Методическая разработка по теме:
Проект «Творческая лаборатория»

хасанова татьяна николаевна

 

проект «Творческая лаборатория» (приложение 1) для детей старшего дошкольного возраста (младших школников коррекционной школы), в котором объединила опытно – исследовательскую деятельность и нетрадиционные методы рисования, что позволяет использовать тематическую связь познавательно – исследовательской деятельности с продуктивной, а именно с нетрадиционными средствами изодеятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

                                                                                         Приложение № 1

Проект

«Творческая лаборатория»

                                                                        Воспитатель:

                                                                       Хасанова Татьяна

Николаевна

                                                                       

Чернушка

2009 год

Название проекта.

«Творческая лаборатория».

 

Тип проекта.

Педагогический, исследовательский

Участники.

Хасанова Т.Н. – воспитатель старшей группы № 3;

дети старшей группы, их родители.

Место реализации проекта.

МДОУ «Детский сад № 4», группа № 3,  г. Чернушка

Масштаб.

Долгосрочный: сентябрь 2009 – май 2010г.

Основание для разработки проекта.

Проблема.

   Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся кризисными из-за отсутствия у человека экологической культуры. Гуманистическая психология и педагогика видят смысл воспитания в том, чтобы помочь дошкольнику установить собственные отношения с природой, чтобы она стала источником его дальнейшего развития, а он, повзрослев, заботился бы о сохранении этого источника жизни.

   Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность. Именно в ней дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, учится устанавливать причинно-следственные связи, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о природе.

   В современном образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по экологии. Как правило, эти занятия строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную инициативу, проявляют вербальные методы обучения.

   Поиск универсальных средств обучения   в современных условиях привел к тому , что одним из таких средств может быть проектная деятельность, которая предполагает переход детского мышления от наглядно-действенного  к наглядно-образному и логическому. Поэтому я разработала проект «Творческая лаборатория». Данный проект позволяет использовать тематическую связь познавательно – исследовательской деятельности с продуктивной, а именно с нетрадиционными средствами изодеятельности. Это способствует, кроме того, расширять и упорядочивать знания детей о неживой природе, формированию познавательной активности детей.

Цель проекта.

   Формировать у детей теоретические знания о неживой природе, их практические умения в опытнической деятельности и изодеятельности нетрадиционными способами.

 

   Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей к обучению основам природопользования.

Задачи.

Создать предметно – развивающую среду, способствующую развитию познавательной активности детей.

Организовать кружковую работу – «Творческая лаборатория» для детей старшего возраста.

Организовать взаимодействие с родителями.

Транслировать опыт работы на РМО.

Стратегия и механизмы реализации.

Этапы

Мероприятия

Цель

Сроки выполнения

Подготовительный

этап

  1. Диагностическое обследование.

2. Анкетирование родителей.

Выявить уровень теоретических знаний о неживой природе.

Конкретизировать задачи предстоящей деятельности.

Получить представление об отношении родителей к исследовательской деятельности  своих детей, к основам природопользования.

01.09.09 –

10.09.09.

01.09.09. –

15.09.09.

Основной

этап.

Предметно – развивающая среда.

  1. Разработать перспективный план «Творческой мастерской».

  1. Разработать картотеку опытов –на каждое время года 12 интегрированных  занятий; подобрать нетрадиционные методы рисования к каждому опыту.

  1. Оформить наглядно-дидактический материал к опытам.

  1. Пополнить предметно -развивающую среду –приобрести:  воронки, колбы, лупы, емкости разного размера, объема и формы, увеличительные стекла, трубочки, песочные часы, пипетки, деревянные палочки мерные ложки, резиновые груши и т.д..

Формы работы с детьми.

1.Кружковая работа    «Творческая мастерская».

Занятия кружка «Творческая лаборатория»- 4 занятия в месяц, согласно разработанному плану.

2. Дискуссии, беседы, игры экологического содержания; наблюдение, опыт с неживой природой; изодеятельность с использованием нетрадиционных технологий; экскурсии в детский клуб «Подснежник», ЦРР МДОУ «Детский сад № 8», целевые прогулки в лес, парк, городской пруд; организация выставок.

