5 "А" класс

Профиль: информационно-технологический

Если быть, то быть лучшими!

Вы находитесь на странице 5 "А" класса лицея №18 г. Орла. Всего в нашем классе насчитывается 26 человек: 17 мальчиков и 9 девочек. Поскольку класс наш информационно-технологического профиля, то одними из самых любимых предметов в нашем классе являются математика и информатика.Мы шумные и веселые, бойкие и озорные и , конечно, умные! Мы рады вас приветствовать и ищем партнеров для дружбы и сотрудничества!

Новости

Горюшкина Ирина Владимировна

Скоро в нашем лицее праздник. Все пожелания и предложения по поводу предстоящих мероприятий приносить администраторам сайта.

 

Рейтинг успеваемости

 учеников 5 «А» класса

по итогам 2 четверти

№ группы

№ п/п

ФИО

Средний балл

1

  1.  

Бубнова Полина

5,0

  1.  

Золоедов Евгений

5,0

2

  1.  

Гладышев Федор

4,9

  1.  

Овчинникова Элеонора

4,9

  1.  

Талызенкова Елизавета

4,9

3

  1.  

Бухтиярова Ангелина

4,8

  1.  

ГладиловРуслан

4,8

  1.  

Каменева Анна

4,8

  1.  

Мельникова Анастасия

4,8

  1.  

Некрасов Данила

4,8

  1.  

Панин Максим

4,8

  1.  

Панкратов Владислав

4,8

  1.  

Селютина Алевтина

4,8

  1.  

Фаградян Артем

4,8

4

  1.  

Букреева София

4,7

  1.  

Пашков Александр

4,7

  1.  

Шин Ярослав

4,7

5

  1.  

Богачук Даниил

4,6

  1.  

Калекина Мария

4,6

  1.  

Подпоркин Владислав

4,6

6

  1.  

Беляев Даниил

4,5

  1.  

Миронов Михаил

4,5

  1.  

Новиков Никита

4,5

7

  1.  

Полещук Евгений

4,4

8

  1.  

Павлоцкий Родион

4,2

9

  1.  

Поляков Денис

4,0

 

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников

8Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность, как в зеркале, увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

Пятиклассники

7В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

к началу

Рекомендации родителям

6Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о к дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника

1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.
4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

к началу

Как готовить домашнее задание

4Общие правила

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарем, справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что объяснялось на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т.е. о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и примерное время, которое тебе нужно для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее, все, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении текста параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

Помни: мы лучше всего запоминаем:

- то, чем мы постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия)
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными);

Если материал, который надо выучить очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
Метод ключевых слов

  • Ключевые слова - самые важные в каждом абзаце.
  • Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
  • Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова
  • После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
  • К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
  • Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
  • После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочку.
  • Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
  • Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

1. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени, готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

2. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод “5 П”, разработанный психологами.

1 П - Просмотри текст (бегло)
2 П - Придумай к нему вопросы
3 П – Прочти внимательно, помечая карандашом самые важные места
4 П – Перескажи текст
5 П – Просмотри текст повторно

3. Составляй план устного ответа.

4. Проверяй себя.

к началу

Основные причины трудностей в обучении пятиклассников

2Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами, трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это, столь важное желание.

Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово. Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.

И наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).

Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

Кроме того, такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением свойственного этому периоду доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребенка, в том числе “работу” психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные, способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).

Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

к началу

Несколько слов о технике компьютерной безопасности

5Сегодняшние дети учатся пользоваться компьютерной мышью раньше, чем горшком. Мы можем умиляться, глядя на кроху, уверенно управляющегося с кнопками мультимедийной клавиатуры или обреченно вздыхать, что в этом безумном, безумном, безумном мире человек с малых лет становится рабом «умной машины», но факт остается фактом: для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания, как и автомобиль, телефон, стиральная машинка.

Вспоминается анекдотический, но вполне реальный случай. Девочку шести лет спрашивают на собеседовании в первый класс, что нужно приклеить на письмо, чтобы оно дошло. Малышка не может ответить на этот, в общем-то, незатейливый вопрос. Наконец учительница показывает ей марку. Выйдя с собеседования, девочка в недоумении говорит маме: «я все-таки никак не могу понять, зачем эту бумажку приклеивать на монитор». Как говорится, без комментариев…

С другой стороны, все чаще раздаются встревоженные голоса педагогов: год от года у детей падает уровень текстового мышления: так называется умение адекватно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать разнообразные тексты, а также создавать собственные. Неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией: расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Говоря проще, дети с трудом овладевают чтением и письмом. И все чаще звучат голоса, утверждающие, что причиной тому – раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Не отстают и психологи: дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение…

Перспектива, конечно, что и говорить, мрачная. Так и хочется навсегда оградить кроху от общения с дьявольской машиной. Но все же, задумаемся, так ли уж все беспросветно. Ведь и об остальных достижениях современной цивилизации, от атомной энергетики до трансплантологии рассказывают немало ужасов, но еще никому не удалось доказать, что до их изобретения люди были счастливее, здоровее, добрее или богаче. С другой стороны, никто не станет лечить насморк при помощи генной инженерии или разводить огурцы под атомным реактором, хоть и вырастают они там на диво крупные.

