Школьный автобус.

 Формирование положительного отношения к образу культурного человека.

«Светлой памяти….» Поход в Чистяковскую рощу, возложение цветов.

07. 09

3

Навыки эмоциональной оценки деятельности, формирование патриотизма.

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Восхождение на Пик знаний о производной»

В ходе игры проверяются знания по теме "Производная"...

Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"

Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....

физико-математическая игра по подготовке к ЕГЭ "Восхождение"

Представлен материал, где испльзуются задания ЕГЭ "В"по математике и задания "С" по физике, показывающий связь математики и физики. "Слеп физик без математики" М.В.Ломоносов...

Звездный час « Восхождение к вершине»

Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

Сообщение по теме семинара «Обеспечение восхождения - от социальной культуры взрослого к социальной культуре ребенка»

В статье раскрываются понятия "культура", "социальная культура", "культурный человек". Описывается система внутришкольной культуры....

Программа воспитательной системы «Школа – восхождение к культуре» 5 – 8 классы.

Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода. Новизна программы заключается в осуществлении процесса социализации и интеграции личности учащи...