3. Отслеживание достижений в процессе реализации проекта.

Формы работы с родителями.

1.Родительское собрание «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Консультации -«Исследовательская деятельность как средство развития мышления детей дошкольного возраста»

2. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет»

  1. Проведение совместных обучающих мероприятий (выставок, конкурсов,)
  2. Оформление информационного стенда для родителей, папки – передвижки.
  3. Выставки детских работ по сезонам – «Осень золотая», «Зимушка – зима», «Весна – красна», дидактических игр, литературы.

Систематизировать материал по поисково-исследовательской деятельности и нетрадиционным методам рисования.

Создать центр экспериментирования в группе

Формировать у детей теоретические знания о неживой природе, их практические умения в опытнической деятельности и изодеятельности нетрадиционными способами.

Выявить эффективность использования «Творческой лаборатории».

Повысить активность родителей в решении проблем исследовательской деятельности детей.

10.09.09-

30.09.09.

10.09.09 –

20.05.10.

10.09.09 –

20.05.10.

10.09.09 –

20.05.10.

В течении года.

15.09.09 – 30.05 10

В течении года.

ДК «Подснежник» - 1 раз в месяц.

ЦРР МДОУ «Детский сад № 8» - январь 2010.

11.01.10 –

15.01.10.

20.10.09.

15.01.10.

01.10.09 –

15.05.10.

Октябрь,

Декабрь, март, июнь.

Заключи -тельный

этап.

Диагностическое обследование.

Отслеживание достижений в процессе реализации проекта.

Выявление усвоенных детьми теоретических знаний о неживой природе, их практических умений в опытнической деятельности и изодеятельности нетрадиционными методами.

20.05.10 –

30.05.10.

Ожидаемые

результаты.

Краткосрочные количественные:

  1. Разработка картотеки опытов, подбор нетрадиционных методов рисования.
  2. Пополнение дидактического и наглядного материала.
  3. Оформление уголка исследовательской лаборатории.

Долгосрочные:

  1. Использование материала «Творческой лаборатории» в воспитательно-образовательном процессе детей старшего возраста в группах детского сада.
  2. Достижение высокого уровня теоретических знаний о неживой природе детей старшей группы детского сада.

Трансляция

проекта.

  1. Семинар-практикум «Нетрадиционные методы рисования».

  1. Районное методическое объединение  - «Интеграция познавательно – исследовательской деятельности и нетрадиционных методов рисования».

Дальнейшее

развитие

проекта.

1.Обогащение предметно – развивающей среды по развитию исследовательской деятельности у детей в подготовительной к школе группе.

2. Работа с детьми в подготовительной группе по данной теме.


Предварительный просмотр:

                                           Приложение № 4

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Перспективный план

«Творческая лаборатория»

Составила: воспитатель

Хасанова Татьяна Николаевна

МДОУ «Детский сад № 4»

г.Чернушка

2009 г.

месяц

Тема

Цель

Содержание работы по организованному обучению

Предметно-развивающая среда

Связь с другими видами деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н
О
Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

1. «Жидкая вода».

2. «Радуга в комнате».

3. «Волны».

4. Капельки воды.

Пар – тоже вода.

  1.            

Расство –

рение.

3.

«Друзья – враги».

4.

«Песок путешествует по пустыне».

1.

Пузырьки воздуха.

2.

«Тень».

3.

«Ходят капельки по кругу».

4.

Смачива -ние и очищение

1.

«Лед – твердая вода».

2.

«Лед легче воды».

3.

Пламя загрязняет воздух.

4.

Как разруша –ются горы.

 

1.

Воздух имеет вес.

2.

Снег – это вода.

3.

Иней.

4.

Пласти –лин и солнеч –ный луч.

1.

Цвета солнечного луча.

2.

Песок очищает воду.

3.

Воздух и огонь.

4.

Вода и растение.

1.

