Условия социально-эмоционального развития.

Назарова Светлана Николаевна
Условия социально-эмоционального развития Решающая роль в становлении социально-эмоционального развития детей принадлежит конкретным условиям, в которых живёт и воспитывается ребёнок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Социально-эмоциональное развитие дошкольников должно протекать в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям. Психологически исследования ряда учёных (О.С.Газман, В.А.Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребёнком заражения чертами педагога, заимствования детьми особенностей поведения воспитателя. В группе детского сада необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагогу не следует скупиться на ласку при общении с детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создаёт у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость. Очень важно проявление воспитателем равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к отверженным, замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребёнка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей. Благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем, помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие. Создавая эмоционально комфортную психологическую среду, взаимодействуя и сотрудничая с ребёнком, взрослым следует помнить о ряде важных правил: - если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; - если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности; - если ребёнка высмеивают он становится замкнутым; - если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; - если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; - если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других; - если ребёнка подбадривают, он учится ценить себя; - если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей; - если ребёнок живёт в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребёнком. Каждому ребёнку каждый день уделять максимум внимания, ласки, доверия и любви. Понимать, чувствовать и принимать каждого ребёнка. Видеть и отмечать в ребёнке лучшее. Стремится понять мотивы ребёнка и не приписывать ему своих взрослых мотивов. Действовать исключительно в интересах ребёнка. Помнить что каждый ребёнок неповторим. Верить и доверять ребёнку. Избегать принуждения, насилия, подавления воли ребёнка, предоставлять ему свободу выбора в той или иной ситуации. Смотреть на происходящее с ребёнком и вокруг него глазами ребёнка с его детской и индивидуальной позиции. Важным условием социально-эмоционального развития ребёнка является создание эмоционально насыщенной предметной среды. Предметно-развивающая среда – это одно из важнейших условий обеспечивающих процесс психического развития ребенка. Психическое развитие включает две взаимосвязанные линии: развитие, характеризующееся ведущей ролью взрослого, и саморазвитие ребенка. В первую очередь, среда оказывает огромное влияние на процесс саморазвития, где в русле собственной активности ребенка формируется и усложняется целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера, что в свою очередь способствует развитию разных видов детской деятельности. Существует две концепции организации предметно-развивающей среды: - концепция С.Л.Новоселовой основана на деятельностно- возрастном подходе и опирается на характер ведущего вида деятельности; - концепция В.А. Петровского основана на личностно-ориентированном взаимодействие взрослого и ребенка. При организации предметно-развивающей среды группы мы ориентировались на следующие основополагающие принципы: 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества 3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. 4. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. 5. Принцип открытости – закрытости. 6. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии: Данный принцип важен для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей, для установления партнерский отношений между педагогами и воспитанниками. С этой целью нами используется - во-первых, легко трансформирующая мебель, которая дает возможность ставить столы по-разному: в круг (за круглым столом дети чувствуют себя психологически более комфортно и защищено), буквой П, Т, что дает возможность ребенку выбирать комфортную для себя дистанцию: более близкую, либо более дальнюю; - во-вторых, комплекс модулей «Жуки», которые можно использовать в качестве аналога разновозрастной мебели, что позволяет взрослому приблизить ребенка к позиции взрослого, посидеть рядом, поговорить «глаза в глаза», тем самым, преодолеть у детей чувство тревоги, «ненужности». Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. В силу возраста детям необходимо постоянство и неизменность элементов жилой среды, т.к. эти факторы обеспечивают ребенку чувство надежности и защищенности. В этом возрасте в среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Изменение среды может осуществлять и сам ребенок, так как эти игрушки легкие, мобильные, но их объемность требует объединение усилий нескольких детей, что способствует развитию взаимодействия со сверстниками. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В виду особенностей проекта малокомплектного детского сада в нашей группе отсутствует спальная комната, несмотря на это мы продумали планировку помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, отдыха, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и отдыха. Принцип открытости – закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость своего «Я». В соответствие с этим принципом мы организуем среду группы таким образом, чтобы ее содержание способствовало формированию образа «я». Очень важно активно вовлекать детей и их родителей в создание эмоционально-развивающей предметной среды в группе детского сада. Необходимо чтобы ребёнок был деятельным субъектом этого процесса. Следует использовать не только различные многообразные, имеющиеся в методическом оснащении, дидактические материалы и пособия, а чаще вместе с детьми создавать различные материалы и дидактические игры пиктограммы эмоций, я и моя семья, цветокарты и экраны настроений разных модификаций, загадки, путаницы, психотерапевтические игры-рисунки. Создание эмоционально-содержательных разнообразных панно, лото, наборы, картинки с эмоциональными сюжетами, телесказки и многое другое. Процесс изготовления детьми вместе с воспитателями родителями разнообразных игр, панно, экранов и прочих материалов увлекает детей, фиксирует их внимание на различных эмоциональных состояниях, способах выражения разных переживаний в мимике, позе, жестах. Наблюдения за поведением детей показали, что уже на этом этапе работы они начинают проявлять интерес не только к изображённому эмоциональному состоянию, но и к реальным проявлениям переживаний близких людей и сверстников. Таким образом в процессе практической предметной деятельности происходит развитие у детей интереса и эмоционального отношения не только к миру вещей, но и к эмоциональному миру окружающих его людей . В процессе развития у детей умения понимать социально-эмоциональное состояние человека очень важна регулярная работа по обогащению их словаря специальными терминам, обозначающими переживания людей. Особое внимание в процессе педагогического взаимодействия с детьми необходимо уделять обозначению различных эмоциональных состояний прилагательными. Практическая деятельность и отношение ребенка к другим людям - понятия, тесно взаимосвязанные друг с другом. Практическое взаимодействие ребенка со взрослыми или сверстниками, рассмотренное в генетическом плане, порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках. В дальнейшем эти отношения сами определяют направленность деятельности, ее мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практической деятельности, реального взаимодействия детей образы-эталоны как внутренние регуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Эта система образов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка в разных ситуациях его жизни и деятельности. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Опыт советских психологических исследований свидетельствуют о том, что при изучении генезиса эмоций необходимо искать источники их происхождения в осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления. О решающей роли деятельности в развитии эмоций у ребенка свидетельствуют исследования А.В. Запорожца, Я.З. Неверович и других авторов. Программа «Мой мир», направленная на приобщение ребенка к социальному миру Программа «Мой мир», направленная на приобщение ребенка к социальному миру Существует ряд программ социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим некоторые из них: . Программа разработана на основании материалов воспитателей и методистов Москвы, который работали в семинаре «Социальной развитие дошкольника». Экспериментальной базой для данной программы послужило ДОУ №1591 г. Москвы. Методика И.Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание». В данной методике выделено пять основных блоков: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Мир предметов», «Я и природа». В этих направлениях заложены основы нравственности и этики. В данной методике присутствует лексический материал, отражающий этические и нравственные понятия и представления. Программа Р.Р. Калининой «В гостях у золушки». В данной программе присутствуют сценарии праздников, различные игры, беседы, практические занятия, уроки рисования и анализ рисунков детей. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым,  театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.),  разнообразным  по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова) Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе  разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения  замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»). Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.
 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Хорошая статья. Я согласна с Вами, необходимо создавать условия для социально=эмоционального развития детей, побуждать детей к выражению своих эмоций.

Неустроева Ольга Викторовна

Очень интересно и поучительно.