Формы воспитания-праздник в школе
методическая разработка на тему

Анастасия Калинина

Методическая разработка об эффективности методов воспитания на примере праздника в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prazdnik_v_shkole.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение  профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области.

Педагогическая Академия Последипломного образования

 (ГОУ «Педагогическая академия»)

Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства.

Составитель: Калинина Анастасия Игоревна,

педагог-организатор  МОУ «Куриловская гимназия»,

г. Серпухов-15.

Проект:

«Праздник в школе, как эффективная форма воспитания».

Научный руководитель:

Профессор, Доктор педагогических наук,

Профессор Исаенко Вера Петровна.

Москва 2012 г.

«Праздник в школе, как эффективная форма воспитания».

Актуальность темы.

 Без праздников немыслима наша жизнь.  Чем сложнее, противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились те связи и отношения.

Праздник - неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей и школьников праздник-тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от одинаковости будней. Без праздника жизнь скучна и однообразна, перегружена проблемами и заботами. И любой ближайший праздник  создает ощущение счастья. Мы отдыхаем, веселимся,  набираемся энергии, стараемся запомнить праздник надолго, сплотить родных и друзей и даже примирить врагов.

Одна из важных особенностей праздника в том, что он, развлекая, поучает. Праздник особенно важен для детей в наши дни потому, что он всегда общий, а значит и каждого по отдельности, он свой.

Праздник, по моему мнению, необходим детям, как вид выражения их творчества, как подытоживание какой-либо деятельности, как одна из форм своего самовыражения.

Цель. Целью данной работы является осмысление неразрывного взаимодействия праздника и образовательного процесса в школе.

Задачи. 

Задачи данной работы:

- рассмотреть на примере мероприятия «Учимся у Ломоносова» взаимодействие игрового и развивающего компонентов праздника,

-выделить функциональные компоненты в празднике, определить назначение праздника «Учимся у Ломоносова»,

- осуществить анализ праздника на примере праздника в определённом ОУ («Учимся у Ломоносова»).

 

«Досуг является венцом человеческого существования, так как только он делает его полным обладателем своего «Я». Особенно досуг значим для интеллектуального человека, ибо рождает у него потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять».  

(А. Шопенгауэр)

Современное общество диктует новые формы и смыслы празднования, происходит трансформация структуры праздничной культуры, её функций и особенностей воплощения. Перестройка всей жизни, происходящая в последние два десятилетия, затрагивает и праздничную культуру. Кардинальные изменения обусловили формирование нового праздничного календаря, отражающего драматические социальные перевороты современности. Социальные, экономические и политические трансформации приводят к изменениям характера функционирования разных элементов культуры, переосмыслению ее символов, переопределяют способы культурного наследования и коммуникации, отношения власти в рамках культурных институтов.

Разнообразие праздничных форм и нестабильность самой праздничной культуры свидетельствуют о наступлении нового эволюционного витка в формировании массовых праздников и зрелищ.
исследованиях последних лет, в силу динамических социальных, политических, культурных преобразований заметно возрос интерес к праздничной культуре в целом и отдельным аспектам праздника в частности. Авторы все чаще обращаются к антропологии праздника, предпринимаются попытки обосновать общую современную теорию праздника как универсального явления культуры (С.П. Турин, Н.Ф. Макеютин, А.И. Щербинин). Происходит осмысление праздника в контексте критической социальной теории и социологии потребления (П. Бурдье, Г.Г. Карпова); отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета в работах психологов (К. Касьянова) и философов (В.К. Кантор); анализируется роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (И.В. Колинько); особое внимание уделяется праздничной культуре России (O.JL Орлов, И.Н. Пронина).

Что есть праздник? В знаменитом «Толковом словаре» Даля  читаем: «Праздничный день или праздник вообще, день, посвященный отдыху, не деловой, не работный…день, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица».

Основное призвание праздника: организовывать и эстетически оформлять свободное время. Именно поэтому всякий раз, сталкиваясь с проблемой досуга в обществе (классе или сословии), власть использует успешно проверенные веками  праздничные стандарты, которые до сих пор являются важным средством формирования и утверждения общественной цельности, одним из  действенных средств воспитания личности. По мнению одного из современных нам теоретиков праздника, «…ни в 20-е годы [ХX века], ни в последующий за ними период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздника».