Ветер – это движение воздуха.

2.

Влияние солнечно –го света на жизнь на Земле.

3.

Сыпучий мел.

4.

Влияние воды на свойства песка и глины.

1.

Образова-ние песка.

2.

Зеленые монетки.

3.

Песок и вода.

4.

Ручеек.

1.

Глина и вода.

2.

Живые камни.

3.

Воздух легче воды.

4.

Волшеб -ный огонь.

Сформировать понятие о том, что вода течет по трубам; закрепить знания о некоторых свойствах воды (живая, меняет форму в зависимости от формы предмета, в который ее наливают);побуждать детей к рассуждению о том, что было бы, если бы вода не могла течь; учить сравнивать жидкие и густые вещества, анализировать; научить новому методу рисования – выдувания капли краски (кляксография).

Познакомить детей с природным явлением – радугой; показать роль воды в данном явлении; дать представление о солнечном спектре; закрепить цветовую гамму; научить нетрадиционному методу рисования – рисованию губкой по сырому слою бумаги; активизировать словарь.

Познакомить детей с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятие о силе ветра; закрепить умение пользоваться новым методом рисования – кляксографией; воспитывать творческое воображение.

Дать понятие о дожде; познакомить со свойством воды: натяжением жидкости; формировать умение анализировать, делать выводы о форме капли; учить создавать коллективные работы, используя новый метод рисования – набрызг; развивать фантазию. Творческую активность, мелкую мускулатуру.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о воде как о помощнице человека; воспитывать у детей наблюдательность; развивать кожные ощущения, фантазию; вызывать желание использовать нетрадиционные методы изодеятельности (пальчиковое рисование по запотевшему стеклу); развивать монологическую речь.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; провоцировать рассуждения детей о роли данного явления в жизни человека, животных,  растений; воспитывать желание экспериментировать, эстетическое восприятие; развивать мышление; формировать желание использовать в изодеятельности знакомые нетрадиционные способы.

Дать понятие о том, что масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом, что при добавлении средства для мытья посуды капельки масла сливается и образуют плотный слой; научить новому способу рисования – мыльными пузырями; воспитывать аккуратность, уважение к старшим, заботу; активизировать словарь.

Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветром; показать, как с помощью ветра происходит перемещение песка; дать общее представление о пустыне, ее обитателях; познакомить с барханами; познакомить с новым методом изодеятельности – аппликацией из песка путем выдувания его на смазанную клеем тонированную поверхность; формировать творческую активность; обогащать словарь.

Дать детям представления о том, что в воде есть воздух, продемонстрировав опыт с пустым стаканом и чашкой воды; сформировать знания о роли воздуха для жизни водных животных; учить пользоваться губкой и мыльной пеной для передачи в рисунке своих впечатлений; развивать связную речь.

Сформировать понятие о солнце как объекте неживой природы; показать технологию образования тени, используя зажженную лампу; спровоцировать детей на рассуждения об обтекании тела лучами света; познакомить с новым методом рисования – фотограммой с использованием трафаретов; развивать логическое мышление, воображение.

Дать детям первые представления о круговороте воды в природе, используя миску с водой; обсудить с детьми, куда исчезла вода, что с ней случилось; показать данное явление с помощью иллюстрации; учить создавать рисунок при помощи расчески и зубной щетки; закрепить цветовую гамму; воспитывать аккуратность и бережное отношение к воде.

Познакомить детей со свойствами воды – смачиванием и очищением, положив марлю или бумажную салфетку на поверхность воды в широкий сосуд; побуждать детей отвечать на вопросы: что происходит с салфеткой и почему; закрепить выводы опыта и использовать для создания рисунка печать комком бумаги или ткани по тонированному листу; развивать творческую активность.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, организуя опыт с внесением сосулек, разных по размеру, в теплое помещение; обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки; формировать умение отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы (лед - тоже вода); развивать наблюдательность; провоцировать желание использовать в рисовании цветные кубики льда.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды при помощи кусочка льда и стакана, до краев наполненного водой; сформировать понятие, что вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее; развивать мыслительную активность; учить создавать коллажи из цветных кубиков льда; воспитывать стремление работать сообща.