То же самое можно сказать и о компьютерах. Если использовать спасительный диск в качестве громоотвода от ребенка (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует, и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться. Компьютер станет для ребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает в «реале». И тут уж не избежать всех тех бед – от близорукости до аутизма – о которых нам толкуют специалисты.

Но можно поступить и иначе. Ведь при разумном обращении компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения.

При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, угадывать, что написали вы.

Многие дети очень любят, если родители оставляют им компьютерные «напоминалки», уходя на работу. Ведь гораздо интереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время на мониторе появляется надпись: «Покорми птичку!», «Не опоздай в бассейн!». А когда грамота будет освоена, предложите малышу сочинять и самостоятельно записывать разные истории. А что, если начать выпуск настоящей электронной газеты или, если папа и мама владеют хотя бы начальными навыками веб-дизайна (это на самом деле совсем не сложно), открыть свою собственную домашнюю страничку в Интернете?

Даже для самых маленьких пользователей можно найти в Интернете подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома, вы с малышом можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.

Если кроха задал «умный вопрос», например, чем дышат лягушки или где самый высокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Еще никто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательно сказалось на интеллектуальном развитии!

При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультики (в этом вам помогут программы Flash и Photoshop). Даже дошкольники способны создать настоящие анимационные шедевры. Только помните, что рисование на компьютере ни в коем случае не должны заменять рисования красками и карандашами на бумаги. Собственно, это замечание в равной мере относится и к письму. При помощи специальной приставки-синтезатора можно даже научить ребенка-дошкольника сочинять и записывать музыку.

Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детей выпускается масса качественных компьютерных игр практически для любого возраста, начиная с четырех-пяти лет. В зависимости от вкусов и склонностей вашего малыша вы можете выбрать подходящие «развивалки», действие которых развивается в джунглях или на пиратском корабле, в замке с привидениями или на дне океана. Освоить навыки чтения, математики, логики, письма рисования и музыки ребенку помогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже конструктора Lego. Ну, а если вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии «Маленький искатель», герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.

Чтобы компьютер не принес малышу физического и психологического вреда, необходимо соблюдать простые правила безопасности:

1. Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана.
2. Следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, так вы предотвратите ухудшение осанки.
3. Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходиться на органы зрения. Поэтому обратите внимание
4. на качество вашего монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения
5. Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников – по 20 минут.
6. Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем.
7. Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
8. Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи.
9. Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
10. Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

к началу

 
1. Соблюдай правила ПДД
2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами .
3. Соблюдай правила поведения в общественных местах .
4. Соблюдай правила личной безопасности на улице .
5. Соблюдай правила поведения около водоёмов во время их предзимнего замерзания, правила безопасности на льду .
5. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома .
6. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными .
7. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
8. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
9. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
________________________________________
1. Соблюдай правила безопасности поведения на дорогах и на улице.

2. Соблюдай правила пожарной безопасности и электробезопасности.

3. Соблюдай правила поведения в общественных местах.

4. Соблюдай правила личной безопасности на улице:

-Если на улице кто-то подозрительный идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

-Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: "Помогите! Меня уводит незнакомый человек!"

-Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

-Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

-Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

-Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.

-Не играй с наступлением темноты.

5. Соблюдай правила поведения около водоёмов во время их предзимнего замерзания, правила безопасности на льду.

6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома:

-Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

-Не оставляй ключ от квартиры в "надежном месте".

-Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

-Если ты потерял ключ - немедленно сообщи об этом родителям.

7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:

-Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.

-Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с "собачьего" это значит "показывать зубы", или говорить, что вы сильнее.

-Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

-Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.

-Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.

-Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

-Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.

-Не трогайте щенков, если рядом их мать и не отбирайте то, с чем собака играет.

-Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.

-Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.

9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.

10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
 
 

Правила поведения пешеходов на проезжей части дороги

1. Пешеходы на проезжей части дороги представляют собой наибольшую опасность. Не случайно, что около трети всех ДТП составляют наезды на пешеходов.
2. Запрещается выбегать и перебегать проезжую часть дороги перед движущимся автомобилем.
3. Безопасным является движение пешеходов по обочине ил по велосипедной дорожке.
4. Вне населённых пунктов, где обычно ТС движутся с относительно высокой скоростью, пешеходы должны идти навстречу по обочине или по краю проезжей части.
5. Для снижения опасности движения пешеходов по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется пользоваться светоотражающими повязками.
6. Организованные колонны детей должны двигаться строем, не более чем по 4 человека, в ряду по правой стороне проезжей части. Колонна на уровне левого её края должна обозначаться сопровождающими с красными флажками, а в темное время суток с зажженными фонарями.

Техника безопасности жизни при движении пешком по дороге.

1. Опасность представляет движение вне населенных пунктов в одиночку. Старайся ходить в сопровождении учителя или группой с другими детьми.
2. При приближении автомобиля сойди с дороги на ее обочину.
3. Не садись в машину к незнакомым и малознакомым людям.
4. Предупреди о своём уходе классного руководителя или дежурного учителя, позвони родителям, сообщи им о своем передвижении.
5. Помни: твоя безопасность в твоих руках. Будь внимателен на дороге.