Общую теорию праздника впервые в России создали во второй половине XIX в. В группу ученых, представлявших мифологическое направление в фольклористике, входили Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др. Созданная ими концепция праздника называлась «солярной» и была одной из разновидностей метеорологической, или цикловой, теории. А. Н. Афанасьев, один из основателей данной концепции, объяснял миросозерцательный смысл праздника, его происхождение поклонением солнцу, поэтизировал солнечную мифологию первобытных людей, особенно древних славян.

На основе «солярной» концепции празднества типологизировались в соответствии с взглядами людей на природу как на борьбу лета и зимы.  По этой типологии праздничная обрядность подчиняется делению года на летний и зимний циклы, весна предстает преддверьем лета, а осень— зимы. Сторонники мифологического направления, исследуя праздник как явление духовной  культуры, выделяли в нем миросозерцательную самостоятельность и относительную независимость от процессов труда. Кроме того, была установлена связь праздника особенно с переломными, кризисными моментами в жизни природы. Представителям школы заимствования (А. Н. Веселовский, Е. В. Аничков, В. Ф. Миллер и др.) удалось вывести русские народные празднества (прежде всего аграрные) за рамки национальной замкнутости и обнаружить их сходство со славянскими, румынскими, византийскими и античными обрядово-зрелищными формами.  Известные аналогии: А. Н. Веселовский и  Е. В. Аничков полагали, что русские святки не  что иное, как римские сатурналии, перешедшие к скоморохам через мифы и переданные из  Византии румынам и русским, а В. Ф. Миллер пытался установить тождество между русской масленицей и западноевропейским карнавалом.

Народный праздник — карнавал в том классическом виде, в каком он был представлен в ряде западноевропейских стран (Италия, Германия, Франция), не сложился в России в силу, прежде всего, социальных причин: аграрно-языческое  празднество — источник карнавала, очень рано истощило свои силы в борьбе с русской православной церковью и русским централизованным государством. Таким образом, если представители мифологической школы фиксировали национальные Краткий экскурс в теорию праздника различия, то сторонники школы заимствования акцентировали свое внимание на самых общих, в основном эстетико-культурных особенностях  традиционного праздника. Многочисленные проявления праздничной культуры Д. Фрэзер связывал с религией умирающего и воскресающего божества растительности. Озирис, Аттис, Адонис и другие боги   умирали — их хоронили и оплакивали, смерть  божеств растительности знаменовала смерть  природы, зимнее угасание сил земли. Обрядово-зрелищный ритуал включал и их очередное воскресение, а с тем и возрождение природы весной после ее зимнего сна, который без этих обрядов продолжался бы, как думали люди, вечно.

Теория Д. Фрэзера воспроизводит изначальный и всеобщий миросозерцательный смысл праздника, т. е. связываемое с ним возрождение на новых началах. Однако, по мнению Д. Фрэзера, праздник развивается эволюционно-психолоически, поэтому экономическая, политическая или социальная история не являются причинами его становления и развития.

 А. Пиотровский определил праздник как «…дни пусть кратковременного, но высвобождения празднующих масс …из-под постылого гнета ежедневного труда, из-под власти тягостных социальных отношений…». Свободу праздника А. Пиотровский понимал как «праздничную свободу», т. е. свободу, как психологическое состояние, как условное и временное упразднение неравенства, как «свободу от» долгов, забот, будничной суеты и т. п., длящуюся непродолжительно. А. Пиотровский утверждал, что и в таком виде праздник был угрозой социальной системе, которая в лице знати  и церкви рядом крутых и жестоких мер стремилась «запечатать этот вечно бьющий родник огромной протестующей энергии и буйного своеволия».