Формировать элементарные знания о загрязнении воздуха при помощи зажженной свечи и стекла, поднесенного к пламени; показать детям, что стекло покрылось копотью; активизировать логическое мышление; дать понять, что можно рисовать свечой; закрепить правила ОБЖ, знания в области охраны природы.

Познакомить детей с процессом – гороразрушением, отметить роль воды в данном явлении, продемонстрировав опыт с гранитом, поочередно нагревая и охлаждая его с помощью воды, дать детям разломить камень, тем самым помочь им сделать вывод о связи частичек гранита, используя моделирование «маленькими человечками; формировать умение находить композиционное решение (конструирование из камней).

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха при помощи весов, надутого и не надутого шариков; воспитывать умение анализировать, делать выводы о весе воздуха; формировать умение использовать в рисовании любые средства (печать надутым шариком).

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; показать, что снег в тепле тает, становится водой, он белый, но в нем есть грязь – она хорошо видна в талой воде; учить детей использовать подкрашенную воду для создания фигур из снега.

Продолжать знакомство детей со свойствами воды; познакомить с инеем, продемонстрировав его образование при помощи выноса на мороз очень горячей воды и расположения ее под веткой; формировать эстетическое восприятие; развивать воображение, творческую активность.

Познакомить детей с действием солнечного луча и солнцем как объектом неживой природы, используя пластилин, помещенный на подоконнике; закрепить нетрадиционный метод в изобразительной деятельности – печать (создание коллажа на картоне из пластилина и разнообразных фигурок); воспитывать умение доводить дело до конца.

Продолжать знакомить детей с солнцем как объектом неживой природы; показать, что луч при помощи воды образует радугу, наполнив противень водой и опустив в него зеркало; формировать умение оотвечать на вопросы, наблюдая появившиеся на бумаге искрящиеся огоньки; воспитывать внимание; научить новому методу рисования – контратипии.

Продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – песком и его свойством очищать воду, используя стакан и воронку; провоцировать отвечать на вопросы; познакомить с сообществом – пустыня; формировать умение использовать подкрашенный песок в рисовании; активизировать словарь.

Дать детям представление о том, что для горения нужен воздух при помощи горящей свечи, накрытой стаканом; воспитывать логическое мышление, аккуратность; развивать эмоции; провоцировать использование свечи в рисовании; закрепить правила ОБЖ.

Познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду; развивать умение анализировать; закрепить метод рисования – кляксографию; развивать эмоции.

Сформировать у детей представление о том, что ветер это движение воздуха (при помощи горящей свечи и открытым окном); объяснить, что в комнате теплый воздух и он легко путешествует по верху; показать, что воздух нельзя увидеть; развивать наблюдательность, глазомер, координацию, воображение; учить при помощи веера создавать ветер для образования рисунка (кляксография).

Дать детям понятие о значении солнца, показать действие солнечного тепла при помощи двух камней, один из которых необходимо поместить на подоконник, а другой в тень; развивать кожные ощущения, фантазию; формировать мыслительную активность; провоцировать использование для создания рисунка печатание на пластилиновой основе нагретым камнем; воспитывать умение работать сообща.

Сформировать у детей понятие о том, что мел – известняк; показать свойство мела – сыпучесть – при помощи растирания двух кусков мела; развивать кругозор детей, умение отвечать на вопросы; воспитывать умение создавать коллаж на асфальте путем растирания крошек цветного мела.

Познакомить детей со свойствами песка и глины при помощи размешивания с водой; учить детей сравнивать, использовать бросовый материал для изодеятельности (лепка из глины, печать бросовым материалом); воспитывать умение работать сообща; развивать монологическую речь.

Сформировать у детей понятие о том, что песок образуется в результате разрушения камней под действием ветра, солнца, дождя (гранит, песчаник, известняк); воспитывать познавательный интерес; развивать моторику, глазомер; закрепить умение создавать коллаж путем растирания камней над смазанной клеем поверхностью.

