КОГДА ДО ЭКЗАМЕНА – ОДИН ДЕНЬ...
консультация (11 класс) на тему

Чернышев Александр Юрьевич

Советы выпускникам. Материал подготовлен для сайта ЧОУ ДПО "Современное образование" (г.Пермь) в мае 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_do_ekzamena.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Когда до экзамена – один день...

Советы выпускникам

Александр Чернышев,
преподаватель истории и обществознания
учебного центра «Современное образование»

Отзвенели последние звонки в школах. До начала экзаменов остаются считанные дни. Волнение нарастает. Сомнения гложут. Спешно решаются все, какие только существуют типовые варианты ЕГЭ. Посещаются последние Интенсивы. Но кажется, что выучить ВСЁ немыслимо.
Знакомые переживания. Но для кого-то они уже позади. Оглянешься назад — только улыбнёшься. А нынешним выпускникам — не до смеха. 
Что я советую своему ученику, когда завтра — уже экзамен?

  • Не тверди себе: «Я не сдам!» Психологи употребляют слово «установка», а философы рассуждают о том, что мысль материальна. Мысль «не смогу» вряд ли поможет тебе при выполнении задания. Гони прочь внутренний голос: «Всё забуду, я умру». Включаем память, логику и интуицию. Не слушай не верящих в твои силы. У меня были ученики, которых учителя отговаривали сдавать экзамен по их предмету. Есть родители, которые твердят: «Ты выставишь меня в плохом свете…» Вы сдаёте экзамен не для их самоутверждения. Не ведись на посулы и угрозы, а просто… приятно удиви их своим результатом!
  • Перед тестированием не переутомляйся. Накануне устрой себе «день тишины», как в день перед голосованием за президента страны. Поверь, твой экзамен станет судьбоносным не только в твоей жизни, но, возможно, и для будущего нашего государства. Кстати, для государства Российского, как мы знаем, ЕГЭ тоже испытание не из легких. Уже больше десяти лет! Выдержали! Выдержишь и ты…
  • Не устраивай гонку накануне экзамена. Перед экзаменом ещё раз спокойно просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Найди удачные эссе. Ты знаешь типы заданий, не забыл, как оформлять ответы? Прочитай еще раз инструкции по оформлению работы на ЕГЭ. Читай справочник. Отдохни от тестов. Ты подсел на них? Заданий десятки тысяч. Жизни не хватит их всех решить. Но каждая ошибка в очередном варианте будет тебя выбивать из колеи. Зачем тебе это перед экзаменом?
  • Почему бы тебе просто в охотку не почитать школьный учебник? С желанием, с интересом, без напряжения. Ты так редко обращался к нему в течение учебного года, правда? Иногда и зубрежка облегчает жизнь. Сосредоточься на тех темах, которые с трудом вспоминаются, которые не были пройдены. Повторение — мать учения. Но знаю, знаю: попроси тебя дать определение, воспроизвести правило — и ты не найдешь слов. Глаза будут слезно просить варианты ответов. Только не зубри как бешеный. Запоминай термины по принципу ассоциаций, вспоминай даты по яркому событию. Ориентируйся на формулировки, которые ты встречал в КИМах. На экзамене, как в КВНе, иногда оказывается кстати вовремя употребленная домашняя заготовка.
  • Не гадай, какие будут задания на экзамене. Сложные или простые? Известные или неизвестные? Как на досрочном или на репетиционном тестировании? Не ищи «закономерностей» там, где их нет. Ты идешь, ведая, что тебя ждет. Да, экзамен — состояние неопределенности. Оно преодолевается знанием учебного материала. Мысль банальна, но в контексте экзаменов актуальна: «Знание — сила». Если ты учил курс, решал демоверсии, тематические тесты и типовые варианты много и успешно (не правда ли?) и тебе всегда хватало времени, то чего бояться? На экзамене любое задание может стать узнаваемым. Просто будь внимательным. Составители заданий, как ни странно, твои союзники, в самих заданиях есть зачастую подсказки, нужные термины, примеры, указания, сколько должно быть ответов. Не пропусти их!
  • Прежде чем приступить к решению, прогляди весь бланк с заданиями. Наверняка некоторые задания ты сделаешь сразу, мысленно. Вдохновляющее начало, согласись? Но на чем-то твой взгляд зацепится и вызовет раздумье. Не стой, читай дальше. Первые задания выполняй в том порядке, как они представлены в тесте. Не ищи непроторенных путей, они тебя ждут после экзамена. А пока решай так, как тебя пошагово учили в школе или на наших курсах, как написано в алгоритмах. Смотри, как много уже сделано заданий! Ты уже преодолел требуемый минимум баллов. Пусть эта мысль согревает тебе душу. Теперь можно поразмышлять над трудными вопросами. Обрати внимание на то, что задания, требующие больше всего времени, расположены в самом конце теста.
  • Исключи слово «не успею». Я знаю, что ты «торопыжка». Торопись не спеша. Ведь в этом году времени на написание работы вам дали больше. Самый верный способ совершить ошибку — не дочитать до конца задание. Есть, есть у тебя такая привычка выхватывать из условия часть, а остальное домысливать за автора задания. Ведь ты же творческий человек, даже в мысли ценящий свободу выражения. Это здорово, но только не в данном случае. Цель не всегда оправдывает средства. Помни: напишешь больше, чем требуется, — балл не прибавят, а сделаешь ошибку — отнимут.
  • Угадывай, доверяй интуиции, но не оставляй ни одного задания без ответа. Каждый балл на ЕГЭ может стать решающим. Каждое верно выполненное задание — это новый балл. Поэтому не думай о заданиях, которые ты уже сделал (правильно или неправильно), думай о баллах, что еще тебя ждут. Ведь в тестовой части ты больше рискуешь потерять единственный балл, чем во второй части, в которой, даже не выполнив задание до конца, ты можешь желанный балл приобрести. Новое задание как новый шанс. Не огорчайся, что потерял балл в первой части, радуйся, что добился его во второй. Поверь, это весомее! Не сдавайся, делай каждое задание, возвращайся и проверяй, перечитывай условие, вчитывайся в каждое слово. Попал в тупик — кажется, что правильного ответа среди предложенных нет вообще, — иди от противного. Исключи все наименее вероятные пункты, и ты приблизишься к ответу.
  • И последнее: не делай из экзамена вопрос жизни и смерти. Ведь это уже не первый и не последний твой экзамен. Экзамен — это проверка знаний, а не личных качеств. Вспоминай уже достигнутые успехи, необязательно связанные с экзаменами или с контрольными, да хоть спортивные, хоть в личной жизни. Просто знай, что главные экзамены в твоей жизни еще только впереди…

http://old.edu-modern.ru/ege-courses/advices-chernyshev.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни учителя

Небольшой рассказ о последнем дне, который я провела со своим любимым классом накануне последнего звонка....

Конспект открытого урока в 6 классе "Один день из жизни Генриха VIII"

Конспект открытого урока английского языка по теме "Один день из жизни Генрих VIII" проводился в 6 классе (2-й год обучения).  Это обобщающий урок комплексного развития лексико-гра...

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Эссе "Один День из Жизни социального педагога" "День начнётся с детей..."

Данное Эссе было направлено на конкурс на сайт "ПЕДСОВЕТ"...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми «Что может произойти, когда ты дома один» (Старшая группа)

Конспект непрерывно образовательной деятельности  "Что делать, если ты остался один дома". Старший возраст....