Исследователь русского народного праздника В. Я. Пропп   формулирует «аграрно-продуцирующую» теорию на основании следующих предпосылок: 1) из представления о том, что в основе русских народных празднеств лежит языческая, дохристианская мифология, культ национальных божеств; 2) из предположения о магическом содержании обрядово-зрелищных форм русского народного праздника; 3) из определяющего влияния труда на характер проведения свободного времени в условиях добуржуазных обществ. Для В. Я. Проппа связь праздника с трудом является  определяющей: праздничные обряды, развлечения и игры — это своего рода модель повседневного крестьянского труда; праздник, по его мнению,— это своеобразное продолжение труда, вольное повторение сложившихся в труде навыков, обычаев, отношений.

В основе теории В. Чичерова лежит общественно-трудовая деятельность человека, которая в свою очередь рассматривается как основной и единственный источник праздника, его календаря и обрядово-зрелищных форм: «Он [аграрный народный праздничный календарь] вырос на основе конкретных наблюдений над процессами умирания и оживления природы… В его основе лежит труд человека, и сам он может быть понят как созданный на ранних этапах земледелия свод указаний для практической деятельности человека, свод, построенный на основании длительного опыта…».

В основании «трудовой» теории праздника лежит распространенное представление об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда, сферы непроизводственной жизнедеятельности сфере производства. Человек, согласно такому представлению, оценивается лишь как производительная сила общества, а не как самоцель. Развивается праздник индивидуально: праздничное настроение подобно цепной реакции захватывает участников. Проведу аналогию: в веществах, где «решетка» взаимодействий по цепи элементарных составляющих предсказуема (в силу их подобия) и процесс управляем, за развитие праздника мы не можем ручаться с таким же процентом успеха. Праздник может «споткнуться», измениться в развитии на любом из его участников, особенно, если они не ангажированы или специально не подготовлены организаторами праздника. Желаемого — «в унисон стучат сердца» — добиться крайне сложно. Практически И. Н. Лаврикова невозможно без колоссальной предварительной работы. И речь идет не только о самой процедуре праздника, вся подготовка гораздо шире. Речь идет и о стандартизации воспитания, и о прозрачности образования, и о формировании культуры пития (особенно актуально для России) и пр. Даже при такой подготовке предсказать его развитие с высокой степенью вероятности нельзя, и именно поэтому на  массовых (и не только) праздниках всегда присутствуют охранительные органы, прослеживается система процедур далеко не праздничного, но фискального, упреждающего, запрещающего характера, что оправдано.

Школьный праздник -  истинный,  а не показушный -  есть синтез духовной  и материальной культур и уже потому не имеет права быть мелким, суетным, надуманным, идеологизированным.

М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом определенной практической деятельности, которая обогащает знания детей, дает возможность удовлетворить разносторонние интересы, а также принять посильное участие в делах на пользу и радость людям, коллективу, себе. Единство содержания и формы праздника – другой важный принцип организации праздника. Это единство достигается в том случае, если форма помогает реализовать основную цель праздника, раскрыть его содержание и донести до детей».

В.А. Георгиевский и Л.И. Шитикова разработали свою схему подготовки праздника, которая предполагает несколько этапов. «Первый этап - выбор темы праздника. Данный этап сопровождается определением цели праздника и введением детей в тему праздника.

Второй этап - организация подготовительной работы к празднику. Подготовительная работа к празднику должна воздействовать на разум, эмоции школьников, включать их в общественно полезную деятельность. Важным этапом подготовки праздника является подбор литературно-художественного материала». Авторы указывают на то, что у организаторов праздника должен быть четко простроенный сценарий, необходимы музыка (организующее начало) и какое-нибудь сюрпризное действие, а создать праздничное настроение поможет ярко и красочно оформленный зал. От качества подготовки к празднику зависит его ход и эмоциональное воздействие на детей.

М.П. Осипова помимо выдвижения перед детьми младшего школьного возраста перспективы, выделяет ещё несколько педагогических условий организации праздника: игровое оформление праздника, творческое содружество младших школьников, подростков и взрослых, анализ результатов деятельности, привлечение детей к планированию, создание авторитетных и полномочных органов, разнообразие видов деятельности.