Познакомить детей с некоторыми свойствами металла; показать, как уксусная кислота вступает в реакцию с медью и образуется зеленый налет – уксусная медь (на смоченную уксусом салфетку положить монетку); дать понятие о многообразии металлов; развивать память, мыслительные операции; закрепить нетрадиционный метод рисования – печать.

Показать детям, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он принимает любую нужную форму, пока не высохнет; рассказать о свойстве песчинок слипаться под действием воды; воспитывать познавательную активность, аккуратность; провоцировать проявление творчества при строительстве из сырого песка.

Закрепить свойства воды; продемонстрировать опыт с желобком, заполняемым водой, используя мелкие камушки; воспитывать желание наблюдать, анализировать, делать выводы; провоцировать использование выводов в изодеятельности нетрадиционными методами (монотипия, кляксография, рисование цветными нитками).

Познакомить детей со свойством глины – эластичностью – при помощи воды; показать с использованием моделирования»маленькими человечками», что глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, объяснить, что глина обладает связывающим свойством, сырая почти не пропускает воду; познакомить с изделиями русских мастеров; развивать диалогическую речь; учить изготавливать из сырой глины печати для рисунков.

Познакомить детей с углем и его свойствами – сыпучестью, горючестью, теплопередачей – при помощи организованных опытов; укреплять интерес к работе, развивать эстетическое восприятие; закладывать природоохранные знания; организовать рисование углем на тонированной бумаге.

Сформировать у детей понятие о том, что воздух легче воды, используя губку, погруженную в воду; учить анализировать, делать выводы; познакомить с природным явлением – гейзером; закрепить новый способ изодеятельности – рисование мыльными пузырями; развивать творческую активность.

Сформировать у детей понятие о процессе обжига; познакомить с работами древних людей и современных; закрепить умение создавать композиции, использовать в изодеятельности любые нетрадиционные методы.

 Опыт.

  В гости пришла Капелька.

  1. Кто такая Капелька? (Вода).
  2. Беседа о пользе воды, откуда она берется (из реки, озера, водопроводной реки).
  3. Наблюдение за тем, как течет вода.
  4. Эксперимент – вода принимает форму предмета в который ее наливают.
  5. Рассматривание воды в разных сосудах.

Вывод: вода течет, может принимать форму того сосуда, в который налита.

Рисование. «Превращения кляксы».

            Картотека № 1.

Опыт.

В гости приходит Художник.

  1. Беседа о том, что такое радуга и отчего она бывает.
  2. Опытническая деятельность: разложить солнечный луч на цвета спектра – семь основных цветов.

(«Большая книга экспериментов» стр. 87)

Рисование по мокрой бумаге- «Радуга - дуга».

             Картотека № 2.  

Опыт.

Незнайка приходит в гости к детям и просит рассказать о том, что такое ветер.

  1. Эксперимент с водой и трубочками, веером – получение волны.

Рисование.

«Заколдованный лес».

            Картотека № 2.

Опыт.

В гости приходит незнайка и просит рассказать о том, что такое дождь.

  1. Беседа детей.
  2. Экспериментирование с водой – «Путешествие Капельки».

Г.П.Тугушева  «Экспериментальная деятельность», стр.70

«БКЭ», стр.56

Рисование.

«Разноцветный дождь».

               Картотека № 3.

Опыт.

  1. Беседа с детьми о свойствах воды.
  2. Экспериментирование. «Вода исчезает»,
  3. (БКЭ), стр.54

Рисование. По запотевшему стеклу.

Картотека № 1,2,3.

Опыт.

-«Вода – растворитель. Очищение воды.»

Г.П.Тугушева, стр. 46.

М.Н.Емельянова «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».

Рисование по замыслу.

Опыт.

  1. Экспериментирование с водой и маслом - «Что растворяется в воде»,
  2. Г.П.Тугушева, стр.34
  3. М.Н.Емельянова, «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»,стр. 35

Рисование.