Экскурсия  на " Богатырскую заставу" уже состоялась.Фотоотчет о ней можно видеть на главной странице сайта.

Литература для чтения - 5 класс обучения

  • Религиозная литература: Детская библия
  • Фольклорные жанры: Английские народные песенки
  • Загадки

Сказки:

  • "Бой на Калиновом мосту"
  • "Царевна лягушка"
  • Гримм "Шесть лебедей"
  • "Снегурочка" ("Белоснежка и семь гномов")
  • "Бременские музыканты"

Народная баллада

  • "Баллада о Робин Гуде"
  • "Ворон к ворону летит" (пер.А.С.Пушкина)
  • "Черный ворон"
  • "Кочегар" ("Раскинулось море широко")

Произведения для самостоятельного чтения учащихся:

Русские народные сказки
Сказки народов СССР
Сказки народов мира

Литературная сказка:

  • В.Гауф "Карлик Нос"
  • П.П.Ершов "Конек-горбунок"
  • А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
  • Х.К.Андерсен "Дикие лебеди"
  • Р.Д.Киллинг "Кошка, которая бродила, где вздумается"
  • П.П.Бажов "Каменный цветок"

Произведения для самостоятельного чтения учащихся:

  • А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"
  • Н.М.Языков "Сказка о пастухе и диком вепре"
  • А.А. Бестужев-Марлинский "Страшное гадание"
  • Н.В.Гоголь "Заколдованное место"
  • И.А.Бунин "Святогор и Илья"
  • П.П.Бажов "Сказы"
  • Б.В.Шергин "Сказки"
  • Ю.К.Олеша "Три толстяка"
  • К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
  • В.П.Астафьев "Белогрудка "
  • К.Мазеус "Сказки"
  • Х.К.Андерсен "Сказки"
  • В.Гауф "Сказки"
  • Л.Кэрролл "Алиса в стране чудес", "Алиса в Зазеркалье" (пер.Н.М.Демуровой)
  • К.Пино "Сказки"
  • А.Мицкевич "Воевода" (пер.А.С.Пушкина) (в подлиннике — "Дозор")
  • Р.Киплинг "Маугли"
  • О.Уайльд "Мальчик-звезда"
  • Д.Родари "Джельсомино в стране лжецов"
  • Д.Р.Толкиен "Хоббит /или туда и обратно"

Рассказ (новелла):

Э.А.По "Лягушонок" ("Прыг-Скок")
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"
И.С.Шмелев "На Святой"
Б.С.Житков "Механик Салерно" Религиозная литература:
"Сказание о Борисе и Глебе" Очерк как эпический литературный жанр:
Дж. Конрад "Тремолино "
К.Г.Паустовский "Обыкновенная земля", "Бескорыстие"
Писатели-очеркисты:
К.М.Симонов, В.В.Овечкин, В.С.Пикуль и т.д. Басня как эпический жанр:
Ф.А.Эмин "Голубь и Ястреб"
Крылов "Волк и Ягненок", "Стрекоза и Муравей"
С.В.Михалков "Слон-живописец", "Две подруги" Лирика как род литературы:
Фет.А.К., Толстой.А.А., Ахматова. Ю.П.Кузнецов Произведения для самостоятельного чтения учащихся:
Ф.Н.Глинка "Москва", "Тройка"
И.И.Козлов "Сон невесты"
А.Н. Майков "Весна! Выставляется первая рама..."
А.А.Фет "Печальная береза", "Заря прощается с землею"
А.А.Блок "Вербочки"
И.С. Никитин "Русь"
Стихи С.Есенина, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, А. Твардовского, Н.А.Заболоцкого, Я.В. Смелякова. Н.Рубцова.
Баллада литературная как лиро-эпический жанр:
В.А.Жуковский "Лесной царь" (баллада И.В.Гете как литературная основа баллады Жуковского)
В.А.Жуковский "Суд божий над епископом" (баллада Р.Саути как основа баллады Жуковского)
М..Ю.Лермонтов"Перчатка" (баллада Ф.Шиллера как основа баллады М.Ю.Лермонтова)
М.Ю.Лермонтов "Бородино"
Д.Б.Кедрин "Конь"
К.М.Симонов" Старая солдатская" ("Как служил солдат")
Мирза Шафи."Дервиш"
Произведения для самостоятельного чтения учащихся:
В.А.Жуковский "Эолова арфа"
М.Ю.Лермонтов "Морская царевна", "Русалка"
А.К.Толстой "Песня о Гарольде и Ярославне"
К.Ф.Рылеев "Смерть Ермака"
Д.Б.Кедрин "Конь"
Р.Берне "Джон Ячменное Зерно"
А.фон Эйхендорф "Лорелей"
А.Мицкевич "Бурбыс и его сыновья" (пер.А.С.Пушкина) Драма как род литературы:
Т.Габбе "Город мастеров"
Произведения для самостоятельного чтения учащихся:
С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"
С.В.Михалков "Смех и слезы"
Е.Л.Шварц "Тень"
К.Гоцци "Король Олень".