Первым и главным условием организации праздника для младших школьников считается наличие темы и идеи праздника, причем идея должна найти духовный отклик у ребенка. Вторым необходимым условием является оригинальность сюжетного хода. Умение уже на начальном этапе, в завязке, сконцентрировать внимание зрителя, заинтриговать его – третье условие организации массового праздника. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. так же отмечают, что «конфликт (интрига), придающий остроту сюжету и поддерживающий интерес к происходящему, не должен проявляться в жестокости и агрессии. Неотъемлемой частью праздника для детей младшего школьного возраста являются приемы, которые побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Одним из условий организации праздника выступает способность «разговаривать» посредством художественных образов, близких разным возрастным группам. Создание атмосферы праздника, ее уплотнение по нарастающей, совпадающее с развитием чувства единения зала – важнейшее условие организации праздника в начальной школе. Реализация всех условий предполагает неожиданные события в развитии действия, сюрпризность, зрелищность, необычных героев, костюмов, фокусов, но важно помнить, что внешние эффекты должны подкреплять идею праздника. Необходимо отметить, что музыка, правильно подобранная и выстроенная по нарастающей эмоционального восприятия, может поднять даже самый стандартный сценарий».

Итак, праздники в начальной школе играют огромную роль в адаптации детей младшего школьного возраста. Праздники развивают эмоциональную сферу младшего школьника (волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг и т.д.).

 Организация разумного, полезного, разнообразного по видам деятельности, приносящего массу ярких впечатлений досуга учащихся - серьёзная и актуальная проблема для педагогов. И не случайно сегодня ей уделяется огромное внимание во всех образовательных учреждениях.

Все мероприятия должны быть не только интересны, доходчивы и понятны детям, но и носить познавательный, общественно полезный характер, чтобы быть значимыми в воспитательном отношении.

Появлению многоаспектного мышления школьника, творческой инициативы, повышению ответственности,  развитию любознательности, коллективизма способствует большинство праздников, в чем, безусловно, помогает игра и различные конкурсы.

Список литературы:

  1. Праздничная культура русского народа, как ценностно-адаптационный феномен. Москва, 1998 г.
  2. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников. Москва, «СЕНТЯБРЬ», 2007 год.
  3. Нетрадиционные праздники в школе. Москва, «Новая школа», 1997 г.
  4. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы в школе. Москва, 2007 г.
  5. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Пропп В. Я.. Ленинград, 1963.
  6. Праздник, сущность, история, современность; Бенифанд, А. В., Генкин, Д. М. Массовые праздники. Москва, 1975 г.; Мазаев, А. И. Указ. Красноярск, 1986 г.
  7. Луначарский, А.В. О народных празднествах /А.В.Луначарский Избранные статьи: В 2-х т. -М.: Сов. Россия, 1958. Т.1.
  8. Силин, А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений / А.Д. Силин. М.: Советская Россия, 1988
  9. Суханов, И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления / И.В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
  10. Черный, Г.П. Педагогическая технология массовая праздника / Г.П. Черный. М.: Молодая гвардия, 1990. - 158 с.
  11. Энциклопедия праздников / Сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ-АТД, 1997,- 225 с.
  12.  Организация досуга учащихся.5-11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слеты/О.Н. Камакин.-Изд. 2-е-Волгоград:Учитель, 2012 г.
  13.  Школа и родители: сценарии совместных мероприятий/ Л.В. Автух.- Волгоград: Учитель, 2011 г. – 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы обучения в коррекционной школе

Методы и формы обучения в коррекционной школеОлигофренопедагогика, как и любая область педагогической науки, включает в себя тесно связанные между собой части: дидактику (теорию обучения), теори...

Использование дистанционных форм обучения в современной школе

В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...

Индивидуальная форма обучения в вечерней школе

Данный учебный план пригодиться для учителей вечерней школы, работающих по индивидуальной форме обучения...

Выпускной отдела дошкольного воспитания (праздник для дошкольников)

Театрализованный сценарий выпускного обучающихся отдела дошкольного воспитания. Вручение сертификатов. Награждение победителей конкурса семейного творчества...

К О Н С П Е К Т занятия по нравственному воспитанию: «ПРАЗДНИК ДОБРОТЫ И ВЕЖЛИВОСТИ»

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи. Закрепить знание детей о значении слов – добро, доброта, вежливость....