«Волшебные пузыри».

Картотека № 4.

Опыт.

  1. «Песочная страна», Г.П.Тугушева, стр.27

Рисование – «Песочные картинки».

Рыжова, «Как образуются барханы», стр. 77.

Опыт –«Где находится воздух»,

«БКЭ», стр. 5.

И.Э.Куликовская, «Детское экспериментирование», стр.74.

Рисование – знакомство с новым методом рисования – рисование мыльными пузырями.

Картотека № 4.

Опыт.

  1. В гости приходит медвежонок Миша с фонариком.
  2. Эксперимент с фонариком и тенью на стене.
  3. Беседа о том. Как образуется тень.

Г.П.Тугушева, стр.21.

«БКЭ», стр. 70.

Рисование фотограмма с использованием трафаретов.

Опыт.

  1. Загадывание загадки о воде.
  2. Беседа о круговороте воды в природе.
  3. Эксперимент с миской воды – превращение воды в пар.

Г.П.Тугушева, стр.70.

Рисование  -   закрепление рисования набрызгом – «Дождь».

В гости приходит Незнайка, просит помочь.

  1. Экспериментирование – смачивание и очищение.

Рисование  «Пушистые зверушки».

Опыт.

  1. Беседа на тему: « Вода умеет превращаться в лед».

Конспект , № 5.

  1. «Замерзшая вода»,«Тающий лед», Г.П.Тугушева, стр.22.

Выкладывание мозаики из цветных кусочков льда.

  1. Опыт: «Когда тает лед».

Г.П.Тугушева, стр.22.

«БКЭ», стр.59.

Составление коллажа из цветных кубиков льда.

Опыт со свечой и стеклом.

Беседа по правилам ОБЖ – вспомнить правила обращения с огнем.

Рисование – «Заиндевелое дерево».

Картотека № 4.

Опыт с гранитом и холодной, горячей водой.

Конструирование из камней –«Каждому камешку свой домик», Г.П.Тугушева, стр. 16.

Опыт с весами и воздушными шарами.

Н.М.Зубкова, «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», стр.12.

Рисование воздушными шарами – «Красивые цветы».

Беседа на тему –«Путешествие Капельки»

Г.П.Тугушева, стр.70

Раскрашивание снежных построек на участке.

Опыт.

  1. Образование инея при помощи горячей воды вынесенной на улицу.

Опыт.                                                              Сравнение пластилина лежащего на подоконнике и в тени.

Беседа о солнце как объекте неживой природы.

Рисование «Пластилиновая сказка».

Опыт.

  1. Беседа о радуге.
  2. Рассматривание картинки «Радуга».
  3. Раскладывание солнечного луча на цвета спектра.

Г.П.Тугушева, «экспериментальная деятельность»,стр. 115.

И.Э.Куликововская, «Детское экспериментирование», стр.63.

Рисование.

Опыт.

К детям приходит Незнайка, просит помочь очистить воду.

Экспериментирование – очищение воды с помощью песка.

Рисование «Песочные картинки».

Опыт – «Сжигаем воздух».

«БКЭ», стр. 27

беседа о правилах обращения с огнем.

Рисование – «Ночной город»

Опыт – наблюдение за изменением окраски листьев традесканции.

Беседа о необходимости воды для жизни растений.

Рисование «Волшебные превращения кляксы».

Опыт.

  1. Беседа на тему «Почему дует ветер».
  2. Проведение опыта – рассматривание рисунка «Как дует ветер», опыт с открытым окном.
  3. Беседа по схеме «Движение воздуха».

П.Г.Тугушева, «Экспериментальная деятельность», стр. 64.

Рисование.

Заранее выкладывается пластилин на подоконник в солнечном месте.

  1. Сравнивание пластилина с подоконника и лежавшего в темном месте.
  2. Рыжова, «Нагреваются ли камешки?», стр.90

Рисование – пластилиновые печати – коллективная работа.

Дед Знай приносит мел – рассказ о свойствах мела.

Экспериментирование – растирание двух кусочков мела.

Рисование на асфальте – «Веселые картинки».

 - Сравнение сухих песка и глины.

  1. Экспериментирование – соединение глины и песка с водой.

С.Н.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.24

Г.П.Тугушева, «Экспериментальная деятельность детей», стр. 27.

Лепка из бросового материала.

Беседа о том, что песок образуется в результате разрушения камней.

Рыжова, стр. 119, «Песок бывает разным».

Рисование – создание коллажа – «Рисуем камнем».

Опыт  - демонстрация опыта с монетами (взрослым) и уксусной кислотой.

Рисование – печать – знакомство с разными видами печати.

Исследование – «Сухой и мокрый песок».

Рыжова – «Сухой и мокрый песок», стр. 119

Лепим из песка – «Песочный замок».

Опыт «Ручеек».

Н.М.Зубкова, опыты и эксперименты для детей», стр.21.

Рисование по замыслу детей.

Беседа «Что человек делает из глины?»

С.Н.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой»,стр.26

Дед Знай знакомит детей с углем, его свойствами.

Беседа – «Графит – родственник угля».

Рыжова, стр. 110

Рисуем углем- знакомство со свойством угольного карандаша.

Исследование «Сухая и влажная губка».

Рыжова, стр. 65

Рисование мыльными пузырями.

Исследование – «Почему посуду делают из глины».

Рыжова, стр. 127.

Рисование по замыслу – использование разных методов нетрадиционных рисования.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, низкая миска, ковшики, надувной шарик, таз с водой, подносы.

Тушь разного цвета, соломки для коктейлей.

Фонарик, прямоугольный плоский лоточек с низкими краями, плоское зеркальце, кусочек белого картона, вода.

Губки, гуашь, бумага.

Большой таз с водой и трубочками, веер.

Тушь коричневого и черного цвета.

Эл. Чайник, металлическая крышка.

Пульвериза-

Тор, зубные щетки, краски,

Зубочистки.

2 одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.

Стекла для рисования.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворители: стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло., пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка.

Растительное масло, вода, средство для мытья посуды, стеклянные сосуды,.

Трубочки для коктейля, краски , бумага.

Песок, трубочки.

Стакан с водой.

Мыльный раствор, губки, гуашь.

Фонарик, оборудование для теневого театра.

Бумага, карандаши,

трафареты.

Миска с водой, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотабли – ца.

Большой таз с водой, бумажные салфетки салфетки, марля.

Бумага для рисования, краски.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, стакан.

Стакан, кусочки льда, картинки с изображе - нием  айсберга.

Свеча. Небольшое стекло.

Свечи для рисования, восковые мелки, акварель.

Холодная и горячая вода, кусочки гранита.

Цветные камешки для выкладыва –ния.

Весы, воздушные шары.

Акварель, гуашь.

Схема «Круговорот воды в природе», мнемотабли -ца.

Емкость с горячей водой.

Пластилин, картон, разнообразные фигурки.

Картинка «Радуга»,

Прямоуголь -ный лоток с низкими краями, плоское

зеркало.

Стаканы, воронки, песок, подкрашен -ный песок

Глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка, вода.

Свечи для рисования.

Традесканция, подкрашенная вода, краски, бумага.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема «Как дует воздух», свеча.

Веера, краски.

Два камня.

Пластилино -вые печати.

Кусочки мела.

Цветной мел для рисования.

Глина, песок, емкости с водой.

Камешки гранита, известняка, песчаника.

Уксусная кислота, медные монетки, салфетки.

Различные печати.

Песок, вода.

Желобок, мелкие камешки, небольшой тазик, емкости с водой.

Оборудование для рисования методами –монотипия, кляксография, цветные нити.

Простая и художествен -ная глина,

Древесный уголь.

Угольные карандаши.

Губки, вода.

Моющее средство, трубочки, краски.

Посуда из керамики – тарелки, вазы, горшки.

Начать оформление альбома: «Юный исследователь».

Пополнить центр познавательного развития оборудованием для опытов.

Наблюдения на прогулке.

Знакомство с цветами спектра.

Дидактическая игра «Цветовой круг».

Наблюдения за деревьями на прогулке, чтение сказок, рассматривание иллюстраций волшебного леса.

Знакомство с произведениями российских поэтов о ветре и дожде.

Экспериментирование «Капля – шар» , Н.М.Зубкова, стр. 32.                  

Наблюдение за запотевшими стеклами в группе.

Индивидуальные беседы и наблюдения за растворением различных веществ в природе.

Наблюдение за мытьем посуды помощника воспитателя, беседа о том, как смывают масло  дома мама и другие члены семьи.

Наблюдение на тему «Воздух нужен рыбам в аквариуме»

С.Н.Николаева,

«Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.57.

Наблюдение за солнцем на прогулке. Беседа о солнечном затмении.

Игры с фонарем и тенью в свободное время, внести лампы для создания тени, фотобумаги, шаблоны, трафареты.

Беседы о дожде, наблюдение за дождем, рассматривание иллюстраций о круговороте воды

в энциклопедиях.

Внесение в группу дидактических игрушек – «жители моря»,луп, соломинок, емкостей с водой.

Внесение в комнату для занятий коллекций камней и песка, художественной литературы по данной теме, иллюстраций на тему «Времена года»,

Кубиков льда, емкостей с водой, пипеток.

Рисование восковыми карандашами в свободное время.

Беседы по ОБЖ- правила обращения с огнем.

Игры с мозаикой.

Раскрашивание камешков.

На прогулке выяснить с детьми, есть ли воздух на улице, где он находится, как его можно заметить.

Игры на тему «Дуем – играем».

Беседы о воде – «Круговорот воды в природе».

Рассматривание географических карт, глобуса.

Внесение в комнату для занятий русских народных сказок о снеге, воздушных шариков, емкостей с водой, камней, красок, веток пластилина.

Наблюдение за солнцем на прогулке.

Внесение в комнату для занятий сборника стихов о природе, растений со стоячим стеблем, коллекции камней, песка, глины, емкостей с водой, спичек, льда, соли, ватных тампонов, красок, клея.

Беседа о правилах обращения с огнем.

Внесение в комнату для занятий картин, книг о морских животных, видеофильма о горных ландшафтах, лупы, веера, колб. Воронок, песочных часов.

Внесение в комнату для занятий шапочек для дидактических игр, коллекций монет, емкостей с водой, песком, лопаток, совочков, палочек, клубков ниток, тампонов, пульверизатора, красок.

Внесение в комнату для занятий альбомов «Народные игрушки из глины», глиняной посуды, емкостей с водой, моющих средств, соломинок, красок, сырой глины.

На прогулке во время игр с песком дети могут взвесить ведерки или другие емкости с сухим и мокрым песком.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Проект «Творческая лаборатория»

 проект «Творческая лаборатория» (приложение 1) для детей старшего дошкольного возраста (младших школников коррекци...

"Творческая лаборатория "Имя существительное"

Открытый урок русскогоязыка в 6 классе по программе С.И. Львовой посвящен изобразительным возможностям имени существител...

Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"

Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны пе...

Применение метода оценки к решению уравнений Урок - творческая лаборатория

 Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач     ...

Проект по физике "Моя домашняя лаборатория"

Проект по физике для учащихся 7 классов....

Окружающая жизнь – творческая лаборатория.

                                  &...

Творческая лаборатория учителя математики

Представлена презентация, в которой отражены основные моменты деятельности учителя математики....

«Кабинет иностранного языка – творческая лаборатория учителя»

 Положительная энергетика в моем классе помогает ученикам быстро переключатся на иностранный язык, создает желание ...

Цифровая лаборатория «Архимед» в школьных проектах

Цифровая лаборатория «Архимед» является ярким примером реализации проекта «Информатизация системы образования» в естеств...

Лаборатория табачных проблем

занятие с элементами экспериментальной работы...